"Формирование рынка образовательных услуг в России"
статья по теме

Левчук Оксана Васильевна

Формирование рынка образовательных услуг в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatat_2.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование рынка образовательных услуг в России

        В России на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи рыночной экономике. Затем, в период перестройки и экономической нестабильности, внимание государства было отвлечено от данной сферы следствие острой необходимости в решении насущных на тот период проблем. Остановимся подробно на каждом этапе формирования образовательных услуг.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы.  Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свое функционирование государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР. В доказательство можно привести такие примеры как

высокая оценка наших специалистов за рубежом, выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований и мощное развитие точных наук.

Из-за распада СССР возник ряд проблем образования. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

 Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Но такие условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Таким образом, можно выделить этапы формирования рынка образовательных услуг. В качестве границ этапов начать с 1985 года - установление рыночных отношений в стране, который длился  до 1996 года - зарождение  частного сектора в образовании. Вторым этапом период 1997 – 2006 годы расширение границ негосударственного сектора в образовании в виду высокой потребности территорий в специалистах экономических и юридических специальностей. Причиной начала третьего этапа (2007 год) в развитии профессионального образования являются возникшие потребности в специалистах естественно-научных и технических специальностей.

Первый этап – становление рынка длился с 1985 по 1996 годы. За этот период сформировался российский рынок образовательных услуг. Развитие рынка осуществлялось за счет платного приема в государственные учреждения профессионального образования. Дефицит бюджета страны и снижение государственных расходов на образование расширило платный сектор услуг. Существенно изменилась структура подготовки по уровням образования и в разрезе специальностей. В связи с развитием рыночных отношений увеличилась потребность в экономистах и юристах, банкротство российских предприятий снизило потребность в специалистах технических специальностей  с  высшим и средним профессиональным образованием. Интеллектуальная собственность страны за данный период сократилась из-за низких государственных инвестиционных вложений в образование, инновационную сферу, фундаментальную и прикладную науку.

 Второй этап - прогрессирование рынка наступил в 1997 году и продлился до 2006 года. В этот период значительно расширился сектор образования в стране за счет частных учебных заведении и филиалов вузов, увеличился платный сектор образования, появились новые формы собственности в образовании - некоммерческие организации, новые формы финансирования: образовательный кредит, образовательные ваучеры, гранты, возросла потребность в специалистах естественных и технических наук. Деятельность государственных органов в управлении образованием и принятие законов и программ по его модернизации стали неким началом для реформирования образования и выхода на международный образовательный рынок. Участие российской высшей школы в Болонском процессе и переход на двухуровневую систему образования, «конвертируемость» диплома на международном рынке, доступ на российское образовательное пространство филиалов учебных заведений других стран - все это является результатом совместной работы организационных структур в секторе образования и государственных органов управления.

Третий этап - стабилизация рынка, начался в 2007 году. Данный период характеризуется появлением новых форм образовательных учреждений (федеральные университеты, исследовательские университеты).

        В последнее время во главу угла ставится учащийся и его потребности в образовании. К учащемуся теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за ученика (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг.

        Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следствием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно   обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы  неизбежно проникают в наше образовательное пространство.

         Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть образование к качественно новому витку развития.

В настоящее время также нужно использовать более современные способы анализа рынка образовательных услуг для внедрения эффективных форм управления образовательным учреждением, то есть заниматься инновационной деятельностью в сфере образования. Инновационная деятельность осуществляется непосредственно учебным заведением и зависит от развития его инновационного потенциала. Инновации связаны с внедрением новых технологий, а также методов и способов обучения в образовательный процесс, что даст результат творческой деятельности, реализации новых идей и знаний с целью их практического использования. Инновационная деятельность в сфере образования также побуждает изучать спрос на образовательную услугу, развивать маркетинговые исследования и использовать современные приемы управления финансами. Маркетинговая инновационная деятельность в образовательной сфере предполагает применение различных направлений анализа рынка образовательных услуг, управление планированием, спросом, установлением цен, организацией продвижения и сбытом инновации. Уровень исследований и зарождений инноваций в образовательной среде зависит от многих факторов, в том числе и от развития зарубежных образовательных рынков. Для получения новых научно-технических результатов требуется разработка и внедрение в области образования современных форм международного сотрудничества, развитие научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры. Интеграция в мировые инновационные процессы осуществляется при наличии развитой научно-технологической базы и высококвалифицированных специалистов.

Государство России не стоит на месте, а разрабатывает и внедряет различные рыночные механизмы, которые регулируют инновационные процессы в сфере образования. К методам регулирования можно отнести создание благоприятного инновационного климата в области образования, вознаграждение образовательных учреждений, ориентированных на инновационную деятельность, формирование положительного имиджа и престижа российского образования и науки, а также бюджетное финансирование научной и образовательной сферы (формирование государственных заказов, субсидирование и предоставление грантов). На развитие образования в России в 2011–2015 годах выделено 137 миллиардов рублей: из федерального бюджета – 53 миллиардов рублей, бюджетов субъектов РФ – 67 миллиардов рублей, внебюджетных источников – 17 миллиардов рублей[1]. Основная часть данных средств будет направлена на обновление материально-технической базы федеральных университетов, оказание поддержки талантливой молодежи и на разработку и обновление программ профессионального обучения, по востребованным на рынке специальностям, а именно на подготовку специалистов в области ядерной технологии, фармацевтики и энергоэффективности.

Разработка, внедрение и использование инноваций в различных сферах деятельности зависит от развития маркетинга инноваций в образовательной сфере. Внедрение инноваций в сферу образования и проведение маркетинговой деятельности с целью развития научно-исследовательского потенциала страны оказывает влияние на международное разделение труда, безопасность государства и инвестиционную привлекательность.


[1]« Газета.Ru». — Главные новости дня. http://www.gazeta.ru/social/2010/11/11/3436635.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рынок образовательных услуг

РынокОбразовательные услугиФункции рынка образовательных услуг Субъекты и объекты рынка образовательных услугСтруктуризация рынкаОсобенности рынка...

Презентация по теме: «Рынок образовательных услуг: его место в системе рыночных отношений, структура и инфраструктура»

В презентации рассказывается о месте рынка образовательных услуг в ситеме современных рыночных отношений....

Сегментация рынка образовательных услуг

Разновидность комплексного исследования рынка образовательных услуг....

Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг

Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг...

План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей

План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...

Программа исследования рынка образовательных услуг

ДДТ  является составной частью системы дополнительного образования Сычевского района Смоленской области, частью социальной среды, в которой ребенок адаптируется к общественным ценностям, накаплив...