Урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
методическая разработка (6 класс) по теме

Верчагина Ольга Геннадьевна

Обобщение темы "Положительные и отрицательные числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята нам по сети Интернет пришло сообщение:

«SOS.SOS.SOS. Планете *и**л.» Там произошёл какой-то сбой, и нам самим нужно расшифровать название планеты. (слайд с логическими цепочками)

1. 21;   18;  15;  12;  ? (9)

2. 3;  6;  12;  24;  ?      (48)

3. 10;  5;  9;  4;  8;  ?  (3)

«Произошёл сбой в системе энергоснабжения. Нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите. Планета чисел!»

Давайте поможем жителям «Планеты чисел» А для этого нам нужно повторить и обобщить знания по теме «Положительные и отрицательные числа»

Небо, далёкий космос, всегда манили людей. Люди изобретали технику, чтобы подняться ввысь в своём изобретении. Они шли от воздушных шаров к космическим кораблям, которые теперь отправляются в далёкий космос с помощью ракет. 12 апреля 1961 года мечта человечества сбылась, с Земли стартовала ракета и унесла в космос первого человека Ю.А. Гагарина, нашего соотечественника:

Рассвет. Ещё не знали ничего

Обычные «Последние известия»,

А он уже летит через созвездия

Земля проснётся с именем его!

II. Этап актуализации знаний учащихся

Представим себе, что это не школьный кабинет, а салон космического корабля, а наше сооружение виртуально. Сейчас проверим нашу готовность к полёту. Для этого нужно ответить на вопросы специального теста «Теста на взлёт» (на экране число -12)

Вопросы:

  1. Как называется это число?
  2. Где оно расположено на координатной прямой?
  3. Назовите соседние с ним целые числа
  4. Какое число будет противоположным данному?
  5. Какие числа называются отрицательными?
  6. Чему равен модуль этого числа?
  7. Что называют модулем числа?

Тест пройден, к взлёту готовы. А вот перед нами пульт управления. Чтобы запустить механизм движения нашего корабля нужно выполнить следующие задания:

Сейчас каждому из вас будет задан вопрос, все остальные внимательно слушают ответ товарища, и если он ответит неверно, поднять красный жетон и исправить ответ

-Внимание!

-4;    0;   51;  -15;  -27;  -62;  2.

1. Назвать наибольшее число

2. Число, имеющее наибольший модуль

3. Наименьшее число

4. Число, имеющее наименьший модуль

5. Неотрицательные числа

6. Как записать, что число – 51 – положительное число?

7. Как записать, что число – 62-отрицательное ?

8. Сравни два положительных числа

9. Сравните два отрицательных числа

10. Сравните два числа с разными знаками

Выполняют все:

11. Запишите в тетради числа в порядке возрастания.

12. Почему именно так вы расположили числа?

13. Сравните каждое число с нулём. Покажите в записи это.

Итак, запускаем корабль. Заодно мы повторим сравнение положительных и отрицательных чисел.

 Пока мы летим на «Планету чисел», предлагаю вам краткую историческую справку. История же говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть отрицательным числам.  Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, просто не видели в них особого смысла. Положительные числа долго трактовали как “прибыль”, а отрицательные – как “долг”, “убыток”. Лишь в Древней Индии да Китае догадались вместо слов “долг в 10 юаней” писать просто “10 юаней”. В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде вашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее – получалось вроде плюса. Немецкий ученый Михель Штифель написал “Полную Арифметику”, которая была напечатана в 1544 году. Отрицательные числа он называл “меньше, чем ничего” или “ниже, чем ничего”. Положительные числа он называл “больше, чем ничего” или “выше, чем ничего”. Вам, конечно, понятны эти названия, потому что “ничего” - это нуль.

Числа отрицательные – новые для вас

Лишь совсем недавно их узнал наш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки.

Учим – учим правила, готовимся к уроку.

Чтобы попасть на Планету чисел, ответьте мне на три вопроса:

  1. Я задумала два числа. Задайте только один вопрос и , выслушав мой ответ, скажите, это числа одного знака или разных знаков?
  2. Я задумала два противоположных числа, задайте только один вопрос, и, выслушав мой ответ, назовите эти числа
  3. Решить уравнения │x+5│=3      │x+4│=0      │x+15│=-2  

III. Работа по теме урока

Итак, нам нужно запустить систему энергоснабжения. Для этого нужно 1)найти ошибки в примерах и решить примеры правильно в тетрадях

8+27-73=8+100=108

-9+27-9=27

9-73+27=9-100=91

-18+28-15=-33+28

5-25+5=-25

22-88-22=22-100=-78

В это время 3 учащихся выполняют другие индивидуальные задания. Каждый учащийся рассказывает о своём решении.

Задание 1. Найти правило, по которому составлена таблица и вписать пропущенные числа.

Слагаемое

2

-3

4

-12

Сумма

-5

-2

-8

Слагаемое

-7

6

-5

4

        

Слагаемое

3

-2

-6

-12

Сумма

-6

5

-4

8

-8

Слагаемое

7

-5

                

Задание 2.

В ходе заполнения, при написании одного из чисел была допущена ошибка: установить правило, по которому составлена таблица и исключить это число.

        

Слагаемое

Сумма

Слагаемое

2

-3

-5

-4

7

11

9

8

-17

        

2) решаем тест (приготовили три жетона: выбираем правильный ответ и поднимаем жетон нужного цвета)

                                             

6∙(-4)-24                                  -24     24    48

-4-(                                   

-18:(-6)                                    3       -3       -2

                                          

                                 0     

 -1-2-3                                      6        0    -6

На экране появляется ЗАПУСК.

Мы повторили с вами сложение и вычитание разных чисел, повторили правила, но есть правила в стихах

Ученики читают стихи:

Ученик!

Числа отрицательные, новые для нас
Лишь совсем недавно изучил наш класс,
Сразу прибавилось всем теперь мороки –
Учат-учат правила дети все уроки.

Ученица:

Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать
К ней потом знак “минус” взять да приписать.

Ученик:

Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут,
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.

Ученица:

Самое же главное – знак не позабыть!
Вы какой поставите? – мы хотим спросить
Вам секрет откроем, проще дела нет
Знак, где модуль больше, запиши в ответ
.

Спасибо за помощь! Вы молодцы! Мы вас не забудем. Приезжайте в гости!

А нам нужно отправляться домой. Для этого пройдём технический осмотр корабля и получим разрешение на взлёт

IV. Итог урока.

Самостоятельная работа:

1 вариант

2 вариант

43∙(-3)                      

-6,7∙(-2,4)

-0,37+(-0,84)

                   

-26∙4

-4,8∙(-3,7)

-14,7-17,4

Итак,  «В путь!»

Вот мы и вернулись. Какие чувства вы сейчас испытываете? Вы придёте сегодня домой и что скажите?

Продолжите предложение:

Я сегодня на уроке математики………..

Мне было несложно выполнять задания, потому что…………..

V. Домашнее задание.

На «Планете чисел» мы нашли злоумышленника, из-за которого произошёл сбой энергоснабжения, дома опишите его особые примеры, решив тест, который вы перепишите себе после урока. А я сегодня познакомилась с замечательными ребятами, думающими, активными и дружными. Мне было несложно, потому что вы имеете хорошие знания по данной теме. Спасибо за урок.

Разработка урока по теме «Положительные и отрицательные числа»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

образовательные

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах сравнения, действий над положительными и отрицательными числами
  • закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений
  • формировать навыки самостоятельной работы

развивающие:

  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки
  • развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач
  • расширение кругозора

воспитывающие:

  • воспитание познавательного интереса к предмету
  • воспитание любви к малой родине.

Оборудование:

  • мультемедийный проектор
  • компьютер
  • жетоны красного, жёлтого и зелёного цвета
  • листы с текстами заданий
  • лист  оценивания урока

Министерство образования и науки Самарской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.о. Кинель

Разработка урока математики

«Положительные и отрицательные числа»

(6 класс)

         Автор:  Верчагина Ольга Геннадьевна

                                                                               учитель математики Iкатегории

г.о. Кинель

 Февраль 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики: «Действия с положительными и отрицательными числами», 6 класс»

Урок математики в 6 классе. Тема: « Действия с положительными и отрицательными числами»Цели урока:1. Образовательные:• обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительны...

6 класс тест положительные и отрицательные числа

6 класс тест положительные и отрицательные числа...

Технологическая карта урока Тема «Действия с положительными и отрицательными числами»

Тема «Действия с положительными и отрицательными числами»...

Математическая игра «Счастливый случай» 6 класс Тема: «Положительные и отрицательные числа»

Цели: - систематизация знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»- развитие математического кругозора, любознательности;- воспитание ответственности, взаимопомощи....

Презентация по математике на тему "Положительные и отрицательные числа"

Презентация по математике для 6 класса на тему "Положительные и отрицательные числа"...

Урок-закрепление по теме "Положительные и отрицательные числа" (6 класс)

Данный урок систематизирует представления учащихся о положительных и отрицательных числах. Шестиклассники повторяют также понятия: противоположные числа, модуль, координата. Школьники учатся реша...