ФГООС ООО
статья по теме

Кушнеревич Виктория Викторовна

С 2012 года в режиме эксперимента наша школа реализует стандарты II поколения. Предлагаю материал по формированию УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кушнеревич В.В.. учитель русского языка и литературы

Особенности преподавания русского языка и литературы в 5 классе

в условиях обеспечения системно-деятельностного подхода

В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые  влияют и на школьное образование. Главное изменение в обществе - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

    С 2012 года в нашей школе  в режиме эксперимента ведется обучение учащихся 5 класса по Федеральному государственному образовательному стандарту, который  строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня нам пришлось уже отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя (выполнение которой усложнилось тем, что учащиеся 5 класса в начальной школе обучались по стандартам первого поколения, соответственно формированию УУД  уделялось недостаточно внимания) стало включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. И в решении этой задачи главное место занимает формирование  универсальных учебных  действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

 

Системно-деятельностный подход в обучении позволяют обеспечить несколько технологий:

  • Проблемно-диалогическая технология
  • Информационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Игровые технологии
  •  Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология

В своей педагогической деятельности для формирования УУД использую на уроках в 5 классе элементы проблемного обучения, технологии «Развитие критического мышления».

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций.  Этот прием способствует реализовать исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Например, при изучении темы «Корни с чередованием букв е-и» записываются пары слов с данными корнями, и учащиеся путем наблюдения и анализа отвечают на проблемный вопрос: почему в корне –бер- (и ему подобным) пишется е, а в корне – бир-  - буква и (и т.п.).

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Для формирования всех видов УУД использую прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.)  Например, при изучении темы «Времена глагола» можно задать вопросы, которые вы видите на слайде.

 Регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД (повышение мотивации к изучению материала, развитие умения прогнозировать) формируются при выполнении заданий «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Применяя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Например, при изучении темы «Главные члены предложения» могут быть предложены следующие утверждения: подлежащее может быть выражено глаголом; сказуемое может отвечать на вопрос какой?; подлежащее может отвечать на вопрос что делать?. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Например, как поступит Герасим: выполнит приказ барыни избавиться от Муму или нет? (по рассказу И.Тургенева «Муму»).

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и другие.

В педагогической практике использую несколько приемов работы с текстом, которые формируют, в первую очередь, познавательные УУД. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных, познавательных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками» (“V” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше - прием ИНСЕРТ –ДОП, не читать: Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениям),  «Толстые и тонкие вопросы», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, составляя кластер на уроке литературы по рассказу Л.Толстого «Кавказский пленник», учащиеся выделяют основные качества главного героя: целеустремленность, доброта, верность товарищу, забота о матери.

При организации урока использую  групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, рассказы А.П.Чехова.

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн.   Например, на уроке литературы по рассказу И.Тургенева «Муму» был составлен следующий синквейн: 1. Герасим. 2. Сильный, добрый. 3. Работает, заботится, любит. 4. Жаль одинокого Герасима и Муму. 5. Несчастный.

Систематически на уроках литературы в 5-х классах использую такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов). Это способствует формированию всех видов УУД, помогает ученику и учителю оценить качество работы, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

На сегодняшний день говорить о каких-то больших результатах рано. Но  выход учащихся на творческий уровень (создание проектов по различным предметам, написание рассказов, сочинений-рассуждений, листовок и т.п.), повышение успешности выполнения районных комплексных контрольных  работ свидетельствует о продуктивности проделываемой работы.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете,   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГООС "Обработка Кармана"

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о  правильном выполнении накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;для формирования УУД...

Обработка кармана 5 класс по ФГООС

создание условий для овладения обучающимися  знаниями о  правильном выполнении накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;для формирования УУД...

ПРОЕКТ Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

ПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» Выполнил  слушатель учебного курса«Актуальные проблемы развития профессион...

Презентация к проекту Реализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Презентация кПРОЕКТРеализация требований ФГООС ООО при обучении учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»...

Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС

Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС на 2014-2015 учебный год...

рабочая программа 5 класс фгоос

рабочая программа с календарно тематическим планом...

Рабочая программа и тематическое планирование по географии, 5 класс(ФГООС)

Раблчая программа по географии и тематическое планирование , 5 класс (ФГООС).По классической линии учебников....