Ситуационные задачи по дисциплине "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"
тест по теме

Матвеева Наталья Юрьевна

 

Данные ситуационные задачи предназначены для организации
самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Сестринская помощь  при нарушениях здоровья во фтизиатрии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФТИЗИАТРИИ

Задача 1

     Вы участковая медицинская сестра. К Вам обратился за советом  мужчина, у которого жена 2 дня назад родила ребенка и скоро на выписаться. Они живут в коммунальной квартире, к их соседке  приехала погостить подруга, которая больна активной формой туберкулеза.

     Вопрос: Как уберечь новорожденного и других членов семьи от заражения?

Задача 2

     Вы медицинская сестра тубдиспансера. В диспансер пришла женщина, у которой есть ребенок 6 лет и муж, который болен туберкулезом легких в активной форме. Женщина и ребенок здоровы, жалоб  не предъявляют. Врач занят с тяжелым больным. Женщина п дать ей совет.

                   Задача 3                                                                                                                

      Девочка С, 4 лет. Мать предъявляет жалобы на то, что дочка худе ет и кашляет в течение 2 мес. При осмотре: правая половина грудной клетки отстает при дыхании от левой. При обследовании: реакция Манту гиперергическая (20 мм).

     При рентгенологическом исследовании выявлено поражение пра вого легкого: по всему легочному полю рассеяны неоднородные оча говые тени, несколько расширен корень легкого. В семье у бабушки выявлен активный туберкулез легких. Поставлен диагноз: туберкулез внутригрудных лимфатических узлов с бронхогенным обсеменением.

       Задание:

   1.  Объясните, на основании каких данных был поставлен диа гноз.

   2. Этапы лечения пациентки.

   3. Профилактическая работа в очаге.

Задача 4

     Пациентка К., 10 лет, споткнулась и упала на левую ногу. По вреждений кожных покровов не было, и на следующий день ребенок чувствовал себя хорошо. Через месяц у девочки появились боли в паховой области слева, хромота. При осмотре: атрофия мышц левого бедра, активные движения в левом тазобедренном суставе ограничены. Старшая сестра пациентки больна туберкулезом легких на протяжении 2 лет.

     При обследовании:  реакция  Манту гиперергическая (22мм).  Рентгенография левого тазобедренного сустава: сужение сустпвной щели, эрозия в области вертлужной впадины слева. Поставлен диаггноз: туберкулез левого тазобедренного сустава.

     Задание:

     1. По каким признакам был поставлен диагноз?

     2. Группа диспансерного наблюдения у фтизиатра.

     3. Этапы лечения пациентки.

Задача 5

     Вы медицинская сестра кабинета доврачебного приема в поликлинике. К Вам обратилась пациентка К., 20 лет, которая вышла замуж и  переехала жить в дом родителей мужа. Через несколько месяцев она стала отмечать усталость, потливость, снижение массы тела, субфебрилитет, покашливание.

     При осмотре: пациентка астенического телосложения, температура  тела 37,3 °С. Масса тела 51 кг, рост 169 см. На вопрос о здоровье  членов семьи пациентка ответила, что свекор болен: давно кашляет и худеет, наблюдается в тубдиспансере. Задание:

   1.  Перечислить проблемы пациентки.

   2. Тактика медицинской сестры.

  1. Какое обследование показано пациентке?

Задача 6

      При массовом обследовании у ребенка Ф., 5 лет, была выявлена по ложительная проба Манту (папула диаметром 12 мм). Вакцинация БЦЖ была проведена в роддоме на 3-й день жизни. Результаты предыдущих проб Манту: в возрасте I год — 5 мм;

2 года — 3 мм; 3 года — 1 мм; 4 года — отрицательная. Контакта с больными туберкулезом не выявлено. Физи ческое и психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту.

Поставлен диагноз: вираж туберкулиновой пробы.

 Задание:

     1. Определите потенциальную проблему ребенка.

    2.  Действия медицинской сестры здравпункта после прочтения результата пробы Манту.

Задача 7

      Пациентка А., 27 лет, госпитализирована в стационар с диагнозом очагового туберкулеза легких. Предъявляет жалобы на общую сла бость, снижение работоспособности, кашель с прожилками крови, повышение температуры до субфебрильных цифр в течение 2-3 нед, потливость по ночам. За 1 мес похудела на 6 кг. Женщина курит с 20 лет, употребляет крепкие алкогольные напитки. Работает адвокатом и общается с заключенными.

     При осмотре: состояние средней тяжести, бледность кожных по кровов, температура 37,5 °С, частота дыхания до 22 в минуту, пульс 90 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 100/70 мм рт.ст.

       Задание:                                                                                    

     Определите потребности,  удовлетворение  которых нарушено,  сформулируйте проблемы пациента. Ваши действия.

      Укажите факторы, способствующие развитию заболевания.

Задача 8

      Больной Ж., 43 лет, находится на стационарном лечении 25 дней по поводу очаговой пневмонии верхней доли левого легкого. На фоне лечения пенициллином общее состояние пациента улучшилось, но сохраняются потливость по ночам, общая слабость. При рентгеноло гическом исследовании легких инфильтративная тень в верхней доле левого легкого прежних размеров.

       Вопросы:

1.  С какими заболеваниями следует дифференцировать пневмо нию при локализации в верхних долях?

    2. Что необходимо уточнить у пациента из анамнеза?

    3. В чем причина медленной динамики заболевания у пациента?

    4.  У какого специалиста необходимо проконсультировать па циента?

Задача 9

      В семье больна туберкулезом жена. Ее муж и сын здоровы.

        Вопросы:

       I. Где должна проходить лечение жена?

       2.  Какие мероприятия необходимо провести в отношении мужа и сына?

       3.  В какой диспансерной группе наблюдаются контактные лица  по туберкулезу, в течение какого времени?

      4. Какие виды дезинфекции необходимо проводить в очаге?

      5.  Нуждаются ли контактные лица в проведении химиопрофилактики?

      6.  Как часто должны проходить флюорографическое обследование лица, контактные по туберкулезу?

      7.  Какие рекомендации необходимо дать лицам, контактным туберкулезу?

Задача 10

      Ребенку в роддоме не сделали вакцинацию БЦЖ, так как у него были катаральные явления и повышение температуры тела до 38°С.  При выписке ребенок здоров.      

      Вопросы:

     1.  Когда можно провести ребенку вакцинацию БЦЖ?

     2.  Где необходимо проводить вакцинацию БЦЖ?

     3. Кто будет проводить вакцинацию БЦЖ?

     4. Необходимо ли провести реакцию Манту данному ребенку?

     5.  Через какой срок после вакцинации у ребенка сформируете противотуберкулезный иммунитет?

Задача 11

      Мать ребенка 5 лет отмечает, что за последние 2-3 нед появились субфебрильная температура, слабость, раздражительность, потли вость, кашель. Ребенок стал худеть, капризничать. В анамнезе частые простудные заболевания. Объективно: температура 37,8 "С, слизистая оболочка полости рта гиперемирована. В легких дыхание везикуляр ное. Тоны сердца ясные. Живот без особенностей. Стул и диурез в норме. При рентгенологическом исследовании определяются уве личение и деформация тени корней легких с обеих сторон. Реакция Манту 17 мм.

       Вопросы:

     1. О каком заболевании можно подумать и почему?

     2. Что необходимо уточнить из анамнеза?

     3. Какое обследование необходимо провести ребенку?

     4. Где необходимо лечить ребенка, в консультации какого специа листа нуждается пациент?

     5. Возможные исходы заболевания?

Задача 12

      Вы участковая медицинская сестра, к Вам обратилась пациентка 40 лет, которая наблюдается у фтизиатра в IV диспансерной группе. В последнее время предъявляет жалобы на боли и рези при мочеиспу скании, двустороннюю тупую боль в поясничной области, слабость, потливость. Объективно: кожа бледная, лицо одутловатое, темпера-

тура 37,5 "С. Поколачивание по поясничной области с обеих сторон болезненно. Почки не пальпируются. Пульс 72 в минуту, АД 130/80 мм рт.ст.

     Вопросы:

     1. К каким специалистам необходимо направить пациентку?

     2.  Какое обследование необходимо провести пациентке?

     3. Что нужно уточнить из анамнеза?

     4.  Какие больные туберкулезом наблюдаются в IV группе диспансерного учета?

Задача 13

      Медицинская сестра здравпункта медучилища по назначению  врача провела пробу Манту студентке А., 20 лет. Через 72 ч после постановки пробы на коже предплечья выявлен инфильтрат размере 3 мм.

      Задание:

     Оцените результат пробы.

Задача 14

      Медицинская сестра здравпункта медучилища провела пробу  Манту студентке А., 17 лет. Через 72 ч после постановки пробы коже предплечья выявлен инфильтрат размером 16 мм.

      Задание:

     1. Оцените результат пробы.

     2. Тактика медицинской сестры.

Задача 15

      Медицинская   сестра  здравпункта  строительного  техникума провела пробу Манту студенту В., 17 лет. Через 72 ч после поста новки пробы на коже предплечья выявлен инфильтрат размером 24 мм.

      Задание:

1. Оцените результат пробы.

2. Тактика медицинской сестры.

Задача 16

      Медицинская сестра здравпункта медучилища провела пробу Манту студенту К., 20 лет. Через 72 ч после постановки пробы на коже предплечья выявлен инфильтрат размером I мм.

      Задание:

     Оцените результат пробы.

Задача 17

      Вы медицинская сестра, проводите патронаж грудного ребенка. Ребенку в роддоме 6 мес назад была проведена вакцинация БЦЖ. При осмотре в области верхней трети наружной поверхности плеча выявлен рубец.

      Вопрос:

Как оценить результаты осмотра?

Задача 18

      Вы медицинская сестра, проводите патронаж грудного ребенка. Ребенку в роддоме 3 нед назад была проведена вакцинация БЦЖ. При осмотре в области верхней трети наружной поверхности плеча обнаружен инфильтрат с пустулой, покрытый корочкой.

     Вопрос:

     Как оценить результаты осмотра?

Задача 19

      Медицинской сестре при ее аттестации задан вопрос: «С какой  целью проводится проба Манту?»

Задача 20

      Вы специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ.

      У ребенка А., 6 лет, реакция Манту 10 мм.

      Вопрос:

      Можно ли проводить ребенку ревакцинацию БЦЖ?

Задача 21

      Вы специализированная медицинская сестра, проводите вакцинацию БЦЖ в роддоме. У новорожденного А. на 3-й день жизни высилась температура и появилась заложенность носа.

     Вопрос:

     Можно ли проводить ребенку вакцинацию БЦЖ?

                           Задача 22                                                                                                       

       Ученикам 1 -го класса проводят реакцию Манту. У 2 из детей бронхиальная астма в стадии обострения, 3 перенесли накануне ОРВИ.

Вопрос:                                                                                                                  

       Можно ли проводить этим детям пробу Манту?                        

Задача 23

       В школе детям перед ревакцинацией БЦЖ была проведена реак ция Манту. У 3 из 25 реакция Манту гиперергическая.

      Задание:

      Действия медицинской сестры.

Задача 24

       Ребенок 3 мес не привит от туберкулеза в родильном доме, так как родился недоношенным в состоянии асфиксии. В настоящее время развитие соответствует 3 мес, признаков патологических изменений по органам нет.

       Вопрос:

      Что необходимо провести ребенку с целью профилактики тубер кулеза?

  1. ЗАДАЧА  25

        Во время ежегодного массового обследования на туберкулез у ребенка А. 3 лет была выявлена положительная проба Манту (папула 12 мм). Вакцинация БЦЖ была проведена в роддоме на 3 день жизни. Результаты предыдущих проб Манту: 1 год – 7 мм, 2 года – 5 мм. Контакта с больными туберкулезом не выявлено. Мать жалоб не предъявляет. Физическое и психомоторное  развитие ребенка соответствует возрасту.

        Участковый педиатр назначил обследование:

общий анализ крови;

общий анализ мочи;

рентгенография органов грудной клетки;

ежедневная термометрия (утро, вечер) в течение 10 дней.

Задания

Определите потенциальную проблему ребенка.

Выявите приоритетную проблему ребенка, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

  1. Обучите мать ребенка правилам проведения термометрии и регистрации ее результатов.
  2. Выпишите направление на рентгенографию органов грудной клетки.

ЗАДАЧА 26

        Мальчик Б. 4 лет проходит курс противотуберкулезного лечения в условиях  стационара. Через несколько дней планируется выписка ребенка на долечивание в амбулаторных условиях. Мать обратилась к участковой медицинской сестре за советом о правильном питании ребенка, т.к. ребенок в последнее время стал отказываться от еды.

  1. Задания
  1. Определите потребности, удовлетворение которых у ребенка нарушено.
  2. Выявите приоритетную проблему матери, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  3. Составьте памятку о лечебном питании ребенка при туберкулезе.
  4. Выпишите направления на общий анализ крови, общий анализ мочи в условиях стационара в рамках подготовки ребенка к выписке.
  1. ЗАДАЧА  27
  1.       При профосмотре у подростка В. 14 лет впервые обнаружен первичный туберкулезный
  1. комплекс. Ребенок жалуется на быструю утомляемость при обычной физической нагрузке,
  2. потливость, слабость, недомогание, повышенную температуру тела (37,2–37,5С) в
  3. течение двух месяцев, умеренную одышку, сухой кашель.

        При объективном обследовании: мальчик бледный, пальпируются увеличенные периферические лимфоузлы размером от 2 мм до 10 мм, больше выраженные в подмышечной впадине справа.

        Рентгенограмма органов грудной клетки: справа первичный легочный очаг, увеличение лимфоузлов корня легкого, "дорожка" (лимфангоит) между ними.

        Общий анализ крови: Hb – 95 г/л, эритроциты – 4,0 • 1012/л, лейкоциты – 11 • 109/л, СОЭ – 38 мм/ч.

        Семья состоит из 4-х человек: кроме подростка – мать, отец и сестра 7 лет. У сестры в предыдущие годы реакция Манту отрицательная. Родители беспокоятся по поводу состояния здоровья сына.

  1. Задания
  1. Определите тактику участковой медицинской сестры педиатрического участка.
  2. Определите проблемы семьи.
  3. Определите потребности, удовлетворение которых у подростка нарушено.
  4. Выявите приоритетную проблему подростка, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  5. Оцените результат общего анализа крови.
  6. Обучите пациента и его родственников правилам инфекционной безопасности.
  7. Составьте памятку о лечебном питании подростка при туберкулезе.

ЗАДАЧА  28

        В подготовительной группе детского сада перед ревакцинацией БЦЖ поставлена проба Манту 23 детям.

        У 3 детей она впервые оказалась положительной. Еще двое детей имели положительную реакцию Манту в возрасте 4 лет.

  1. Задание
  1. Определите, сколько детей подлежит ревакцинации БЦЖ, и объясните почему.
  2. Каким термином обозначается впервые выявленная положительная реакция Манту?
  3. Определите тактику медицинской сестры в отношении детей, у которых реакция Манту впервые выявлена положительной.
  4. Выявите приоритетную проблему у этих детей, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства.

ЗАДАЧА  29

        В стационаре находится девочка Г. 3 лет, страдающий диссеминированным туберкулезом легких. Из анамнеза известно, что отец ребенка страдает фиброзно-кавернозной формой туберкулеза.

        При объективном сестринском обследовании: состояние ребенка тяжелое, температура тела 39,3С, нарушены сон, аппетит, отмечаются проливные поты, выражена ригидность затылочных мышц, одышка, мучительный приступообразный кашель. Дыхание поверхностное. Периферические лимфоузлы увеличены. При аускультации в легких определяется большое количество влажных мелкопузырчатых хрипов, особенно в межлопаточном пространстве.

Рентгенограмма органов грудной клетки  – множественные мелкие очаги, расположенные симметрично, преимущественно в верхних и средних отделах легкого.

Общий анализ крови: Hb – 100 г/л, лейкоциты – 10,2 • 109/л, моноциты – 18%, лимфоциты – 21%, эозинофилы – 9%, СОЭ – 39 мм/ч.

В промывных водах желудка обнаружены микобактерии туберкулеза.

  1. Задание
  1. Определите потребности, удовлетворение которых у ребенка нарушено, определите проблемы ребенка с их обоснованием.
  2. Определите приоритетную проблему, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  3. Оцените результат общего анализа крови.
  4. Составьте памятку о подготовке пациента к бронхоскопии.
  5. Продемонстрируйте технику промывания желудка.

ЗАДАЧА  30

        На приеме в поликлинике ребенок Д. 10 лет с жалобами на потливость, слабость, повышенную утомляемость, беспричинные перепады настроения, снижение аппетита, повышение температуры до 37,5С, затрудненное дыхание, приступообразный кашель.

        При объективном сестринском обследовании: температура тела 37,6С, кашель битональный, расширена венозная сеть на передней поверхности грудной клетки, выражено бронхиальное дыхание, одышка до 30 в 1 мин.

        Рентгенограмма органов грудной клетки: увеличение размеров корней легких, инфильтрация в прикорневой зоне легочной ткани.

        Общий анализ крови: моноциты – 15%, лимфоциты – 21%, СОЭ – 28 мм/ч.

        Был уставлен диагноз туберкулезного бронхоаденита. Мальчик госпитализирован.

  1. Задание
  1. Оцените состояние ребенка.
  2. Определите потребности, удовлетворение которых у ребенка нарушено.
  3. Определите проблемы пациента.
  4. Выявите приоритетную проблему, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  5. Обучите родственников ребенка правилам ухода за кожными покровами при повышенной потливости.
  6. Обучите ребенка подготовке к сдаче крови на общий анализ.

ЗАДАЧА 31

При флюорографическом обследовании у 37 летней женщины Е. было обнаружено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами, размером 5  4 см. Направлена в стационар противотуберкулезного диспансера с диагнозом инфильтративного туберкулеза верхней доли левого легкого.

При субъективном сестринском обследовании выяснилось, что пациентка в последнее время стала обращать внимание на быструю утомляемость, общую слабость, потливость, особенно по ночам, небольшое покашливание, снижение аппетита. Изменению своего состоянию значения не придавала и за медицинской помощью не обращалась.

Пациентка работает в миграционной службе и по роду своей деятельности часто общается с беженцами из республик Кавказа. Курит  с 20 лет до 10 сигарет в день. Пациентка обеспокоена своим заболеванием, волнуется за здоровье мужа и детей, боится потерять работу.

При объективном обследовании: состояние удовлетворительное, рост 168 см, масса тела 56 кг, температура 37,2 С, в легких слева в верхних отделах дыхание ослаблено, хрипов нет.

        Назначения:

  1. Рентгено-томографическое исследование легких.
  2. Общий анализ мокроты.
  3. Посев мокроты с определением чувствительности к антибактериальным препаратам.
  4. Общий анализ крови.
  5. Общий анализ мочи.
  6. Постановка туберкулиновых проб.
  7. Изониазид по 1 таблетке 3 раза внутрь.
  8. Рифампицин по 1 капсуле 3 раза внутрь.
  9. Стрептомицин в/м 1 раз в день.
  10. Витамины В1 и В6 п/к.
  1. Задания
  1. Определите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациентки.
  2. Выявите приоритетную проблему пациентки, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  3. Объясните пациентке, как собрать мокроту на исследования.
  4. Обучите пациентку правилам пользования карманной плевательницей, соблюдения санитарно-гигиенического режима.
  5. Приготовьте 5% раствор хлорамина.

ЗАДАЧА 32

Пациент Н. 27 лет был госпитализирован в стационар противотуберкулезного диспансера с диагнозом  очагового туберкулеза легких.

При субъективном обследовании медицинская сестра выявила жалобы на общую слабость, снижение работоспособности, небольшой кашель с отделением мокроты с прожилками крови, повышение температуры до субфебрильных цифр по вечерам в течение 2-3 недель, потливость по ночам. За последний месяц похудел на 3 кг. Пациент Н. курит с 16 лет до двух пачек сигарет в день, употребляет крепкие алкогольные напитки 3-4 раза в неделю. Пациент живет вместе с матерью, женой и сыном 5 лет в изолированной двухкомнатной квартире. Он работает адвокатом и по роду своей деятельности часто общается с заключенными.

При объективном обследовании: состояние пациента средней тяжести, кожные покровы бледные, глаза блестящие.  Больной пониженного питания, температура 37,3°С, ЧДД 22 в минуту, пульс 88 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 110/70 мм рт. ст.

Пациент страшится исхода заболевания, осложнений, винит себя за то, что его болезнь может стать причиной заражения членов семьи.

Назначения:

  1. Рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях.
  2. Общий анализ крови.
  3. Анализ мокроты общий, бактериологический.
  4. Общий анализ мочи.
  5. Проба Манту.
  1. Задания
  1. Определите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте проблемы пациента.
  2. Выявите приоритетную проблему, сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
  3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на исследования.
  4. Обучите пациента правилам пользования индивидуальной плевательницей.
  5. Укажите факторы, способствовавшие развитию заболевания.
  6. Объясните жене пациента правила санитарно-гигиенического режима, необходимость определенных режимных ограничений.
  7. Продемонстрируйте технику постановки пробы Манту.

ЗАДАЧА 33

Дежурную медсестру стационара противотуберкулезного диспансера ночью вызвали в палату к пациенту К. с фиброзно-кавернозным туберкулезом легких, у которого при каждом кашлевом толчке выделялась алая пенистая кровь. Пациент испуган.

Общее состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные. Пульс 92 уд. в мин. Артериальное давление 110/70 мм рт. ст.

  1. Задания

1.        Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. Обоснуйте ответ.

2.        Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

  1. Продемонстрируйте постановку пузыря со льдом на грудную клетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....

Таблицы по лекционному материалу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"

Таблицы, схемы, алгоритмы по изучению теоретического и практического материала "Сестринская помощь при нарушениях здоровья во фтизиатрии"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с кур...

Презентация к открытому уроку по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» Тема "ОРВИ"

Презентация к открытому уроку по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции...

Ситуационные задачи по теме Первая медицинская помощь

Ситуационные задачи по теме Первая медицинская помощь можно использовать на этапе закрепления, актуализации и проверки знаний учащихся в 5, 6, 7 , 8 классах...