Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"
рабочая программа (5 класс) по теме

Бесстрашнова Наталия Алексеевна

Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_opd_5_1_chas.docx110.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №3 имени Петра Аркадьевича Столыпина г.Ртищево Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Бесстрашнова Н.А.

Протокол №1 от «  » 09. 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ лицей №3_____________ Серова Т.И. «  » 09. 2012 г.

«Утверждено»

Директор МОУ лицей №3

_____________ Рудаева С.В.

Приказ № ___ от «  »09. 2012 г.

Рабочая программа педагога

Бесстрашновой Н.А., учителя географии и экологии высшей квалификационной категории

по основам проектной деятельности (5 класс)

 

  

 

Принята на заседании

педагогического совета лицея

протокол №    от «  »09. 2012г.

2012-2013

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе  пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., г.Самара, 2006), согласно базисного учебного плана лицея, согласно положения МОУ лицей №3 «Об организации учебных практик». Курс ОПД в учебном плане входит в  компонент образовательного заведения.

Программа организации проектной деятельности школьников предназначена для работы с обучающимися 5-х классов и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Учебная практика является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.    

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Современные развивающие программы среднего общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

 Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Основные понятия:

   Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

     В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Форма организации: Урочные занятия проводятся 1 раз  в неделю   Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Предполагаемые результаты:

Программа курса предполагает поэтапное развитие исследовательской и проектной культуры школьников и введение общих и частных методов научного познания (во всех его этапах - от восприятия до применения на практике). Практически это достигается через введение в содержание материалов, фактов из истории науки и ее современного состояния, а так же  включение краеведческого материала. Логическим завершением курса может быть проведение научно-практической конференции, материалом к которой служит работа учащихся, выполненная ими как самостоятельное исследование.

Система оценки достижений учащихся:

зачёты, практические работы, лабораторные работы, презентации проектов, творческие работы.

Инструментарий для оценивания результатов:

Выполнение начальных этапов проектной  работы

Сроки реализации программы: 1 год

 

Требования к результатам усвоения курса

 Приобретение  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

   Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

  Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Общая характеристика учебного предмета

Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательном учреждении метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Состав курса

Курс ОПД состоит из отдельных тем. Практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание тем предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).  

Планируемые результаты обучения определяются по каждой теме на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Учащиеся 5-х классов должны уметь различать разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

Календарно-тематическое планирование

 Тема

Тема урока

Календарные сроки

Наглядные пособия и ТСО

Практическая работа

Виды деятельности и форма

Виды контроля

План

Факт

«От проблемы к цели и планированию деятельности»

Введение в учебный курс.

Презентация

Мой взгляд на ситуацию

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и индивидуальная

Практическая работа

Выявление признаков ситуации.  

Презентация

Признаки ситуации

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и индивидуальная

Практическая работа

Индивидуальный устный опрос.

Индивидуальный письменный контроль

Желаемая и реальная ситуация

Презентация

Выявление противоречий в ситуациях

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и индивидуальная

Практическая работа

Индивидуальный устный опрос.

Признаки желаемой ситуации.  

Презентация

Почему нужно видеть важность признаков ситуации

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и индивидуальная

Практическая работа

Индивидуальный устный опрос.

 Индивидуальный письменный контроль

Планирование деятельности.

Презентация

Способы достижения цели

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и групповая

Практическая работа

Индивидуальный устный опрос.

Индивидуальный письменный контроль

Ресурсы.

Презентация

Разновидности ресурсов

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и индивидуальная

Практическая работа

Индивидуальный устный опрос.

Фронтальныйписьменный контроль

«Работа с каталогами»

Каталог.

Презентация

Анализ библиотечной карточки

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и индивидуальная

Практическая работа

Составление каталогов.

Презентация

Составление каталогов по предложенным карточкам

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Фронтальная и групповая

Практическая работа

Поиск информации.

Презентация

Систематизация материала книг школьной библиотеки

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа

Карточный и электронный каталог.

Презентация

Работа с информационными ресурсами сети Интернет

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа

«Работа со справочной литературой»

Виды справочной литературы.

Презентация

«Белые» пятна моего проекта

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос.

Информационные лакуны.

Презентация

Составление информационных лакун по своему проекту

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос.

Индивидуальный письменный контроль

«Способы первичной обработки информации»  

Чтение текста с маркированием.

Раздаточный материал

Практическая работа №4 стр.37 рабочей тетради

«Чтение текста с маркированием»

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный письменный контроль

Практическая работа «Чтение текста с макрированием»

Презентация

Практикум

Организация информации с помощью денотатного графа.

Презентация

Практическая работа №3 стр.41 рабочей тетради «Составление денотатного графа»

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос.

Индивидуальный письменный контроль

Работа с терминами и понятиями.

Презентация

Составление лестницы суждения и расширения понятий

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос.

Индивидуальный письменный контроль

Коллаж.

Раздаточный материал

Составление коллажа по проекту

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Практическая работа

Способы первичной обработки информации.

Презентация

Подведение итогов по наработанному материалу по проекту

Семинар

Практикум

Введение проекта

Подведение итогов по наработанному материалу по проекту

Семинар

Практикум

Итоговый урок

Семинар

 «Как работать вместе»

Что такое команда?

Презентация

Игра «Сложи квадрат»

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос

Кто со мной?!

Презентация

Игра «Строительство моста».

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

«За» и «против»

Презентация

Упражнение - эссе  «Я и команда».

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Индивидуальный письменный контроль

Сам себе эксперт.

Презентация

Практикум «Я – режиссер моей жизни»

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

«Выступление» 

Планирование публичного выступления.

Презентация

Упражнение «Дерево идей».  

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Отбор  примеров для выступления.

Презентация

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Систематизация информационного материала.

Презентация

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Фронтальный письменный контроль

Как можно завершать выступление.

Презентация

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Взаимодействие с аудиторией.

Презентация

Практическая работа «Расскажи историю»

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

«Ведение дискуссии»

Дискуссия – как основной вид коммуникации.

Презентация

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Активное слушание

Презентация

Практическая работа «Активное слушание»

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Вопросы

Презентация

Игра «Данетки» («Ситуации»).

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Аргументация

Презентация

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Индивидуальная

Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

Коммуникативная игра.

Презентация

Игра «Есть идея

Эвристическая беседа с элементами практической работы

Групповая и индивидуальная

Практическая работа Индивидуальный устный опрос Индивидуальный письменный контроль

СОДЕРЖАНИЕ тем

 учебного курса «Основы проектной деятельности»

 

Тема «От проблемы к цели и планированию деятельности» –  ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание, анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. Перечисленные способы деятельности являются базовыми при формировании ключевой компетенции учащегося по разрешению проблем.

Общая логика работы состоит в том, что учащиеся осваивают отдельные способы деятельности на предложенном учителем материале, чтобы в последствии перенести их на личностно значимую ситуацию в рамках текущей проектной деятельности.

В результате освоения модуля учащиеся получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;

2.  получат опыт:

■ описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;

■ постановки задач, адекватных цели;

■ планирования ресурсов;

3.  научатся:

■ обозначать проблему;

■ формулировать цель на основании проблемы;

■ формировать план деятельности.

УРОК 1. Введение в учебный курс.

Вводная беседа, цель которой - дать общую установку к изучению курса, т.е. объяснить детям, что в рамках работы на уроках они  будут как заниматься текущими проектами, так, и будут работать с модельными ситуациями, а также в самом общем виде рассказать о тех способах деятельности, которые они будут осваивать.

Работа по определению проблемы всегда начинается с описания реальной ситуации, которая по какой-либо причине не устраивает субъекта. В качестве тренировочного упражнения учитель может предложить учащимся различные ситуации. Данные ситуации не являются для учеников личностно значимыми, поэтому по определению не могут им нравиться или не нравиться. Чтобы описать ситуации, им придется «вжиться в роль» одного из предложенных персонажей.  Учителю стоит акцентировать внимание учащихся на том, что ситуация должна быть описана достаточно подробно, чтобы быть понятной; в описание ситуации не должны попадать случайные детали; для того чтобы корректно описать ситуацию, учащимся нужно постараться «вжиться» в роль.  

Распределение ситуаций и лиц, от имени которых ситуация будет описываться, - произвольное.

 

 Урок 2.  Выявление признаков ситуации. 

  Упражнение «Почемучка»: «Задайте вопросы, начинающиеся со слова «почему», к описаниям и признакам ситуаций, которые представили ваши одноклассники. Победит та команда, которой было адресовано меньше всего вопросов».

Урок 3-4. Желаемая и реальная ситуация.  Признаки желаемой ситуации.  

  При постановке проблемы последовательность действий следующая: описывается реальная ситуация, описывается и анализируется желаемая (идеальная) ситуация, а затем анализируется реальная ситуация.

После анализа ситуаций определяются признаки, находящиеся в противоречии друг другом, и на основе их сформулировать проблему. Выявляем признаки, находящихся в противоречии. Отмечаем: формулировка цели отвечает на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?»,  Отличаем цель от способа достижения цели, формулировка которого отвечает на вопрос: «Как, каким способом достичь цели?»

Урок 5. Планирование деятельности. 

Помочь понять, что такое постановка задач. Освоение способа деятельности по определению хронологической последовательности шагов.

Мини-проект:

Цель проекта: приготовить чашку чая.

Задачи:

1) подготовить оборудование и ингредиенты (проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее - включить чайник; дать воде в чайнике закипеть; выключить чайник; подготовить чайник для заварки; подготовить листовой чай; приготовить молоко или ломтик лимона; взять чашку, блюдце, молочник и ситечко; налить молоко в молочник или положить лимон на блюдце; прогреть чайник для заварки, сполоснув его водой);

2) заварить чай (положить листовой чай в чайник для заварки; налить кипяток в чайник для заварки; дать настояться; взять чайное ситечко; налить чай в чашку через ситечко; добавить лимон или молоко).

 Урок 6. Ресурсы.

Тема «Ресурсы» дается с опережением уровня сформированности ключевых компетентностей. Соревнование «Кто назовет больше ресурсов?». Обсуждение вопроса: «Что предпринять, если стало понятно, что ресурсов не хватает?». Нехватка ресурсов может повлечь за собой изменения в плане, в частности изменение способа достижения цели.

 

Тема «Работа с каталогами»

Общие замечания:

Формирование информационной компетентности учащихся предполагает создание условий для того, чтобы они могли самостоятельно искать информацию. Для успешного информационного поиска в рамках проектной деятельности учащимся приходится пользоваться каталогами. Программа данной темы ориентирована на то, чтобы подготовить учащихся к поиску информации в каталоге.

В результате изучения темы ученики:

1. получат представление:

■ о структуре каталогов;

■ об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки;

2.  получат опыт:

■ самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;

■ поиска информации по заданному параметру;

■ установления параметра поиска;

■ анализа причин неудач при поиске информации;

■ работы с электронным каталогом;

3.  научатся:

■ пользоваться каталогами;

■ устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

 При работе желательно ориентироваться на текущие проекты учащихся.  

 

Урок 7.  Каталог. 

Понятие «каталог», библиографическое описание книги,  каталожная карточка.  

 При ознакомлении с карточками следует обратить внимание на каждый из элементов (на то, какая информация содержится в каждом элементе), а также на то, что в каталожной карточке и на титульном листе книги содержится одна и та же информация. В карточках содержится избыточная для учащихся информация (ББК, ISBN). Они  должны осознать, что в карточке есть и та информация, которая может оказаться ненужной им.

 

Урок 8.  Составление каталогов.

Составление алфавитного и систематического каталогов из одного набора карточек. Возможность использования алфавитного и систематического каталогов.

Практическая работа «Составление «каталога»:

1)  Расположите карточки в таком порядке, в каком они могут быть расположены в алфавитном каталоге. Какие особенности каталога вы учитывали? Были ли у вас затруднения при составлении каталога?

2)  Расположите карточки так, как они могут быть расположены

в систематическом каталоге. Объясните, как вы составили каталог. Как вы озаглавили разделы каталога? Были ли у вас затруднения при составлении каталога?

 

Урок 9.  Поиск информации.

Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.  

 

 Урок 10.  Карточный и электронный каталог.

Поиск информации в карточном и электронном каталоге.  

 Тренинг по поиску разной информации в каталоге. Ключевое слово для поиска. Работа в компьютерном классе с поисковыми системами в Интернете. Любой каталог - это определенная система; для того чтобы с ним работать, надо понять, как там организована информация.

Тема «Работа со справочной литературой»

Общие замечания:

При работе над проектом учащемуся приходится обращаться к справочной литературе для поиска необходимой информации.

Данная учебная тема предназначена не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для разрешения проблемы.

В результате учащиеся:

  1. Получат представление о структурировании информации в справочной литературе;
  2. Получат опыт:
  • Работы со справочной литературой;
  • Поиска информационных лакун;
  • Отбора информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны;
  • Оформление ссылок на источник информации;
  1. Научатся:
  • Находить информацию в справочной литературе;
  • Сопоставлять информацию из различных источников.

Работа с учащимися должна проводиться в деятельностном режиме. Выполнение работы на всех этапах должно обсуждаться с учащимися, важно найти причину неудач и понять причину достижений. По окончании темы у учащихся должны остаться продукты их работы: алгоритм поиска информации, справочник по теме проекта и т.п. Целесообразно опираться на текущие проекты учащихся.

Урок 11. Виды справочной литературы.

Различные виды справочной литературы. Поиск информации внутри справочного издания. Составление справочника по проекту. Недостаточное или избыточное количество информации в справочнике.

Урок 12. Информационные лакуны.

Поиск информационных лакун. Отбор информации для заполнения информационных лакун. Оформление ссылок. Индивидуальный алгоритм работы со справочным материалом.

Методические рекомендации:

http://www.elektron2000.com/feigenberg_0274.html,  

http://www.famous-scientists.ru/list/4310

Тема «Способы первичной обработки информации»  

Общие замечания:

Освоение данной темы позволит учащемуся организовать свою работу по извлечению информации из любого источника в соответствии с поставленной задачей и по ее первичной систематизации на основаниях, удобных для последующей работы с полученной информацией для решения поставленной задачи. Ученикам предлагается несколько способов первичной обработки информации, что обеспечит им свободу выбора при работе с информацией в дальнейшем (т.е. ученик сможет выбрать «свой» способ или станет достаточно компетентным для того, чтобы «свой» способ выработать самостоятельно).

Необходимо дать ученикам возможность освоить способы первичной обработки информации на актуальном для них информационном материале (например, актуальная информация для разработки и реализации проекта). В качестве информационного материала могут использоваться как предложенные учителем тексты в рамках актуальной для ученика/учеников темы, так и тексты, в обработке которых у учеников уже возникли сложности (за исключением приема «инсерт») или обработка которых должна происходив в рамках реализации проекта. То есть тексты могут быть предложены как учителем, так и учениками. Единственное ограничение в подборе текста - он не должен быть художественным.

Тема задает структуру приемов первичной обработки информации. Содержательное наполнение зависит от потребностей учащихся. Приемы «лестница сужения и расширения понятий» и «коллажирование» могут использоваться для обработки не только первичной информации, но и для обобщения информации по известной теме.

Принципиальный характер в рамках темы имеет интерактивный режим работы, который не только позволит формировать ключевые компетентности, но и будет способствовать развитию толерантности по отношению к другим - приемы «денотатный граф» и «коллажирование» демонстрируют, насколько по-разному информация может быть воспринята и обработана. Все приемы, используемые при работе с учащимися в рамках данной темы, заимствованы из образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Урок 13-14.  Чтение текста с маркированием. 

Методические приемы:

Освоение приема «инсерт» позволяет ученикам научиться:

■ актуализировать имеющиеся знания по теме;

■ различать новую и известную информацию;

■ определять противоречия между имеющейся и новой информацией;

■  определять отсутствие/недостаток информации;

■ излагать информацию с помощью ключевых слов;

■ задавать вопросы;

■ представлять информацию в табличной форме.

  Важным аспектом при работе с приемом «инсерт» является отсутствие у учащихся до момента окончания работы информации, касающейся выходных данных текста. Сообщение о том, что текст перепечатан из энциклопедии, может склонить учащихся к неоправданному доверию к источнику информации. Тогда работа станет бессмысленной, ведь учащимся важно научиться не брать информацию на веру, а проверять ее, чтобы сделать правильный вывод.

Упражнение 1 выполняется в разные его этапы индивидуально, в парах и фронтально. Сигналы к переходу от одной формы к другой даны в рабочих тетрадях. При ведении фронтальной беседы по сбору той информации, которая есть у класса, учитель

1) не подвергает суждения учащихся сомнению, даже если точно знает, что они ошибочны;

2) фиксирует всю информацию на доске с помощью ключевых слов.

Если у учащихся есть сомнения в достоверности информации, учителю следует отметить это на доске специальным значком (например, вопросительным знаком) и дать комментарий о том, что, возможно, противоречия разрешит текст.

Во время чтения учащимися текста учителю не следует отвечать на вопросы, касающиеся содержания текста, подтверждать или опровергать информацию, но он может отвечать на вопросы, касающиеся процедуры (например, если учащиеся не понимают систему пометок в тексте).

Если учащиеся не могут записать ключевые фразы теми словами, которые есть в тексте, им можно и нужно разрешить переформулировать мысль так, чтобы ее можно было записать.

После заполнения учащимися таблицы учителю следует собрать информацию фронтально и записать на доске колонки

с противоречиями и вопросами. Очевидно, что у всех учащихся таблицы будут заполнены по-разному, поэтому новую информацию записывать не имеет смысла, а вот запись противоречив и вопросов может задать образец, особенно тем, у кого эти колонки оказались пустыми.

Не исключено, что некоторые сомнения учащихся, зафиксированные на доске в начале работы с приемом, не будут разрешены после прочтения текста, в этом случае учителю стоит обратить внимание учащихся на то, что разногласия или вопросы являются поводом для дальнейшей работы с информацией.

Заключительный шаг работы с текстом - определение учащимися того, где они могут найти ответы на вопросы, как разрешить противоречия. Учителю следует добиваться, чтобы учащиеся упоминали не просто энциклопедии или справочники, а говорили, по какой теме справочная литература должна быть. Предлагает обсудить, в каком разделе систематического каталога они могут поискать соответствующую  информацию.

МУРАВЬИ

В лесах часто встречается рыжий лесной муравей. Свои гнезда –«муравьиные кучи» - он строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Высота муравейников иногда более метра. Кроме насыпи ной,  надземной,  части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер.

По муравейнику и возле него бегают тысячи муравьев. Одни из них тащат строительный материал: комочки почвы, хвоинки, чешуйки почек; другие - добычу: жучка, муху, гусеницу. Это рабочие  муравьи. Они строят и чинят гнездо, ухаживают за личинкамии и куколками, запасают пищу, защищают муравейники от врагов. В большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч рабочих особей.

В начале лета на муравейнике можно увидеть много крылатых  муравьев. Это вышли из куколок молодые самцы и самки. Вскоре они покинут гнездо. После брачного полета самцы умирают, а самки спускаются на землю. Самка лесного рыжего муравья утратила способность самостоятельно основывать новое гнездо. Eсли и после брачного полета она не встретит рабочих своего вида, вскоре погибнет. Рабочие муравьи, встретив самку, отгрызают ей крылья и закладывают для нее крохотное гнездо. Нередко самка оказывается в своем же родном или в соседнем муравейнике рыжих муравьев, где и начинает откладывать яйца.

У других видов муравьев самка сама устраивает гнездо, подобно перезимовавшим самкам ос и шмелей. Сделав небольшое углубление в почве или гнилом пне, она замуровывается в нем и откладывает несколько яиц. В это время самка ничего не ест, а личинок кормит своей слюной или излишком отложенных яиц. Одна из личинок, которую самка кормит гораздо обильнее остальных, развивается быстрее. Когда эта личинка окуклится, самка начинает усиленно кормить вторую, а затем третью. Наконец из личинок выводятся первые рабочие муравьи. Они открывают вход в пещерку и начинают добывать пищу, ухаживать за личинками и строить муравейник. Самка уже не заботится о личинках и только откладывает яйца.

 

Урок 15. Организация информации с помощью денотантного графа.

Методические рекомендации к уроку:

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа:

• Выделение ключевого слова или словосочетания

• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)

• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)

• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"

• Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д

Урок 16-17. Работа с терминами и понятиями.

Методические рекомендации к уроку:

Используется прием «лестница суждения и расширение понятий». Подробно можно ознакомиться на сайте издательского дома «1 сентября» http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100107 

Урок 18-20. Коллаж. Способы первичной обработки информации.

Методические рекомендации к уроку:

Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия. По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие- ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение.

Заранее готовятся к уроку  наглядные материалы: из бумаги вырезаются геометрические фигуры одинаковой или различной формы ( окружности, ромбы, овалы, звезды и т.д.).

Пишем на них ключевое понятие и понятия, составляющие его фон.

Сами по себе эти фигуры, их яркий цвет привлекают внимание учащихся. Желательно использовать наглядности: фотографии, рисунки, карикатуры. При составлении коллажей можно пользоваться доской, магнитной доской или листом ватмана.

Коллаж включает не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. В конечном итоге получается газета-коллаж, раскрывающая содержание основного понятия и расширяющаяся  как словарный запас учащихся, так и круг сведений о нем,

Основные положительные факторы, которые дает прием использования коллажа это: презентация понятий проводится в необычной форме, а это привлекает внимание учащихся, стимулирует их познавательные интересы, создает положительную мотивацию, расширяет языковой запас учащихся.

Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся. Коллажирование развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию, необходимую для изготовления коллажа, при работе с зарубежными и отечественными источниками.

Таким образом, прием коллажирования помогает обучать учащихся и способствует удовлетворению их личностных интересов в тех или иных сферах общения, областях знания.

Тема «Как работать вместе» – систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является работа обучающихся в группах. Учащиеся должны понимать, что делает людей командой, по каким правилам строится групповое взаимодействие, что повышает и что понижает его эффективность.

В ходе освоения данной темы учащиеся:

  1. Получат представление:
  • Об основах образования эффективной команды;
  • Об основанных ролях участников группового взаимодействия;
  • об этапах группового взаимодействия;
  • об основных причинах возникновения конфликта и способах продуктивного выхода из него;
  1. получат опыт:
  • выполнения различных ролей в команде;
  • организации, координации, участия в групповой дискуссии-
  • продуктивного разрешения конфликтной ситуации;
  1. научатся:
  • создавать процедуры групповой деятельности;
  • действовать для достижения консенсуса при конфликте интересов;
  • применять некоторые методы продуктивного группового взаимодействия.

 Урок 21.  Что такое команда? 

В рамках этой темы учащиеся получают опыт командной работы и осознания группы в качестве команды. Игра «Комплименты».  

Игра «Сложи квадрат».

Учитель распределяет участников в группы по 5 человек, сидящих за одним общим столом, выдает каждой команде пакет с 5 конвертами и инструкцию. Если не получается распределить учащихся по 5 человек, оставшимся ученикам можно присвоить статус наблюдателей или судей и обязать их следить за соблюдением правил. Во время игры учитель тоже следит за выполнением инструкции, фиксирует все нарушения, но жестко пресекает лишь разговоры.

Для игры «Сложи квадрат» учителю необходимо заранее подготовить набор материалов. Для набора берутся картонные квадраты со стороной 15 см. Их размечают соответственно рисунку и наносят номера (от 1 до 10) карандашом. Одинаковые геометрические фигуры с одинаковыми размерами маркируются одинаковыми номерами, что позволяет заменить одни фрагменты другими. Для каждой группы нужно подготовить 5 конвертов, обозначенных буквами А, Б, В, Г, Д. Кусочки картона раскладывают по конвертам таким образом: А (9, 8, 5); Б (1, 1, 1, 3); В (1, 10); Г (4, 6); Д (7, 2, 6, 3). На фрагментах в конвертах нет цифр, только буквы, соответствующие каждому из конвертов (так потом будет удобно собирать фрагменты для подготовки упражнения).

Инструкция для учащихся: «Ваша группа должна собрать 5 квадратов одного размера из полученных в конвертах материалов. Разрешается собирать квадраты любым способом, выполняя следующие правила: 1) нельзя разговаривать или пользоваться жестами; 2) участники могут передавать фрагменты друг другу, но не могут брать самовольно; 3) нельзя собирать все содержимое конвертов в общую кучу, а затем разбирать их или делать вклады в этот общий «банк»; 4) нельзя складывать или перекрывать кусочки; 5) все кусочки должны быть использованы (каждый квадрат состоит из трех фрагментов); 6) за один раз можно передать один фрагмент; 7) все материалы передаются только от одного конкретного лица другому».

Урок 22.  Кто со мной?!

Тренинг «Горячо-холодно». Учащиеся получат опыт работы в разных группах. На занятиях по данной теме учащиеся получают представление о  командных ролях и опыт ответственной деятельности в качестве командного игрока, выполняющего определенную роль.  Игра «Строительство моста».

Урок 23.  «За» и «против»

При выполнении упражнений урока учащиеся через сопоставление характеристик определяют наиболее комфортную для себя командную роль. Важно, что совсем не обязательно всегда стремиться к лидерству. В группе, где все лидеры, очень трудно складываются командные взаимоотношения. Учащиеся знакомятся с командными ролями. Выделяют конфликтные ситуации в группе и находят способы решения конфликтов.  

 Конфликтом называют столкновение противостоящих интересов, а разрешением конфликта - поиск решения этого противоречия. Как правило, в повседневной жизни любой конфликт воспринимается как что-то тревожное, плохое, поэтому на уроке важно рассмотреть конфликт как один из возможных сценариев, по которому строятся отношения людей между собой.

Упражнение - эссе  «Я и команда».

Урок 24.   Сам себе эксперт.

Умение критично подойти к своей деятельности. Экспертиза – основное понятие урока. Последовательные действия при экспертировании чего-либо.

Тема «Выступление» 

 Публичное выступление в рамках проектной деятельности учащихся - это прежде всего презентация. Кроме того, навыки публичного выступления могут понадобиться учащемуся в тех случаях, когда необходимо привлечь ресурсы для реализации своего проекта (человеческие, материальные ресурсы и т.п.). Поэтому тема построена так, чтобы учащиеся получили опыт публичного выступления сначала на отвлеченные темы, а затем - выступления в контексте своей проектной деятельности (как частный случай - провели презентации продуктов текущих проектов).

  По итогам изучения темы учащиеся должны уметь готовить план и текст публичного выступления, пользоваться паузами и интонированием для выделения смысловых частей во время выступления, а также задавать вопросы к выступлениям других. Основное требование к учащимся - уметь задавать вопросы к речи, т.е. это могут быть любые вопросы, важно, чтобы они соответствовали высказыванию.

Тема не требует каких-то особенных организационных условий, кроме самых общих: работа в малых группах, сочетание индивидуальной и групповой деятельности.  

  Ключевые аспекты:

■ ясное содержание речи (слушателям ясна позиция, которую представляет оратор, понятна структура речи);

■ понятное изложение (используется лексика, понятная аудитории);

■ внешность оратора (вызывает доверие у аудитории) и грамотное использование невербальных средств (помогают понять речь);

■ умение привлекать внимание аудитории;

■ умение отвечать на вопросы.

 

Урок 25.   Планирование публичного выступления.

Первый шаг к подготовке публичного выступления - определение того, что человек может сказать по заданной теме.  

Упражнение «Дерево идей».  

Методические рекомендации к уроку:

Например, возьмем тему «Зимние каникулы у школьников должны длиться 1 месяц». Чтобы построить «дерево», надо представить, с чем у вас ассоциируются слова, входящие в формулировку темы1. Их располагают по «веточкам» на «Дереве идей».

Зимние каникулы -

Мороз - снег - снежки, снежные бабы, лыжи, коньки, санки - свежий воздух - польза для здоровья Новый год - семья - родители - контроль каждого шага -не дают отдохнуть

Отдых - можно спать подольше - не надо учиться - можно читать, что хочешь - развлечения - встречи с друзьями - телефильмы для детей - компьютерные игры - свобода

Мало времени - походы на елки - совместные с родителями мероприятия - нет времени на друзей

Школьники -

Учеба - много заданий - тетради и учебники - тяжелый

портфель

Домашние задания - режим дня - контроль родителей -

нет времени на отдых - усталость

«Серьезная» одежда - скованность в движениях - все

одинаковые

Мальчишки и девчонки - веселье - смех - развлечения -

каникулы - друзья

1 месяц -

Много времени - можно все успеть - разные дела -встречи с друзьями

Таким образом, получилось «дерево» с разными веточками. Как видно, некоторые веточки пересекаются по смыслу. Смотрим, что же пересекается, и пробуем группировать:

■  отдых в противовес усталости;

■  режим дня  в противовес наличию  времени  на общение с друзьями, свои дела и развлечения;

■  контроль со стороны родителей в противовес свободе;

■ разнообразие в противовес однообразию;

■  много времени - мало времени.

Получается, что длительность существующих каникул не позволяет набраться сил и здоровья перед очередной школьной четвертью.

Перед тем как работать с доказательством, нужно определить ключевые понятия темы. В нашем случае это понятие «зимние каникулы». Зимние каникулы - интервал между школьными учебными занятиями, включающий в себя государственные праздники по поводу встречи Нового года с 1 по 9 января.

Попробуем составить план доказательства.

1.  За 1 месяц можно «набраться здоровья».

Существующих дней для организации активного отдыха, позволяющего «набраться здоровья», недостаточно. Зима предоставляет много возможностей для активного отдыха, который способствует укреплению иммунитета и подготовке к полноценной учебе.

2.  За 1 месяц можно отдохнуть разнообразно.

Время зимних каникул совпадает с выходными у всей страны, значит, школьников вынуждают проводить каникулы совместно с родителями, и это определяет отдых. Совпадение времени каникул с новогодними праздниками вынуждает к однообразному отдыху, связанному с новогодними елками. В случае длительности каникул 1 месяц у школьников останется время и на общение с родителями во время общенародных праздников, и на общение с друзьями после них.

 

Урок 26.  Отбор  примеров для выступления.

  Яркость примера, доступность для понимания аудиторией, а также на манеру подачи.

Например, не принято называть точные цифры (если, конечно, это не доклад правительства) - не 987 опрошенных, а около 1000 опрошенных; не 89,2%, а почти 90%; пример не должен быть слишком пространным (если его нужно слишком долго объяснять, лучше подобрать другой пример).

Урок 27.  Систематизация информационного материала.  

 Письменный и устный текст. Как сделать выступление понятным слушателям.  Важно правильно выбирать слова при выступлении – это есть «языковой паспорт  говорящего», который определяется как впечатление, которое говорящий создает о себе своей речью. Навык замены абстрактных слов, которые плохо воспринимаются на слух, на конкретные.  

Этап

Задачи

Приемы

Ошибки

Введение

Завоевать внимание, вызвать любопытство

-        поведать интересную историю,

-        задать вопрос,

-        начать с иллюстрации или цитаты,

-        использовать удивительные факты,

-        связать тему с интересами слушателей

-        нельзя начинать с юмора,

-        не оправдываться («Я не готов», «Я не уверен»),

-        не затягивать вступление

Развитие главной темы

(основная часть)

Поддержать интерес к теме, донести основную мысль до слушателей согласно цели

-        использовать главные аргументы,

-        использовать обращение к слушателям,

-        использовать риторические приемы,

-        приводить яркие примеры

-        нельзя путаться в аргументах,

-        нельзя давать голословные утверждения,

-        нельзя слишком долго останавливаться на деталях и примерах

Заключение (обобщение основных идей, подведение итогов)

Закрепить интерес к теме и свои результаты

-        сделать искренний комплимент слушателям,

-        использовать поэтический текст или цитату,

-        акцентировать кульминацию
(высшую точку) эмоционального накала,

-        предложить задать вопросы

-        не обрывать выступление,

-        не говорить фраз типа «Это всё, что я хотел сказать»

По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное - уровень воспитанности, культуры. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни. По речи человека часто можно приблизительно определить его профессию (по профессиональным словам и оборотам). Ученые установили, что по голосу можно узнать даже приблизительный рост человека, полный он или худой. Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот», - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, нам готовы помочь, выполнить просьбу. Работа над «полировкой» своего языкового паспорта - трудная задача, но каждый должен помнить о ее важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

 

Урок 28.  Как можно завершать выступление. 

 Как закрепить интерес слушателей к теме.

Урок 29.  Взаимодействие с аудиторией. 

  Аудитория. Использование интонации, невербальных средств, наглядных материалов для привлечения внимания.

 

практическая работа «расскажи историю»

 Инструкция для учеников: «Вы работаете в парах. Один из вас должен рассказать другому любую историю.  Перед рассказом разбейте мысленно историю на несколько частей (части не должны быть большими). После того как вы рассказали напарнику первую часть, попросите его повторить то, что вы рассказали. Его задача - воспроизвести ваши слова максимально близко к тому, что говорили вы. Вы не можете продолжать рассказывать каждую следующую часть, пока ваш партнер не повторил предыдущую. Потом поменяйтесь ролями и повторите упражнение»

Тема: «Ведение дискуссии»

Общие замечания

В рамках работы учеников над проектом неизбежны ситуации обсуждения спорных вопросов, проверки гипотез и т.п. Иными словами, неизбежна дискуссия.

Как правило, учащиеся сталкиваются с большими трудностями при обсуждении спорных вопросов, поскольку они не владеют теми способами деятельности, которые могли бы им помочь в подобных ситуациях. Таким образом, основная задача учителя при работе с темой - построить работу с учащимися так, чтобы они смогли освоить основные способы деятельности, связанные с умением вести дискуссию. Освоение содержания поможет учащимся не только более продуктивно организовать коммуникацию в своей проектной группе, но и эффективно использовать коммуникативные ресурсы в дальнейшем. Нельзя забывать, что дискуссия - полезное средство для решения поставленных задач. С одной стороны, она позволяет получить новые информационные ресурсы, с другой - обеспечить поддержку своим идеям, т.е. получить человеческие ресурсы или ресурс имиджа.

 Урок 30.  Дискуссия – как основной вид коммуникации.

  Отличительные особенности  дискуссию. Дискуссия - цивилизованный способ обмена мнениями с целью выработки близкого понимания того или иного вопроса (в этом принципиальное отличие цели дискуссии от других способов обмена мнениями: важно не убедить некую третью сторону, а именно договориться друг с другом).

 

Урок 31.  Активное слушание.  

Умение слушать является залогом успешной коммуникации.  Осознание важности активного слушания для успешной коммуникации. Частая коммуникативная ошибка - сосредоточение не на том, что говорит собеседник, а на том, что хотим сказать сами.  Как можно избежать подобной ошибки (воспринимать собеседников как партнеров, а не как соперников; помнить, что в беседе важно не показать себя с лучшей стороны, а поддержать коммуникацию).

 

Практическая работа «Активное слушание»

Упражнение 1:

Задание для инструктора. Перед вами предмет/рисунок, который вы должны описать так, чтобы участники вашей группы смогли его нарисовать на своих листах. Вы можете пользоваться словами: «линия», «закругление», «спираль», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали». Вы не можете называть геометрические фигуры (квадрат, круг и т.п.). Вы не можете отвечать на вопросы участников группы. Вы не можете показывать группе предмет/рисунок. Вы не можете смотреть на рисунки, которые получаются у ваших одноклассников, до тех пор, пока задание не выполнено и учитель не разрешил посмотреть, что получилось.

Задание для группы. Вам нужно нарисовать предмет (воспроизвести рисунок, находящийся у инструктора). Внимательно следуйте инструкции. Вы не можете задавать вопросы. Вы не можете смотреть на рисунок, который находится у инструктора, а также подглядывать в рисунки других участников группы до тех пор, пока задание не выполнено и учитель не разрешил посмотреть, что получилось, и сравнить получившиеся рисунки с оригиналом.

Для выполнения задания учитель делит учащихся на группы по 5-8 человек, инструктирует группы и «инструкторов», следит за выполнением правил. Деление на группы произвольно, обязательное условие - одинаковый количественный состав групп.

Все группы получают одинаковое задание. Принципиально, чтобы все группы были в равных условиях, поэтому нужно организовать пространство класса так, чтобы группы не мешали друг другу. Инструктаж производится для всего класса, так что инструкторы знают не только свои обязанности, но и обязанности группы, и наоборот.

Каждый инструктор получает в непрозрачном мешке небольшой предмет (обычно берутся хорошо всем известные предметы обихода: консервный нож, ножницы, дырокол и т.п.) или рисунок многоугольников. Предметы или рисунки одинаковые у всех групп. Во время выполнения этого упражнения учитель может использовать один из предложенных ниже вариантов рисунков.

 

Рисунки, как правило, оказываются очень далеки от оригинала. Это обусловлено и ограничением в использовании слов, но главным образом связано с разным пониманием одних и тех же слов и отсутствием возможности уточнить свое понимание.  

Обсуждение: 1) Внимательно ли вы слушали инструктора? Трудно ли было слушать? Почему? 2) Понятны ли были вам инструкции? 3) Сколько получилось успешно выполненных рисунков? 4) Почему рисунки многих оказались неуспешными? 5) Что могло бы облегчить ваше восприятие слов инструктора? 6) Если бы вам пришлось выполнять это упражнение еще раз, какими правилами вы бы руководствовались, слушая инструкцию?

  Следует с уважением принимать все версии ответов, даже если они кажутся учителю неправильными. При ответе на вопрос о том, что могло бы облегчить восприятие слов инструктора, важно не дать учащимся возможности прийти к мнению о том, что увеличение набора слов позволит существенно улучшить качество выполнения задания.

 Упражнение 2

  Работа  в тех же группах, что и при выполнении упражнения 1; инструкторы остаются те же. Это нужно, чтобы у учеников не было повода связать увеличение количества похожих рисунков (а это обязательно будет) с личностью инструктора. Все группы получают одинаковое задание.

Предметы или рисунки должны быть одинаковыми у всех групп и аналогичными (но не такими же!) тем, что были в упражнении 1 (если вы пользуетесь предложенными рисунками, при выполнении упражнения 1 можно использовать один рисунок, а при выполнении упражнения 2 - второй).

Инструкция к упражнению 5.

Один из членов каждой группы -«инструктор по рисованию», остальные выполняют его инструкции.

Задание для инструктора. Перед вами предмет/рисунок, который вы должны описать так, чтобы участники вашей группы смогли его нарисовать на своих листах. Вы можете пользоваться словами: «линия», «закругление», «спираль», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали». Вы не можете называть геометрические фигуры (квадрат, круг и т.п.). Вы не можете показывать группе предмет/рисунок. Вы не можете смотреть на рисунки, которые получаются у ваших одноклассников, до тех пор, пока задание не выполнено и учитель не разрешил посмотреть, что получилось. Вы обязаны отвечать на вопросы членов группы.

Задание для группы.. Вам нужно  нарисовать изображение предмета (воспроизвести рисунок, находящийся у инструктора). Внимательно следуйте инструкции. Вы не можете смотреть на рисунок, который находится у инструктора, а также подглядывать в рисунки других участников группы до тех пор, пока задание не выполнено и учитель не разрешил посмотреть, что получилось, и сравнить получившиеся рисунки с оригиналом. Если вам что-то непонятно, вы можете задать вопрос инструктору.

После выполнения упражнения фронтальное обсуждение по вопросам: 1) Сколько получилось успешно выполненных рисунков? 2) Стало ли их больше, чем при выполнении предыдущего задания? Почему? 3) Какие вопросы задавали участники группы инструктору? 4) Если бы вам пришлось выполнять это упражнение еще раз, какими правилами вы бы руководствовались, слушая инструкцию? Во время беседы учителю следует обратить внимание учащихся на то, что задавание вопросов способствует лучшей коммуникации, т.к. задающий вопросы использует те слова, которые ему удобны.

Предложенные упражнения удобны, с одной стороны, тем, что позволяют учащимся осознать, насколько по-разному люди понимают одни и те же слова, с другой стороны, подводят учащихся к осознанию, насколько важно владеть умением правильно задавать вопросы.

Урок 32.  Вопросы  

 Задавание вопросов к предложенной информации, а не «в пустоту».    

Игра «Данетки» («Ситуации»).

Разгадать данетку - значит решить головоломку, в которой описана странная, загадочная ситуация. Ведущий рассказывает часть странной, запутанной истории, а отгадывающие должны восстановить всю ситуацию. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да», «нет» или «несущественно» (т.е. закрытые).

 

 ПРИМЕРЫ ДАНЕТОК С ОТВЕТАМИ 

1.  Два джигита соревнуются: чей конь последним придет к финишу. Но дело не идет, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу... После этого оба поскакали во весь опор.

ОТВЕТ: Мудрец посоветовал обменяться конями.

2.   Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял ни зонта, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе мили от нашего дома негде - вокруг голая степь».

ОТВЕТ: Он был лысый.

3.  Преподобный Сол Луни объявил во всеуслышание, что в определенный день и час он перейдет реку Гудзон «аки по суху». В назначенное время при большом скоплении народа Сол Луни ступил на воды реки в самом широком ее месте и через 20 минут благополучно достиг противоположного берега.

ОТВЕТ: Река зимой замерзла.

4.  У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах у полисмена, который почему-то не счел нужным вмешаться.

ОТВЕТ: Дама шла пешком.

5.   На одном участке двухпутная железная дорога сменяется однопутной и уходит в туннель. Однажды летом в туннель с одной стороны на полной скорости влетел поезд. Другой поезд влетел на полной скорости с другой стороны... Но никакого столкновения не произошло.

ОТВЕТ: Поезда прошли в разное время.

6.  В течение двух недель, ежедневно, ровно в 12 часов ночи, Билл, посмотрев на часы и убедившись, что наступила полночь, надевал черные очки" и выходил на улицу. В чем тут дело?

ОТВЕТ: Билл, житель европейской части России, живущей по московскому времени (например, Москвы или Петербурга), отправился в двухнедельный отпуск на курорт в Калифорнию, где время отстает от московского на 11 часов. Время на наручных часахс московского на местное переводить не пожелал из-за частых контактов с родственниками и деловыми партнерами в России. Ежедневно, в час дня по местному времени (в 12 часов ночи по московскому), Билл смотрел на наручные часы, надевал солнцезащитные очки и отправлялся на пляж загорать и купаться.

7. Мальчик позвонил в дверь. Когда ему открыли, он сказал «спасибо» и убежал.

ОТВЕТ: Мальчику нужно было вырвать больной зуб. Он привязал его ниткой к двери, когда дверь открылась - зуб выдернулся.

Урок 33.  Аргументация  

  Что значит предъявить и обосновать свою позицию?  Любое утверждение, любая позиция нуждаются во время дискуссии в обосновании, недопустимы голословные высказывания. В дискуссии сравниваются позиции. Аргументы и контраргументы.

 

Урок 34.  Коммуникативная игра.

 Коммуникативная игра позволяет соединить все опробованные на предыдущих занятиях умения и способствует их закреплению.  

Игра «Есть идея

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В итоге интеллектуальным, культурным приобретением в процессе научно-экспериментальной работы педагогов и учебно-проектной деятельности учащихся является:

  • умение работать самостоятельно с литературой, иными источниками, анализировать позиции, вырабатывать свой взгляд;
  • приобщение к научным ценностям, культурному опыту людей;
  • прививается общая методология проектной деятельности;
  • вырабатывается навык логического построения системы доказательств;
  • умение отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

Перечень учебно-методического обеспечения

УМК:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса/ Под ред. проф. Е.Я.Когана. – 3-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. – 80 с.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Методическое пособие для учителя.
  3.  Интернет ресурсы:

Список литературы по проектной методике

  1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
  2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
  3. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
  4. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.
  5. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
  6. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
  7.  Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.
  8. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  9. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
  10. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
  11. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
  12. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
  13. технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
  14. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
  15. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М., 2001.
  16. В.В. Игнатьев и М.В, Крупенина На путях к методу проектов / Сборник 1930.
  17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
  18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
  19. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.
  20. Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
  21. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
  22. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.
  23. Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.
  24. Полат Е.С. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
  25. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
  26. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "
  27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  28. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
  29. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
  30. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. - 1984. - №10
  31. Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.
  32. Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.
  33. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10
  34. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.
  35. Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.
  36. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
  37. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  Оценивание обучающихся класса осуществляется согласно приведенным критериям на каждом уроке.  

Критерии оценивания:

  1. Участие в обсуждении ключевых вопросов.
  2. Умение распределить последовательность действий каждого члена группы.
  3. Сотрудничество с другими во время работы над достижением общих целей.
  4. Высказывание новых идей.
  5. Внесение конструктивных предложений.
  6. Умение выслушивать товарищей.
  7. Тщательно обдумывает информацию.
  8. Умение сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.
  9. Умение корректно отстаивать свою точку зрения.
  10. Умение выяснять, что непонятно.
  11. Умение принимать помощь товарищей.
  12. Подбадривает и поддерживает товарищей.

  Всем учащимся - участникам учебных практик - выдаются сертификаты, которые являются накопительным материалом для пополнения портфолио ученика. Формами отчетности учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты, проекты, презентации и др.

 

Критерии оценивания проектов обучающихся

Критерий

Балл

Критерий 1. Постановка цели

Цель не сформулирована

Цель сформулирована, но не обоснована

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

Цель определена, ясно сформулирована, четко обоснована

3

0

1

2

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы

Тема не раскрыта

Тема раскрыта фрагментарно

Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

0

1

2

3

Критерий 3. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в работе, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

2

0

1

2

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

Автор проявил незначительный интерес к теме, но не продемонстрировал  самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему, применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением  автора к идее работы

3

0

1

2

3

Критерий 5. Исследовательский подход к работе

Данный критерий в работе не представлен

Проведено небольшое (фрагментарное) исследование

Проведено серьезное исследование, проанализированы его результаты

2

0

1

2

Критерий 6. Соответствие требованиям оформления

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

2

0

1

2

Критерий 7. Качество проведения презентации

Презентация не проведена

Внешний вид или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не уложилось в рамки регламента

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации,  автор  владеет культурой общения с аудиторией и его выступление   уложилось в рамки регламента

3

0

1

2

3

Критерий 8. Оригинальность идеи и глубина владения материалом

Данный критерий в работе не  представлен

Продемонстрирован самостоятельный подход к проблеме

У автора имеется оригинальная идея и глубокие знания материала

2

0

1

2

Критерий 9. Умение вызвать интерес аудитории

Данный критерий в работе не представлен

Работа вызвала некоторый интерес аудитории

Работа вызвала большой интерес аудитории

2

0

1

2

 

Максимум 22 балла:

19-22 баллов - "5";

16-18 баллов - "4";

12-15 баллов - "3"

.

Форма сертификата

об освоении курса учебной практики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 3 им.П.А.Столыпина

г. Ртищево Саратовской области»

СЕРТИФИКАТ

Выдан ………………………………………………………………………………………….

Ф.И. учащегося

ученику(це)   …………………… класса

о том, что он (она) успешно  освоил(а) курс учебной практики

по теме …………………………………………………………………………………………………………………..

и получил(а) следующие результаты

Оценка за курс учебной практики:…………………………………..;

     Оценка за выполнение и защиту исследовательской  (проектной) работы:………………………………………….

 Дата выдачи: ………………………………..        

   Учитель:

   Директор школы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Проектно-исследовательская деятельность»

Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность  постоянно самостоятельно обнов...

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "основы проектной деятельности" 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"...

Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)

Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.     Успешность изучения «Робототехника»    обеспечивает результативно...

Рабочая программа кружка по математике"Проектная деятельность"

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышдения......

Рабочая программа к курсу "Основы проектной деятельности"

Данная рабочая программа может быть использована как для внеурочной деятельности, так и для спец.курса за счёт школьного компонента.Программа расчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Рекомендованны...

Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность на уроках английского языка"

Программа курса «Проектная, научно – исследовательская деятельность на английском языке» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся...