Разведчество как фактор духовно-нравственного воспитания молодёжи
статья по теме

Статья раскрывает основные принципы духовно-нравственного воспитания молодёжи в разведческом движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              «Каждому дан набор инструментов,

                                                                               бесформенная масса, и книга правил,          

                                                                               и каждый обязан создать, пред тем,

                                                                               как пролетит, камень преткновения

                                                                               или ступень для перехода препятствий».

В Новом Завете, в Послании апостола Иакова (гл. 2, ст. 26), сказано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Мы все стоим в жизненном строю, но не по росту, а так, как нас поставил Господь Бог. И по Его воле мы выходим с правого фланга из строя и «идём домой». Время в строю нам дано обрести чистоту души, а главный враг её это праздность.

Это люди, которые бесцельно прожигают жизнь.

Какие бы хорошие мысли не имел праздный человек, он идёт поперёк естества человека, который создан как постоянно развивающееся начало. Из - за праздности гибли великие империи, рушились династии и личные судьбы.

Достигнуть чистой души можно только путём работы над самим собой, путём самореализации и даже самопожертвования, но... обязательно ради достижения какой-либо общечеловеческой цели, а не просто ради собственного самолюбия. Путь к достижению является сострадание к людям и любовь к человечеству. Может быть эти слова звучат слишком абстрактно, однако, основной смысл это научиться сострадать и любить людей вообще, а не в отдельности и, ни в коем случае, не любить только самого себя и сострадать только себе. Цель, ради которой человек идёт на самопожертвование, должна быть обязательно общечеловеческого масштаба.

Наша организация как раз и призывает нас идти по этому тяжелому, но благородному пути. С момента дачи Торжественного Обещания Витязей и Дружинниц и, в особенности, Руководительского Обещания, мы осознаём какой путь мы выбрали для себя и не только на пару лет, когда нам весело и приятно быть в кругу старших, не только, когда наши дети вырастают в Организации, а на всю жизнь!

Ведь каждое поколение несёт ответственность перед следующим. То, что мы получили от

прошлых, нам завещано умножить, украсить и подготовить преемников.

Сегодня педагогика знает довольно много различных форм и методов воспитательной работы.

Разведческое движение во всём своём многообразии представляет отдельное направление педагогической деятельности, в котором актуализируется духовно-нравственное воспитание современных детей и подростков.

Говоря обо всём многообразии опыта, наработанного в годы упадка нравственности, революции, эмиграции, в окружении иной веры, чужого языка, чужой культуры, члены организации не опустили руки, а взяли на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения.

 Нужно отметить, что в это нелёгкое для организации время и были выработаны те принципы разведческого движения, которые на сегодняшний день лежат в основе разведчества. Именно на них и основываются традиции духовно-нравственного воспитания в разведческом движении.

  1. Деятельная вера Богу и верность Родине.

В основе этого основного принципа лежит стремление не дать детям и юношеству некие знания по Закону Божию или по Основам православной культуры, но прежде всего, самим образом жизни воспитать человека в вере и верности. Эта вера и эта верность если истинны, то не столько в словах, сколько на деле. Повторюсь словами апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Из этого вытекает следующий принцип.

2. Личностный характер взаимоотношений и братство взрослых и детей.

В разведчестве утверждается идея: движение не для детей и молодёжи, но самих детей и молодёжи. Т.е. не просто формализовано-менторское наставничество, но личностный путь от сердца к сердцу, где реализуется принцип синергии - внутренней связи учитель-ученик, на которой только и может основываться духовное воспитание, так же как и на личном примере. Для руководителя это возможность «детского служения» Богу. Воспитательный процесс в идеале организовывается так, что каждый ребёнок становится субъектом, т.е. полноправным участником и творцом воспитательного процесса. Здесь возникает следующий принцип.

3. Самоуправление, само- и взаимообучение и воспитание.

В разведческие организации чаще всего приходят дети из неверующих семей, не знающие никаких основ духовной жизни, не имеющих ни малейших представлений о Боге. И наставление в вере начинается именно с общения со сверстниками, которые знают Основы православия. Казалось бы, никто не ведёт специальных бесед, не даёт наставлений, но исподволь, из самого образа жизни свих товарищей и друзей начинается для ребёнка познание Бога. Для современного эгоистического ребёнка, вкусившего телевизионной и компьютерной развлекательности и потребительского отношения к жизни, деятельностно организованное пространство в сообществе сверстников и старших поможет преодолеть пассивность и ленивые привычки, даст возможность попробовать свои силы, почувствовать вкус созидания и творчества. В общении зреет зерно братской любви, научаясь жить среди себе подобных, ребята воспитывают в себе христианское отношение к другому человеку. Дети начинают понимать, что они живут не каждый сам по себе, но сообществом, где все в конечном итоге отвечают друг за друга.

Арсенал направлений, форм и методов работы с детьми накоплен за десятилетия существования разведческого движения огромный.

В этой комплексной системе воспитания порой трудно выделить отдельное направление, т.к. всё взаимосвязано – и духовное, и нравственное, и патриотическое, и экологическое, и экономическое.

Известно, что один из самых плодотворных периодов работы для руководителя юных разведчиков – это лагерь, бивуак, поход. Здесь путь от сердца к сердцу становится значительно короче, это квинтэссенция разведческой педагогики, это результат длительной работы и задел на будущее. Здесь есть место молитве, серьёзной беседе, работе, игре.

Многого стоят беседы и песни у ночного костра в лесу летом, или ночью у свечки, где-нибудь в далёкой деревянной сельской школе, по самые окна занесённой снегом. Это мы погружены в мир суеты и рационализма, а юная душа жаждет романтики. И если мы эту романтику ей не предложим, то душа будет искать её в другом месте: в секте, в подвале, на чердаке, да мало ли пагубных мест…

В заключение хочется напомнить слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» .

Каждый может, по своим силам, знаниям и возможностям оставить после себя след на земле.

Заглянув в книгу «Российское Скаутское Движение», мы увидим непрерывную цепочку

выдающихся руководителей, которые создали нашу Организацию, которые проложили наш путь, которые оставили неизгладимые следы на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка

Современное общество столкнулось с ужасающим кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье,...

Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания

,Социальные, экономические и идеалогические изменения происходящие в настоящее время в России, оказывают сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоцианальный опыт, по...

Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания

Социальные, экономические и идеалогические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывает сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоциональный опыт, по...

Содержание иноязычного образования-фактор духовно-нравственного воспитания гражданина.

Предлагаю свой проект, разработанный на базе ПК и ПРО в помощь учителям иностранных языков....

Художественно-эстетическое воспитание как один из факторов духовно-нравственного развития детей

Искусство - это окно, которое не только позволяет детям смотреть на мир, который их окружает. Искусство, связанное со звуками по законам мелодии, гармонии и ритма, - это музыка. Чтобы добить...

Воспитание патриотизма как фактор духовно-нравственного развития личности студента на занятиях истории.

В статье рассматриваются конкретные исторические темы, изучение которых способствует воспитанию патриотизма....

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...