Я в мире. Мир во мне
методическая разработка по теме

Материал для проведения Недели психологии в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_vmire_.mir_vo_mne.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная неделя психологии

                                             Психологическая игра для младших школьников

                                                  Составила:

педагог – психолог Центра ДОД

                                                                                        Заиченко Анна Александровна

                                                                        г. Барабинск  2010 год

Цель: повышение социальной адаптации младших школьников, укрепление их психологического здоровья. 

Задачи:

  • знакомство детей с упражнениями, направленными на стабилизацию своего состояния;
  • формирование практических навыков применения подобных техник в обыденной жизни;
  • создание благоприятной обучающей среды для детей.

Оборудование: воздушные шары, музыкальная запись «Марш» С. Прокофьева, перья, краски, кисти, листы формата А4,

- Здравствуйте, ребята!

Сейчас мы с вами отправимся в необычное, увлекательное и чрезвычайно познавательное путешествие на остров «Здоровейск». Коренные жители этого острова – индейцы. Эти доброжелательные и  интересные люди пригласили нас в гости.

- Ребята, а вы бы хотели на некоторое время стать настоящими индейцами?

Упражнение – знакомство

Участникам предлагается представиться, назвав свое имя и личную характеристику (желательно, используя манеру представления индейцев).

Например: я – Никита Зоркий глаз.

(оформление бейджиков)

Перед началом путешествия детям предлагается упражнение – разминка «Гусеница».

Цель: раскрепощение участников игры, создание атмосферы доброжелательности.

Ребята становятся друг за другом, зажав между своими спинами  воздушный шар. Первый участник держит воздушный шар на вытянутых руках. Ведущий предлагает «гусенице»  выполнить различные движения (шаг на месте, прыжки на правой ноге, прыжки на левой ноге и т.д.)

Участникам предлагается назвать и показать некоторые характеристики присущие племенам индейцев (например,  жесты, крики, движения).

После демонстрации жестов и движений каждому участнику выдается перо.

2

-  Ребята, совершая это необычное путешествие, вы научитесь контролировать свое дыхание, освоите упражнение, позволяющие улучшить ваш слух, настроение,

 внимание. А теперь закройте глаза, как только я досчитаю до трех вы их открываете -  и вот перед нами остров «Здоровейск».

Упражнение  «Стабилизирующее дыхание»

Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Вдох глубокий, выдох до середины, остановка, выдох до конца. Вдох короткий, выдох короткий.

Повторение цикла два – три раза.

Упражнение «Антарктида»

Материал: несколько больших листов бумаги.

Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Инструкция.

Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» — должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Упражнение «Настроение»

Эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего «Я».

- Начните ходить по комнате, при этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы. (15 секунд)

А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. (15 секунд)

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. (15 секунд)

Теперь — как очень пугливый человек. (15 секунд)

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. (15 секунд)

3

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке. (15 секунд)    И в заключение вы можете сами придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой… (15 секунд)

- Посмотрите, ребята, перед нами возникла очень высокая и отвесная скала. Однако мы научились правильно дышать,  и это поможет нам преодолеть это препятствие (повторить стабилизирующие дыхание).

Упражнение «Скала»

Инструкция. Ребята, выстройтесь все в одну цепочку. Вы — одна большая скала. Я условно нарисую линию через два сантиметра от ваших ног, за этой линией – обрыв. Теперь каждый из вас пусть создаст препятствие в виде колен, локтей. И первый участник проходит по этой скале, не заходя за линию обрыва, цепляясь и переступая через препятствия. Затем он встает в конце шеренги, и следующий участник начинает свой путь. И так, пока не пройдут все.

Упражнение «Стимуляция ушей»

Рекомендация:  это упражнение сенсибилизирует  ухо и улучшает слух. Кроме того, после него начинает отчетливей  восприниматься собственный голос. Улучшение слуха также может повлиять на память. В некоторых случаях подобный массаж ушей даже вызывает из памяти информацию, которую перед тем мы напрасно пытались вспомнить. Это упражнение должно повторяться по возможности часто.

- Возьми обеими руками внешнюю часть ушей и потяни туда-сюда очень бережно. Массируй край уха и немного выверни его наружу. Начни с верха уха, а потом, медленно массируя, перемещайся вниз. Если хочешь, можешь при этом еще и мягко тянуть уши назад. Представь себе, как благодаря этому массажу уши твои становятся бодрыми и свежими. Сделай так пару раз. (1 минута)

Теперь сложи средним и указательным пальцем обеих рук букву «V». Приложи оба пальца к голове, так чтобы ухо оказалось в середине. Начни двигать пальцами вверх-вниз, крепко прижимая их к голове. Так ты заботишься о том, чтобы твои уши могли наполниться свежим кислородом. При этом полностью расслабь нижнюю челюсть, так чтобы твои зубы не касались друг друга. Ощущаешь ли ты теперь тепло в ушах? (20 секунд)

4

А теперь ты можешь сделать еще кое-что хорошее для своего слуха. Сделай из пальцев одной руки полушарие и прикрой им ухо. Потом кончиками пальцев другой руки пару раз постучи по этому куполу. Ты почувствуешь хлопки в костях черепа; таким образом,  ты возбуждаешь не только нервы уха, но и мозг. (10 секунд)

А теперь повтори то же самое для другого уха. Сделай из правой руки купол, положи его на левое ухо и похлопай по нему пару раз кончиками пальцев левой руки. (10 секунд).

Упражнение “Будь внимателен!”

Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстояние от другого примерно на 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования ведущий произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда

Движение

“Зайчики!”

Дети прыгают, имитируя движение зайца.

“Лошадки!”

Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

“Раки!”

Дети пятятся, как раки (спиной).

“Птицы!”

Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

“Аист!”

Дети стоят на одной ноге.

“Лягушка!”

Присесть и скакать в присядку.

“Собачки!”

Дети сгибают руки (имитация движения, когда “собака служит”) и лают.

“Курочки!”

Дети ходят, “ищут зерна” на полу и произносят “ко-ко-ко!”.

“Коровки!”

Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят “му-у-у!”

- Ребята, выполняя эти упражнения,  мы с вами забрели вглубь острова. И вот посмотрите, перед нами очень широкая и бурная речка.

Упражнение «Речка»

Участникам предлагается перейти по кочкам с одной стороны реки на другую. Во время перехода за ними наблюдают крокодилы и при возможности убирают кочки, затрудняя передвижение.

5

  - Теперь я предлагаю вам закрыть глаза, чтобы вернуться из этого необычного путешествия. (Раз – два - три)

Обратная связь

Участникам  предлагается раскрасить свои перья определенными цветами

  • черный цвет – занятие не понравилось, ничего нового не узнал(а);
  • желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета – занятие понравилось, получил (а) полезную информацию.

Литература:

  1. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
  2. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
  3. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
  4. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
  5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
  6. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
  7. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
  8. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
  9. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
  10. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
  11. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4-х ч.: Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/пер. с нем. – М., Генезис, 2003 г.

  1. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»

Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...