ФГОС НОО (Особенности содержания)
статья по теме

Колмакова Ксения Сергеевна

Особенности содержания образовательного процесса в контексте ФГОС НОО

в вопросах и ответах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности содержания образовательного процесса в контексте

ФГОС НОО                                                                                                                          

Перечень личностных характеристик выпускника начальной школы

           

         

  1. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  2. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  3. Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  4. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
  5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
  6. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Цели начального общего образования в контексте ФГОС НОО

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

Планируемые результаты ФГОС НОО

  1. Личностные
  2. Метапредметные
  3. Предметные

Механизмы проектирования образовательного процесса в начальной школе, способствующие достижению планируемых результатов

  1. Планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
  2. Планируемые результаты должны являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
  3. Планируемые результаты должны являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений

Нормативные основания для разработки ООП НОО в ОУ.

         

           

1) Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»

2) Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»

3) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

 4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 №2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

5) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

6) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Разделы основной образовательной программы начального общего образования

  1. Содержательный раздел
  2. Организационный раздел
  3. Целевой раздел

Соотношение названия раздела ООП НОО с его элементами.

                             

       

Организационный раздел:

Учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Содержательный раздел:

Программа формирования универсальных учебных действий, программы отдельных учебных предметов, курсов, программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы 

Целевой раздел:

пояснительная записка, планируемые результаты, система оценки достижения планируемых результатов

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности.

             

1) Модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной  системы дополнительного образования детей);

2) Модель «школы полного дня»;

3) Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

4) Инновационно-образовательная модель.

Направления внеурочной деятельности  в начальной школе.

             

1) Спортивно-оздоровительное;

2) Общекультурное;

 3) Общеинтеллектуальное;

 4) Духовно-нравственное;

 5) Социальное.

Определение- термин

 

               

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект - это последствие результата.

Воспитательный результат внеурочной деятельности - это  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - это влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Виды внеурочной деятельности, осуществляемые в ОУ в рамках ФГОС НОО

         

1) Игровая деятельность;

2) Познавательная деятельность;

3) Проблемно-ценностное общение;

4) Досугово-развлекательная деятельность;

5) Художественное творчество;

6) Социальное творчество;

7) Трудовая (производственная) деятельность;

8) Спортивно-оздоровительная деятельность;

9) Туристско-краеведческая деятельность.

Распределение по уровням результатов внеурочной деятельности.

         

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социалььной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности  в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

     

     

1) Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) Общую характеристику учебного предмета, курса;

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) Содержание учебного предмета, курса;

7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

 8) Описание материально-технического   обеспечения образовательного процесса

Функции универсальных учебных действий включают:

1) Обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

3) Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков  и формирование компетентностей в любой предметной области.

Виды учебных действий при формировании УУД в начальной школе.

       

1) Преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;

2) Моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);

3) Преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;

4) Выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом.

Основные виды УУД.

1) Личностный;

  1. Регулятивный;
  2. Познавательный;

    4) коммуникативный

Виды и формы контрольно-оценочных действий в системе итогового оценивания

  1. итоговая комплексная работа;
  2. проверочная работа;
  3. самостоятельная работа;

Аттестации НЕ подежат следующие результаты:

  1. ценностные ориентации обучающегося;
  2. индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

 Виды и формы контрольно-оценочных действий в системе формирующего оценивания

     

  1. диагностистическая работа;
  2. стартовая работа;
  3. текущая система оценки;
  4. домашнее задание;
  5. проекты;
  6. портфолио ученика;
  7. портфель читателя;
  8. консультация;
  9. мастерская;
  10. и др.

Итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО

             

Предметом оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.

Результаты промежуточной аттестации

выявляют динамику индивидуальных достижений , продвижение в достижении планируемых результатов

Итоговая оценка включает в себя результаты промежуточной аттестации обучающихся и результаты итоговых работ

Результаты итоговых работ

показывают уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

Практическая работа №1  для прохождения курсов  "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"...

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).

Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...

Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»....

Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

тест Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО...

Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

Практическая работа для учителей биологии...