Доклад педагога по работе над индивидуальной методической темой
учебно-методический материал по теме

Мудренко Галина Александровна

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью  обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_mudrenko_doklad.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Навашинский судомеханический техникум»

Чтобы быть хорошим

преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь, и тех,

 кому преподаёшь.

В.О. Ключевский

 

Из опыта работы Мудренко Г.А.

г.Навашино

2013 год


Введение

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Середина 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.

Обоснование методической проблемы

Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении студентов , в том числе, при обучении математике?». Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это – «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и в воспитательной работе с группой».

Задачей образовательного учреждения является не только сообщение определенной суммы знаний студентам, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от студентов постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут студентов к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности студентов, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес студентов  к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у студентов  более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью  обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

Цели и задачи использования ИКТ (слайд 2-3) 

Цели использования компьютера на уроках математики следующие:         

- развитие межпредметных связей математики и информатики;

- формирование компьютерной грамотности;

- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;

- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Мои задачи как учителя математики следующие:

- обеспечить фундаментальную математическую подготовку студентов;

- формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности студентов;

- подготовить студентов использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания студентов в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры студентов.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения студентов с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для студентов, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для студентов свободно осуществлять поиск необходимого студентами учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у студентов потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у студентов  положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить студентов при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у студентов творческую активность.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека:(слайд 4) в памяти человека остается 20%  услышанного материала, 30%  увиденного, 50%  увиденного и услышанного, 70%  материала, если студент  активно участвует в процессе.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: (слайд 5-6)

  • Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование готовых обучающих программ;
  • Компьютерное тестирование.

Использование ИКТ на этапах процесса обучения

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют студентам усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для студента он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога студента  с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы студента  и учителя с использованием компьютерных технологий, студент, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.

Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь ребят  по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

Виды реализации ИКТ

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

  • как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
  • как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
  • как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа обучающихся  в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием ИТ;
  • творческая проектная работа учащихся;
  • дистанционное обучение, конкурсы;
  • библиотека, ресурсы Интернет;
  • элективные курсы;
  • социально – психологический мониторинг становления личности студента;
  • творческое взаимодействие с педагогами.

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков.(слайд 7-10) Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение студентами, т.к. задействованы все каналы восприятия студентов - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет (слайд-11), рекомендую студентам сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где студенты могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики студенты используют ресурсы сети Интернет.

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний студентов.

Тестирование с использованием компьютера (слайд-12-13).

Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает студентам выполнить задание. Студент работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради студент способен выполнить в течение 15—20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе студента  появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий студента сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у студентов нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Положительные, отрицательные аргументы, преимущества для студентов в применении ИКТ на уроках математики представлены на слайдах 14-16.

Обобщение и представление опыта

Опыт моей работы обобщен и представлен в банке методических идей нашего техникума , а также я представила в журнал «Практика школьного воспитания» ( выпускается ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»)  материал из опыта работы по актуальным проблемам воспитания,  рубрика: «Калейдоскоп творческих идей» - сценарий классного часа «Безвредного табака не бывает!». Тема журнала №2: «Растим здоровое поколение».

Это и открытые уроки, внеурочные мероприятия. У меня есть электронное портфолио учителя математики, классного руководителя, содержащее все собственные разработки к урокам, раздаточный материал, презентации по темам к предмету математика, а также внеклассным мероприятиям, педсоветам и методсоветам.  

Портфолио является моей методической копилкой, в дальнейшем я планирую его пополнение. Представила опыт своей работы во Втором всероссийском конкурсе «Конкурс педагогических достижений 2013», где награждена дипломом 3 степени в номинации «Лучшая разработка внеучебного мероприятия» (внеклассное мероприятие, посвящнное памяти Ю.Гагарина «Он был первым» с презентацией), в ноябре-декабре 2013г. принмала участие во Всероссийском дистанционном конкурсе net с международным участием в номинациях : «Лучший классный час», «Патриотическое воспитание» (награждена дипломом 3 степени в номинации), «Лучшая методическая разработка» с презентациями. Мною были представлены как свои работы, так и работы студентов в номинациях «Лучшая презентация к уроку», «Лучший реферат» с презентацией.    Студенты, учавствующие  во Втором всероссийском конкурсе «Конкурс педагогических достижений 2013» в номинации «Лучшая презентация обучающегося» получили дипломы II, III степени и диплом лауреата.

Создала свой персональный сайт преподавателя математики в социальных сетях работников образования nsportal.ru (имеется сетификат, web-адрес сайта: http//nsportal.ru/mudrenko-galina-aleksandrovna), где разместила свое элетронное портфолио (имеется сертификат), опубликовала в электронном СМИ свои методические разработки и работы студентов гр.ИС-113, С-410, С-212.

        В декабре 2011 г. прошла курсы в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по программе «Использование технологий дистанционного обучения в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса в учреждениях СПО, НПО». Выполнила аттестационную  работу на тему: «Активизация учебной деятельности обучаемых на занятиях по дисциплине «Математика» с применением ИКТ».

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2008. 256 с.
  2. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой)

В контексте методической темы ОУ педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности. Тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса педагога. Вся раб...

презентация к системе работы над индивидуальной методической темой

В материале изложены методические рекомендации и коментарии к системе работы над индивидуальной методической темой...

Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Презентация к докладу педагога по работе над индивидуальной методической темой

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:выступление с опорой на мультимедиа презентацию;работа с ресурсами Интернет;использование готовых обучающих программ;компьютерное тестирование....

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

Индивидуальна методическая тема "Step by step"

Различные методы и техологические приёмы при изучении иностранногоязыка в современном мире....