Лабораторные работы по электротехнике
учебно-методическое пособие по теме

Кузнецова Алина Валентиновна

Материал представляет собой сборник лабораторных работ по электротехнике и электронике. Может быть использован в учреждениях СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.r.1.doc47 КБ
Microsoft Office document icon l._r.2.doc46 КБ
Microsoft Office document icon l._r.3.doc48 КБ
Microsoft Office document icon l.r.4.doc43 КБ
Microsoft Office document icon l._r._5.doc46 КБ
Microsoft Office document icon l._r.6.doc53 КБ
Microsoft Office document icon l._r.7.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon l._r.7.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon l._r.8.doc47 КБ
Microsoft Office document icon l._r.9.doc49 КБ
Microsoft Office document icon l.r.10.doc56 КБ
Microsoft Office document icon l.r.11.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon l._r.12.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon l.r.13.doc40 КБ
Microsoft Office document icon l.r.14.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon l.r.15.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Лабораторная работа  № 1.

                                                «Электроизмерительные приборы и измерения».

Цель работы: Изучение электроизмерительных приборов, используемых в лабораторных работах.

Получение представлений о характеристиках стрелочных измерительных приборов. Получение навыков работы с цифровыми измерительными приборами.

Оборудование: Лабораторный стенд, четыре резистора, соединительные провода.

                                                                        Ход работы.

1) Изучение паспортных характеристик стрелочных электроизмерительных приборов.

Для этого внимательно рассмотрите лицевые панели стрелочных амперметров и заполните таблицу 1:  

Наименование прибора

Система измерительного механизма

Предел измерения

           

             

Цена деления

         

             

Класс точности

             

             

Максимальная абсолютная погрешность

           

         

             

Род тока

   

   

     

Нормальное положение шкалы

   

   

   

2) Построить график зависимости относительной погрешности измерения от измеряемой величины для миллиамперметра переменного тока:                                                                                                                                                                  

δ,%                                                                                                                                                                      

8

6

4

 

2

 

0            20          40          60          80           100   I,мА

3) Ознакомиться с лицевой панелью мультиметра. Подготовьте мультиметр для измерения постоянного напряжения. Включить источник постоянного напряжения. Измерить значения выходных напряжений на клеммах «+5В», «+12В» и «-12В» относительно общей клеммы. Результаты измерений занесите в таблицу 2:

4) Подготовьте мультиметр для измерения переменного напряжения. Включить источник переменного напряжения. Измерить значения выходных напряжений на клеммах «А», «В», «С», «А-В», «В-С», «С- А». Результаты измерений занесите в таблицу 2:

Клеммы

+5 В

  +12 В

 -12 В

    А

    В

    С

   А-В

    В-С

   С-А

Измерено

 

 

 

 

 

5) Подготовьте мультиметр для измерения сопротивлений резисторов. Измерить значения сопротивлений резисторов. Результаты измерений занесите в таблицу 3:

Резистор

           R1

           R2

           R3

           R4

Номинальное значение сопротивления, Ом

 

 

 

Измерено, Ом

4) Сделайте вывод.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое предел измерения?
  2. Как определяется цена деления прибора?
  3. Что такое абсолютная и относительная погрешности измерения?
  4. Что характеризует класс точности прибора?
  5. В какой части шкалы измерения точнее и почему?

                                                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

                                                                Лабораторная работа № 2

                                                   «Простейшие цепи постоянного тока».

Цель: Получение навыков сборки простых электрических цепей, включения в цепь измерительных приборов. Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении закона Ома в электрической цепи.

Оборудование: лабораторный стенд, резисторы 22, 68, 82 и 100 Ом, соединительные провода.

                                                                         Ход работы.

1) Собрать цепь с последовательным соединением резисторов. В качестве амперметров использовать стрелочные приборы с пределом 100 мА. В качестве вольтметра -  мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения.

+5 В                                                                                                             Измерить ток в цепи, напряжение на

                                                                                                                     входе и напряжения на резисторах.

 

                                                                       

Результаты измерений занести в таблицу 1.

2) Собрать цепь с параллельным соединением резисторов. В качестве А использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока.                                                                                      

+5 В                                                                                 Измерить напряжение и токи на всех участках цепи.                                                                                                                                                      

                                                                                                                                       

                                               

                                       

Результаты измерений занести в таблицу 1:

                    Последовательное соединение

              Параллельное соединение

U, В

U1, В

U2, В

U = U1+ U2, В

I1,мА

I2,мА

U, В

I,мА

I1,мА

I2,мА

I= I1+ I2,мА

         

   

   

   

   

   

     

3) Проверить выполнение баланса мощностей: U* I = I12* R1 + I2 2 * R2

4) Рассчитать относительные погрешности измерения токов  I1 и I2 стрелочными амперметрами. Результаты расчёта занести  в таблицу 2:

              I1

              I2

Предел измерения прибора, мА

             

           

Класс точности прибора, %

             

             

Измеренное значение тока, мА

             

             

Относительная погрешность измерения, %

             

             

5) Сделать вывод о выполнении закона Ома в цепях постоянного тока.

Контрольные вопросы:

1. Как по показаниям амперметра и вольтметра можно определить величину сопротивления участка цепи постоянного тока и потребляемую им мощность?

2. Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов?

3. Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов?

4. В чём заключается баланс мощностей   в цепи постоянного тока?                                                                



Предварительный просмотр:

                                                                   Лабораторная работа № 3.

                                                      «Разветвлённая цепь постоянного тока».

Цель: Получение навыков сборки электрических цепей, измерений токов и напряжений на отдельных участках, научится применять закон Ома в графическом виде.

Оборудование: лабораторный стенд, резисторы 22, 47 и 82 Ом, потенциометр 150 Ом.

                                                                    Ход работы.

1) Собрать цепь со смешанным соединением резисторов. В качестве А1 использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока, в  качестве V использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения.

+5В                                                                                                         2) Плавно изменяя величину входного

                                                                                                           напряжения с помощью потенциометра,  

                                                                                                           измерить значения напряжения и токов на

                                                                                                           всех участках цепи при трёх значениях

                                                                                                           входного напряжения.

Результаты измерений занести  в таблицу 1:

опыта

U, В

U1, В

U23, В

     U= U1+ U23, В

I1, мА

I2, мА

I3, мА

      I1= I2+ I3, мА

1.

             

   

   

   

               

2.

             

   

   

   

               

3.

             

   

   

   

               

3) По результатам измерений построить ВАХ резисторов R1, R2, R3 и всей цепи.  

   I, мА                                                                                                            

80

                                                                                                       

60                                                                                                    

                                                                                                         

40

                                                                                                         

20

    0                 1                2                3                4               U, В  

4) Вычислить сопротивления резисторов R1, R2, R3 и всей цепи. Заполните таблицу 2:

       Резистор

         Вычислено

       R1, Ом

             

       R2, Ом

       R3, Ом

             

     Rэкв, Ом

             

5) Сделать вывод о возможности применения закона Ома в графической форме.

Контрольные вопросы:

  1. Как с помощью амперметра и вольтметра определить сопротивление участка цепи?
  2. Как  определить эквивалентное сопротивление исследуемой цепи?
  3. Как по ВАХ определить сопротивление цепи?
  4. Нарисуйте схемы для измерения методом амперметра и вольтметра больших и малых сопротивлений?


Предварительный просмотр:

                                                           

                                                                 Лабораторная работа № 4.

                                                          «Сложная цепь постоянного тока».

Цель: Экспериментальная проверка результатов аналитического расчёта электрической цепи с двумя источниками питания.

Оборудование: лабораторный стенд, два тумблера, резисторы 10, 47 и 120 Ом.

                                                                          Ход работы.

1) Собрать цепь. В качестве амперметров использовать два стрелочных амперметра и мультиметр в режим измерения постоянного тока, для измерения напряжения использовать мультиметр в режим измерения постоянного напряжения, в качестве источников питания Е1 и Е2 использовать источники постоянного

напряжения +5В и +12В соответственно.

                                       с

                                                                             2) При разомкнутых ключах измерить ЭДС источников    

                                                                                                                                                                                                                                                                               

        10                                                                                          47                  120     питания. Замкнуть ключи и измерить токи I1, I2 и I3.

                                                       

                                                                               Полагая, φа = 0, измерить мультиметром в режиме

                                                                               измерения постоянного напряжения потенциалы

                                                                               точек b,с и d. Результаты занести в таблицу 1.

                                                                               

             b                                              d

 

                                   а

Таблица  1.

      Е1,В    

      Е2,В    

    I1, мА

    I2, мА

    I3, мА

φb, В

φ с, В

φd, В

     

   

       

       

       

     

     

   

3) По результатам измерений вычислить напряжения U1 и  U2  на зажимах источника при замкнутых ключах, внутреннее сопротивления r1и r2  источников, сопротивления ветвей R1, R2 и R3 (с учётом сопротивлений измерительных приборов). U1= φ b - φ а; U2= φ d -  φа; r1=( Е1- U1,)/ I1; r2=( Е2- U2,)/ I2; U3 =  φс- φа; R1=(( Е1- U3)/ I1)- r1; R2=(( Е2- U3)/ I2)- r2; R3=U3/ I3. Результаты занести в таблицу 2.

4) Используя метод узлового напряжения Uса, рассчитать величину узлового напряжения и токи I1, I2 и I3. Результаты занести в таблицу 2:

 U1

 U2

 Uса,В

  r1, Ом

  r2, Ом

R1, Ом

R2, Ом

R3, Ом

 I1, мА

 I2, мА

 I3, мА

 

 

   

     

   

 

 

 

   

   

   

Uса=(Е1/( R1+ r1)+ Е2/( R2+ r2))/(1/( R1+ r1)+1/( R2+ r2)+1/ R3); I1=( Е1- Uса)/ ( R1+ r1); I2=( Е2- Uса)/ ( R2+ r2); I3= Uса/ R3.

5) Сделать вывод.

Контрольные вопросы:

1. Какие методы анализа цепей постоянного тока могут быть  использованы для расчёта исследуемой цепи?

2. Запишите для исследуемой цепи уравнения по законам Кирхгофа.

3. В каких случаях целесообразно применять метод узлового напряжения?

4. В чём состоит основное достоинство метода узлового напряжения?                                      



Предварительный просмотр:

                                                                 Лабораторная работа № 5.

      «Экспериментальное определение параметров цепи переменного тока».

Цель: Приобретение навыков определения параметров элементов в цепях переменного тока, применения закона Ома в цепи переменного тока.

Оборудование: Лабораторный стенд, два дросселя, резисторы 22 и  47 Ом, конденсатор переключаемый, соединительные провода.

                                                                        Ход работы.

1) Установить  на наборном поле два последовательно включённых дросселя. Установить на мультиметре режим измерения сопротивления и измерить активное сопротивление дросселей R. Результаты занести в таблицу 1.

2) Собрать цепь для определения индуктивности. В качестве V использовать мультиметр в режиме измерения переменного напряжения, в качестве А – стрелочный амперметр.

  А                                                                                                                                                                                            

     

                3) Включить источник переменного напряжения, снять

L1                   показания с амперметра I  и вольтметра U. Рассчитать

                                                  полное сопротивление дросселей Z, используя закон Ома,

                                   индуктивное сопротивление и индуктивность дросселей.

                                                           

                                                     

L2                       

4) Результаты занести в таблицу 1:

        R, Ом

        U, В

          I, мА

  Z= U/ I, Ом

       XL, Ом

        L, Гн

         

         

         

XL= ( Z2 – R2) ½; L = XL/( 2*3.14*50)

5) Собрать цепь для определения ёмкости. Снять показания приборов, устанавливая переключатель

А                                                                           конденсатора в положение 4, 6 и 8. Рассчитать емкостное

                                                                          сопротивление, используя закон Ома, и ёмкость.                                      

                                                                 С

                                                                 

                     

6) Результаты занести в таблицу 2:          С = 1/(2*3.14*50* Хс)

      Включено

             С1(4)

             С2(6)

             С3(8)

            U, В

             

             

             

            I, мА

             

             

       Хс= U/ I, Ом

             

             

             

          С,мкФ

               

               

               

7) Сделать вывод.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «активное сопротивление»?

2. Что такое «реактивное индуктивное сопротивление» и как оно определяется?

3. Что такое «реактивное емкостное сопротивление» и как оно определяется?

4. Какая связь между полным, активным и реактивным сопротивлениями цепи переменного тока?

5. Как формулируется закон Ома для цепи переменного тока?

6. Может ли через конденсатор протекать постоянный ток?



Предварительный просмотр:

                                                           Лабораторная работа № 6.

                         «Цепь переменного тока с последовательным соединением элементов».

Цель: Изучение свойств цепей при последовательном соединении активных и реактивных элементов, знакомство с явлением резонанса напряжений, построение векторных диаграмм.

Оборудование: лабораторный стенд, два дросселя, конденсатор переключаемый, резистор 47 Ом, соединительные провода.

                                                                        Ход работы.

 1) Собрать цепь с последовательным соединением элементов. Подключить собранную цепь к источнику переменного напряжения А-0. Для измерения напряжений использовать мультиметр в режиме измерения переменного напряжения. Переключатель конденсатора установить на 4.

                                               R

А                                                                             2) Подсоединить  параллельно конденсатору

                                                                                 дополнительный проводник, исключив тем самым

                                                                                 конденсатор из цепи. Измерить ток и напряжения на

                                                                          L1     отдельных участках. Результаты занести в таблицу 1.

                                                                                3) Убрать дополнительный проводник от конденсатора и

                                                                                подсоединить параллельно индуктивному потребителю

                                                                          L2   (исключив тем самым его из цепи). Измерить ток и

                                                                                 напряжения на отдельных участках. Результаты занести в

                                                                                 таблицу 1.

                                                   С

4) Убрать дополнительный проводник. Измерить ток и напряжения на отдельных участках. Результаты занести в таблицу 1.

5) Рассчитать для собранных цепей активные, реактивные и полные мощности, коэффициенты мощности, разность фаз между током и напряжением. Результаты занести в таблицу 1:

Схема

 U, В

 I, мА

 UR, В

 UК, В

 UC, В

 Р, Вт

Q, ВАр

S, ВА

cos φ

φ ,о

 ХК R,

 

 

 

 

   

 

 

 

   

 ХC, R

 

 

 

   

   

 

 

 

   

ХК, ХC,  R

 

 

 

 

   

 

 

   

S = I * U; Р = I * UR; QКR = I * UК; QCR = I * UC; QКRC = I * (UК -  UC); соs φ = Р/ S

6) Изменяя ёмкость конденсатора, добиться наибольшего значения тока, т.е. обеспечить состояние цепи близкое к резонансу напряжений. Результаты занести в таблицу 2:

Схема

 U, В

 I, мА

 UR, В

 UК, В

 UC, В

 Р, Вт

Q, ВАр

S, ВА

cos φ

φ ,о

ХК, ХC,  R

 

   

 

 

 

 

 

 

   

7) При резонансе напряжений рассчитать величины, указанные в таблице 3:

 РR, Вт

 РК, Вт

  QК,

  ВАр

  QC,

  ВАр

cosφк

φ к , о

  Z,Ом

 R,Ом

RК, Ом

XК,Ом

ZК, Ом

XС,Ом

  0,36

 

 

 

   

   

   

   

   

   

   

РR= I*UR; РК = I2 *RК; QК =I* ( UК -I *РК); QC = I * UC ;cosφк  = РК /(РК2 +QК2 )1/2; Z =U/I ;R =UR /I; ZК =UК /I;

XК =(ZК2 -RК2)1/2 ;XС =UC/I.                                                                                            

8) Построить в масштабе векторные диаграммы для исследованных цепей:

                                                                         

                                                                         

                                                                           

                           

                                                                                                               

                                                                               

 

                                                                           

9)Сделать вывод о применении 2-го закона Кирхгофа в цепях переменного тока.



Предварительный просмотр:

                                                                       Лабораторная работа № 7.

                                    «Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда»».

Цель: Ознакомиться с трёхфазными системами, измерением фазных и линейных токов и напряжений. Проверить основные соотношения между токами и напряжениями симметричного и несимметричного  трехфазного потребителя. Выяснить роль нулевого провода.

Оборудование: лабораторный стенд, резисторы 68, 120 и три по 82 Ом, два тумблера.

                                                                                Ход работы.

1) Установить на мультиметре режим измерения переменного напряжения. Измерить линейные и фазные напряжения трёхфазного источника питания на холостом ходу. Вычислить средние значения линейных Uл и фазных Uф напряжений и отношение Uл/ Uф. Результаты занести в таблицу 1:

                         Измерено на клеммах источника питания

                  Вычислено

                   

       Линейные напряжения

         Фазные напряжения

    UАв, В

    Uвс, В

   UАс, В

    UА,В  

     Uв, В

    Uс, В

    Uл, В

    Uф, В

  Uл/ Uф

     

   

   

     

     

     

   

     

     

2) Собрать симметричную трёхфазную цепь. Измерить токи, фазные и линейные напряжения для указанных случаев. Собрать несимметричную трёхфазную цепь. Измерить токи, фазные и линейные напряжения для указанных случаев. Результаты занести в таблицу 2.

А                                                                                            А

В                                                                                             В

С                                                                                           С                                                                                

                                                                                  n                                                                                              n

N                                                                                           N

                                                                                                                                                                                   

Таблица 2:

   

           Режим нагрузки

           Токи, мА

                         Напряжения, В

   IА 

   IВ 

   IС 

   I0 

        Фазные

     Линейные

UnN

UАn

UВn

UСn

UАВ

UВС

UСА

Нейтральный провод включен, нагрузка симметричная

 

   

   

Нейтральный провод выключен, нагрузка симметричная

   

     

   

 

Нейтральный провод включен, обрыв линейного провода

     

   

 

Нейтральный провод включен, нагрузка несимметричная

 

     

   

   

 

Нейтральный провод выключен, нагрузка несимметричная

 

   

   

 

3) Сделать вывод о роли нейтрального провода в трёхфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда».

Контрольные вопросы:

1. Какое соединение называется звездой?

2. Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями трёхфазного источника при соединении его обмоток звездой?

3. Каково соотношение между фазными и линейными токами при соединении звездой?

4. Для чего применяют нейтральный провод?

5. Какая трёхфазная нагрузка называется симметричной?

6. Почему при несимметричной нагрузке обрыв нейтрального провода является аварийным режимом?



Предварительный просмотр:

                                                                       Лабораторная работа № 7.

                                    «Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда»».

Цель: Ознакомиться с трёхфазными системами, измерением фазных и линейных токов и напряжений. Проверить основные соотношения между токами и напряжениями симметричного и несимметричного  трехфазного потребителя. Выяснить роль нулевого провода.

Оборудование: лабораторный стенд, резисторы 68, 120 и три по 82 Ом, два тумблера.

                                                                                Ход работы.

1) Установить на мультиметре режим измерения переменного напряжения. Измерить линейные и фазные напряжения трёхфазного источника питания на холостом ходу. Вычислить средние значения линейных Uл и фазных Uф напряжений и отношение Uл/ Uф. Результаты занести в таблицу 1:

                         Измерено на клеммах источника питания

                  Вычислено

                   

       Линейные напряжения

         Фазные напряжения

    UАв, В

    Uвс, В

   UАс, В

    UА,В  

     Uв, В

    Uс, В

    Uл, В

    Uф, В

  Uл/ Uф

     

   

   

     

     

     

   

     

     

2) Собрать симметричную трёхфазную цепь. Измерить токи, фазные и линейные напряжения для указанных случаев. Собрать несимметричную трёхфазную цепь. Измерить токи, фазные и линейные напряжения для указанных случаев. Результаты занести в таблицу 2.

А                                                                                            А

В                                                                                             В

С                                                                                           С                                                                                

                                                                                  n                                                                                              n

N                                                                                           N

                                                                                                                                                                                   

Таблица 2:

   

           Режим нагрузки

           Токи, мА

                         Напряжения, В

   IА 

   IВ 

   IС 

   I0 

        Фазные

     Линейные

UnN

UАn

UВn

UСn

UАВ

UВС

UСА

Нейтральный провод включен, нагрузка симметричная

 

   

   

Нейтральный провод выключен, нагрузка симметричная

   

     

   

 

Нейтральный провод включен, обрыв линейного провода

     

   

 

Нейтральный провод включен, нагрузка несимметричная

 

     

   

   

 

Нейтральный провод выключен, нагрузка несимметричная

 

   

   

 

3) Сделать вывод о роли нейтрального провода в трёхфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда».

Контрольные вопросы:

1. Какое соединение называется звездой?

2. Каково соотношение между фазными и линейными напряжениями трёхфазного источника при соединении его обмоток звездой?

3. Каково соотношение между фазными и линейными токами при соединении звездой?

4. Для чего применяют нейтральный провод?

5. Какая трёхфазная нагрузка называется симметричной?

6. Почему при несимметричной нагрузке обрыв нейтрального провода является аварийным режимом?



Предварительный просмотр:

                                                                 Лабораторная работа № 8.

                                «Трёхфазная цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник»».

Цель: Исследовать особенности работы трёхфазной цепи при соединении симметричного и несимметричного потребителей треугольником, усвоить построение векторных диаграмм по результатам эксперимента.

Оборудование: лабораторный стенд, три резистора 120 Ом, два тумблера, соединительные провода.

                                                                              Ход работы.

1) Установить на мультиметре режим измерения переменного напряжения и измерить линейные напряжения источника питания на холостом ходу. Вычислить среднее значение линейного напряжения Uл. Результаты занести в таблицу 1:

                 UАВ, В

                 UВС, В

                 UСА, В

                 Uл, В

                 

                 

                 

                 

                                                               2) Собрать цепь.

А                                   а                         Измерить фазные токи IАВ, I ВС, IСА и линейный ток IА, а также

                                                               напряжение на потребителях. Разомкнуть линейный провод

                           120                              фазы «В» и повторить измерения. Разомкнуть нагрузку в фазе

                                                               потребителя «СА», повторить измерения. Разомкнуть линейный

                                                               провод фазы «В» и нагрузку в фазе потребителя «СА», повторить

В                                     b          120      измерения. Результаты занести в таблицу 2.

                                                               3) Для всех опытов построить в масштабе векторные диаграммы.

                           120                               По векторным диаграммам определить линейные токи IВ и IС.

                                                                Результаты занести в таблицу 2.

                                                                   IА =   IАВ -   IСА;      IВ  =   IВС -   IАВ;        IС =   IСА -   I ВС.

С                                  c

Таблица 2.

                       Режим нагрузки

                   Ток нагрузки, мА

Напряжение на фазах

      потребителя, В

   IА

   IВ

   IС

 IАВ

 I ВС

 IСА

Uab

Ubc

Uca

Симметричная нагрузка

 

 

 

Обрыв линейного провода «В»

 

 

Обрыв фазы потребителя «СА»

 

 

 

   

Обрыв фазы потребителя «СА» и обрыв линейного провода «В»

   

 

 

 

 

   

 

4) Сделать вывод о влиянии обрывов линейного и фазного проводов на режимы работы потребителей.

Контрольные вопросы:

1. Каким образом три однофазных потребителя соединяют в треугольник?

2. В каком соотношении находятся фазные и линейные  напряжения трёхфазного потребителя, соединённые в треугольник?

3. Какое соотношение между фазными и линейными токами симметричного потребителя, соединённого в треугольник?

4. Как отразится отключение одной из фаз на режим работы трёхфазной цепи, соединённой в треугольник?

5. Как повлияет обрыв линейного провода на режим работы потребителей при их соединении по схеме треугольник?



Предварительный просмотр:

                                                                Лабораторная работа № 9.

                                                           «Однофазный трансформатор».

Цель: Ознакомиться с назначением и основными характеристиками однофазного трансформатора, работой трансформатора при различных режимах.

Оборудование: лабораторный стенд, трансформатор, резистор 22 Ом, потенциометр 150, тумблер, соединительные провода.

                                                                     Ход работы.

1) Собрать цепь:

                              А                    А                                                               А

                                                                                                                                    R22  

                                                              V                     V

                                                                                                                                    150

2) Измерить первичное и вторичное напряжение в режиме холостого хода. Рассчитать коэффициент трансформации: k = U1 /U2. Результаты занести в таблицу 1:

U1

U2

k

                       

                       

3) Отключить питание и измерить активное сопротивление первичной цепи с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления: R1. 

4) Исследовать трансформатор в рабочем режиме при активной нагрузке, изменяя с помощью потенциометра величину нагрузки.  Результаты занести в таблицу 2:

      I1,мА

      U1

      I2,мА

      U2

     P1,Вт

cosφ

     P2,Вт

η, %

     

     

     

   

   

   

     

     

     

     

   

   

     

     

     

     

     

   

   

   

     

     

     

     

     

   

   

     

     

     

     

     

   

   

   

     

P1= I12* R1;  cos φ = P1/( I1* U1);  P2= I2* U2* cos φ;  η = (P2 /P1) * 100 %

5) Построить внешнюю характеристику U2 = f(I2):

U2

3,2

                                                                                 

                                                                                           

3,0

2,8

           

                                                                 I1,мА

       40        50        60        70        80

6) Сделать вывод о зависимости КПД трансформатора от мощности.          

Контрольные вопросы:

  1. Для чего предназначен трансформатор?
  2. Каков принцип действия трансформатора ?
  3. Как опытным путём определить коэффициент трансформации?
  4. Почему при увеличении тока нагрузки увеличивается ток, потребляемый трансформатором от сети?


Предварительный просмотр:

                                                            Лабораторная работа № 10.

                                                               «Исследование диодов».

Цель: Изучить характеристики и параметры диодов – выпрямительного, стабилитрона и светодиода.

Оборудование: лабораторный стенд, выпрямительный диод, стабилитрон, светодиод, потенциометр 150 Ом, резистор 150, резистор 1кОм, соединительные провода.

                                                                        Ход работы.

1) Собрать цепь. Для измерения тока использовать миллиамперметр на пределе 100 мА. Для снятия обратной ветви ВАХ переключить диод и изменить подключение вольтметра.

+12В                                                                           +12В  

                                                                                         

               150                                                                              150

 

                                                                 V                                                               V  

2)  Изменяя напряжение с помощью потенциометра, снять показания с амперметра и вольтметра. Результаты занести в таблицу 1:

  I, мА

       0

       

       

     

     

     

     

     

   U, В

       0

     

     

     

     

     

     

3)  Выпрямительный диод заменить на стабилитрон, снять показания с амперметра и вольтметра в прямом и обратном включении. Результаты занести в таблицу 2:

Прямое включение:

  I, мА

       0

       

       

     

     

     

     

     

   U, В

       0

     

     

     

     

     

Обратное включение:

  I, мА

       0

       

     

     

     

     

   U, В

       0

     

     

     

     

     

     

4) Стабилитрон заменить на светодиод, резистор 150 Ом – на резистор 1 кОм, снять показания с амперметра и вольтметра в прямом включении. Результаты занести в таблицу 3:

  I, мА

       0

       2

       4

       5

       6

       8

       9

   U, В

       0

     

     

     

     

     

     

5) Построить ВАХ диодов:                                                                        I, мА

                                                                                 

                                                                                                                            60

                                                                                                                            40

                                                                                   

                                                                                                                            20

        -5                   -4                      -3                    -2                    -1

                                                                                                                                                                                U,В    

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                         1                      2                                    

                                                                                                                          -20

                                                                                                                          -40

                                                       

6) Сделать вывод о различии ВАХ для выпрямительных диодов, стабилитронов и светодиодов.



Предварительный просмотр:

                                                                    Лабораторная работа № 11.

                                                       «Исследование биполярного транзистора».

Цель: Изучение характеристик и параметров биполярного транзистора, включённого по схеме с общим эмиттером.

Оборудование: Лабораторный стенд, транзистор, потенциометр 10 кОм, потенциометр 150 Ом, резистор   10 кОм, резистор 150 Ом, соединительные провода.

                                                                               Ход работы.

1) Собрать цепь для снятия статической характеристики прямой передачи по току IК = f (IБ) биполярного транзистора при RК = 0 и U К = 1В = const. Постоянное напряжение на коллекторе поддерживать с помощью потенциометра 150 Ом. Для измерения тока базы включить миллиамперметр на 1 мА, коллектора – на 100 мА. Ток базы регулировать с помощью потенциометра  10 кОм. Для измерения напряжения на коллекторе использовать мультиметр. Результаты измерений занести в таблицу 1.

                 +12В                                                                                   RК150                                          +12В    

                                                                                            А

                                                                                                     V

                                          10к                                                                                          150

Таблица 1.

  IБ, мА

       0

     0,1

     0,2

     0,3

     0,4

     0,5

     0,6

     0,7

  I К, мА

       

     

     

     

     

     

     

     

2) Снять характеристику прямой передачи по току IК = f (IБ) при сопротивлении нагрузки RК = 150 Ом. С помощью потенциометра 10 кОм установить IБ = 0. С помощью потенциометра 150 Ом установить U К = 9В. В дальнейшем ручку регулировки потенциометра 150 Ом не трогать. Результаты измерений занести в таблицу 2:

  IБ, мА

       0

     0,1

     0,2

     0,3

     0,4

     0,5

     0,6

     0,7

  I К, мА

     

     

     

     

     

     

     

3) Построить характеристики прямой передачи по току:

I К, мА

 

  90                                          

  70

  50

  30

  10

                                                                            IБ, мА

     0               0,2             0,4             0,6      

4) Определить по характеристикам прямой передачи  статический коэффициент передачи тока

 β=     I К/    IБ  и коэффициент усиления каскада Кi =     I К/    IБ при заданной нагрузке вблизи точки насыщения.  

5) Сделать вывод.

                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

                                                                 Лабораторная работа № 12.

                                                                 «Исследование тиристора».

Цель: Изучение характеристик и параметров тиристоров.

Оборудование: Лабораторный стенд, тиристор, потенциометр 2,2 кОм, резисторы 120 Ом и 10 кОм, соединительные провода.                                                                    

                                                                            Ход работы.

1) Собрать цепь. Для измерения тока управления Iу использовать миллиамперметр на пределе 1 мА, а для измерения анодного тока Iа - миллиамперметр на пределе 100 мА. Для измерения напряжений включить мультиметры в режиме измерения постоянного напряжения.

                                                                                                                                А                           +12В

                                                                                                         120

                           +12В

                               

                                          2,2к             А                10 к

                                                                                         V                                    V

2) С помощью потенциометра увеличивать ток управления, зафиксировать отпирающий ток управления Iуо и отпирающее напряжение управления Uуо. О включении тиристора судить по резкому уменьшению напряжения на  аноде Uа и увеличению анодного тока Iа.

Iуо =       ; Uуо =       ; Iа =       ; Uа =

3) Уменьшая до 0 ток управления, исследовать возможность выключения тиристора. Выключить тиристор, разорвав цепь анода.

4) Снять входную характеристику тиристора Uу = f(Iу) при разорванной анодной цепи. Результаты занести в таблицу 1:

Iу, мА

    0

  0,04

  0,08

  0,12

  0,16

  0,20

  0,24

  0,28

  0,32

  0,36

  0,40

Uу, В

   

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Построить входную характеристику.

  Uу, В

       0,60

       0,50

       0,40

       0,30        

       0,20  

       0,10

                                                                                             

             0               0,10           0,20           0,30           0, 40     Iу, мА

6) Сделать вывод об условиях включения и выключения тиристоров.                                                          



Предварительный просмотр:

                                                                         Лабораторная работа № 13.

                                                   «Исследование однополупериодного выпрямителя».

Цель: Ознакомиться с применением выпрямительного диода в неуправляемом выпрямителе.

Оборудование: лабораторный стенд, осциллограф, выпрямительный диод, резисторы 10 и 120 Ом, соединительные провода.

                                                                              Ход работы.

1) Собрать цепь. В качестве вольтметров использовать мультиметры: на входе выпрямителя в режиме измерения переменного напряжения, на выходе - в режиме измерения постоянного напряжения.

                                   А                                                   Y

                                                                                                                10

                                                 

                                               V                                       V              

                                                                                                               120

                                                 

                                         

                                               Y

2) Измерить и определить связь между переменным напряжением питания и постоянным напряжением на нагрузке. Результаты занести в таблицу 1:

                       Uвх, В

                     Uвых, В

                    Uвых/ Uвх

                         

                       

3) Подключить вход Y осциллографа к входу выпрямителя. Снять осциллограмму входного напряжения.

4)  Подключить вход Y осциллографа к катоду диода. Снять осциллограмму напряжения на выходе диода.

5) Построить осциллограммы входного и выходного напряжений выпрямителя:

               

6) Сделать вывод о достоинствах и недостатках данного выпрямителя.

Контрольные вопросы:

  1. Как работает неуправляемый выпрямитель?
  2. Какие достоинства имеет данная схема выпрямления?
  3. Какие недостатки имеет данная схема выпрямления?
  4. Как и для чего строят временные диаграммы напряжений в схеме выпрямителя?


Предварительный просмотр:

                                                                     Лабораторная работа № 14.

                                                      «Исследование стабилизатора напряжения».

Цель: Исследование параметров и характеристик параметрического стабилизатора постоянного напряжения.

Оборудование: лабораторный стенд, стабилитрон, потенциометр 150 Ом, резистор 150 Ом, соединительные провода.

                                                                             Ход работы.

1) Собрать цепь. Для измерения анодного тока использовать миллиамперметр на пределе 100 мА. Для измерения напряжения на входе и на выходе стабилизатора использовать мультиметры.

                                +12В                                    

 

                                                                               

                                                                                          150  RБ

                                                   150

                                                                                                             

2) Изменяя потенциометром напряжение питания на входе стабилизатора Ud, замерять соответствующее ему выходное напряжение  Uст. Одновременно замерять ток, потребляемый стабилизатором. Результаты занести в таблицу 1:

Id, мА

   

   

   

   

 

 

 

 

 

 

Ud, В

 

 

 

 

 

 

 

Uст, В

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Построить зависимость выходного напряжения от напряжения питания Uст = f (Ud):

     Uст, В

       5,0

       4,0

             4,0                   5,0                   6,0                  7,0                    8,0                   9,0                  10,0                Ud, В

4) Определить напряжение стабилизации стабилизатора: Uст =

5) Определить коэффициент стабилизации стабилизатора:  Кст =   Ud/    Uст   на участке стабилизации.

   

6) Сделать вывод о зависимости качества стабилизации напряжения от входного напряжения.

Контрольные вопросы:

  1. Где рабочий участок на ВАХ стабилитрона?
  2. Как работает параметрический стабилизатор напряжения?
  3. Для чего служит балластный резистор RБ?


Предварительный просмотр:

                                                                Лабораторная работа № 15.

                                            «Исследование цифровой интегральной микросхемы».

Цель: Изучение характеристик и функций простейших логических элементов.

Оборудование: лабораторный стенд, микросхема «И-НЕ», потенциометр 10 кОм,  2 резистора 10 кОм, 2 тумблера, соединительные провода.

                                                                            Ход работы.

1) Собрать цепь. В качестве вольтметра использовать мультиметр.

                                               +5В

                                                         10к   10к

                                                                                      &

                                                                                                                          V  

                             

2) На входы элемента подаётся +5В (единица). При включении тумблеров на входы подаются нули. Выходной  сигнал контролируется вольтметром. Задавая различные комбинации входных сигналов, результаты занести в таблицу 1:

                       Uвх1

                       Uвх2

                        Uвых

                          0

                          0

 

                          1

                          0

                           

                          0

                          1

                           

                          1

                          1

                           

3)  Собрать цепь. Изменяя напряжение на входе, снять  напряжение на выходе. Результаты занести в таблицу 2.                                +5В                          

                                                                        10к  

                                                                                 

                                                            10к                      &  

                                                                       V                                                   V

Таблица 2.

Uвх,В

   0

 

 

 

 

 

 

 

 5,00

Uвых,В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Построить передаточную характеристику Uвых = f(Uвх):

Uвых,В

       

       4,00

       

       3,00

       

       2,00

       

       1,00

       

                                                               

             

              0        1,00      2,00     3,00     4,00    5,00  Uвх,В

5) Сделать вывод о возможных операциях логического элемента «И-НЕ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника

Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...

Методическая разработка "Инструкция по проведению лабораторно-практической работы по электротехнике с использованием электронного конструктора «Знаток"

Данная методическая разработка рекомендуется для работы по учебно-методическому комплекту «Алгоритм успеха», в который входит программа «Технология.Программа,5-8 классы», соотв...

Группа МСТ1 Электротехника. 17.02.21. Тема: Лабораторная работа 2 «Смешанное соединение резисторов».

Тема: Лабораторная работа 2  «Смешанное соединение резисторов».Задание1. Выполнить лабораторную работу 2  «Смешанное соединение резисторов». См. файл....

Тестовая контрольная работа по электротехнике

Срезовая контрольная работа предназначена для оценки качества, полученных при освоении программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих с получение полного среднего образования по О...