Участие в сетевом проекте как один из способов формирования метапредметных качеств личности.
методическая разработка по географии на тему

Ершова Светлана Симоновна

 

Согласно требованиям ФГОС, обучающихся необходимо научить учиться и развить у  них так необходимые в современной жизни навыки САМОобучения, САМОрегуляции, САМОорганизации. Одним из способов формирования данных метапредметных качеств является использование современных информационных технологий таких, как участие в сетевых проектах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие в сетевом проекте как один из способов формирования

метапредметных качеств личности.

Ершова Светлана Симоновна (erschowa.svetlana2011@yandex.ru)

учитель географии МОУ «Голузинская средняя общеобразовательная школа»

Вологодская обл., Великоустюгский район, п. Новатор, ул. Советская, д. 42

Аннотация.

Согласно требованиям ФГОС,  целями изучения географии являются не только  формирование системы общенаучных знаний,  навыков и умений, но и личностные, предметные и метапредметные результаты обучения современного человека. Метапредметность заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельном приобретении новых знаний и практических умений, управлении своей познавательной деятельностью. Требуется овладение универсальными способами деятельности, такими, как:

  1. умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбрать средства реализации и применить их на практике, оценить достигнутые результаты;
  2. умение проведения самостоятельного поиска, анализа, отбора информации, ее преобразования, сохранения, передачи и презентации с помощью технических средств и информационных технологий;
  3. умение взаимодействия с людьми, выполнение различных социальных ролей.

Возникают закономерные вопросы: а как этого достичь, как научить детей учиться, развить навыки САМОобучения, САМОрегуляции, САМОорганизации. Ни для кого не секрет, что вырастает новое поколение людей, которые привыкли быть в Сети, используют ее на новом уровне – как пространство обитания и воспринимают как естественное качество жизни. Интернет предоставляет  информационное поле для поиска источников, далеко выходящих за объем школьного учебника, располагает современными технологиями обработки этой информации и предлагает участие в разных конкурсах, сетевых проектах. Сетевой проект – совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Работа учащихся проводится в Сети, она осмысленна и активна. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы. Участие в подобных сетевых проектах дает возможность учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете. В процессе работы над проектом совершенствуются способности к организации своей деятельности, основы умения учиться, умения создавать что-то новое, интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками. Это просто здорово, что дети из разных уголков России могут общаться по-деловому, осваивая сетевой этикет. Сетевые проекты можно использовать для организации внеурочной деятельности по любому школьному предмету.

Например, сетевое сообщество Открытый класс (http://www.openclass.ru/) постоянно публикует данные о подобных конкурсах, подробно разъясняя направления деятельности, цели, задачи, условия участия и представления результатов.

Федеральный сетевой геопроект «День Земли», организованный ОК привлек наше внимание тем, что предлагал объединить исследовательскую работу и применение социальных сервисов, с акцентом на сервисы информационной визуализации.  Ребят заинтересовала возможность расширить экологические знания о Земле – уникальной, единственной из известных миров планете, давшей жизнь людям и освоение сетевых сервисов Web – 2.0. Команда обучающихся 8 – 10 классов получилась сплоченной, дружной, творчески настроенной.

 Бренд – визитку, с включенными в нее вопросами краеведческой викторины,  выполняли в сервисе Photopeach.com, используя его технические возможности, а говорящие аватарки всех участников и руководителя – в  сервисе Voki.com. 

«Наша Земля – голубая планета, воздухом свежим и солнцем одета. Вы не найдёте чудесней на свете нашей прекрасной и доброй планеты!» - так началось для нас выполнение следующего задания, предлагающего создать карту «Уникальность планеты Земля», используя картографический сервис GoogleMaps (Карты Гугл). Для совместного сетевого редактирования каждый участник создал свой аккаунт gmail. Карту разместили на командной viki – странице с использованием HTML – кода. Наша карта отличалась от других тем, что она была не просто картой об уникальности Земли, она была тематически единой, – это отметили все участники проекта. Необходимо сказать, что атмосфера, в которой происходило сетевое общение ребят, руководителей, организаторов проекта, была удивительно дружелюбной, основанной на взаимопонимании.

А вы знаете, что такое флэшмоб?   Это массовая акция, в которой группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные и спланированные действия, а затем расходится. Нужно было провести флешмоб на экологическую тему «Зеленый мир», сделать фоторепортаж, видеорепортаж с элементами интервьюирования и разместить его на на видеохостинге You Tube. Первая мысль, что ничего не получится, очень скоро была забыта. Экологический рейд и урок из фантастического будущего, в котором из – за экологических проблем люди могут жить только в противогазах, проведены. Заветные слова: «Земля! Солнце! Мир! Жизнь!» - прозвучали. Презентация полученных результатов в сервисе Prezi.com  представлена на командной странице.

Задания «О, сколько нам открытий чудных...» и «Рециклинг» потребовали поиска информации на различных сайтах Интернет и в других источниках, анализа ее, отбора, преобразования, обобщения и правильного оформления.

Благодаря методикам, размещенным на сайтах Международного фонда дикой природы http://www.wwf.ru/footprint/calculator;http://jalajalg.positium.ee/?lang=RU мы рассчитали свой «Экологический след» и увидели его в виде графических файлов каждого из участников команды. При помощи http://www.wwf.ru/  и http://cards.yandex.ru/ создали и отправили открытки экологической направленности на электронные адреса участников геопроекта. В роли менеджеров составили сценарий «Зеленого праздника» и презентовали его с использованием сервиса Prezi.com.

 Итоги проекта: мы узнали много нового, освоили незнакомые сервисы, учились сетевому общению, познакомились с участниками из разных уголков нашей огромной страны, попробовали себя в роли сценаристов, артистов, менеджеров, исследователей, фоторепортеров. Ребята вынесли из проекта то, что им обязательно пригодится в дальнейшей учебе. Ни один из них не пожалел о затраченных усилиях. Дипломы I степени стали подтверждением новых знаний, умений! Продукты геопроекта размещены на социальных сервисах Интернет, открыты к использованию и готовы для проведения  мероприятий природоохранной направленности.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут, - говорил когда – то Аристипп. Чтобы  сделать процесс получения знаний увлекательным и интересным, нужно раскрыть их значение и практическое применение в жизни, в этом окажут помощь современные информационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

Флористика как один из способов самореализации творческой личности

В наши дни флористика получила мощное развитие. На мой взгляд, она является престижным и перспективным занятием, с новыми развивающимися направлениями. Флористика является частью дизайна любого ...

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

Участие в сетевом проекте

«Наше путешествие в Ремеслоград».С 24 ноября 2013 года команда «Город мастеров» в составе пяти учащихся 5 «Б» класса МБОУ СОШ №2 города Городца Нижегородской области (Березина Настя, Калягина Таня, Ул...

Элективные профильные курсы как один из способов формирования поликультурной личности учащихся в средней общеобразовательной школе.

АннотацияДанная статья посвящена проблеме профильного обучения в средней общеобразовательной школе. На примере конкретной авторской программы «Деловое общение на английском, русском и татарском ...