Авторская программа по ручной вышивке .
рабочая программа по теме
Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии и всем желающим освоить курс ручной вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Для большинства девушек характерно инстинктивное желание создавать в доме уют и забота о своих близких. Декоративно-прикладное творчество стимулирует творческий поиск учащихся, способствует созданию оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно его способностям и возможностям.
Одним из самых гармоничных способов выражения душевных порывов является рукоделие. Неуловимое очарование ручной вышивки способно сотворить истинное чудо с обыкновенной вещью. Вышивка остается одним из самых любимых видов творчества. Ее простота и элегантность подчеркивают вкус и стиль, доставляют радость.
Данная программа поможет освоить приемы вышивания, будет способствовать личностному становлению воспитанников.
При составлении программы был использован опыт работы других педагогов дополнительного образования.
Основные цели программы –
1.Создание условий для творческого самовыражения воспитанников посредством декоративно-прикладного искусства.
2.Овладение навыками как старинных, так и современных приемов вышивки.
3.Сохранение в вышивке как в народном искусстве своей самобытности и неповторимости.
4.Раскрытие творческих фантазий.
Обучающие цели:
- изучение истории народной вышивки, народного костюма, художественных приемов в создании композиции для изделий с вышивкой
- научить учащихся вышивать разные изделия, используя различные техники вышивания;
.
- выработать практические навыки и умения в работе с вышивкой. Изготовление изделий по выбору.
Развивающие цели:
- развитие творческой активности, эмоциональной восприимчивости и воображения
- гармоничное развитие каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- раскрытие творческих фантазий, создание индивидуального творческого образа девочки посредством овладения ремеслом вышивки и воспитание интереса и любви к народному искусству.
Воспитательные цели:
- воспитание инициативного, думающего человека, способного создавать красоту вокруг себя;
- воспитание грамотного зрителя, ценителя искусства;
- воспитание у детей чувства принадлежности к своему народу, его истокам, традициям Русской национальной культуры
- воспитание терпения, усидчивости, внимательности, аккуратности.
Задачи программы:
- Создание условий для воспитания и развития инициативного, думающего человека, способного создавать красоту вокруг себя; ознакомление с историей искусств, взаимосвязь видов искусства и их различия.
- Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей у детей на основе знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного творчества, бесед на тему «Народное творчество», «История развития вышивания» и др.
- Создание обучающей среды:
- психологически благоприятного климата (педагогика сотрудничества);
- оборудование индивидуального рабочего места;
- общий эстетический фон;
- дифференцированный подход к ребенку.
Актуальность программы заключается в возможности целостного и систематичного подхода к решению задач художественного развития.
Методы обучения и формы преподавания
Реализация программы предполагает освоение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания:
- технология мастерских;
- технология модульного обучения;
- технология разноуровневого обучения.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы;
- наглядным: использование схем, рисунков, моделей, образцов;
- нестандартным: смотр знаний, конкурс, выставка, викторина, чаепитие;
- сочетанию индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Ожидаемые результаты обучения по программе
В результате обучения в мастерской в течении 1 года дети получают следующие знания:
I.Изучение истории народной вышивки.
2. Овладение несложными швами в ручной вышивке( вышивка по канве, вышивка атласными лентами, вышивка лентами, вышивка по твердой основе)
3.Композиция и сочетание цвета в вышивке.
4. Овладение несложными способами оформления поделок.
В результате обучения в мастерской в течение 2 обучения: I.владение более сложными видами ручной вышивки(вышивка крестом, вышивка различными « верхошвами», вышивка в технике аппликация, вышивка в технике «рококо» )
2. Расширение кругозора и области народного декоративно-прикладного искусства
В результате обучения в мастерской в течении 3 года дети получают следующие знания и умения:
- Знакомство и овладение приемами народной вышивки
- владение сложными швами в ручной вышивке ( счетные швы, вышивка различными видами глади, сквозная вышивка)
- вышивка по акварели и декупажу
4.расширение кругозора в области народного декоративно- прикладного
искусства.
В результате обучения в мастерской в течении 4 года дети получают следующие знания и умения:
1.Знакомство и овладение «сквозной» вышивкой. 2.Знакомство с историей золотого шитья, освоение основных приёмов.
3. Изготовление традиционной народной куклы.
После освоения полного курса программы воспитанники будут:
Знать:
- существующие виды декоративно-прикладного творчества;
- историю возникновения вышивания;
- основные направления современной моды с использованием вышивки;
- приемы работы при вышивании;
- свойства материалов и инструментов;
- условные обозначения
Уметь:
- самостоятельно читать схемы;
- определить необходимые материалы и инструменты;
- пользуясь схемами, вышивать изделия и оформлять их.
Станут:
- прекрасными хозяйками, умеющими со вкусом украсить свой дом и одежду;
- общительными, терпеливыми, внимательными.
Система оценки результатов
На каждом занятии проводится обсуждение собственных работ. Лучшие работы отмечаются и рекомендуются для участия в выставках к праздникам, памятным датам, что в результате весомо сказывается на итоговой оценке. Все это создает ощущение нужности своего труда, несет радость творчества. Цель оценки результатов, стремление к совершенствованию своих навыков в практической работе.
Учебно-тематический план
Образовательный курс программы по ручной вышивке рассчитан на 4 года. Возраст детей от 9 до 15 лет.
Для успешного освоения программы количество детей в группе начального обучения до 8 человек, для второго года до 6 человек, для третьего и четвертого года 5человек.
Режим работы мастерской
Три раза в неделю
-для детей 1 года обучения
- для детей 2 года обучения 9 часов в неделю, всего 297
- для детей 3 года обучения
- для детей 4 года обучения 9 часов в неделю, всего 297
Материально-техническое обеспечение предполагает:
Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, оборудованным доской, утюгом, гладильной доской, шкафом для хранения пособий, журналов и методического фонда, инструментов и материалов.
Занятия в мастерской способствуют развитию эстетического вкуса, развитию трудовых умений, творческих способностей. Большое значение имеет и ориентация на профессиональную деятельность. Занятия в мастерской носят практический характер.
Для выбора работы, которая будет выполняться обучающейся, педагог использует наглядные пособия: книги по вышивке, журналы, личные изделия и образцы. Младшим группам предлагаются более легкие и простые в исполнение работы. Для старших предлагаются более сложные в работе поделки.
Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков. На занятиях в мастерской у детей воспитывается чувство коллективизма. Наиболее успевающие ученики оказывают помощь своим более слабым товарищам.
Материалы и инструменты
- иголки разной длины, толщины
- -нитки мулине ,х/б №50,60 разных цветов
-шелковые нити №30№ 65 разных цветов
-ножницы большие и маникюрные тетрадь для записей;
- сантиметровую ленту;
- бумагу для схем;
- рамки для оформления готовых работ.
-швейная машинка
-электроутюг для разглаживания ткани и изделий
- пяльцы разных размеров
- ленты узкие атласные, шнуры отделочные
- бисер, пайетки, стразы.
1 год обучения
-Беседа о целях и задачах, стоящих перед обучающимися и требованиях, выдвигаемых перед ними.
-Знакомство с вышивкой (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки
-Знакомство с инструментами для вышивки, материалами, необходимыми для работы.
Техника безопасности
Композиция и орнамент
Рисунок для вышивки строится с учетом материала, фактуры, цвета и предназначения изделия. Использование человеком закономерностей в природе: симметрия, ассиметрия, пластика, ритм, пропорция.
Цветовое решение, цветовая гармония
Вышивка тесно связана с цветом.
При выборе ниток необходимо учитывать сочетание цветов и как они влияют друг на друга. Ппонятие « цветовой круг»- в природе это радуга. холодные и теплые оттенки цвета, яркость, насыщенность.
Выбор цветовой гаммы зависти от назначения вещи, величины и расположения узора.
Подготовка к вышивке
-Перевод рисунка на ткань (с помощью копировальной бумаги и на «просвет» и «припорохом»)
-Запяливание ткани в пяльцы
-Закрепление нитки на ткань
1.Выполнение простейших швов.
-Виды швов в ручной вышивке
-Выполнение швов (простейшие швы. «верхошвы»)
-Техника выполнения шва « вперед иголку». « назад иголку», «обвивочный»
-Выполнение изделия с применением этих швов (салфетки, игольницы, мешочки)
-Оформление изделия с простейшими швами
2.Вышивка по картону
-Подготовка шаблонов для вышивки по картону
- История вышивки по картону.
-Техника выполнения различных швов(« вперед иголку». « назад иголку», «обвивочный»)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
3.Вышивка атласными лентами -Знакомство с вышивкой атласными лентами (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки атласными лентами.
-Техника выполнения различных швов(прямой шов, ленточный шов, французские узелки, шов сборка, шов «петельки», и т.д.)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы.
4.Вышивка по канве
-Знакомство с вышивкой по канве (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки по канве.
-Техника выполнения различных швов( крест, «ракушка», «ёлочка», «ромб» и т.д.
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
5. расширение кругозора в области народного декоративно- прикладного
искусства
2 год обучения
Знакомство с более сложными видами ручной вышивки (наглядные пособия, готовые изделия)
1.Вышивка крестом
Знакомство с вышивкой крестом (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки крестом
-Виды крестика (простой крест, двусторонний крест, болгарский крест)
-Техника выполнения различных видов креста
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
2. Вышивка различными «верхошвами».
Знакомство с верхошвами (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки.
-Техника выполнения различных верхошвов(«стебельчатый», «тамбурный», «петельки», «козлик», «петельный», «узелки», «вприкреп», и т.д.
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
3.Вышивка в технике «рококо»
Знакомство с вышивкой в технике «рококо» (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки в технике «рококо» .
-Техника выполнения шва «рококо», «французский узелок»
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
4.Вышивка в технике аппликация
-Знакомство с вышивкой в технике аппликация (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки в технике аппликация (
-Техника выполнения аппликации
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
5. расширение кругозора в области народного декоративно- прикладного
искусства
3 год обучения
Знакомство и овладение приемами народной вышивки. Владение сложными швами в ручной вышивке
1.Счетные швы
Знакомство с счетными швами (наглядные пособия, готовые изделия)
-История счетных швов
-Техника выполнения счетных швов («набор», «роспись»)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
2.Вышивка различными видами глади
Знакомство с вышивкой гладью (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки
-Техника выполнения различных видов глади («классическая гладь», «владимирская гладь», «русская гладь»)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
3.Вышивка по акварели и декупажу
Знакомство с вышивкой по акварели и декупажу (наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки по акварели и декупажу
-Техника выполнения вышивки по акварели и декупажу
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
4. Вышивка в технике «трапунто»
Знакомство с вышивкой в технике «трапунто»
(наглядные пособия, готовые изделия)
-История вышивки в технике «трапунто»
-Техника выполнения вышивки в технике «трапунто»
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
4 год обучения
Знакомство и овладение Тверской народной вышивкой
1.«Сквозная» вышивка
-Знакомство со «сквозной» вышивкой (наглядные пособия, готовые изделия)
-История «сквозной» вышивки
-Техника выполнения «сквозной» вышивки (расчет и выдергивание нитей, выполнение простых и сложных мережек, раздергивание сетки, выполнение «ведновской» строчки)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
2.Золотное шитье
Знакомство с основами золотного шитья (наглядные пособия, готовые изделия)
-История с золотного шитья
-Техника выполнения золотного шитья ( выполнение «литого» шва, шва «в лом», кручение и крепление шнуров и т.д.)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
3. Изготовление традиционной народной куклы.
Знакомство с традиционной народной куклой (наглядные пособия, готовые изделия)
-История традиционной народной куклы.
-Техника выполнения традиционной народной куклы (изготовление куклы, вышивка и пошив одежды с применением изученных швов)
-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.
-Оформление творческой работы
4. расширение кругозора в области народного декоративно- прикладного
искусства.
Используемая литература
- В.Д.Королёва «Живописная вышивка гладью»
- И.Н.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
- Энн Кокс «Вышивка шелковыми лентами»
- С. О,Коннор «Техника «Рококо»
- Н.М.Новожилова «Вышей свою птицу
- Н.М. Новожилова «Тверская вышивка
- Н.М. Новожилова «Ведновская строчка»
- Т.В.Серкова «Методическое пособие по золотному шитью»
- Издание для досуга. Серия «Школа вышивки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/01/picture-14479.jpg)
Открытый урок "Виды швов ручной вышивки"
Данный урок является первым из цикла уроков по изучению строчевой вышивки "мережка". Применение интерактивных демонстрационных слайдов делает занятие более интересным,излагаемый материал наглядным...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-50830.jpg)
Урок технологии в 5 классе "Ручная вышивка"
Вышивка - древнейший вид украшения швейных изделий. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется тем, что по обычаю все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и отдават...
Проект "Марлен Дитрих" в технике ручной вышивки крестом
Вышивание - это украшение ткани цветным орнаментом. Этот вид ремесла уходит своими корнями в глубокую старину. Вышивкой XV-XIV веках до н. э. занимались мастерицы Древнего Египта. В гробнице Тутанхамо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-263677-1370937844.jpg)
Программа по внеклассной работе "АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ"
Программа предусматривает знакомство уч-ся с историей появления вышивки, инструментами и материалами, необходимыми для её выполнения, способами перевода рисунка на ткань и изменениями его размер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502994-1413823337.jpg)
Авторска программа кружка " Ручная вышивка"
Учебная программа по курсу ручной вышивки является программой учебной направленности. Кнцепция программы: возрождение народного творчеств, развитие интереса и творческих возможностей детей. Прог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-831594-1477220447.png)
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ РУЧНЫЕ ШВЫ. УХОД ЗА ВЫШИТЫМ ИЗДЕЛИЕМ. ПРОФЕССИЯ «ВЫШИВАЛЬЩИЦА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ» 5 КЛАСС
Комбинированный урок с элементами интерактивных форм работы,тематическое оценивание...