Воспитание патриотизма как фактор духовно-нравственного развития личности студента на занятиях истории.
статья по истории на тему

Ильина Наталья Викторовна

В статье рассматриваются конкретные исторические темы, изучение которых способствует воспитанию патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма как фактор развития духовно-нравственной личности студента на занятиях истории

     Н.В.Ильина,

       ГАОУ СПО ТО «Западно – Сибирский

        государственный колледж», г. Тюмень

        Актуальность воспитания патриотизма подрастающего поколения всегда усиливается в переломные моменты истории развития государства, когда встает острая необходимость переосмыслить прошлое и объяснить настоящее. В такие моменты в государстве возникает потребность распространения объединяющих идей, формирование уважительного отношения народа к своему государству, уважение нравственных и духовных ценностей, воспитание патриотического сознания.

Изучение истории Второй мировой и Великой Отечественной войны всегда было призвано способствовать развитию гражданственности и патриотизма у студентов и учащихся. Воспитательная задача истории во многом заключается в том, чтобы сформировать представление о гражданском долге, мужестве, героизме и вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны, и тем самым способствовать формированию ответственности перед своим государством, развитию нравственных качеств современного гражданина.

        Подходя к вопросам воспитания патриотизма у студентов посредством урока истории, преподаватель, в первую очередь обращает внимание на занятия, посвященные Великой Отечественной войне, так как именно события 70-летней давности дают богатый материал о героизме и мужестве советского народа. Нельзя воспитать истинного гражданина и патриота своей страны, не используя при этом конкретные исторические факты и примеры героических подвигов прошлого.

Изучение истории проходит, как правило, на первом курсе. Поэтому при подготовке занятия важно учитывать возрастные особенности студентов и учащихся – чаще всего это подростки от 15 до 17 лет. Для этого возраста характерно отрицание традиционных идей, позиций и взглядов родителя, преподавателя и взрослого человека вообще. Поэтому задача преподавателя не только вызвать, но и поддержать настоящий интерес студента к данной проблеме, и только после этого посредством правильных и наиболее эмоционально ярких примеров подвести обучающихся к пониманию значения и роли патриотизма для каждого человека в современном мире. А это достигается не столько за счет рассказа, описания основных событий тех лет, нравственных и гражданских ценностей, а за счет создания обстановки, способствующей свободной дискуссии, полемики по историческим вопросам. Т.е. надо дать студенту возможность самому разобраться в верности своих суждений, либо прийти к осознанию правильности общепринятой точки зрения по тому или иному вопросу.

Например, при изучении темы: «Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны» преподаватель создает проблемную ситуацию: «Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как Советы угрожали Германии войной. Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте». Таким образом, традиционная точка зрения, заключающаяся в том, что Гитлер заранее планировал нападение на СССР на 1940-1941 гг., а руководство Советского Союза рассчитывало начать войну не ранее 1942 года ставится под сомнение. В этой ситуации студент должен самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, обращаться к документальным и статистическим материалам, доказывать или наоборот, опровергать традиционную точку зрения. В результате, оценив, сравнив, обдумав историческую ситуацию, обучающийся приходит к своему собственному выводу. А, изучая непосредственно статистические и документальные материалы, а не готовые выводы учебной литературы, он понимает, каких героических усилий стоила Победа советского народа в войне против Германии. Это вызывает у студента чувство гордости за свою страну и народ.

Воспитание патриотизма студенчества невозможно без воспитания уважения к старшему поколению, его судьбе, подвигам. Студент может прочитать в литературе об огромных потерях, что понес советский народ в результате войны, о тех трудных годах войны, может посмотреть отрывок из фильма на занятии по истории, где описаны страшные годы войны, но это не вызовет у него интереса к данной теме. А вот если этот же материал рассматривать на примере его семьи конкретно, то у студента обязательно появится чувство гордости за своих близких – участников Великой Отечественной войны.

На примерах жизни дедушек и бабушек, горожан, на событиях истории родного города студенты рассматривают события Великой Отечественной войны. Ребята, готовясь к данному уроку, разыскивают материалы о своих родственниках – участниках тех трагических дней войны или работников тыла. Увлекаясь поиском материала, студенты вовлекаются в исторические реалии тех дней, слушают рассказы своих родственников, встречаются с ветеранами, изучают документы, фотографии, ксерокопируют письма воинов с фронта своим близким, награды, приносят на занятия медали и ордена, которые хранятся в их семьях. Такое занятие воспитывает чувство гордости за своих предков, спасших страну от жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание той цены, которую заплатил русский народ за спасение страны от фашизма.

Помимо этого возникает вопрос, как можно вызвать интерес современного, далекого от реалий тех военных лет студента к теме Великой Отечественной войны? Зачастую, изучая тему, мы останавливаемся на тех личностях, которые осуществляли героические подвиги в годы войны. В ходе занятия студентам задается вопрос: «Какие улицы города Тюмени названы в честь героев Великой Отечественной войны?» Совместно с ребятами начинаем вспоминать названия улиц города, а затем перечисляем «героические» улицы. Какое удивление можно увидеть на лицах ребят, когда они узнают, что живут на улице героя Великой Отечественной войны Николая Гастелло, или Марите Мельникайте, или Ивана Федюнинского и т.д. В дальнейшем, при закреплении темы, раздела студенты сами уже с гордостью говорят о том, что живут на улице города, которая назван в честь героя и рассказывают о его подвиге.

Так же способствует развитию интереса ребят к событиям Великой Отечественной войны изучение положения родного края в 1941-1945 гг. Студенты узнают много интересных и порой неожиданных фактов о жизни Тюмени в годы войны, о том, как помогали тюменцы ковать Великую Победу. При подготовке вопросов такого рода, студентов интересует все: от эвакуации заводов в годы войны в наш город, до размещения в июле 1941 года тела Ленина в здании Сельскохозяйственной Академии г. Тюмени. Результатом изучения таких событий является оценка студентами того вклада, который сделали тюменцы в дело Победы над фашистами. Подводя итоги занятий по этой теме, ребята отмечают, что огромную роль для Победы над фашизмом играл не только боевой подвиг солдата, но и трудовой героизм советского народа.

Когда современное общество переживает сложный и противоречивый период, а исторические факты, события из далекого прошлого переоцениваются, осмысляются, интерпретируются, многие люди утрачивают чувство любви к Родине, забывают свою историю. Поэтому воспитание патриотизма среди студенчества является важным именно сейчас, потому как оно должно дать новый импульс духовно-нравственному развитию современного российского общества, так как именно они - будущее России. От нас же, учителей, преподавателей, зависит, с какими нравственными и духовными ценностями и идеалами войдут они во взрослую жизнь, будут ли с чувством гордости выполнять свой гражданский долг и уважать свое Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание как один из факторов духовно-нравственного развития детей

Искусство - это окно, которое не только позволяет детям смотреть на мир, который их окружает. Искусство, связанное со звуками по законам мелодии, гармонии и ритма, - это музыка. Чтобы добить...

Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Практика «Становление укладов жизни школ как факторов духовно-нравственного развития обучающихся и обновление практик воспитания»

Педагогическая практика – часть образовательной практики, включающая в себя систему действий педагога (педагогической команды), направленная на достижение запланированного образовательного резул...

Доклад «Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»

laquo;Основы православной культуры – фактор духовно-нравственного  развития и воспитания личности обучающегося в контексте обновленных ФГОС»...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...