Авторская программа по ручной вышивке .
рабочая программа по теме

Зизевская Марина Глебовна

Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии и всем желающим освоить курс ручной вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_ruchnoy_vyshivke_zizevskoy_m.g.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Для большинства девушек  характерно инстинктивное желание создавать в доме уют и забота о своих близких. Декоративно-прикладное творчество стимулирует творческий поиск учащихся, способствует созданию оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно его способностям и возможностям.

Одним из   самых гармоничных способов выражения душевных порывов является рукоделие. Неуловимое очарование ручной вышивки способно сотворить истинное чудо с обыкновенной вещью. Вышивка остается одним из самых любимых видов  творчества. Ее простота и элегантность подчеркивают вкус и стиль, доставляют радость.

Данная программа поможет освоить приемы вышивания, будет способствовать личностному становлению воспитанников.

При составлении программы был использован опыт работы других педагогов дополнительного образования.

Основные  цели программы –

1.Создание условий для творческого самовыражения воспитанников посредством декоративно-прикладного искусства.

2.Овладение навыками как старинных, так и современных приемов вышивки.

3.Сохранение в вышивке как в народном искусстве своей самобытности и неповторимости.

4.Раскрытие творческих фантазий.

Обучающие цели:

-  изучение истории народной вышивки, народного костюма, художественных приемов в создании композиции для изделий с вышивкой  

- научить учащихся вышивать разные изделия, используя различные техники вышивания;

.

- выработать практические навыки и умения в работе с вышивкой. Изготовление  изделий по выбору.

Развивающие цели:

- развитие творческой активности, эмоциональной восприимчивости и  воображения

- гармоничное развитие каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- раскрытие творческих фантазий, создание индивидуального творческого образа девочки посредством овладения ремеслом вышивки и воспитание интереса и любви к народному искусству.

Воспитательные цели:        

- воспитание инициативного, думающего человека, способного создавать красоту вокруг себя;

- воспитание грамотного зрителя,  ценителя искусства;

- воспитание у детей чувства принадлежности к своему народу, его истокам, традициям Русской национальной культуры

           -  воспитание терпения, усидчивости, внимательности, аккуратности.

Задачи программы:

- Создание условий для воспитания и развития инициативного, думающего человека, способного создавать красоту вокруг себя; ознакомление с историей искусств, взаимосвязь видов искусства и их различия.

 - Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей у детей на основе знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного творчества, бесед на тему «Народное творчество», «История развития вышивания» и др.

- Создание обучающей среды:

        - психологически благоприятного климата (педагогика сотрудничества);

        - оборудование индивидуального рабочего места;

        - общий эстетический фон;

        - дифференцированный подход к ребенку.

Актуальность программы заключается в возможности целостного и систематичного подхода к решению задач художественного развития.

Методы обучения и формы преподавания

Реализация программы предполагает освоение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания:

- технология мастерских;

- технология модульного обучения;

- технология разноуровневого обучения.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- практическим: упражнения, практические работы;

- наглядным: использование схем, рисунков, моделей, образцов;

- нестандартным: смотр знаний, конкурс, выставка, викторина, чаепитие;

- сочетанию индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

                                                Ожидаемые результаты обучения по программе

 В результате обучения в мастерской  в течении 1 года дети получают следующие знания:

I.Изучение истории народной вышивки.

2. Овладение несложными швами в ручной вышивке( вышивка по канве, вышивка атласными лентами, вышивка лентами, вышивка по твердой основе)

3.Композиция и сочетание цвета в вышивке.

4. Овладение несложными способами оформления поделок.

В результате обучения в мастерской в течение 2 обучения: I.владение более  сложными видами ручной вышивки(вышивка крестом, вышивка различными « верхошвами», вышивка в технике аппликация, вышивка в технике «рококо» )

2.  Расширение кругозора и области народного  декоративно-прикладного искусства

В результате обучения в мастерской  в течении 3 года дети получают следующие знания и умения:

  1. Знакомство и овладение приемами народной вышивки
  2. владение сложными швами в  ручной вышивке ( счетные швы, вышивка различными видами глади, сквозная вышивка)
  3. вышивка по акварели и декупажу

4.расширение кругозора в области  народного декоративно- прикладного
искусства.

В результате обучения в мастерской  в течении 4 года дети получают следующие знания и умения:

1.Знакомство и овладение «сквозной» вышивкой. 2.Знакомство с историей золотого шитья, освоение основных приёмов.

3. Изготовление традиционной народной куклы.

После освоения полного курса программы воспитанники будут:

Знать:

- существующие виды декоративно-прикладного творчества;

- историю возникновения вышивания;

- основные направления современной моды с использованием вышивки;

- приемы работы при вышивании;

- свойства материалов и инструментов;

- условные обозначения

Уметь:

- самостоятельно читать схемы;

- определить необходимые материалы и инструменты;

- пользуясь схемами, вышивать изделия и оформлять их.

Станут:

- прекрасными хозяйками, умеющими со вкусом украсить свой дом и одежду;

- общительными, терпеливыми, внимательными.

                                                      Система оценки результатов

На каждом занятии проводится обсуждение собственных работ. Лучшие работы отмечаются и рекомендуются для участия в выставках к праздникам, памятным датам, что в результате весомо сказывается на итоговой оценке. Все это создает ощущение нужности своего труда, несет радость творчества. Цель оценки  результатов, стремление к совершенствованию своих навыков в практической работе.

                                                  Учебно-тематический план

Образовательный курс программы по ручной вышивке рассчитан на 4 года. Возраст детей от 9 до 15 лет.

Для успешного освоения программы количество детей  в группе начального обучения до 8 человек, для второго года до 6 человек, для третьего и четвертого года 5человек.

                                                    Режим работы мастерской

Три раза в неделю

    -для детей 1 года обучения        

    - для детей 2 года обучения         9 часов в неделю,  всего 297

   - для детей 3 года обучения        

   - для детей 4 года обучения           9 часов в неделю,  всего 297

                            Материально-техническое обеспечение предполагает:

   Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, оборудованным доской, утюгом, гладильной доской, шкафом для хранения пособий, журналов и методического фонда, инструментов и  материалов.

   Занятия  в мастерской способствуют развитию эстетического вкуса, развитию трудовых  умений, творческих способностей. Большое значение имеет и ориентация  на профессиональную деятельность. Занятия  в мастерской носят практический характер.

   Для выбора  работы, которая будет  выполняться  обучающейся, педагог использует наглядные  пособия: книги по вышивке, журналы, личные изделия и образцы. Младшим  группам предлагаются  более легкие и простые в исполнение работы. Для старших предлагаются более сложные в работе поделки.

Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков. На занятиях в мастерской у детей воспитывается чувство коллективизма. Наиболее успевающие ученики оказывают помощь своим более слабым товарищам.

Материалы и инструменты

- иголки  разной длины, толщины

- -нитки мулине ,х/б №50,60 разных цветов

-шелковые нити №30№ 65 разных цветов

-ножницы большие и  маникюрные тетрадь для записей;

- сантиметровую ленту;

- бумагу для схем;

- рамки для оформления готовых работ.

-швейная машинка

-электроутюг для разглаживания ткани и изделий

- пяльцы разных размеров

- ленты узкие атласные, шнуры отделочные

- бисер, пайетки, стразы.

1 год обучения

-Беседа о целях и задачах, стоящих перед обучающимися и требованиях,   выдвигаемых  перед ними.

-Знакомство с вышивкой (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки

-Знакомство с инструментами для вышивки, материалами, необходимыми для работы.

Техника безопасности                                                                                                    

Композиция и орнамент

        Рисунок для вышивки строится с учетом материала, фактуры, цвета и предназначения изделия. Использование человеком закономерностей  в природе: симметрия, ассиметрия, пластика, ритм, пропорция.

Цветовое решение, цветовая гармония  

Вышивка тесно связана с цветом.

При выборе ниток необходимо учитывать сочетание цветов и как они влияют друг на друга.                    Ппонятие « цветовой круг»-  в природе это радуга. холодные  и теплые оттенки цвета, яркость, насыщенность.

Выбор цветовой гаммы зависти от назначения вещи, величины и расположения узора.

  Подготовка к  вышивке

-Перевод рисунка на ткань (с помощью копировальной бумаги и на «просвет» и «припорохом»)

-Запяливание ткани в пяльцы

-Закрепление нитки на ткань
1.Выполнение простейших швов.

-Виды швов в ручной вышивке

-Выполнение швов (простейшие швы. «верхошвы»)

-Техника  выполнения шва « вперед иголку». « назад иголку», «обвивочный»

-Выполнение изделия с применением этих швов (салфетки, игольницы, мешочки)

-Оформление изделия с простейшими швами

2.Вышивка по картону

-Подготовка шаблонов для вышивки по картону 

-  История вышивки по картону.

-Техника выполнения различных швов(« вперед иголку». « назад иголку», «обвивочный»)

 -Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

3.Вышивка атласными лентами                                                                                                                               -Знакомство с вышивкой   атласными лентами (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки атласными лентами.

-Техника выполнения различных швов(прямой шов, ленточный шов, французские узелки, шов сборка, шов «петельки», и т.д.)

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы.

4.Вышивка по канве

-Знакомство с вышивкой по канве (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки по канве.

-Техника выполнения различных швов( крест, «ракушка», «ёлочка», «ромб» и т.д.

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

5. расширение кругозора в области  народного декоративно- прикладного
искусства

                                                     

                                                           2 год обучения

Знакомство с  более  сложными видами ручной вышивки (наглядные пособия, готовые изделия)

1.Вышивка крестом

Знакомство с вышивкой крестом (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки крестом

-Виды крестика (простой крест, двусторонний крест, болгарский крест)

-Техника выполнения различных видов креста  

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

2. Вышивка различными «верхошвами».

Знакомство с верхошвами (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки.

-Техника выполнения различных верхошвов(«стебельчатый», «тамбурный», «петельки», «козлик», «петельный», «узелки», «вприкреп», и т.д.  

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

3.Вышивка в технике «рококо»

Знакомство с вышивкой в технике «рококо» (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки в технике «рококо» .

-Техника выполнения шва «рококо», «французский узелок»

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

4.Вышивка в технике аппликация

-Знакомство с вышивкой в технике аппликация (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки в технике аппликация (

-Техника выполнения аппликации

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

5. расширение кругозора в области  народного декоративно- прикладного
искусства

                                                     3 год обучения

Знакомство и овладение приемами народной вышивки. Владение сложными швами в  ручной вышивке

  1.Счетные швы

Знакомство с счетными швами (наглядные пособия, готовые изделия)

-История счетных швов

-Техника выполнения счетных швов («набор», «роспись»)

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

 2.Вышивка различными видами глади

Знакомство с вышивкой  гладью (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки

-Техника выполнения различных видов глади («классическая гладь», «владимирская гладь», «русская гладь»)

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

 

3.Вышивка по акварели и декупажу

Знакомство с вышивкой по акварели и декупажу (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки по акварели и декупажу

-Техника выполнения вышивки по акварели и декупажу

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

4. Вышивка в технике «трапунто»

Знакомство с вышивкой в технике «трапунто»

 (наглядные пособия, готовые изделия)

-История вышивки в технике «трапунто»

-Техника выполнения вышивки в технике «трапунто»

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

                                                   

                                                     4 год обучения

Знакомство и овладение Тверской народной вышивкой

1.«Сквозная» вышивка

-Знакомство со «сквозной» вышивкой (наглядные пособия, готовые изделия)

-История «сквозной» вышивки

-Техника выполнения «сквозной» вышивки (расчет и выдергивание нитей, выполнение  простых и сложных мережек, раздергивание сетки, выполнение «ведновской» строчки)

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

2.Золотное шитье

Знакомство с основами золотного шитья (наглядные пособия, готовые изделия)

-История с золотного шитья

-Техника выполнения  золотного шитья ( выполнение  «литого» шва, шва «в лом», кручение и крепление шнуров и т.д.)

-Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

3. Изготовление традиционной народной куклы.

Знакомство с традиционной народной куклой (наглядные пособия, готовые изделия)

-История традиционной народной куклы.

-Техника выполнения традиционной народной куклы (изготовление куклы, вышивка и пошив одежды с применением  изученных швов)

 -Творческая работа по выполнению индивидуального изделия.

-Оформление творческой работы

4. расширение кругозора в области  народного декоративно- прикладного
искусства.

                                                   

                                      Используемая литература

  1. В.Д.Королёва «Живописная вышивка гладью»
  2. И.Н.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
  3. Энн Кокс «Вышивка шелковыми лентами»
  4. С. О,Коннор «Техника «Рококо»
  5. Н.М.Новожилова «Вышей свою птицу
  6.  Н.М. Новожилова «Тверская вышивка
  7. Н.М. Новожилова «Ведновская  строчка»
  8. Т.В.Серкова «Методическое пособие по золотному шитью»
  9. Издание для досуга. Серия «Школа вышивки»      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Виды швов ручной вышивки"

 Данный урок является первым из цикла уроков по изучению строчевой вышивки "мережка". Применение интерактивных демонстрационных слайдов делает занятие более интересным,излагаемый материал наглядным...

Урок технологии в 5 классе "Ручная вышивка"

Вышивка - древнейший вид украшения швейных изделий. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется тем, что по обычаю все женщины на Руси обя­заны были владеть искусством вышивания и отдават...

Проект "Марлен Дитрих" в технике ручной вышивки крестом

Вышивание - это украшение ткани цветным орнаментом. Этот вид ремесла уходит своими корнями в глубокую старину. Вышивкой XV-XIV веках до н. э. занимались мастерицы Древнего Египта. В гробнице Тутанхамо...

Программа по внеклассной работе "АЗБУКА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ"

Программа предусматривает знакомство уч-ся с историей появления вышивки, инструментами и материалами, необходимыми для её выполнения, способами перевода рисунка на ткань и изменениями его  размер...

Авторска программа кружка " Ручная вышивка"

Учебная программа по курсу ручной вышивки является программой учебной направленности. Кнцепция программы:  возрождение народного творчеств, развитие интереса и творческих возможностей детей. Прог...