Социальный проект как часть системы духовно-нравственного вопитания
статья на тему

Баринова Светлана Эрнестовна

Привлечение учащихся к созданию и реализации социальных проектов – один из современных способов решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Баринова Светлана Эрнестовна, заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №11 г.Павлово Нижегородской области

Привлечение учащихся к созданию и реализации социальных проектов – один из современных способов решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Подчеркивая значимость воспитательной работы в школе, экс-президент Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: «Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и, конечно, родителей. Мы с вами хорошо понимаем, в чем ценность такого рода работы. Ею надо заниматься, но делать это по-новому, чтобы ученикам было не скучно и чтобы это было в радость» [1]. Деятельность участников социальных проектов может быть самой разнообразной: очищение  и благоустройство территорий, благоустройство и патронаж памятников, организация и проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам, поисковая деятельность, помощь ветеранам войны и труда, организация экскурсий по достопримечательностям родного города и т.д.

 В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении  средней общеобразовательной школе №11 г.Павлово Нижегородской области сложился положительный опыт социального проектирования, который является частью общей системы воспитания детей и молодежи, направленной на формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности.

 Основными социальными партнёрами по реализации социальных проектов духовно-нравственной направленности традиционно являются  Социальный фонд «Павел Перевозчик» (директор фонда А.Е.Куксенко) и местная религиозная организация прихода в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» Павловского благочиния Нижегородской епархии,  с которой школа сотрудничает на основе договора о консультативном курировании духовно ориентированных предметов и мероприятий (куратор – протоиерей о. Валерий (Медведев В.М.).  Коллектив школы при поддержке прихода успешно реализует социальные проекты «Чистый водоем», «Поклонимся великим тем годам». Социальный фонд «Павел Перевозчик» и школа №11 успешно сотрудничают по реализации проектов « Здоровый образ жизни в Павловском районе», «Чистый город»,  «Город детства, «Чуждой беды не бывает», а проект «История страны в семейном альбоме», стал в 2008 году победителем в номинации «Бесценный опыт» Общероссийского конкурса социальных проектов «Наши родители», учредителем которого является представительство партии «Единая Россия» в Нижегородской области.

Особое внимание уделяется работе по осуществлению социального проекта  «Поклонимся великим тем годам». Данный проект осуществляет социально направленную деятельность по организации торжественных мероприятий муниципального значения, посвященных празднованию годовщин Победы в Великой Отечественной войне, историко-исследовательскую деятельность, работу по улучшению качества окружающей среды, волонтерскую деятельность по оказанию помощи ветеранам войны и труда. Основная идея проекта – уважение к героическому прошлому страны, адекватная оценка исторических событий прошлого, добровольный труд на благо людей – это основа духовно-нравственного  воспитания личности. Цель проекта - привлечение молодежи к проблемам людей старшего возраста, воспитание толерантного отношения к социальным явлениям современного политически расслоённого общества, проблемам экологии. Задача проекта - укрепление климата доверия  в эстафете поколений. Это так называемый локальный проект, география реализации которого - городской микрорайон «Тарка». Участники проекта – неравнодушные дети и взрослые, социальная деятельность которых направлена на укрепление солидарности поколений.

Основные проблемы, которые решает социальный проект «Поклонимся великим тем годам» это формирование технологий привлечения молодежи к социально значимым  явлениям  и проблемам общественной жизни, духовно-нравственного воспитания детей, раскрывающих творческий потенциал каждого ребенка. Проект призван устранить невозможность практического применения знаний и умений учащимися из-за фрагментарности знаний по краеведению, истории, экологии.

Основными  причинами, которые обозначили необходимость  создания проекта «Поклонимся великим тем годам» стали и недостаточный уровень гражданского самосознания жителей микрорайона «Тарка» г.Павлово, и  социальный заказ от местной религиозной организации прихода «Утоли моя печали» на помощь в организации светских мероприятий, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне у памятника на территории храма, и необходимость проведения  акций помощи ветеранам войны и труда, и , естественно,  активное желание учащихся МБОУ СОШ №11 г.Павлово участвовать в социально-значимой деятельности.

Социальный проект «Поклонимся великим тем годам» направлен на устранение противоречий между требованием к формированию социальной компетенции и социокультурной образованности учащихся, их способности и готовности осуществлять волонтерскую деятельность   и  отсутствием привлекательных для учащихся технологий формирования их практической социальной компетенции. Задача руководителя проекта заключается в  анализе состояния  уровня готовности учащихся к социально значимой деятельности, в создании психолого-педагогической карты участников проекта и разработке критериев оценки их деятельности. Руководитель проекта должен собрать сведения и организовать  помощь ветеранам войны и труда, организовать и реализовать серию массовых мероприятий, предусмотренных в плане проекта. Значимость и преимущества проекта «Поклонимся великим тем годам» заключаются в том, что проект  позволяет получить социальную адаптацию, реализует принцип равной доступности к социально-значимой деятельности, увеличивает эффективность  непосредственной  трудовой волонтёрской деятельности, формирует у школьника потребность в систематическом и системном повышении интеллектуального потенциала. Недостатки проекта: ограниченность временного бюджета,  финансовая зависимость и ограниченность.

Социальный проект «Поклонимся великим тем годам» предполагает 3 этапа реализации. На подготовительном этапе определяются цели и задачи проекта, осуществляется поиск возможных социальных партнеров, анкетирование предполагаемых участников проекта. На практическом  этапе реализуется рабочий план проекта в соответствии с выявленным состоянием уровня подготовленности участников к волонтерской социально направленной деятельности, разъяснительная работа с жителями микрорайона «Тарка» г.Павлово (беседы о целях и задачах социального проекта «Поклонимся великим тем годам», организация совместных мероприятий по благоустройству территории у памятника Павшему солдату и др.) Аналитический этап – рефлексия участников и отчет о реализации проекта, участие в торжественных мероприятиях муниципального значения, посвященных празднованию Дня Победы у памятника Павшему солдату на территории прихода в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» Павловского благочиния. 

Критерии оценки эффективности проекта достаточно просты, но показательны: соответствие потребностям и жизненному стилю людей, которые будут  использовать продукты проекта, адаптированного для местной социально-культурной среды; поддержание чистоты у памятника Павшему солдату мотивирует широкое участие в проекте разновозрастных групп участников акций по благоустройству окружающей среды; широкий круг аудитории СМИ, в которых предполагается освещение социальной значимости проекта «Поклонимся великим тем годам» (тираж  районной газеты «Павловский металлист» - более 5500 экземпляров, местное телевидение); использование доступных и бесплатных способов  осуществления проекта. Проект не требует капиталовложений. В нём наряду с детьми могут участвовать члены их семей, поэтому проект имеет общественно-политическое значение – снижает напряжение между различными социальными  и возрастными группами людей. Проект повышает самоуважение и уверенность в себе, гордость за свою Родину.

Определены возможные риски: перегрузка учащихся; снижение мотивации; возникновение сопротивления  новым приёмам в духовно-нравственном становлении и развитии личности, на преодоление которого   потребуются непредвиденные дополнительные ресурсы; возникновение внутренних и внешних конфликтов между  учителем и учеником, учителем и  родителями ввиду разрушения   традиционных способов организации общественной  деятельности; внешние проблемы (отказ  социальных партнёров от раннее принятых обязательств и т.п.). Способы устранения возможных негативных последствий: обстоятельное объяснение участникам проекта не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы организации общественной деятельности, имеющей социально направленную  значимость; разъяснительная работа с родителями и учащимися о контроле времени, уделяемом проекту; четкое обозначение сроков выполнения  заданий; досрочный отказ от проекта в случае невозможности преодоления и оперативной ликвидации отрицательных результатов на промежуточном этапе реализации проекта [2].

Ценность проекта ещё и в том, что он эффективно способствует социальной реабилитации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку 45 (8%) учащихся школы №11 г.Павлово являются воспитанниками Павловского санаторного детского дома. Эти дети с большим энтузиазмом участвуют в акциях социального проекта «Поклонимся великим тем годам».

Конечным продуктом проекта, кроме традиционных праздничных митингов и субботников по уборке территорий, станет решение задачи социальной адаптации детей и молодёжи в современном обществе, сохранение семейных традиций, бережное отношение к историческим фактам, окружающей среде, толерантность к  общественно-социальным явлениям в период переоценки морально-этических ценностей, укрепление климата доверия  в эстафете поколений.

Литература:

  1. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи/ Н.Новгород  ГОУ ДПО НИРО 2010; с.3
  2.  Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования. Выпуск №2, Министерство образования Нижегородской области ГОУ ДПО НИРО/Лаборатория гражданского становления личности; Н.Новгород 2010; с.104-132

 

 



Предварительный просмотр:

О Сталинграде и не только

Приоритетом воспитательной деятельности педагогического коллектива МБОУ СОШ №11 г. Павлово является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое формирование и развитие личности каждого ребенка. Одним из направлений целевой программы воспитания «Патриот России» является организация в школе учебно-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой, могут быть представлены на научно-практических конференциях школьников всех уровней. Традиционно свои учебно-исследовательские работы мы представляем и побеждаем на ежегодной районной НПК школьников «Одиссея разума», областных конференциях «Юный исследователь» и областной научной конференции в НГЛУ им. Н.А.Добролюбова. В 2012 году ученический коллектив  9 Б класса участвовали во Всероссийском исследовательском конкурсе-викторине «Памятные даты Отечества» и были награждены дипломом III степени (руководители исследования – зав.библиотекой Игонина Н.Д., учитель истории Чирьева Л.В.). Ученицы Долгова Юлия и Зевакина Ирина заняли 3 место в районном конкурсе творческих работ, посвященных 70—летию Сталинградской битвы в номинации «Герои Сталинградской битвы» (руководитель - Чирьева Л.В.).

Районная НПК школьников «Одиссея разума 2013» посвящена 70-летию Сталинградской битвы. Ученик 11 класса школы №11 г. Павлово Янчерук Алексей стал победителем в секции «Лингвистика», представив работу «Тема «Сталинград» в топонимии Парижа» (научный руководитель – учитель французского языка Баринова С.Э.). Эта победа – результат кропотливой исследовательской деятельности ученического и педагогического единства.

Париж… «как много в этом звуке для сердца русского слилось»! Поэт писал, конечно, про Москву, но как выяснилось и про французскую столицу тоже. Мы  живем на берегу реки, в центре России, в маленьком провинциальном городке Павлово на Оке, в сумасшедшей дали от блеска и суеты столицы мира – Парижа. Но на карте французской столицы можно заметить множество топонимических объектов – названий бульваров, улиц, площадей и т.д., так или иначе связанных с русской культурой и российско-французскими историческими и политическими отношениями, своеобразно тешащими самолюбие россиян: более пятидесяти названий на карте Парижа буквально звучат по-русски! Городская «русская» топонимия Парижа связана с историческими событиями и  известными личностями. Многие места в Париже неразрывно связаны с историей России и именами русских людей. Известно, что уже в 1051 году Анна Ярославна - дочь Ярослава Мудрого - была выдана замуж за короля Франции – Генриха Первого. Она была высокообразованной особой и правила Францией, пока не подрос сын-король. Великий Петр 1 после приезда во Францию в 1717 году принял решение об открытии здесь Российского посольства и с тех пор не прекращается история взаимоотношений двух таких, казалось бы, разных стран. Франция всегда привлекала историей, искусством, архитектурой и мягким климатом, а Россия завораживала просторами и мистичностью. Улица Петра Великого, мост Александра III, фонтан Стравинского, сад Рахманинова, сквер Толстого, площадь Дягилева, улица Василия Кандинского, Севастопольский бульвар, микрорайон Малахов и многое другое в городской топонимии Парижа связано с Россией. Но даже при беглом рассмотрении карты Парижа, бросаются в глаза многочисленные топонимические названия, связанные со Сталинградской темой. Слово «Сталинград» отмечается на карте, как центра, так и окраин французской столицы.

 Почему именно Сталинград стал так привлекателен для французов, неужели причина лишь в том, что слово это так благозвучно для французского языка? Мы  решили ответить на этот вопрос, исследуя «Сталинградскую» тему достопримечательностей Парижа, тем более что в год  70-летия Сталинградской битвы выбранная тема для исследования является наиболее уместной и актуальной. В основу исследования был положен поиск очевидной связи «русских» городских названий Парижа по теме «Сталинград» с историческими событиями Сталинградской битвы 1942-1943 г. в ходе Великой Отечественной войны и фактами российско-французских отношений. Цель исследования: определить количество топонимических достопримечательностей Парижа, связанных со «Сталинградской» темой. Можно сразу предположить, что источником «Сталинградских» топонимов Парижа может быть либо российский город Сталинград (до 1925 года - Царицын,  с 1925 по 1961 год— Сталинград, с 1961 года – Волгоград), либо исторические события, имеющие большое историко-политическое значение и связанные с названным географическим объектом на юго-востоке европейской части России. 

Наиболее серьёзным потрясением в истории города на Волге стала Великая Отечественная война. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв в истории Второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Вся прогрессивная Европа следила за ходом событий под Сталинградом. Масштабы потерь с обеих сторон во время Сталинградской битвы и беспримерное мужество защитников Сталинграда потрясли европейские народы. Итоги битвы  стали значимы и незабываемы для всех стран западной Европы, поскольку именно здесь произошел перелом в ходе  Второй мировой войны.

           Для России и Франции, как союзников, которые понесли большие потери в ходе сражений Второй мировой войны, победа в Сталинградской битве положила начало массовому изгнанию захватчиков из России, за которым последовали освобождение оккупированных территорий Европы в целом и окончательная победа над Третьим рейхом в 1945 году.

          Сразу возникает вопрос: как в топонимике городов мира увековечена память о нашей победе под Сталинградом? По найденным в ходе исследования сведениям это:

ФРАНЦИЯ: Париж - площадь Сталинградской битвы,  метро «Сталинград», бульвар Сталинград и др. (далее мы рассмотрим и другие объекты более подробно); Лион - бульвар Сталинградской битвы, улица Сталинград (обиходное название Брокант, т.е. Мелочной рынок); Нант - бульвар Сталинград; Ницца - бульвар Сталинград; Тулон - набережная Сталинград; Лимож- площадь Сталинград; Альби - площадь Сталинград.

 ИТАЛИЯ: Болонья - улица Сталинград.

 КИПР: Ларнака - улица Сталинград.

 УКРАИНА И КРЫМ: Киев - проспект Героев Сталинграда; Винница- площадь Героев Сталинграда; Днепропетровск - улица Героев Сталинграда; Николаев - проспект Героев Сталинграда. Одесса - улица Героев Сталинграда, Полтава- улица Героев Сталинграда, Харьков - проспект Героев Сталинграда, Хмельницкий- площадь Героев Сталинграда, Черновцы - бульвар Героев Сталинграда, Припять -(покинутый город; Киевская обл.) - улица Героев Сталинграда, Севастополь - проспект Героев Сталинграда, Симферополь - улица Героев Сталинграда, Керчь - шоссе Героев Сталинграда.

А что в России? Всего лишь: Барнаул - бульвар Защитников Сталинграда (с 2000 г.), Волгоград - улица Героев Сталинграда, Йошкар-Ола - улица Героев Сталинградской битвы, Новосибирск - улица Сталинградской битвы, Волжский (Волгоградская обл.) - улица Сталинградская, Королёв (Московская обл.) - улица Сталинградской битвы (с 2008 года).

 Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге память о победе под Сталинградом не увековечена ни в одном названии! И вот что интересно, относительно символизма по Сталинграду - так это то, что в России как-то не привился топоним «Сталинградский». Сталинградская улица, Сталинградский проспект, район, станция метро Сталинград и т.п., как это присутствует, например, в Париже - не является привычным топонимическим объектом российских городов. Более того, мы узнали в ходе исследования, что бывший руководитель СССР  Н.С.Хрущёв во время первой десталинизации (1956-1964 гг.) боролся со Сталинскими улицами и районами, заводами им. Сталина: их было много, и эти названия беспощадно стирались с местности и с карт. «Сталинградских» названий остались почему-то считанные единицы. Меж тем в Западной Европе топоним «сталинградский» - популярен, а в послевоенном СССР - по сути не привился.

Совершим виртуальную прогулку по «сталинградским» местам Парижа. Вторая мировая война оставила на карте французской столицы площадь Сталинградской битвы и площадь Эскадрильи «Нормандия – Неман». «Наследила» в Париже даже «холодная война»: в 1986 году близ Эйфелевой башни появилась маленькая площадь, скорее аллея Отказников – в знак солидарности с советскими гражданами, не получающими разрешение на выезд за границу. Во Франции в мае 1941г. сложилась массовая организация «Национальный фронт» и освободительное антифашистское патриотическое движение народных масс «Сопротивление», действующее в Европе по 1945 год. Возглавлял его генерал Шарль де Голль. В нём активно принимали участие те, кто невольно оказался в те годы вдали от Родины и хотел внести свою лепту в общую Победу. Первые партизанские отряды из бежавших советских военнопленных появились на севере Франции в 1942г. Они назывались «М.Горький», «Чапаев», «Русь». Русские солдаты достойно и героически представляли Россию в чужой далекой стране. Некоторые из них стали Героями Франции, многие безвестно погибли  в бою. Под Триумфальной аркой на площади Шарля де Голля горит вечный огонь славы в честь героев, павших за свободу Франции.

В анналах истории есть малоизвестные, но очень показательные факты замысловатого переплетения судеб людей из разных стран в ходе многовековых российско-французских связей. Очевидно, тема «Сталинград» в топонимии Парижа – это дань уважения и своеобразное возвращение долга российскому народу, чьи сыны сложили голову на французской земле.

 Кроме того, слово Stalingrad действительно очень благозвучно для французского языка.

Откуда начинать прогулку по «сталинградским» местам французской столицы? Конечно, с площади Сталинградской битвы на границе 10 и 19 округов Парижа. Именно Сталинградская битва является по нашему мнению первопричиной появления «сталинградского места» в топонимии главного города Франции. По подземному переходу спускаемся в метро на станцию «Stalingrad» (Сталинград) - синяя линия Парижского метрополитена на границе 10-го и 19-го округов Парижа на пересечении линий 2, 5 и 7. Станция расположена на площади Сталинградской битвы. На метро доезжаем до станции «Ош», по авеню Жан Лолив приходим в парк «Сталинград»,  отдыхаем там немного на скамейке под высокими тополями, затем мимо улицы «8 мая 1945 года» в сторону улицы «Франклин» достигаем заветной «Rue de Stalingrad» (улица Сталинградская). Спускаемся вниз, на юг города, в пригород «Malakoff» (Малахов). Здесь обнаруживаем широкий и длинный Сталинградский бульвар «Boulevard de Stalingrad». На северо-западе Парижа в микрорайоне «La Defense» (Ля Дэфанс) Сталинградская площадь, как звезда, является центром пересечения многочисленных улиц.

Итак, наиболее распространённый «русский» топонимический объект Парижа связан с понятием «Сталинград». В результате исследовательского поиска было найдено 6 топонимических объектов «Сталинградской» темы на карте Парижа: бульвар – 1, улица - 1, площадь – 2, парк – 1, станция метро – 1. Наибольшее количество «русских» названий в «Сталинградской теме» топонимии Парижа связано с историко-политическим значением Сталинградской битвы. Чаще всего в «Сталинградской теме» топонимии Парижа смысл словосочетания «Сталинградская битва» заменен названием города «Сталинград». Французская орфография и фонетическое звучание русского слова «Сталинград» в топонимии Парижа обусловлены  нормами современного французского языка и  практически не отличается от звучания слова на русском языке. Семантических (т.е. смысловых) изменений  исходного слова «Сталинград» в  «Сталинградской теме» топонимии Парижа не найдено.

          Российско-французские отношения исторически складывались непросто и неизбежно влияли на топонимику обеих стран. История России писалась не только на шестой части суши, но и – словно ей было тесно в этих географических рамках – в кварталах Парижа. В основном русские наименования достопримечательностей столицы Франции связаны с историческими событиями - войны, битвы, национальные патриотические движения. Мы гордимся своей Родиной, пытаемся изучать и понимать историю России. Мы благодарны Франции, хранящей память о героях Сталинградской битвы хотя бы в названиях городских достопримечательностей. Нам не понятно «топонимическое» забвение «Сталинградской» темы в России в угоду чьих-то политических амбиций. И нам очень хочется, чтобы на карте нашего родного города однажды появилась улица, в названии которой будет присутствовать слово «Сталинград».

Светлана Баринова,

 зам.директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №11 г.Павлово

Площадь Сталинградской битвы в Париже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

«Использование метода проектов на уроках родной литературы в системе духовно-нравственного воспитания»

В статье рассматриваются проблемы воссоздания процесса воспитания школьников, проанализированы духовно-нравственные ориентиры, заложенные в преподавание осетинского языка и осетинской литературы....

Социальный проект в рамках программы духовно-нравственного воспитания школьников "Крепка семья-крепка Россия"

Краткосрочный проект в рамках программы духовно-нравтвенного воспитания школьников, направленный на пропаганду семейных ценностей и традиций....

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...