Опыт участия во всероссийском тренинге по сетевым проектам
статья по теме

Белая Дарья Сергеевна

Данный материал рассказывает о моём участии во всероссийском тренинге "Летняя сессия", в котором принимали участия педагоги с целью получить опыт и уже затем вместе с детьми пройти проект в учебном году. Благодаря этому тренингу я узнала, что такое сетевы проекты, освоила различные ИКТ сервисы, получила приглашение к разработке собственного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_v_proekte.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в проекте «И туда, и обратно…»

Что такое учебный сетевой проект?

В современной школе одна из основных задач – формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков. Решают ее разными способами, но наиболее эффективным может оказаться применение проектного метода. Именно самостоятельная учебная деятельность помогает учащимся не только получить новые знания,  но и найти способы их получения, а также представить свои результаты.

Учебный проект - самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.

Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного или осваиваемого учащимися. В процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и изучения информации.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке  задач, вытекающих из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

- представлению результатов своей деятельности  и хода работы;

- поиску и отбору  актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

- практическому применению школьных  знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

- презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и др.)

Особой разновидностью проектов является сетевой проект. Учебный сетевой проект – это такая организация проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Как и для любого учебного проекта, сетевой проект предусматривает наличие основополагающего вопроса, ответ на который учащиеся находят посредством самостоятельной исследовательской деятельности и совместной деятельности посредством компьютерной телекоммуникации.

Где, почему и зачем я участвовала?

В июне я приняла участие в учебном сетевом проекте по литературе «И туда, и обратно», который проходил в рамках «Летней сессии», организованной инициативной группой учителей, авторов учебных сетевых проектов, которые координирует эксперт программы «Итнел – обучение для будущего» Елена Александровна Вострикова. У «Летней сессии» говорящее название, т.к. смысл участия учителей в ней заключался в том, чтобы:   получить личный опыт участия в учебном сетевом проекте, который можно будет использовать в следующем учебном году со своими учениками. (Все проекты будут проводиться для детей в этом учебном году). Кроме этого , чтобы предложить авторам свои идеи; познакомиться с технологией удаленной организации учебно-исследовательской деятельности; подготовиться к разработке своего собственного учебного сетевого проекта, а также получить сертификат о повышении квалификации.

Всего проектов было 7 по разным предметам. Я участвовала в проекте по литературе. Кроме меня участвовали учителя из разных городов России.

 Что необходимо было до начала работы?

До начала проекта необходимо было создать почту на g-mail (мы пользовались ей на курсах), получить приглашение на вступление в сообщество, в котором мы могли общаться друг с другом и с нашим руководителем, читать о том, что необходимо сделать на том или ином этапе, получить совет и инструкции. А также нужно было пройти тренинг «Метод проектов» от Интел. После его прохождения мы получили сертификаты.

Суть проекта.

Проект длился почти месяц: с 4 по 28 июня. Для прохождения проекта нас разбили на 4 команды. Каждая команда должна была создать свою страницу, придумать название и девиз, создать эмблему.

На странице мы размещали результаты своей деятельности. Не смотря на то, что мы были разбиты на команды, работали в основном индивидуально, т.к. даже числясь в проекте, не все выходили на связь и выполняли задания вовремя. (В нашей команде набралось только 2 активных участника).

Сайт проекта был создан на основе сайтов Google. Проект оформлен в виде странствия хоббита Бильбо Бэггинса из книги Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно», т.к. темой нашего проекта была дружба и ее отражение в произведениях литературы. Цель проекта – показать учащимся, как раскрывается тема дружбы в программных и внепрограммных литературных произведениях разных жанров русских и зарубежных писателей. Также проект нацелен на развитие у учащихся умений человека 21 века (метод проектов делает на этом акцент): работа в команде, творческий подход к выполнению заданий, использование информационно-технических ресурсов, рефлексия над своей работой. И в проекте действительно реализованы возможности для формирования этих качеств. Созданы все условия для работы в команде и в группах, учащиеся могут выбирать именно те задания, в которых лучше всего раскроются их способности, им будет необходимо постоянно работать с компьютером, в интернете, осваивать разные сервисы для выполнения и оформления своих работ, и на каждом этапе разносторонне оценивать свою работу и работу команды.

Задания.

Весь проект разбит на 5 этапов + подготовительный. Каждый этап состоит из 2-3 заданий: ответы на вопросы викторины, что предполагает работу с текстом и поиском в интернете, обязательное создание определенного продукта на каком-нибудь сервисе и размещение его на странице команды. Не все задания мы могли выполнить, как учащиеся, т.к. находились в разных городах и часовых поясах, некоторые пришлось адаптировать. Например, мы создавали флэшмоб на сервисе Photo Peach, 3D книгу на  Zooburst, писали письмо Голлуму при помощи Calameo, совместно оформляли стенгазету на Wikiwall и ментальную карту по итогам проекта,в которой собрали всю необходимую информацию, которая пригодится нам в работе над проектом с детьми.

Каждый этап снабжен инструкциями по выполнению и критериями оценивания, на которые нужно ориентироваться, чтобы набрать наивысший балл. В любой момент можно было задать вопрос создателю проекта в сообществе и получить быстрый ответ и поддержку от него лично или от коллег.

На каждом этапе и в конце проекта мы разносторонне анализировали свою работу и давали оценку заданиям проекта: заполняли анкеты, дневник путешественников, таблицу ЗИУ и др.

Итоги и достижения.

Перед проектом мы отвечали на вопросы анкеты и одним из вопросов был: «Чего вы ждете от участия в «Летней сессии»?». Я написала: «интересных заданий, положительных эмоций и научиться чему-то новому». По окончанию проекта я могла с уверенностью сказать, что мои ожидания осуществились! Я не только на практике узнала, что такое учебные сетевые проекты, получила массу удовольствия от участия, но  приобрела новые знания и умения для себя лично и в профессиональном плане. Очень интересно и полезно было общаться с создателем проекта Натальей Юрьевной Ященко.

После окончания проекта я получила 3 сертификата: от Intel за прохождение тренинга, от создателя проекта и от ИПК о повышении квалификации, а также была приглашена к сотрудничеству и разработке собственного проекта.

Трудности.

Трудности возникли только в самом начале, и из-за того, что я не вполне внимательно ознакомилась с паспортом проекта, в котором подробно было описано, как получить доступ к проекту. Но после отправки письма куратору Елене Востриковой все встало на свои места. Также одной из трудностей в начале работы было удержать все большое количество информации в голове, все время казалось, что я что-то упущу, забуду выполнить, заполнить. Но после первых трех дней я освоилась на сайте и в сообществе. Обо всех действиях и инструкциях получала напоминание каждое утро, заходя в Google, все стало легко и просто.

Опыт участия в «Летней сессии» стал для меня очень важным событием. За такой небольшой промежуток времени я получила большое количество новых знаний, умений и впечатлений. Я считаю, что это действительно тот вид работы, который необходимо вводить в учебный процесс и который сможет заинтересовать и увлечь учащихся, сделает их субъектами учебной деятельности и обязательно даст большие результаты.

Полезные ссылки:

Интел обучение для будущего (тренинг «Метод проектов»)

http://www.iteach.ru/edu/courses.php?show_elements=1#elements

Проекты, которые проходят в этом учебном году

http://www.koin-nkz.ru/attachments/3000_plan_buklet.pdf

Летняя сессия и ссылки на проекты http://www.koin-nkz.ru/index.php/ru/2011-04-19-10-30-05/2916-2013-05-24-03-41-50 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие моих учеников в творческих конкурсах и сетевых проектах:

Участие моих учеников в творческих конкурсах и сетевых проектах....

Участие в сетевом проекте как один из способов формирования метапредметных качеств личности.

Согласно требованиям ФГОС, обучающихся необходимо научить учиться и развить у  них так необходимые в современной жизни навыки САМОобучения, САМОрегуляции, САМОорганизации. Одним из способов...

Участие в сетевом проекте

«Наше путешествие в Ремеслоград».С 24 ноября 2013 года команда «Город мастеров» в составе пяти учащихся 5 «Б» класса МБОУ СОШ №2 города Городца Нижегородской области (Березина Настя, Калягина Таня, Ул...

Обобщение опыта работы по теме "Повышение качества обучения через участие в дистанционных сетевых проектах"

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной де...

К 70-летию Победы Всероссийский школьный сетевой проект "Карта Памяти"

Групповой проект. Цель пректа: приобщить школьников страны к подвигу наших отцов и дедов. В рамках  проекта каждый школьник, группа детей, школа получают возможность отметить на карте страны мест...

Опыт участия во Всероссийском конкурсе имени Выготского

В этом году я приняла участие в конкурсе имени Выготского.Цель конкурса - поиск, популяризация и поддержка ярких, творческих российских специалистов дошкольного образования, способных разрабатыва...

Материалы 2 всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 2021. "К вопросу о реализации сетевых проектов: из опыта работы"

Сетевой воспитательный проект «Будь здоров!» объединил школы города Иркутска. Проект создан для вовлечения детей и  подростков в активные занятия физической культурой и спортом, ...