"Различай П и Т"
план-конспект занятия по теме

Зиянтинова Ольга Владимировна

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razlichay_p_i_t.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Различай П и Т.

 Цель: совершенствовать навык дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство, в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 

  • Закреплять навык написания букв п – т с опорой на кинестетические ощущения.
  • формировать оптико-пространственные представления; 
  • научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать и различать буквы п и т в слогах, словах, словосочетаниях; 
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие зрительной и слуховой памяти, внимания;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • воспитание умения общаться в парах.

Оборудование: индивидуальные зеркала, магнитофон, сетка 3 на 3, контуры букв п, т, и, ш, к в мешочке, конверт со слогами, мячик, парашюты  3 цветов: синие, красные и жёлтые, слайд презентация, таблица с цифрами 2 и 3.

Ход занятия.

I Организационный момент.

  1. Введение героя занятия.

    Звучит мелодия песни “Буквы разные писать…”

Логопед:

-Вы, наверное, догадались, что на уроке мы будем говорить о буквах.

-Посмотрите, у вас  на партах лежат недописанные буквы.

-Добавьте нужные элементы, и вы определите тему нашего занятия?

Ответы детей: ….-

О каких буквах мы будем говорить на занятии? Тема нашего занятия: “Буквы п и т»

- Чем они похожи и чем они отличаются?

 Обратите внимание на одинаковые элементы букв п и т: п – как бы прячется в Т, а в Т добавочный элемент, эти буквы имеют сходство и их легко перепутать.

-Чему мы должны сегодня научиться? Мы должны сегодня научиться правильно писать эти буквы, не путать их на письме.

II Основная часть

1.Соотнесение графемы с артикулемой.

Логопед: Сегодня мы  совершим путешествие в страну, где живут герои из разных сказок. Первым к нам в гости пришёл Буратино. Из какой он сказки? (Из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».)

-Кто в сказке учил писать Буратино? (Мальвина)

- Правильно, но он всегда торопится, когда пишет, и не дописывает у буквы Т одну ножку, поэтому над ним все смеются. Ребята, подскажите Буратино, как можно запомнить написание букв п и т. (Дети отвечают)  

Логопед : У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).

           Найдите букву п в рисунках и обведите её по контуру. 
У буквы 
т три ножки. В слове “три” первый звук [т]. Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).

Найдите букву т в рисунках и обведите её по контуру. 

Вывод: У этих звуков разные преграды, они звучат по-разному, поэтому их обозначают разными буквами.          Запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

“На первой строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

п

п

т

п

т

т

п

т

т

п

п

т

2. Игра «Волшебный мешочек».

- Буратино спрятал строчные буквы п и т в волшебный мешочек и перепутал их с другими буквами. Найдите их на ощупь.

-Как вы узнали букву? На что опирались?

3. Звукобуквенный анализ.

Пока мы с вами помогали Буратино, пришло письмо от почтальона Печкина. Но открыть мы его сможем, если выполним задание. (Раздать конверты с нанесённой сеткой). Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы п и т, если в слове есть обе буквы, или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке. Давайте проверим как вы выполнили задание (вывешивается карточка для проверки). В левом верхнем углу –п, ели мы проведём пальчиком по диагонали (наискосок), то везде увидим  п, в правом верхнем углу тп, если провести вниз, то там везде увидим тп. Левый нижний угол – тт и поднимемся на одну вверх , тоже – тт.

  1. ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки
  2. ряд: трактор, капель, братик, степная
  3. ряд: тётя, папа, пирог, терпение.

4. Слоговой анализ и синтез.

Вот теперь мы можем открыть конверт. Кто прислал вам письмо? (Чиполлино) Прочитайте письма. Я ничего не понимаю. А, догадалась!. Верните слоги на место и запишите слова из двух слогов.( Работа в парах)

Карточка1. пор- то, ле –по,  ток - ка

Карточка2.  ло – теп, луп –ту, па –ре.

Карточка 3. роп –ук, то –ле, ва –тык

Карточка 4. тя - тё, лат  -са, ти –лап.

Прочитайте, какие слова у вас получились? Вам все слова знакомы? (Незнакомые слова тулуп, лапти). А теперь объясните, что такое лапти, тулуп, какие буквы чаще встретились? Какое правило помогло при написании слов( у буквы т – три ножки, у буквы п-  две)

  1. Физминутка.

Логопед бросает мяч по очереди ученикам и говорит слово. Ребёнок ловит его и возвращает, меняя звук п на т и наоборот.

Полк – толк,                          топил – попил,              тара -пара

Почки – точки,                        тачка - пачка                   порт -торт

Прятки – тряпки.

Меняется ли смысл слов при замене букв?

5. Игра в разведчиков.

Давайте поиграем  в разведчиков. Нужно прочесть зашифрованную запись на доске:

//авлин,  у///ка, лас ///очка, //о//угай, //еу///х

//и/гр, бегемо///, //они, ан///ило//а, ///елёнок

Л: Как вы думаете, какую букву, могут обозначать две палочки? Почему?

У: Это п – у неё две ножки.

Л: А три палочки? Почему?

У: Это т – у неё три ножки.

Л: Читаем и расшифровываем. Назовите каждую группу слов, одним словом.

У: Птицы, звери.

Закрывается запись. Запишите птиц, которых вы запомнили. Проверка.

6. Разгадывание изографов.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия. Полетим обратно на …(показывает изограф «вертолёт»). Изображение вертолёта возникло из букв, которые расположились на листе бумаги определённым образом. Найдите эти буквы и покажите в том порядке, как они есть.

Пора спускаться на вертолёте. В этом поможет («парашют»). Найдите все буквы по порядку.

В названии какого изографа есть обе буквы П и Т? (парашют).

III.  Итог занятия.

Наше путешествие закончилось. Чему мы учились? Как различить буквы П и Т?

У вас на партах лежат парашюты. Выберите парашют нужного цвета и прикрепите его к нашему парашюту: красный парашют – вам все понравилось на уроке, и не было ни каких трудностей, желтый парашют – вам было интересно на уроке, но были небольшие трудности, синий - вам было не интересно и трудно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различие изомеров по свойствам.

Известно, что изомеры отличаются по свойствам. А какие, конкретно, эти свойства? В презентации дается исчерпывающий ответ на этот вопрос....

Различия изомеров по свойствам.

Статья является сопровождением к ранее опубликованной презентации с одноименным названием. Подробно описываются различия в свойствах изомеров по различным параметрам. Да...

Формирование возрастных особенностей и половых различий подростков

Презентация на тему полового воспитания учащихся старших классов. Пособие для классных руководителей, где достаточно полно отражаетмся материал по данному вопросу. Можно использовать на родительских с...

презентация "Различие твердых и мягких согласных"

В данной презентации рассказывается о том,как различить мягкие и твердые согласные....

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий

Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий".   Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...