Конспект урока "Культура Серебряного века"
план-конспект урока на тему

Достижения культуры Серебряного века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura.rar1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Культура серебряного века.

Цель урока: изучить основные достижения науки, литературы, живописи в конце ХIХ – начале ХХ века.

образовательная: вспомнить события данного периода, определить достижения науки и последующие применение открытий в истории, изучить основные течения в литературе и живописи, рассмотреть картины и портреты художников .

развивающая: усовершенствовать умение составлять сравнительную таблицу, анализировать стихотворения разных течений, уметь давать описание картины, уметь делать выводы.

воспитательная: формирование эстетического вкуса, уважение к достижениям прошлого, обогатить духовный мир учащихся.

Оборудование: доска, мел, компьютер, проектор, конспект.

Ход урока.

Работа учителя

Работа учеников

Организационный момент.

Настрой на работу.

Объявление темы, цели и задач. Актуализация темы.

Сегодня наша страна, как и сто лет назад переживала переломное время не только в политической и социально-экономической жизни, но и в духовном состоянии общества. Рушились традиционные ценности и представления людей о добре и зле. Все они требовали пересмотра. Пересмотр происходил в науке, литературе, живописи.

Вопрос: Какие исторические события связаны с периодом конец XIX - начало XX века?

Слушают

Революции, столыпинская реформа, первая мировая война.

Первая мировая война – военные события всегда влияют на технический и научный прогресс. В конце XIX - начале XX века большое внимание уделялось биологии, химии, физики.

Ребята перед вами лежат индивидуальные листы с таблицами. По ходу объяснения материала вам необходимо заполнить его самостоятельно  (таблица №1.), по окончанию объяснения мы с вами проверим, что вы успели записать.

Достаточно много ученых трудилось в данное время. Кто же входил в научную элиту:

  • Лебедев;
  •  Жуковский;
  • Вернадский;
  • Павлов;
  • Мечников;
  • Попов;
  • Ключевский 

И так рассмотрим более подробно труды некоторых ученых.

Циолковский - основоположник космонавтики.

 Первая работа - «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов.

Вторая его работа - «Механика животного организма».

Основные работы Циолковского после 1884г.  были связаны с четырьмя большими проблемами:

  • научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля),
  • обтекаемого аэроплана,
  •  поезда на воздушной подушке и
  • ракеты для межпланетных путешествий.

Он первыё кто создал простейший реактивный двигатель на жидком топливе.

Павлов – создал учение о нервной деятельности.

Павлов предпринял анализ деятельности тела.         Предметом наблюдений была работа слюнных желез у собак.

В чем заключался опыт Павлова?

Следующий ученый – Мечников. Его работы посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

                Мечников первые вызвал экспериментально сифилис у обезьян (1903).

        Значительное место в трудах Мечникова занимали вопросы старения. Он считал, что старость и смерть у человека наступают преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами. Наибольшее значение Мечников придавал в этом отношении кишечной флоре. На основе этих представлений он предложил ряд профилактических и гигиенических средств: стерилизация пищи, ограничение потребления мяса, и др.

Ребята, скажите, где сейчас можно увидеть результаты этих достижений?

И так проверим:

                                   

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЛАЙД №1.

СЛАЙД №2.

СЛАЙД №3.

СЛАЙД №4.

СЛАЙД №4. Всякий раз при кормлении собаки Павлов зажигал электрическую лампочку (или давал звонок) и выяснил, что между нервным механизмом зрительного аппарата и рефлекторным механизмом, заведующим выделением слюны существует связь.

СЛАЙД №5.

  1. создание ракет и первый полет человека в космос.
  2. Рефлексы: со звонком учащиеся собираются и уходят с урока.
  3. Создание качественных продуктов и т.д.

СЛАЙД №6.

Ученый

(фамилия)

Достижения в науки

Циолковский

«Теория газов», «Механика животного организма».

Создание дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

Павлов

Создал учение о нервной деятельности

Мечников

Работы Мечникова посвящены вопросам эпидемиологии, иммунологии.

Скажите ребята, почему учены, занимались проблемами аэродинамики, биологии, химии.

Для общества необходимы были данные открытия в физике, химии, биологии – война.

Но не только в науке отразились события конца ХIХ - начала ХХ века, а также в литературе (работа с таблицей №2).

Выделяли всего 4 течения:

  • реализм;
  • футуризм;
  • акмеизм;
  • символизм.

Первая группа – реалисты. Представители: Толстой, Чехов, Горький, Бунин. Их работы: Три сестры, Анна Каренина, Враги, Мать.

Они отрицали мистические понятия, символы. Свои работы создавали путем раздумий, мечтаний, мироощущений.

Другое направление, отрицающее символизм, это: футуризм. В него входили:

  • Хлебников
  • Гуро
  • Бюрлюк
  • Маяковский и другие.

Основные признаки футуризма:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи;
  • поиски раскрепощенного слова, эксперименты по созданию «заумного» языка, построение строк необычное.

Акмеизм. Представители Гумилев, Ахматова, Мальденштам.

Основные принципы акмеизма:

  •  освобождение поэзии от символов;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала.

Самое распространенное течение символизм. Представители Блок, Брюсов, Бальмонт.

Оно характеризуется мистическим содержанием, наличием символов и расширенной художественной впечатлительностью.

ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ.

Давайте попробуем определить, к какому течению относятся данные отрывки стихотворения:

«Сытые»,

«О дряни!"

Молодцы.

СЛАЙД №7.

СЛАЙД №8,9.

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11.

СЛАЙД №12.

СЛАЙД №13

течение

характеристика

фамилии

Реализм

Реалисты отрицали мистические понятия, символы. Свои работы создавали путем раздумий, мечтаний, мироощущений.

Толстой, Чехов, Горький, Бунин.

Футуризм

Бунтарство, выражение массовых настроений толпы. Отрицание культурных традиций, бунт против привычных норм стихотворной речи.

Хлебников, Гуро, Бюрлюк, Маяковский.

Акмеизм

Освобождение поэзии от символов, поэтизация мира первозданных эмоций.

Ахматова, Гумилёв

Мандельштам.

Символизм

Мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

Бальмонт, Брюсов.

СЛАЙД №14, 15.

«Сытые» – символизм,

«О дряни!» – футуризм.

Ребята не только ученые и литераторы внесли свой вклад в развитие мировой культуры, но и художники.

Для начала века характерно ослабление позиций передвижников. Представителями передвижников стали: Репин, Суриков, Коровин. Они изображали повседневную жизнь и историю народов России, ее природу, социальные конфликты, обличали общественные порядки.

В начале 90-х годов XIX в. группы художников “Мир искусства” объединило в своих рядах, таких художников, как Бенуа, Дягилев, Рерих и др. Они считали, что искусство не должно зависеть от политических и социальных явлений.

Крупнейшим выставочным объединением являлся “Союз русских художников”, учрежденный в 1903 г. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, Васнецов. Ядро “Союза” не противопоставляло себя передвижникам, отрицало графический стилизм столичных живописцев. Они развивали традиции левитановского пейзажа, отстаивали права национальной тематики.

На рубеже 1910-1911 гг. появилось еще одно художественное объединение – “Бубновый валет”, в которое входили Кончаловский, Лентулов, Машков, Фальк.

“Бубновый валет” проповедовал конструктивную живопись. Художники стремились уйти от воздействия социальной и политической жизни, сконцентрироваться на средствах художественной выразительности – цвете, линии, пластике. Основной прием изображение различных сторон предмета; предмет видится как бы одновременно с разных точек обзора. Таким образом, художник пытался наделить картину движением.

В 1910-е годы берет начало и русский абстракционизм, лидерами и теоретиками которого становятся Малевич и Кандинский. Малевич стремился изобразить мир с помощью простейших геометрических форм, заключавших в себе все многообразие форм природы.

И так, проверим вашу таблицу.

Ребята перед вами картина Репина, скажите, как бы вы ее назвали и почему? Какие события изображены на ней.

ДОП. ВОПРОС: Какую роль сыграла данное событие?

Подведем итоги:

СЛАЙД №16,17.

СЛАЙД №18 (картины)

СЛАЙД №19.

СЛАЙД № 20 (картины)

СЛАЙД №21.

СЛАЙД №22 (картины)

СЛАЙД № 23 (картины).

СЛАЙД №24.

СЛАЙД №25 (картины).

СЛАЙД №26.

объединения

характеристика

фамилии

передвижники

Шедевры выполняются в реалистической манере.

Репин;

Суриков;

 Серов;

 Левитан;

Коровин.

Мир искусств

Искусство не должно зависеть от политических и социальных явлений.

Бенуа;

Бакст;

 Сомов;

Рерих.

Союз русских художников

Они развивали традиции левитановского пейзажа, отстаивали права национальной тематики.

Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, Васнецов

Бубновый валет

Художники стремились уйти от воздействия социальной и политической жизни, сконцентрироваться на средствах художественной выразительности – цвете, линии, пластике.

Кончаловский, Лентулов, Машков, Фальк.

абстракционизм

Изображение природы, окружающего мира с помощью геометрических фигур и предметов.

Кандинский;

 Малевич.

СЛАЙД №27-28

Создание государственной думы, 17 октября 1905г.

СЛАЙД №29.

Д/З: § 11 читать, заполнить таблицу №4.

Объявление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по культуре Серебряного века

Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...

Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)

Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...