Урок-игра "Узники замка Иф" по теме "Натуральные числа", математика 5 кл.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Паламарчук Юлия Владимировна

Конспект урока-игры "Узники замка Иф" по теме "Натуральные числа" - это обобщающий урок по математике в 5 классе. УМК Зубарева И., Мордкович А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_uzniki_zamka_if_5_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок – игра «Узники замка Иф» в 5 – Б классе.

Тема: Натуральные числа.

Дата: 30.10.2008г

Цели урока:

  1. закрепить умение упрощать выражения, решать уравнения и задачи с натуральными числами;
  2. развивать смекалку и логическое мышление;
  3. воспитывать дружеские отношения друг к другу, умение работать в группах;
  4. развивать умение говорить.

Оборудование: раздаточный и наглядный материал; мяч; геометрические фигурки, вырезанные из картона; плакат, имитирующий кирпичную стену, где наклеены кирпичи, на кирпичах написаны числа, часть из которых является ответами к задачам; красивый сундук, в котором лежат медальки.

Методы: словесный, практический.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Положительная мотивация детей на урок.

     Сегодня, когда вы заходили на урок, то попали не в кабинет, а в замок Иф. Из этого замка вам просто так не выбраться. Нам с вами придется совершить побег из замка. А побег помогут совершить наши знания натуральных чисел, взаимовыручка, дружба и находчивость.

  1.  Устная работа.

В замке узники находятся в разных камерах.

(Для деления на группы используются геометрические фигуры, которые вытянул из коробки каждый учащийся. Образуются 4 группы по 7 человек).

Просидев день, два, месяц, год, начинаешь терять чувство времени.  Иногда узники даже  сходят с ума. Чтобы с ними этого не произошло, давайте потренируемся в устном счете.

35 : 7

· 17

+ 15

- 83        = 17

334 – 44

: 10

+ 101

· 2           = 260

125 + 80

: 5

· 3

- 122           = 1

2000 + 1500

: 70

·100

- 3400      = 1600

  1. Самостоятельная работа.

Молодцы! Теперь, когда мы убедились, что сойти с ума нам не грозит, давайте обдумаем, как нам выбраться из замка. Правда, я не знаю, хватит ли вам сил совершить побег?! Сейчас мои помощники (учащиеся 10 класса) раздадут вам карточки с выражениями. Это задание индивидуальное, ведь силы должны быть в каждом из вас. Каждый правильно решенный пример увеличит ваши  моральные и физические силы.

Раздаются карточки с выражениями. В группе у всех разные варианты. На решение отводится 3 минуты, после чего карточки и листы с работами собираются и по приготовленным шаблонам проверяются.

Вариант 1.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

5х + 8х – х + 15

при  х = 10

Вариант 2.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

9х + х + 2х – 10

при  х = 20

Вариант 3.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

21у – 12у – у + 27

при  у = 12

Вариант 4.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

25х – 18х – х + 13

при  х = 40

Вариант 5.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

х + 14х – 7х + 32

при  х = 15

Вариант 6.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

5у + у + 14у + 87

при  у = 100

Вариант 7.

Упростить вы-ражение и найти его значение:

14у + 12у – у + 72

при  у = 11

Пока помощники проверяют решения, проводится игра с мячом. Говорю пример в слух и бросаю мяч в одну из групп (например, 9 + 16). Ученик, поймавший мяч, решает в уме этот пример, произносит ответ и продолжение примера (например, 25 : 5). После этого перебрасывает мяч в другую группу. Примеры не должны быть сложными. Мяч в каждой группе должен побывать четыре раза.

  1. Решение задач.

Чтобы выбраться на волю,  нам необходимо разобрать кирпичную стену, найти таинственный ход. Узники из соседнего класса сообщили, что некоторые из кирпичей плохо закреплены и их можно из стены убрать. Но какие это кирпичи?! Для того чтобы это узнать, вы должны решить задачи.

Помощники раздают карточки с задачами.

Вариант 1.

Купили лыжные ботинки, лыжи и костюм. Костюм стоил 406 рублей. Лыжи дешевле костюма на 240 рублей и дороже ботинок в 2 раза. Сколько стоит вся покупка?

Вариант 2.

На домашнее задание по математике Оля затратила 35 минут, на домашнее задание по русскому языку – на 13 минут больше, а на задание по истории – в 3 раза меньше, чем на задание по русскому языку. Сколько минут потребовалось Оле на выполнение всего домашнего задания?

Вариант 3.

На столе в вазе лежало 15 абрикосов. Слив в вазе было в 5 раз больше чем абрикосов, а яблок – на 69 меньше, чем слив. Сколько всего фруктов лежало в вазе?

Вариант 4.

На витрине магазина лежало 48 аудиокассет. Видеокассет было на 16 меньше, чем аудиокассет, а компакт дисков – в 4 раза больше, чем видеокассет. Каково количество всех товаров на витрине?

На решение каждой задачи выделяется 3 - 5 минут. Когда задачи решены, по одному участнику из каждой группы выходит к доске и, кратко записав условие, рассказывает ход решения. Кирпич с получившимся ответом отклеивает от плаката. Таким образом, на доске объясняются четыре задачи, в тетрадях записано по одной, таинственный ход найден.

Ребята, мы нашли таинственный ход! Но посмотрите, на стене загадочные символы (на стене за отклеенными кирпичами учащиеся обнаруживают надпись MМ.ZZ). Наверно, это чтобы стражники не догадались. Нам нужно применить шифровку. Ваша задача подобрать код и заменить буквы цифрами таким образом, чтобы равенство было верным. Необходимо учесть, что одинаковые буквы – это одинаковые цифры.

                         +     XYXZ

        YXZ

  MZMKZ

Ответ:

+      9590

       590

   10180

Смотрите, мы получили время побега (11.00). Наконец, мы все собрались и прошли по таинственному ходу. Но, ужас, мы оказались на крыше замка. А оттуда есть только один выход – это прыгнуть в кустарник, которое его окружает. Но замок очень высокий, и если прыгнуть неаккуратно, можно и погибнуть. Поэтому мы с вами должны прыгать очень осторожно, практически по ступеням.

На доске открывается рисунок:

                                                                       а + 5437

                                                         · 13

                                       – 1956  

                       + 879

Число а для каждого ученика дается индивидуальное.

Кто из учеников правильно дошел до конца, тот сбежал из замка Иф. Нам остается только открыть сундук с сокровищами, который был спрятан на крыше замка

  1. Упрощение выражений.

Но сундук не открывается. Он заколдован  и для того,  чтобы снять колдовские чары, вам нужно упростить выражения.  

Показываю карточки на упрощение выражений. Учащиеся решают их устно.

7х + 20х

30у + у

48а – 39а

16b + 7b - b

3x + x + 2y

17a + 62a – 70a

8b – 5b – 3

6a + 8a + 1

с + 19с – 5

  1. Решение уравнений и примеров.

Ну что ж, ребята, вы открыли сундук. Только чтобы достать из сундука драгоценность, нужно решить примеры и уравнения. За каждый правильный ответ можно получить медальку на память. Все ли сегодня уйдут с медалями, будет зависеть от вашей сплоченности и сообразительности.

Помощники раздают карточки с заданиями. Когда ученики решили все примеры и уравнения, то кто-нибудь из группы выходит и ищет все медальки, к которым приклеен стикер с правильным ответом. На решение карточки дается 6 минут.

Вариант 1.

1. Вычислите, используя законы арифметических действий:

       457 + 146 + 243;

       46 · 87 + 13 · 46;

       2 · 34 · 5;

       9 · (10 + 108).

2. Решите уравнения:

       5х + 3х = 136;

       21а – а = 420;

       7у + 4у – у = 300.

Вариант 2.

1. Вычислите, используя законы арифметических действий:

       573 + 228 + 172;

       21 · 12 + 12 · 19;

       4 · 16 · 25;

       4 · (201 – 10).

2. Решите уравнения:

       3х + 2х = 135;

       15а – 7а = 560;

       11у – 4у – у = 480.

Вариант 3.

1. Вычислите, используя законы арифметических действий:

       321 + 266 + 134;

       15 · 71 + 15 · 29;

       20 · 36 · 5;

       7 · (5 + 107).

2. Решите уравнения:

       15х – 8х = 168;

       4а + 2а = 540;

       6у + у + 4у = 132.

Вариант 4.

1. Вычислите, используя законы арифметических действий:

       257 + 106 + 543;

       37 · 88 – 68 · 37;

       25 · 4 · 56;

       6 · (107 – 9).

2. Решите уравнения:

       12х – х = 165;

       а + 17а = 360;

       27у – 15у + у = 208.

  1. Подведение итогов урока.

В конце урока обсуждаю с детьми, что же помогло им в течение урока. Выставляю и обосновываю оценки. Собираю тетради на проверку (будет выставлена оценка в журнал).

Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.

Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....

Презентация по теме "Взаимообратные числа " (математика 6 класс)

Презентация на тему" Взаимообратные числа" . Устные примеры, уравнения, самостоятельная работа  на нахождение взаимообратных чисел....

Интегрированный урок- путешествие по Байкалу «Действия с дробными числами» Математика 6 класс

Данный урок-обобщение по теме "Действия с дробными числами" представляет собой  путешествие по озеру Байкал, где математические задачи сопровождаются увлекательными материалами....

Проект урока по теме "Смешанные числа", математика 5 класс

Урок изучения нового материала по математики в 5 классе по учебнику "Математика. 5 класс Дорофеева Г. В., Шарыгина И. Ф. Для наглядного восприятия материала предлагаю использовать презентацию....

Цифры и числа. математика 5 класс.

Понятие о цифрах и числах. Примеры....

"Конкурс геометрических замков" в рамках недели математики.

По структуре мероприятие разделено на 2 части.Первая часть мероприятия – домашнее задание.За две недели до конкурса учителя математики на уроках объявляют конкурс геометрических замков. Школьники, жел...

Тест по теме "Противоположные числа. Модуль числа" (математика, 6 класс, с ключами)

Тест содержит 2 варианта по 6 заданий в каждом с выбором ответа из четырех предложенных. Ориентирован на шестиклассников, изучающих предмет по учебнику Н.Я. Виленкина, и др. В конце теста указаны отве...