Рабочая программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма»
рабочая программа (6 класс) по теме

Гайсина Зифа Сабитовна

Рабочая  программа дополнительного образования  театр мод «Дизайн костюма» предназначена для учащихся 12-13 лет, 72ч, срок обучения 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

 

       «Согласовано»

Руководитель МО

________Янмурзина Г.Х.

Протокол №___ от

«____»_______2013г.

    «Согласовано»

Руководитель методического Совета

________  Шамсутдинова Н.С.

«_____» ________2013г.

  «Утверждено»

Директор МБОУ

«Кунашакская  СОШ»

__________Сайдуллина Р.Ж.

Приказ № __от «____»____2013г.

Рабочая  программа дополнительного образования

Театр мод «Дизайн костюма»

для учащихся 12-13 лет

срок обучения 1 год

Учитель: З.С.Гайсина

 Количество часов :  

   - в неделю              2

   - на учебный год   72

 Рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования  «Имидж» Шадриной Н.В, педагога высшей категории. Челябинск. 2009.

Кунашак, 2013


РАЗДЕЛ I.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования  «Имидж» Шадриной Н.В, педагога высшей категории. Челябинск. 2009.

Мир моды очень велик и разнообразен. Приобщить детей к прекрасному и развивать их творческие способности, позволят знания, полученные на занятиях театра мод «Дизайн костюма».

Знакомясь с историей развития костюма Древнего мира до наших дней, они соприкасаются с историей и видят процесс перевоплощения одежды. Знания, полученные на уроках технологии помогают им грамотнее разобраться в процессе конструирования и моделирования современной одежды, в выборе тканей и аксессуаров, грамотного сочетания цветовой гаммы. Одежда создает представление о человеке, и важно, чтобы дети с раннего возраста умели гармонично и грамотно составлять свой гардероб, представлять в обществе себя как личность. Начальное образование по хореографии, позволит детям достойно проводить дефиле с показом своих моделей одежды на сцене.

Цель программы

Целью данной программы является развитие художественно-эстетического вкуса учащихся, углубление и расширение знаний о развитии и создании костюма через организацию исследовательской деятельности, самостоятельного решения по созданию целостного образа костюма. 

Основные задачи программы:

в обучении:

-изучить историю создания костюма со времен Древнего мира до наших дней

-изучить законы, средства и элементы построения композиции

-овладеть образно-ассоциативным подходом в творчестве создания костюмов

-изучить стилевые направления истории костюма различных эпох

-изучить основы имиджа

-научить использовать полученные знания для решения проектных и творческих задач

-содействовать накоплению практических умений, художественных навыков

-развивать технологическую грамотность, творческое мышление, интеллектуальные способности, самостоятельность, активность

в воспитании:

-воспитывать аккуратность, эстетический вкус, трудолюбие,  развивать потребность в творческой деятельности.

-развивать чувство ритма, при изучении основ хореографии, знания  помогут обучающимся выставлять коллекции создаваемой одежды, на показах мод.  

в оздоровлении:

- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка в коллективе;

-укрепление психического равновесия.

Программа дополнительного образования театр мод «Дизайн костюма» разработана на основе типовой программы образовательной области «Технология», в которой предусмотрен раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и проектирования объектов  с использованием различных технологий.  Программа театра мод не дублирует образовательную программу по технологии, а является существенным дополнением в формировании компетенций художественно-эстетической направленности в рамках дополнительного образования. Новизна  данной программы  заключается в том, что при ее составлении педагог раскрывает содержание современной   технологии создания своего имиджа  и расширяет тематику проектов, что позволяет более глубоко и расширенно использовать межпредметные связи  и формировать образовательные компетенции выпускников школы.

При составлении данной программы автор опирался не только на опыт своей работы, но и опыт других педагогов, работающих по данной проблеме.

        Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03. 2004г. №1089);
  2. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год (приказ МО и Н РФ от 10.12.2012г. №1067);
  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ МО и Н РФ от 16.06.2011г. №04-997);
  4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо МО и Н Челябинской области №103/3404);
  5. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2013-2014 учебном году» от Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г № 03-02/5639
  6. «Об утверждении учебного плана МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014 учебный год» (приказ №70/1 от 29.08.2013г);
  7. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»
  8. Примерная программа основного общего образования  по технологии.


РАЗДЕЛ II.    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

Кол-во

часов

всего

Теория

Практика

1

Введение. Цели и задачи. Основные понятия дизайна

2

2

1

2

История костюма.

2

1

1

3

Костюмы Древнего Египта

2

2

4

Костюмы Вавилона и Ассирии, Рима

2

2

5

Древнеперсидский костюм

2

2

6

Романский стиль в одежде

2

2

7

Готический стиль

2

2

8

Парижская мода

2

2

9

Костюм на рубеже XIX –Xxвеков

2

1

1

10-11

История развития русского костюма

4

2

2

12

Дизайн костюма, как вид художественного творчества

2

1

1

13

Костюм как объект дизайна и искусства.

2

1

1

14

Цели и задачи художественного костюма в современном обществе

2

1

1

15

Создание художественного образа.

Практическая работа. Эскиз образа.

2

2

16

Сочетание цветов. Цветовая палитра

2

1

1

17

Выбор цветовой гаммы для костюма

2

1

1

18

Основы композиции костюма. Понятие «композиция костюма».

2

1

1

19

Основной закон создания костюма.

Практическая работа. Выбор и составление целостного костюма.

2

1

1

20

Средства выражения композиции костюма: пропорции, масштаб, контраст, симметрия, асимметрия.

2

1

1

21-22

Основные элементы композиции костюма: форма, силуэт, пластика, декор, фактура.

4

2

2

23-24

Теоретические основы проектирования костюма

4

2

2

25

Основные задачи в творчестве дизайнера

2

1

1

26

Понятие и роль художественного образа в проектировании современного костюма.

2

2

27-28

Создание проектного образа

4

2

2

29-30

Художественные системы проектирования одежды. Единичные модели одежды.

4

1

3

31-32

Базовые модели. Комплекты. Ансамбли. Коллекции.

4

1

3

33-34

Выбор художественного образа. Создание композиции костюма.

4

4

35-36

 Обоснование выбранного костюма  как целостного образа

4

4

Итого

72

22 (30%)

50 (70%)


РАЗДЕЛ III.    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Цели и задачи программы. Понятие дизайна. Дизайн костюма – вид художественного творчества. Костюм, как объект дизайна и искусства. Цели и задачи художественного проектирования костюма в современном обществе.

История костюма. Исторический костюм – источник деятельности дизайнера. Понятие о стиле. История первобытного костюма. Древнегреческий и древнеегипетский костюмы. Костюмы эпох Возрождения и Античной культуры. Европейский костюм 19 века. Современный костюм.

Основы композиции костюма. Понятие о композиции костюма. Пропорции, масштаб, ритм, контраст в костюме. Симметрия и асимметрия, нюанс, тождество в костюме. Основные элементы композиции костюма. Форма, силуэт, пластика, цвет, колорит, декор, фактура.

Образ. Теоретические основы проектирования. Понятие и роль художественного образа в современном проектировании костюма.

Проектирование одежды и проектная графика. Художественные системы в проектировании: единичные модели, модели на одной базовой основе, комплект, ансамбль, коллекция.

Общеучебные умения и навыки

В результате освоения программы «Дизайн костюма» учащийся должен:

знать основные понятия  и этапы создания костюма, использовать на практике полученные знания, владеть художественно-графическими знаниями и умениями оформления эскизов;

уметь грамотно использовать информацию о моде для проектирования единичных изделий и коллекции современной одежды.


РАЗДЕЛ IV.    ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Предлагаемая программа ставит перед собой   воспитательно-образовательные задачи:

- углубить знания технологического цикла и привить интерес к специальностям: дизайнер, художник-модельер, закройщик, портной;

-развивать систему знаний по технологическим дисциплинам;

-повышать общественно-полезную активность кружковцев;

-развивать эстетическое направление, творческую деятельность, художественный вкус детей;

-прививать навыки рационально-экономного использования сырья и материалов;

-разумно и с пользой организовать досуг детей.

Формирование гармоничной и творческой личности является приоритетным в воспитании подрастающего поколения. В процессе дополнительного образования учащиеся, используя знания и умения, полученные на уроках технологии, рисования, истории,  осваивают и применяют способы творческой деятельности. Современные материалы и технологии позволяют создавать высокохудожественные изделия, отвечающие индивидуальным требованиям каждого молодого человека. Учащиеся во время дополнительного образования получат дополнительные знания об истории создания костюма, гармоничного сочетания цвета, фактуры, новых формах и стилях в одежде, учитывая индивидуальность и творческие способности. 

Теоретическая часть программы  предусматривает проведение бесед, лекций, просмотра презентаций по соответствующим темам.

Практические занятия заключаются в разработке  и пошиве индивидуальных моделей одежды, выполнении сувенирной продукции, изделий подарочного ассортимента и аксессуаров для проведения ярмарок, изготовление эскизов, выкроек, коллекций моделей одежды. Практические занятия предусматривают коллективную и индивидуальную творческую работу, показы коллекций одежды, участие в фестивалях Театров мод.

Образовательная программа «Дизайн костюма» рассчитана на детей 12-13 лет. Продолжительность курса – один год (72часа).

Продолжительность занятий – 2 часа, 1 раз в неделю.

Успешному выполнению воспитательно-образовательных задач способствуют следующие методы работы:

-изучение литературы, журналов мод о современных направлениях; изучение современных материалов и технологий;

-самостоятельная работа по оформлению выставок детских работ в кабинете;

-проведение традиционных праздничных ярмарок;

-представление дефиле по окончании прохождения раздела на разных уровнях;

-экскурсии в выставочные залы города на экспозиции художников по батику, выставки моделей одежды, в театры.

IV.1  Деятельность, используемые методы, формы, этапы реализации программы

Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающимися с другими формами: игры, конкурсы, творческие мастерские, выставки, ярмарки, дефиле. Методы определяются по источникам информации и включают в себя основные виды:

словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

демонстрационные (принципы наглядного обучения, использование ЦОР, технологий);

практические (овладение умениями проектировать предмет труда, осуществлять технологические операции во время художественного создания образа, моделирования и конструирования, изготовления);

экономические (экономное использование сырья и материалов, вторичное использование остатков производства для последующей реализации).

Занятия строятся так, чтобы теоретические вопросы на каждом занятии, чередовались с практическими, были тесно с ними связаны. Теоретические занятия проводятся в виде бесед и рассказов по 10-15 минут в занимательной форме, с обязательным приложением учебно-наглядных пособий.

Учитываются  возрастные особенности школьников. Во время проведения занятий необходимо использовать игровые моменты и музыкальные паузы для школьников.

IV.2  Этапы реализации программы

1 этап - первоначальное усвоение умений, получение минимальных знаний, заинтересованность поставленной цели.

2 этап – закрепление освоенных навыков, получение углубленных знаний, умений и навыков с их применением на практике. Предусмотрено углубление знаний по технологии изготовления, развитие навыков проектирования и создания чертежей моделей. Обучение работе с чертежом модели, основными правилами черчения, с технологической терминологией.

3 этап – совершенствование полученных умений и умение их самостоятельно применять.

IV.3   Оценка эффективности программы. Предмет и методы изучения

Предмет

Метод

1

Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач

- составление годового отчета

- анализ деятельности по успешному выполнению поставленных задач

- выявление причин невыполнения задачи

- выводы

2

Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков

- изучение образованности через наблюдение, тесты, результаты выставок, конкурсов

- сбор информации, ее оформление в виде протоколов, журналов, отчетов

3

Сохранность детского коллектива

- учет в журнале посещаемости

- фиксация передвижения детей

- % отношение, анализ данных на конец учебного года

4

Удовлетворенность родителей

- проведение родительских собраний

- анкетирование

- индивидуальные беседы, консультации

- анализ полученной информации

В организации и осуществлении данной программы заняты: обучающиеся, педагоги, родители учащихся.

IV. 4   Оборудование, инструменты, наглядные пособия

Наименование

Кол-во (шт.)

1

Столы

10

2

Стулья

20

3

Шкаф для литературы

2

4

Швейные машинки

9

5

Манекен

1

6

Гладильная доска

1

7

Утюг с отпаривателем

1

8

Сантиметровые ленты

10

9

Линейки закройщика

10

10

Метр

2

11

Угольники

5

12

Лекало

10

13

Циркули

10

14

Ножницы

10

15

Распарыватели

10

16

Иглы швейные

50

17

Иглы ручные

50

18

Мел портновский

10

19

Булавки английские

10

IV. 5  Наглядные пособия

- Образцы моделей одежды на стендах.

- Журналы мод, эскизы моделей одежды, плакаты с поузловой обработкой

- Инструкционные карты, поузловая обработка.

- Литература по моделированию, конструированию, технологии обработки, справочники.

- Разработки для конкурсов, ярмарок, дефиле.

IV. 6   Тематика контрольных заданий

 

Наименование темы

Контрольные задания

1

Вводное занятие

Назвать известных модельеров и страну, где они создают свои знаменитые коллекции

2

Изготовление эскизов одежды разных эпох

Перечислить особенности костюмов разных стран и народов

3

Конкурс на лучший эскиз костюма Древней Греции

Создать образ выбранного костюма и реализовать идею в виде рисунка

4

Викторина на лучшее знание материалов и инструментов дизайнера

Перечислить наибольшее название распространенных материалов.

Перечислить необходимые инструменты для работы дизайнера

5

Цветовая палитра

Грамотно подобрать цвета для костюма Деда Мороза и Снегурочки

6

Конкурс на лучшую поделку к новогодней ярмарке

Выбрать тему для выполнения поделок и изготовить самостоятельно поделку

7

Единичные модели одежды

Конкурс на лучшую модель костюма, учитывать качество, оригинальность, современность, соответствие возрасту

8

Проведение дефиле

Осмотр костюма, составление программы и проведение дефиле

IV. 7   План воспитательной работы

Мероприятие

Цели

Сроки

1

Встреча с учащимися, изъявившими желание заниматься в «Дизайн студии»

Запись , комплектование групп

25.08-10.09

2

Подготовка кабинета к занятиям

Знакомство с кабинетом, воспитание трудолюбия

до 15.09

3

Проведение родительского собрания

Знакомство с образовательной программой, в дальнейшем взаимодействие с родителями

Сентябрь

4

Участие в традиционных школьных и районных мероприятиях

Проявление общественной деятельности, творчества и активности

В течение года по плану

5

Участие в массовых мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, выставках

Совершенствование мастерства, качества работ

По плану мероприятий школы, района, города

6

Посещение выставок, спектаклей

Воспитание духовных ценностей, уважения к работам мастеров

В течение года

7

Проведение инструктажей по:

-ТБ;

- ОТ;

- ПДД

Предупреждение несчастных случаев

Сентябрь

8

Подготовка и участие

- в предновогодней ярмарке;

- в масленичной ярмарке

Воспитание бережливости, чувства гордости за свой труд

По плану

9

Подготовка и участие в дефиле

Проявление творческих и артистических способностей, воспитание чувства гордости и уважения к своему труду и труду товарищей, коллективизма

По плану

IV. 9 План методической работы

Мероприятия

Сроки

1

Подготовка методических разработок:

- разработка заданий конкурсов;

В течение года

2

Разработка планов проведения мероприятий

Сентябрь

3

Разработка курса теоретических занятий по годам обучения и отдельным темам

В течение года

4

Дополнения, корректировка, совершенствование образовательной программы «Дизайн костюма»

В течение года

5

Оформление творческого отчета о работе детского коллектива

В течение года

6

Обобщение личного опыта. Отчет работы за учебный год

Май

7

Знакомство с опытом работы лучших педагогов района,  на выставках, семинарах, конкурсах

По плану

8

Участие и работа в семинарах, конференциях школы, района, города

По плану

9

Самообразование педагога:

- повышение квалификации педагогического мастерства (методические учебы, семинары, курсы)

- работа с нормативно-правовой базой, локальными актами;

- участие в семинарах, конкурсах;

- работа со специальной литературой


Литература для педагогов  и учащихся

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление костюма. – Ростов на Дону «Феникс»,2001
  3. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма.- – Ростов на Дону «Феникс»,2000
  4. Браун Л. Имидж - путь к успеху. – СПб., 1996
  5. Володин В.А. Мода и стиль. – М.; Аванта +, 2002
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение,1990
  7. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж.- М.,1997
  8. Матузова Е., Соколова Р., Гончарук Н. Мода и крой. – М.,АНОО «Институт индустрии моды»,2001
  9. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. – Казань. Новое знание, 1999
  10. Рачицкая Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. - Ростов на Дону «Феникс»,2002
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:1998
  12. Сорины (сестры). Презентация внешности или фигура в одежде и без. – М., Гном-пресс.,1998
  13. Шепель В.И. Имиджелогия. Секреты личного обоняния. – М.,2000
  14. Журналы мод «Бурда моден», «Ручная работа» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Театр моды"

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификацииработников образования»Кафедра специально...

Программа дополнительного образования "Театр моды"

Настоящая программа направлена  на развитие и реализацию человеческого потенциала в социально-бытовой сфере деятельности, включающей на современном этапе такие аспекты, как: предпринимательство, ...

Программа курса дополнительного образования "Театр миниатюр на английском языке"Рейнбоу".

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потом...

Программа работы объединения дополнительного образования "Театр кукол"

Программа представляет собой оригинальный взгляд на возможности взаимодействия различных художественно-эстетической деятельности школников. Составлена с  интеграцией с другими видами искусства и ...

Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии "ЛЕГО - дизайн"

Програ мма составлена для занятий в студии "ЛЕГО - конструирование" в 2014 году срок реализации 3 года....

Образовательная программа дополнительного образования детей «WEB - Дизайн».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детейнаучно-технической направленности «WEB - Дизайн».Срок реализации 2 годаПрограмма рассчитана на детей обучающихся в 6-8 классах...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дизайн костюма: от А до Я»

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе  «Дизайн костюма: от А до Я»...