Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами.
классный час (5 класс) по теме

Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель 1 учебного курса

______________В.В. Макаров

«__» ____________ 2013 года

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения классного часа на тему

«Правила поведения в УГСВУ. Культура общения суворовцев»

Цели:

а) образовательные: познакомить обучающихся с правилами общения и взаимодействия в УГСВУ, правилами воинского этикета.

 б) воспитательные: воспитание ответственности за свое поведение, учение, труд. 

в) развивающие: способствовать развитию общей культуры суворовца.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, презентация

Продолжительность занятия: 45минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Технология

Компетенция

Мотивация к деятельности

Технология диалогового обучения

Личностные:  самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Формулирование темы занятия, определение цели

Технология построения цели

Мыслительные: умение формулирования цели

Социальные: умение использовать личностный опыт и другие ресурсы для достижения цели

Анализ норм и правил поведения в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище

Технология группового обучения

Исследовательские: анализ и синтез информации

Речевые: формулирование выводов

Подведение итогов

Технология критического мышления

Мыслительные: умение обобщать

Рефлексия

Технология критического мышления

Рефлексивные: умение действовать в соответствии с вопросами: как правильно поступить? Как не обидеть товарища? и т.д.

Вступительная часть – 5 минут

      Дорогие ребята! Среди многих наук, без которых не обойтись  человечеству, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения. С самого детства необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам, и всем было хорошо, приятно, удобно.  Мы поговорим с вами о воспитанности, о хороших манерах, об этикете.

     Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приемов у короля Франции Людовика XIV. Эти этикетки содержали некоторые обязательные правила поведения на приеме.

    Что такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. Этикетка — словно маленький представитель вещи. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде являются своеобразной "этикеткой" человека. Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет его внешний вид, предписывает манеру поведения. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве.

 

Что такое этикет?

Это — можно.

Это — нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка.

Но не только в дневнике —

У людей на языке.

Очень просто жить культурно:

 Все прекрасно, что не дурно.

                                                                       А. Степанов. Что такое этикет?

Основная часть - 37 минут    Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда.

    А так как мы  должны себя вести в военном училище:

  • Вежливо, тактично, скромно;
  • Военная форма накладывает особую ответственность – каждый суворовец в отдельности отвечает за честь всего училища;
  • Строить свои взаимоотношения на основе взаимного уважения;
  • Обращаться друг к другу и к старшим на «Вы», не употреблять кличек и прозвищ, не допускать насмешек на физическими недостатками товарищей;
  • Младшие по званию приветствуют старших первыми;
  • Не сквернословить;
  • Поддерживать в порядке форму одежды;

Согласны вы, ребята, с такими правилами?

А сейчас, ребята, ответьте вопрос: кого мы называем вежливым?  (Ответы суворовцев.)

      Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

    Вот как говорит о вежливости в своем стихотворении детский писатель Самуил  Маршак:   прослушиваем запись стихотворения «Ежели вы вежливы»

 

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы, — тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

                                                                                      С. Я. Маршак. Ежели вы вежливы

А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет о «вежливости» среди ваших сверстников. Вежливость эта, как выяснится, временная и показная.

Демонстрируется видеосюжет «Давайте говорить друг другу комплименты»

(Ералаш  о школе)

 

 

 Ребята, а кто  сможет сказать, как правильно вести себя на переменах?

На перемене вы должны приготовиться к следующему уроку и отдохнуть. Но не так, как говорится  в  стихотворении детского писателя Бориса Заходера:

                    Прослушиваем запись стихотворения «Перемена»

Перемена! Перемена!

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог -

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова.

Продремавший весь урок.

Пять минут назад ни слова

У доски сказать   не мог

Если он, то, несомненно.

С ним б-о-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовыи!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел

Он поставил три подножки

Ваське, Кольке и Серёжке,

Покатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил

С ходу дал кому-то сдачи.

Попросил списать задачу, —

Словом, сделал что мог!

Ну, а тут — опять звонок...

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

— Ничего, — вздыхает Вова,

На уроке отдохнем

                                                                                      Б. Заходер «Перемена»

     

Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать  на  переменах такого Вовку?

А теперь повторим в форме игры, что можно и чего нельзя делать на переменке. Если вы согласны с правилом, хлопайте в ладоши, если нет! — топайте ногами.

     Итак, суворовцы   соблюдающие  этикет на перемене:

•   не жуют жевательную резинку, разговаривая с кем - нибудь;

•   выплевывают жевательную резинку на пол, прилепляют ее к  стулу, столу,  стене, школьной парте;                                        

•  с  опозданием  сдают   книги  в школьную библиотеку;      

•   всегда помнят, что эти книги будут потом читать другие люди, поэтому никогда  не загибают    страницы, не рвут их, ничего не   пишут в книге, не мусолят углы  пальцами;                                      

•  бегут, расталкивая всех локтями, в столовую;

•  не обижают маленьких, не задирают старших;

•  бросают на пол обертку от жевательной резинки или конфет, кожуру фруктов;

•  никогда не кричат, не смеются громко, не размахивают руками.

 Ну вот, молодцы, ребята, умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть.

Может, еще поиграем? Я буду задавать вопросы по правилам поведения и предлагать 3 варианта ответов. А вы должны выбрать тот ответ, который считаете правильным:

1.Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают:

     А) МУЖЧИНУ

     Б) ЖЕНЩИНУ

В) КАК МУЖЧИНУ, ТАК И ЖЕНЩИНУ

2.Сидеть следует:

А) ДЕРЖА НОГУ НА НОГЕ, РАСКАЧИВАЯ ЕЮ, ИЛИ ОБНЯВ ОДНО КОЛЕНО РУКАМИ

Б) РОВНО ДЕРЖА СПИНУ, НЕ ПОВОРАЧИВАЯСЬ ЕЮ К СОБЕСЕДНИКУ

В) РАЗВАЛЯСЬ КАК В КРЕСЛЕ

3.В былые времена любили чихать. В настоящее время мы:

А) ЧИХНЕМ ОТ ДУШИ, «СО ВКУСОМ»

Б) ОТВЕРНЕМСЯ

В) ПО ВОЗМОЖНОСТИ ПОДАВИМ ЧИХ, ПОДНЕСЯ К НОСУ ПЛАТОК, ПОСЛЕ ИЗВИНИМСЯ

4.Воспитанный человек смеется:

1) ПОСЛЕ КАЖДОЙ ФРАЗЫ

2) НИ С ТОГО, НИ С СЕГО

В) ТОЛЬКО ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОВОДУ

5.Зевать в обществе непростительно. Воспитанный человек:

1) ВООБЩЕ ПОСТАРАЕТСЯ ИЗБЕЖАТЬ ЗЕВКА

Б) ЗЕВНЕТ «ВНУТРЬ»

В) ОТВЕРНЕТСЯ В СТОРОНУ И ЗЕВНЕТ

 6. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует:

А) ПОЗВОЛИТЬ ЕМУ ВЫЙТИ НАРУЖУ

Б) ПОВЕРНУТЬ ГОЛОВУ В СТОРОНУ  И ПРИКРЫТЬ РОТ РУКОЙ

В) ПРИЛОЖИТЬ КО РТУ ПЛАТОК.

7. Как вы обычно ходите по улице?

А) КАК МНЕ УДОБНО, ТАК И ХОЖУ

Б) СТАРАЮСЬ, КОНЕЧНО, НИКОГО НЕ СБИВАТЬ

В) ПРИДЕРЖИВАЮСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ УЛИЦЫ

8. Как нужно брать хлеб из общей тарелки??

А) РУКАМИ

Б) ЗУБАМИ

В) ВИЛКОЙ

9. Куда лучше убрать салфетку с тарелки?

А) ПОЛОЖИТЬ ПОД  ТАРЕЛКУ

Б) ПОЛОЖИТЬ НА КОЛЕНИ

В) ПОВЕСИТЬ НА ШЕЮ

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

А сейчас викторина – «Правильно ли это?» Вы должны отвечать хором «да» или «нет».

                         

  « Правильно ли это?»

  1. В общественном транспорте причёсываться. (Нет)
  2. После еды оставлять ложку в тарелке. (Да)
  3. Ходить в театр в спортивном костюме. (Нет)
  4. Печенье и пирожки брать с подноса руками. (Да)
  5. Случайно задев кого-то или наступив на ногу, вежливо извиниться. (Да)
  6. Входить в общественный транспорт в грязной одежде. (Нет)

А теперь задачи, не на сложение, а на правила уважения:

   1.  Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?»   Обращаясь к прохожему он сделал   ошибки. Какие? (Мальчик не должен был кричать. Надо подойти и спокойно спросить: «Не смогли бы вы сказать, который час?» - то есть  обратиться в вежливой форме, соблюдая правила русского языка).

 

   2. Навстречу идет «сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу пиво из банки, его спутница смачно грызет семечки. Что вы думаете об их поведении?

A. Нормальное поведение. Мы сами так делаем.

Б. Вообще-то, это неправильно, но позволительно: сейчас все так себя ведут.

B. Это дурной тон.

   3. В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

A. Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.

Б. Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступить место.

B. Предложу свое место.

4. Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

A. Извинюсь и уйду.

Б. Поздравлю именинника, извинюсь и, если пригласят, останусь.

B. Сделаю приятелям выговор, что не известили меня заранее, и пообещаю купить подарок завтра, прежде чем принять приглашение.

РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся пословицы об  этикете так, чтобы они были сформулированы из двух частей. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.

Добро тогда будет добро, когда люди похвалят

Любишь говорить - люби и слушать

Вежливость на базаре не купишь

Вежливость открывает все двери

Поклониться - вперёд пригодиться

По одежке встречают — по уму провожают

Язык мой  -  враг мой, прежде ума глаголет

С умным разговориться, что мёду напиться.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Недоброе слово,  что огонь жжёт.

За худую привычку и умного дураком обзывают.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

На добрый привет - добрый ответ.

     Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.  А сейчас  мы немного отвлечемся и развлечемся – посмотрим увлекательный видеосюжет под названием: «Почему мы так говорим»  

выпуск  Ералаша «Почему мы так говорим»

 

    А вы, ребята, не похожи на этого мальчика? В вашем словарном запасе, нет ли таких словечек?

   Сейчас новое задание:  «Перевертыши».   Я вам буду зачитывать зашифрованные   пословицы, а вы будете называть их в первоначальном виде. Зашифрованы они таким образом: каждое слово из названия или строчки заменено на противоположное по смыслу.

        Например: Новый враг хуже старых девяти (Старый друг лучше новых двух).

1. Весела ночь до зари, коли работа не кончается! (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

2. Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

3. Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

4. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

5. Мало счастья — много вопросов. (Семь бед — один ответ)

6. Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

7. Возьми одну копейку, потеряй одного врага.(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).

8. Толпа из лесу — уже армия. (Один в поле не воин).

С точностью до наоборот.

 Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время  детский писатель Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например:


Нет приятнее занятья,

 Чем в носу поковырять.

 Всем ужасно интересно,

 Что там спрятано внутри.

 А кому смотреть противно,

 Тот пускай и не глядит.

 Мы же в нос к нему не лезем,

 Пусть и он не пристает.

 Если ты пришел к знакомым,

 Не здоровайся ни с кем,

 Слов «пожалуйста», «спасибо»

 Никому не говори.

 Отвернись и на вопросы

 Ни на чьи не отвечай.

 И тогда никто не скажет

 Про тебя, что ты болтун.

 Если руки за обедом

 Вы испачкали салатом

 И стесняетесь о скатерть

 Пальцы вытереть свои,

 Опустите незаметно

 Их под стол и там спокойно

 Вытирайте ваши руки

 Об соседские штаны.

Не соглашайся ни за что

Ни с кем и никогда,

А кто с тобой согласен, тех

Трусливыми зови.

За это все тебя начнут

Любить и уважать.

И всюду будет у тебя

Полным полно друзей.Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

"Надо с младшими делиться!".

"Надо младшим помогать!"

Никогда не забывайте

Эти правила, друзья.

Очень тихо повторяйте

Их тому, кто старше вас,

Чтобы младшие про это

Не узнали ничего.Если вы решили первым

Стать в рядах своих сограждан -

Никогда не догоняйте

Устремившихся вперед.

Через пять минут, ругаясь,

Побегут они обратно,

И тогда, толпу возглавив,

Вы помчитесь впереди.

Когда состаришься - ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: "пожалуйста", "спасибо"

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Веселые стихи, не правда ли, ребята? Но вы, конечно же, не будете делать так, как советует автор стихов, а сделаете наоборот. И тогда ваше поведение будет правильным.

Заключительная часть – 3 минуты

Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень непросто. Люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя. А вы, ребята,  обратите внимание на книги, которые расположены на нашей выставке «В царстве вежливых наук». Эти книги помогут вам в изучении правил поведения на каждый день. (Обзор книг)  

Я надеюсь, что благодаря сегодняшнему мероприятию в ваших сердцах стало немного больше добра и вы будете бережнее относиться не только к близким, но и ко всему живому. И не останетесь равнодушными к чужой беде.

Давайте подарим частичку тепла – улыбку друг другу и споем песню « Улыбка».

Звучит песня «Улыбка из м/ф «Крошка Енот»

Педагог-организатор 1 курса                             Ю.Ю. Чернов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».

Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....

Беседа " Правила культуры поведения в общественных местах"

Конспект содержит материал о культуре поведения в общественных местах школьников...

"Урок безопасности" СЕНТЯБРЬ 2019 г. организованной МЧС России, Департамент ГОЧСиПБ г. Москвы, УФСБ по г. Москве и Московской области, ГКУ ЦОДД, РОЦИТ и корпорацией «Российский учебник» по теме «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДА И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Участие во Всероссийской акции  СЕНТЯБРЬ 2019 г. "Урок безопасности"организованной МЧС России, Департамент ГОЧСиПБ г. Москвы, УФСБ по г. Москве и Московской области, ГКУ ЦОДД, РОЦИТ и к...