Пьеса с использованием стихов о Туве "Тува моя любовь."
материал (8 класс) на тему

Лемешонок Татьяна Георгиевна

Сценарий пьесы о школьниках с использованием стихов о Туве русских и тувинских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuva_moya_lyubov.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

"Тува моя любовь."

Сценарий пьесы с использованием стихов о Туве русских и тувинских поэтов.

Учащиеся 8 класса:

Катя – живет у тети

Маша, ее подруга

Света, заводила класса

Оля, ее подруга

Эля, продвинутая девочка

Аля, ее подруга

Леша,

Настя,

Жанна

Дина

Костик.

 

Симф. Музыка-фон, выход  актеров                

Хоровое чтение. 

 

Между хребтов Саян и Танну-Ола,

Где набирает силу Улуг Хем,

с высот как бы небесного престола

Глядит моя Тува и светит всем 

Школьный звонок. Девочки собираются на урок физкультуры. Начинают разминку.

Маша:  Начнем! И раз, два, три, четыре! Веселей!

Света. Была бы музыка, было б и веселей, да, Оль?

Катя. Маш, а ты спой песню, которую бабушка моя, когда еще мы маленькими были, пела, помнишь, ну? Про красных девок!

Маша. Конечно, помню! Словечко в словечко!

Света. О, давай, ты же классно поешь!   

 Маша поет.

Станут красны девки веночек плести,

Да из ромашек-цветков, синих васильков,

Как на нашей на родной земле.

 

Станут красны девки бусы делати,

Да из марьиных трав бусы аленькие,

Как на нашей на родной земле.

Входят Эля и Аля.

Эля. Девчонки, что это вы тут колбаситесь?

Аля. Физкультуры не будет. А где пацаны?

Оля. (презрительно) сбежали, наверное, а мы за здоровый образ жизни, правда, Света?

Света. Я бы и мальчикам нашим посоветовала работать над своим физическим совершенствованием.

Оля. Эх, перевелись добры молодцы!

Маша продолжает петь.

Станут добры молодцы земельку пахать,

Горох сеяти, молодой зеленой,

Как на нашей на родной земле.

 

Станут наши матушки да шаньги пекчи,

Красным девицам, с медом сахаром,

Как на нашей на родной земле.

 

Эля. Машка, хватит выть! Уши уже завяли от твоего фольклора доморощенного.

Света. А ты бы, Элеонора, только попсу свою слушала.

Эля. Не только попсу,  еще рэп, хип-хоп, транс…

Вместе. Слушаем и балдеем! (смеются)

Маша. Знаете, девочки, как эту песню бабушка Катина пела!

Катя. Да, когда еще жива была… мы же рядом тогда жили, по-соседству.

Маша.  А помнишь, мы плясали, плясали и в лужу свалились!

Катя.  А бабушка меня потом отмывала и приговаривала: Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Аля. Бабушка? Какая бабушка? У тебя же никого нет.

Эля.  (Издеваясь) Ты же  сиротинушка!

Маша.  Девочки, ну как вам не стыдно, Катя у тети живет!

Аля.  Двоюродной.

Маша.   Ну и что?

Катя. Она мне как мама.

Эля.  Какая мама?

Света.  (Пытаясь прекратить) Хватит уже!

Объявление по школьному радио.     

ВНИМАНИЕ! ГОВОРИТ ШКОЛЬНЫЙ РАДИОУЗЕЛ! ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРС СТИХОВ  среди старшеклассников «ТУВА МОЯ ЛЮБОВЬ»! ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!

 

Света. Ну, что, девочки, будете в конкурсе участвовать?

Эля. (вызывающе) Лучше бы это был …

Вместе с Алей. …конкурс модельеров! (смеются)

Света. Эля, хватит выделываться!

Эля. Не Эля, а Элеонора! А стихи я получше вашего читаю!

Оля. Девочки, не ссорьтесь!

Света. Чтобы хорошо стихи читать, нужно еще что-нибудь за душой иметь!

Оля. (Пытается перевести разговор на другую тему) Ой, а я стихов про Туву совсем-совсем не знаю. Катя, Света, пойдемте, поищем, в библиотеку. Аля, Эля, ну не ссорьтесь (После паузы) Ну, пойдем?

Катя. Так у меня есть очень хороший сборник, и стихи там красивые, о нашей природе, о Туве, пошли, девочки!

Света. Только я больше патриотические люблю. Такие, чтобы гордость и слеза в глазах…

Аля. (Нерешительно) Пойдем?

Эля. Вот еще, пошли в библиотеку!

Затемнение.

Девочка с книгой читает. По одному на сцену выходят чтецы.

Синее синего сатина     

 Лазурь, что разлилась вокруг.

Так вот, где Азии средина,

Она в Туве, в Кызыле, друг!

 

Она в Кызыле меж домами,

Где рядом чахлые кусты.

Она вот здесь!

Она в кармане

У этой синей высоты!

 

Центр Азии!

Сильнее грома,

Сильней набата бьют слова,

А он приткнулся возле дома…

 

И все ж гордится им Тува!

Всей Азии гордиться впору.

И в этот центр издалека

Глядятся огненные горы—

Не свысока,

Не свысока!

 

Перестановка,

Огненными их зовет Тува.

И она права,     ОНА ПРАВА!

Там леса горят и не сгорают,

Ярко желтым пламенем пылая…

 

Ярко-красным,

ярко-золотым,

самым старым,

самым молодым,

САМЫМ, САМЫМ!

 

Где-то в поднебесье

Над таким костром летает песня!

 

Фонограмма песни и пластическая композиция.   

Саяны с севера,

Саяны с юга.

Высокой снежной шапкой облака.

Вершины машут шапками друг другу,

А на долины смотрят свысока.

 

Саяны!

Дышит ваша грудь широко,

Над ней тумана голубая ткань.

Хочу, как вы,

Быть твердой и высокой.

Как ваша твердь,

Душа моя крепка.

 

перестановка

 

Опора земли—САЯНЫ.

Небо держат САЯНЫ!

Основа жизни—САЯНЫ!

Воду даруют САЯНЫ!

Как бы ветра не ярились,

Как бы грозы не злились

Непобедимо стоят САЯНЫ.

  

Картина 2

Выходит Леша с мобильником, он увлеченно играет, не замечая ничего вокруг. Настя, увидев его, прихорашивается, подходит к нему.

 

Настя.  Леш, привет.  Леш, опять ты со своим мобильником, не надоело тебе?

Леша пытается уйти.

Настя.  Стой! (Леша останавливается, но продолжает играть, Настя подходит к нему, тащит его за собой) Слушай, пойдем в буфет, там, говорят, пирожки вкусные сегодня…

Леша.  Отстань. (Садится на стул и продолжает игру)

Настя.  А у нас сегодня генеральная, помнишь? Домой вместе пойдем?

Настя. Что ты все стреляешь и стреляешь ….    ну не война же…(садится рядом на стул), а девчонки стихи на конкурс подобрали…..красивые….про Енисей, про озеро Азас….а ты был на этом озере?

Леша.  Ну, озеро и озеро, чего про него читать-то.

Настя.  А что?

Леша.  Я думаю, что про войну нужны стихи, о героизме, поняла? это же круче! Ну, вот…

Тувинцы-пулеметчики

Не бросили поста.

Погибло их одиннадцать,

а немцев больше ста.

 

Настя.   А я не люблю про войну стихи читать,  ком подкатывает к горлу, и …знаешь, сдержать слезы просто нет сил.

Леша.   (Посмотрев внимательно на Настю). Вот и прадед мой также говорил. Не любил он о войне вспоминать….рассказывал редко….Но когда я спрашивал его, дед, а за что у тебя медаль за отвагу? Он с гордостью отвечал: «Я подорвал танк!»

Настя.  (Подходит к Леше и кладет свою руку ему на плечо). Я помню теплые- теплые глаза твоего прадедушки. Классный он  у тебя был! Мы будем его помнить, правда?

Леша. Да,…    мы играем в войну, а деды то наши на реальной войне были, и забывать нам об этом никак нельзя

Затемнение. Музыка.   

ЭТО БЫЛО ОКОЛО ПОГОСТЬЯ,

У ПРОСТОГО РУССКОГО СЕЛА…

 

Мины выли зло, точнее люто,

Как всегда, зловещ был их полет,

Харкал  восемнадцать мин в минуту

Шумовский тяжелый миномет.

 

Всюду немцев жгли предсмертным страхом

Мины в пуд, но бог здоровья дал,

Их Василий Шумов прямо с маху,

Как картошку, прямо в ствол кидал!

 

Немцы лезли. МАТЬ РОССИЯ, СЛУШАЙ

СЕРДЦЕМ СЕЛ СВОИХ И ГОРОДОВ!

ОН НА НЕМЦЕВ В ТОМ БОЮ ОБРУШИЛ

ПОЛНОСТЬЮ ДВЕ ТЫСЯЧИ ПУДОВ

 

ЧУГУНА И СТАЛИ. Под Погостьем,

Там, где вьётся речка, словно плеть,

Всюду тлеют вражеские кости,

Как и полагается им тлеть!

 

Слава и почёт тебе, Василий,

За ухватку, силищу и стать.

От поляны « Сердце », от России,

От цветов, что будут расцветать,

 

От забавной речки, от дубравы,

Милых испокон – вековых лон

Всем вам, пятерым ребятам бравым,

От России – матери поклон.

Перестройка танец «Журавли»   

Боевая шпага капитана                      

Спит в музее тихом, под стеклом.

Я смотрел на лезвие резное

И, волнуясь, думал о былом.

 

В этой шпаге – бури лет военных,

С ней в руках герой Кечил-оол,       

Капитан тувинских длбровольцев,

На фашистов оголтелых шел.

 

Шел отряд тувинский, помогая

Вновь свободу людям обрести,

И фашисты отступали, землю

Устилая черными костьми.

 

Никогда оружия вид грозный

До сих пор не радовал меня,

а сейчас склонился, как над другом,

Над клинком, что вышел из огня,

 

Из шальных атак войны последней.

На витрине он лежал сейчас

И о славных воинах-тувинцах

Вел без слов взволнованный рассказ.

 

Муз  фраза «Тыва моя гордость»        

Картина 3.

Генеральная уборка в классе, перевернутые стулья, девочки моют пол

Воды принесла?

Дина.  Почему мы должны тут вкалывать?

Света. Потому что грязно,

Жанна.  Это же элементарно, хочешь сидеть за чистой партой – вкалывай

Дина. Что, ты думаешь, моя мечта стать высококлассной техничкой?

Жанна.  А кем ты хочешь стать?

Дина. Поеду учиться в Москву …

Катя. Так далеко?

Дина. Да мы в такой дыре живем….

Маша. В дыре?

Дина. Медвежий угол.

(девочки смеются)

Леша. Скажешь  тоже.

Дина. Это тетка  моя так говорит из Москвы.

Аля. Ну, а что мы тут, собственно видим? Ни бара нормального, ни боулинга там,  например…

Жанна.  А ты тетку свою к нам приглашай, пусть хоть раз воздухом чистым надышится

Леша.  Да к нам каждое лето туристы приезжают, что им там, у себя,  боулинга не хватает? Да сколько угодно и баров и боулингов

Костик.  На природу едут, понятное дело, нетронутый ландшафт, мечта городского жителя, Енисей-богатырь, так ведь, Элеонора? Расскажи нам эти стихи

А, да, просим! А что, слабо?

Эля.  Мне? Слабо?

Мальчики помогают Эле встать на стул.

 

В таежной дали непролазной,

Где сказкой кажется заря,

В кругу богов мы правим праздник

Рождения богатыря.  Салют! И троекратный выстрел

Встречает громом водопад,

Гудит, грохочет в горной выси

Лавинным грохотом раскат.

 

Вот так, торжественно и просто, бросая брызги в облака,

Здесь набирается упорства

В борьбе рожденная река.

В каком порыве постоянном, с какою собранностью всей

Штурмует гордые Саяны

Неукратимый Енисей

 

 Еще не раз преграды встанут,

Как зависть, камни затая,

Но ты  пробьешься к океану,

река моя – судьба моя!

(хлопки)

Костик.  Ну, Эля, ты как всегда на высоте!

Эля.  Да, уж, (обращается к  Костику) помоги?(спрыгивает с помощью Костика со стула)

 

Маша.  Девочки, послушайте, а такое подойдет стихотворение на конкурс?

Катюш, давай, смелее!

Катя.  Ну, если все хотят…

 

Над озером алый     

Пылает закат.

Дворцы золотые

На небе блестят.

И золото льется

На волны ложась.

Расплавленным солнцем наполнен Азас.

Багряное небо,

Как полог цветной,

Сливается краем

С озерной волной.

 

Все стало, как в сказке,

Оделось в шелка,

И озеро рдеет, как чаша цветка.

 

Смеется, ликует и дышит оно,

Как будто бы волнам

Дыханье дано.

Сверкай же, покуда

Закат не погас,

 ты, озеро света, чудесный Азас!

Аля хлопает, Эля прерывает

 

Дина. Катя, ты так читаешь,

Оля.  Лучше всех, правда, девочки?

Настя. У меня даже голова закружилась от такой красоты.

Жанна. Это так искренне…

Эля. Браво, браво, а ты на Азасе то хоть была?

Катя. Вообще-то, нет

Эля. Ну вот, о какой же искренности можно говорить?

Оля.  Девочки, не ссорьтесь

Жанна. А помните, как здорово было, когда в поход ходили по Енисею!

Настя.  Красота неописуемая!

Света.  Маш, ты еще нам песню пела, Она у меня тут где-то на мобильнике записана, вот (все сбегаются посмотреть в мобильнике)

 

Тува моя нежность      

 Тува моя снежность

Тува моя вечность

Тува моя любовь, Тува моя любовь, Тува

счастливая природа, где луга,

Рассвет в тайге, где иней и роса

Озера, степи, звери и леса

С красою исключительного рода

 

Аля. Хорошо, у тебя мобильник крутой, ты вон наснимала, теперь любуешься,  а у Катьки нет такого, да, Катенька? Ну и зачем ей эта природа? Грибочки собирать?

Эля. Нет уж, меня после школы мама обещала в Питер отправить, буду осваивать профессию модельера, а потом, может и  в Европу куда-нибудь… вот жизнь!

Маша. А правда, ребята, может мы и не вернемся сюда никогда…

 

затемнение. Актеры уходят со сцены  

Выходит чтец.

Солнце! Солнце! Из небесной дали   

 Золотые нити протянулись, 

Где же ты так долго пропадало?

Как же хорошо, что ты вернулось!

 

О, да ты вернулось не одно –

Ты пришло с красавицей весной.

А весна – какая мастерица!

Весь наш край теперь преобразится!

 

Вот она взяла свою иголку,

Вышила поля зеленым шелком,

Стерла снег горячими руками,

Заиграла звонко ручейками.

 

И потом цветами луг покрыла –

Лепестки трепещут, словно крылья.

И еще на выдумки богата –

Всю черемуху одела белой ватой…

 

Ну, а ивам, что поднялись у дорожки,

 подарила золотистые сережки.

 

То не девушки поют частушки –

То шумят ручьи, звенят речушки.

 

Бродят песни, сказки и поэмы

По дорогам родины моей…

И гремят пороги Улуг-Хема,

Точно парень, тянущий хомей.

 

перестройка.

 

Ах, как больно глазам, не вынесу!

Щурясь, вижу из под руки:

Выбегают навстречу из лесу

Золотые цветы – жарки!

 

Умывают их утром росы,

нипочем им полдневный зной,

так похожи они на розы,

но характер у них иной:

 

нет шипов для пальцев неловких,

чтоб отпрянула вмиг рука,

их оранжевые головки

нам  кивают издалека.

 

Ты таежной идешь дорогой,

Далека она, тяжела,

Наклонись и рукой потрогай

Капли солнечного тепла!

 Танец «Хоровод»              

 

Я тащу их охапкой пылающей,

Даже руки мои расцвели

От душевной, от понимающей

Доброты сибирской земли.

 

Картина 4.

 

Аля. А вот и Костик.

Костик.  Элеонора? А я вот стою тут, жду, цветок  хочу подарить …

Аля. Кому, Костик?

Костик. Одной очень красивой девушке…, ты сегодня так классно читала про Енисей

Эля. Не только я, еще Катенька.

Костик.  Но…На дискотеку-то я ….тебя хотел пригласить

Эля. (подумав)Я, пожалуй, приму твое приглашение, …..ты ведь сможешь нам помочь?

Костик. Я очень постараюсь

Эля. Ты же у нас компьютерный гений, давай шутку небольшую разыграем? Мы так классно все придумали…

Аля. Это ты придумала

Эля. А ты, разве не со мной?

Аля. Ну, с тобой

Эля. Так вот … у Катьки ведь мамочки нет родной…(смотрит по сторонам, затем начинает говорить на ухо),

Костя. А зачем вам это? Потом все равно все узнают, да и нехорошо это как то…

Эля. Просто шутка , скажешь потом, однофамилицы, случайная ошибка …ну, Костик, а  завтра после конкурса  -- дискотека

Аля. Пойдем в парикмахерскую, завтра конкурс.

 

затемнение

 Если в поле цветок обломить,  

 Хрупкий стебель отнять от земли,

То не долго красе его жить, на дороге умрет он  в пыли.

К нашим песням прислушайся ты –

И у них ведь короткие дни,

Если их не беречь, как цветы, облетят и увянут они.

То сожмет мое сердце тоска

От старинных напевов земли,

От дорог, по которым века

Наши прадеды нищие шли.

То закружит задор молодой

Новых песен и новых побед,

И в глаза полыхнет мне весной,

И опять я не чувствую лет…

Так несет меня песен поток, обнимает как сказка, как сон…

Тем, кто память народа сберег, от меня низкий, низкий поклон! 

Картина 5.

Выходят школьники, о чем –то спорят.(Настя, Маша, Дина, Леша)вбегает Жанна

 

Жанна: Там Катя пришла,  ой, что я слышала!...

Вбегают Света и Оля.

Света: ребята, говорят, что Катина  мама нашлась, через интернет,

Оля: в Америке живет,

Леша: я же говорю, а они не верят…

Оля: А в сообщении прямо так и написано, я с радостью заберу тебя , напиши, согласна ли ты жить переехать сюда.

Света: Представляешь, в Америку…

Дина: Вот повезло.

Маша: Ты думаешь?

Дина: Ну, не знаю,

Жанна: а что она заплаканная какая-то?

Дина: От радости, наверное, ревела. Что ей тут светит то

Настя: Ну ничего себе, мама, десять лет ни слуху, ни духу, и вот тебе здрасте

Маша: Не десять, больше, Катьке полгодика было, когда она сбежала

А ты откуда знаешь?

Объявление по радио: мы поздравляем с победой в конкурсе ученицу 8 класса нашу Катеньку

Жанна: а где Катя то?

Побежали!

Выходит заплаканная Катя

Катя: Костя, ты сможешь отправить это по тому самому адресу? Только не показывай никому, ладно?

Выбегают Эля и Аля,

 Эля: Костя! (Костя отдает письмо Эле)

(выхватывают письмо с криками бегают не отдавая письмо, на шум прибегают остальные ученики)

 

Эля. Что, в Америку захотела? Как же так, Катенька? Ах, да, забыла тебя с победой поздравить, ты же у нас такая патриотка…

Катя.  Отдай письмо, зачем тебе, Эля?

Посмотрим, посмотрим, (письмо падает, его подбирает Аля), ой!

Света. Что тут происходит?

Маша: Катя?

Катя: ничего

Эля: у Али письмо нашей Катеньки в Америку!

Света: Аля, отдай письмо!

Эля. Аля! (Аля отдает письмо Эле)

Эля. Сейчас прочитаю и отдам. Слушайте!

Катя. Не надо, ребята, пусть читает

(начинает читать вслух, затем про себя, потом отдает письмо Кате

Здравствуйте, вы написали, что вы моя мама, но меня растила бабушка, а потом тетя, которую я вот уже 13 лет называю своей мамой. И нет человека добрее и сердечнее чем она, …да живем  мы не так уж и богато, но нет большего богатства, чем  богатство души, которое держится на доброте и  открытости сердца, да, правда, школа у нас самая обычная, деревенская, но даже каждый закоулок школьного двора, каждый куст и тополь, каждая скамейка вселяют в мое сердце чувство, которое я не могу передать словами, да вы живете в Америке, но  я родилась в особенном месте, Туве. Я здесь, здесь живут мои родные, мои друзья, мои одноклассники, которых я….

Эля:  (кричит)Нет, не читайте дальше, не читайте, этого довольно

Потому что  все неправда,

нет никакой Катиной мамы в Америке, нет 

Костик. Я ведь знал, это очень жестокая шутка,

Аля. Как мы могли Катя, прости нас,

Эля: прости меня, Катя

а мы… мы, да мы просто,  как цветы без корней,

Маша. Цветы без корней не могут прожить долго, они увянут и погибнут…

Настя: мы не можем, мы не должны забывать свою родную улицу,

Дина.  речку, на которой плескались с детства,

Оля: школу, милую, добрую школу,

Костя. Ведь это все наша родина, ребята,

Света. мы должны сохранить в себе каждую крупинку этого мира!  

Жанна. Чувство любви к земле, где родился, где живут родные люди, которые тебя вырастили и воспитали,

Леша.  где жили предки, чувство гордости за ее героев-защитников,

Маша. Это удивительное чувство причастности к  чему-то большему, чем я, делает светлее твою душу.

Катя.  И свет твой ярче.

Песня «Тува моя гордость»   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вариант урока по теме "осень" с использованием стихов французских поэтов.

Цель: уйти от стандартного начала урока;максимально оптимизировать процесс обучения;через знакомство с французской поэзией воспитывать у учащихся чувство прекрасного....

Использование стихов, загадок, пословиц в ходе обучения математике.

В работе описывается приемы использования занимательного материала на уроках обучения математике....

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курс...

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Реб...

"Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов"

Демонстрируется конспект учебного занятия  с учащимся 2-го класса ДШИ. Поставлены цель и задачи, предусматривающие раскрытие темы данного занятия. Определены структура и схема занятия, . а так же...

Урок литературы с использованием технологии проблемного обучения по теме: "Любовь в мифе «Орфей и Эвридика»"

Урок литературы с использованием технологии проблемного обучения позволит учащимся научиться самостоятельно формулировать проблемный вопрос, находить решение проблемы....