материалы для родителей
статья по теме

данная статья поможет побудить ребёнка к осознанию целей и способов в процессе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Побуждение учащихся к осознанию  целей и способов деятельности в процессе обучения.

Обучение сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – нет процесса познания. И, наоборот, усвоения быть не может, если слабо, неумело действует учитель. Поэтому учитель не только даёт информацию по своему предмету, он планирует, организует и контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки труда, мышления, способности, умение применять знания на практике, и самое главное понять, что учиться надо.

В обучении и воспитании необходимо:

1) осуществлять индивидуальный подход (тем, кто учиться на «4» и «5» давать задания, повышенной сложности, подчёркивая, что учиться хорошо необходимо. В наше время нужны люди грамотные, отлично знающие своё дело – а для этого необходимо сейчас приобрести прочные знания; тем, кто послабее – требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приёмов стимулирующих активизацию их мыслительной деятельности).

2) на уроках математики в 5-х классах при изучении дробей детям говорим, что мы знаем только натуральные числа, но нам их мало, ведь придя в магазин, мы не все и не всегда покупаем 1 кг сыра или 2 кг колбасы. Кому-то надо полкилограмма, кому-то 200гр., а значит, мы должны знать и обыкновенные и десятичные дроби. Знать хорошо и уметь применять эти знания на практике.

В современных условиях существенно изменились функции и цели математики. В частности, возросла её роль в сфере интеллектуального  воспитания учащихся. Изучение математики – это глубокое теоретическое освоение системы математических понятий, которое позволяет ребёнку выстроить в своём сознании адекватную и в тоже время достаточно сложную модель окружающего мира. Например, уже в начальной школе сама идея счёта, активного использования абстракций – чисел – вносит существенные изменения в мировоззрение школьника. Постепенное расширение дискретного множества натуральных чисел до множества действительных приводит к идее непрерывности производства и времени, сталкивает с понятием бесконечности. Освоение понятия функции помогает видеть и правильно выделять взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями окружающей действительности. Ученик осваивает метод мысленного эксперимента, моделирования, метод индуктивного вывода, учится думать в категориях вероятностных отношений и т.д.

Математика влияет на формирование системы интеллектуальных убеждений ребёнка. Прежде всего, воспитывается вера в огромные возможности человеческого разума, познаваемость окружающего мира, в свои интеллектуальные силы. Учитель помогает ребёнку осознать особенности собственного интеллектуального стиля и выработать способы повышения эффективности своей деятельности.

Моделирование стратегии научных способностей использует модель линейного программирования, в которой целевая функция представляет собой линейную свёртку частных критериев, которыми руководствуется развивающаяся личность. К числу таких критериев можно отнести: любознательность, удовольствие, честолюбие, самостоятельность, предусмотрительность. Исследования показывают, что в 90% случаев целевая установка включает не более двух компонентов.

Задумываясь о целях преподавания математики, педагог ставит перед собой задачу помочь учащимся осознать цель и способы их деятельности. Всё это происходит в тесном сотрудничестве с ними. Учитель и дети постоянно задают друг другу вопросы, делятся проблемами, решение которых помогает двигаться вперёд.

Так, например, на первых этапах изучения геометрии в 7-ом классе ставилась цель: выделить систему основных аксиом геометрии, научиться доказывать теоремы и решать задачи на доказательство. Однако, уже на первых уроках педагог «подводит» ребят к другой цели: освоение способов логического мышления на материале науки геометрии. Ребята сталкиваются с вопросом: «Зачем необходимо логическое мышление и как его связать с геометрией?». Ответив на этот вопрос, они осознают необходимость изучения данного предмета.

В курсе геометрии требуется способность оперировать образами, чёткое понимание законов дедуктивного рассуждения. При решении текстовых задач нужны развитая математическая интуиция, умение производить глубокий анализ условия. При нахождении производной по формулам, необходимо поработать в стиле «формального исполнителя», обеспечив аккуратность и последовательность выкладок.

В разных классах и возрастных группах по разному необходимо ставить цель или «подводить» ребят к этой цели. Где то удалось выявить противоречия в развитии математики и через их осмысление попытаться проникнуть в саму науку (так называемый исторический подход). Где то сразу определили ряд функций, описывающих определённые  жизненные процессы, и начали работать с ними, разрабатывая методы их преобразования и исследования. А в 10-м классе возникает проблема совмещения каждым человеком конкретного и абстрактного, фундаментального и прикладного, образного и аналитического в математике.

В каждом случае учитель пытается держать рамку изначальной целевой установки и вместе с ребятами искать пути её реализации.

Если рассматривать роль организации учебного процесса в развитии определённых характеристик ребёнка, то необходимо помнить, что ученик является самоорганизующей системой, способной к прогрессивному развитию. Одним из условий для развития ребёнка является организация диалога учителя и ученика.

Педагогическая деятельность требует рационального отбора содержания урока, соответствия применяемых методов и приёмов самостоятельной поисковой и исследовательской работы поставленным целям и задачам. Знания и умения добываются учеником в результате собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет ученику обучаться в зоне его ближайшего развития. Опора делается на мыслительные процессы, которые уже развиты, а активируются те, которые находятся в процессе созревания.

Создание перечисленных условий влияет на: интеллектуальное развитие, возникновение подлинных учебных мотивов, потребность в самостоятельном приобретении и обновлении знаний, становление познавательных интересов и превращение их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.

Ребёнок должен понимать, что «образование - самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны».  Так говорил Николай Гаврилович Чернышевский, а Лев Николаевич Толстой писал, что «Потребность образования лежит в каждом человеке, народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...