УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ РУЧНЫЕ ШВЫ. УХОД ЗА ВЫШИТЫМ ИЗДЕЛИЕМ. ПРОФЕССИЯ «ВЫШИВАЛЬЩИЦА РУЧНОЙ ВЫШИВКИ» 5 КЛАСС
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Лапенко Галина Михайловна

Комбинированный урок с элементами интерактивных форм работы,тематическое оценивание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii_znaniy_po_teme.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление  образования  администрации  города  Шахтерска

             Шахтерский учебно-воспитательный комплекс №1                                                

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

ПО ТЕМЕ

        

«ПРОСТЫЕ РУЧНЫЕ ШВЫ.

УХОД ЗА ВЫШИТЫМ ИЗДЕЛИЕМ.

ПРОФЕССИЯ «ВЫШИВАЛЬЩИЦА  РУЧНОЙ ВЫШИВКИ»

5 КЛАСС

(комбинированный урок с элементами интерактивных форм работы;тематическое оценивание)

                                                                                 Разработала учитель

                                                                                 трудового обучения

                                                                                 УВК №1 г. Шахтерска

                                                                                  Лапенко Г.М.

                                                  2016

          5 класс

Тема урока:Простые ручные швы.

Уход за вышитым изделием. Профессия «Вышивальщица ручной      вышивки» . Тематическое оценивание.

Цели урока:

-        закрепление и обобщение знаний и умений учащихся по данной теме; определение уровня учебных достижений учащихся;

-     развитие      творческих      способностей      учащихся, коммуникативных компетентностей;

-        воспитание эстетического вкуса, ценностного отношения к украинской вышивке как к виду народного творчества, трудолюбия.

Тип урока:        комбинированный с элементами интерактивных форм работы;                                

контроль и коррекция знаний и умений; усвоение новых знаний;тематическое

оценивание.

Оснащение урока: образцы вышитых изделий, карточки с заданиями для работы на уроке, инструкционно-технологические карты по уходу за вышитым изделием, учебники, таблицы, схемы (графические обозначения ручных швов; плакат-инструкция «Правила безопасности при работе с утюгом»)

Ход урока:

    1.    Организационный момент. Мотивация обучения.

Учитель:

Девочки. Сегодня у нас необычный урок. Это урок добра и красоты, урок формирования ценностного отношения к украинской народной вышивке, к народному творчеству. Сосредоточьтесь, вы все знаете, все умеете. Вот и покажите свои знания и умения. Сегодня мы закрепим и обобщим материал по теме «Простые ручные швы», поговорим о профессии вышивальщицы. Вы узнаете о том, как правильно ухаживать за вышитым изделием.

«Красота спасет мир». Все вы уже, наверное, слышали хоть однажды эту, ставшую крылатой, фразу. И я надеюсь, что вы прекрасно понимаете ее глубокое содержание. Сами собой приходят вот такие строки:

Пусть руки создают красивое.

Пусть устали не знают никогда.

Пусть будут люди все счастливые.

Пусть обойдет всех стороной беда.

Воистину - трудолюбивые руки творят чудеса. Вы многое узнали, многому научились. Предлагаю разбиться на две команды и проверить знания по изученной теме. Каждый член команды должен задать по одному вопросу команде-сопернице.

II.Актуализация  опорных знаний  

       

  1.  «Мозговой штурм» (игра-соревнование)    

       

            - В чем отличие понятий «вышивание» и «вышивка»?

  • Какие изделия издавна украшались вышивкой?
  • Какие мотивы чаще всего встречаются в украинской вышивке?
  • Как выбирается рисунок для вышивки?
  • Способы переноса рисунка на ткань.
  • Способы увеличения, уменьшения рисунка.
  • Какие инструменты и материалы используются при вышивании?

            - Назовите изученные простые швы.

- К каким они относятся  -  к декоративным или счетным ?

Подводятся итоги конкурса «Мозговой штурм». Поздравления команде-победительнице.

2. Ра6ота в парах

Задание №1. Учащимся раздаются карточки-задания «Какой шов изображен на схеме» (дифференцированный подход -  разноуровневые задания).

            Задание №2 носит творческий характер. Дети выполняют эскизы узоров для конкретных изделий.

З. Технология «Микрофон»

Передавая символический микрофон, учащиеся дают творческие характеристики своим творческим проектам (вышитым изделиям). Выступления должны быть четкими, лаконичными. Идет презентация творческих работ учащихся. Импровизированная выставка «Мы любим вышивать» создает на уроке атмосферу праздника, доброжелательности. Учащиеся получают положительный эмоциональный настрой. Осуществляется самооценка и взаимооценка изделий.

Проверяется работа в парах по карточкам-заданиям. Учитель сообщает результаты.

Учитель

Вопросы парам:

  • Какое второе название декоративных швов ? (свободные швы).
  • Какое у них есть общее свойство?(все они выполняются по рисованному контуру).
  • Какие изделия оформляют такими швами? (рушники, салфетки, дорожки, изделия интерьерного назначения, декоративные панно; отделка  одежды).

4. Интерактивный метод «Карусель»

Учащиеся размещают стулья в два круга так, чтоб сидели один напротив другого. Учитель раздает заготовленные карточки. Двигается внешний круг. Учащиеся внутреннего круга получают карточки с названием швов, учащиеся внешнего круга - карточки с изображением швов. Каждая пара учеников, общаясь между собой, должна найти соответствие между названием и графическим изображением шва. При этом каждая пара должна определить соответствие для одного шва. Во время проведения этого задания учащиеся несколько раз читают названия швов, зрительно внимательно воспринимают картинки их графических изображений, что способствует лучшему запоминанию изученного материала. Идет обобщение материала.

5. Сообщения учащихся

Учащиеся сообщают дополнительные сведения по изученной теме (в каких изделиях используют те или иные швы, какие техники вышивания преобладают в конкретных регионах Украины, какая цветовая гамма боле характерна для той или иной области нашей родины, о талантливых людях родного края, о тех, кто любит вышивать и передает эту любовь другим).

Физкультминутка

Встаньте, дети, улыбнитесь.

Земле нашей поклонитесь

За счастливый день вчерашний.

Вы до солнца дотянитесь,

Веретеном обкрутитесь.

Раз присядьте, два присядьте

                               И за парты тихо сядьте.

III. Этап усвоения новых знаний

1.Беседа

Учитель раздает учащимся инструкционно-технологические карты «Уход за вышитым изделием».

Учитель:

Девочки! Вы сегодня показали хорошие знания по теме «Простые ручные швы». Принципиально оценили свои изделия. Надеюсь, что всем вам понравилась наша импровизированная выставка «Мы любим вышивать».

Все вы не станете отрицать, что любая вышивка имеет привлекательный вид, если она безупречно чистая и выглаженная.

В процессе вышивания ,а также при эксплуатации изделия пачкаются, имеют неопрятный вид. Поэтому вышитые изделия периодически нужно стирать и гладить.

Для стирки вышитых изделий сначала готовят теплый раствор средства для стирки (в зависимости от ткани, цвета вышивальных ниток и прочности их окраски). Ни в коем случае нельзя использовать для цветных ниток средства для стирки с отбеливателем. Лучше брать средства для стирки разноцветных тканей. Стирать следует осторожно, тереть легонько лишь те места, где нет вышивки.

Выстиранные изделия сразу опускают в чистую теплую воду, полощут и слегка отжимают. Потом встряхивают и кладут в холодную воду с уксусом (1 чайная ложка на стакан воды) в расправленном виде.

Гладят изделия влажными на специальной гладильной доске (учитель демонстрирует приемы). Вышивку гладят с изнанки. Под вышивку на гладильную доску обязательно кладут мягкую ткань, покрытую сверху белой чистой тканью. Утюг двигают вдоль нитей ткани, чтобы ткань с вышивкой не деформировалась.

Работа с плакатом-инструкцией

Далее учитель знакомит детей с плакатом «Правила безопасности при работе с утюгом» (зачитываются все пункты этих правил, записываются в рабочей тетради).

Учитель демонстрирует две салфетки (салфетка, которую вышили, но не стирали, не гладили; салфетка - выстиранная, подкрахмаленная, выглаженная).

Учитель:

У какой салфетки более привлекательный внешний  вид?

Учащиеся:

Конечно, у второй салфетки. И разница между ними очень большая.

Учитель:

Девочки! А ведь сколько таких вышитых изделий хранится у ваших мам, бабушек. Давайте мы с вами приведем их в порядок и дадим им вторую жизнь!

А сейчас несколько слов о профессии «Вышивальщица ручной вышивки».  Эта  профессия - одна  из древнейших  в  Украине.  Вышиванием занимались практически в каждой украинской семье. Эта профессия подобна профессии художника, не правда ли? Вышивальщица подбирает цвет ниток, иглы, узоры. Она должна иметь острое зрение. Вам же, девочки, нужно очень бережно относиться к своему зрению. Вышивальщица должна уметь создавать и свои собственные узоры. Она вышивает различные изделия - салфетки, рушники, белье, одежду различными видами вышивальных швов. Работают вышивальщицы на предприятиях народных художественных промыслов, а так же на производственных предприятиях легкой промышленности. Работа вышивальщицы чрезвычайно кропотливая.

И хотя в настоящее время на многих предприятиях, изготавливающих одежду и белье, отделку выполняют с помощью скоростных машин и автоматов, работа вышивальщицы ручной вышивки не утратила своей важности. Она остается интересной, неповторимой и очень высоко ценится. Благодаря вышивальщицам сохраняются замечательные традиции народного вышивального искусства.

IV. Этап закрепления и систематизации новых знаний.

Интерактивный метод «Займи позицию»

1. Плакаты с надписями «За», «Не знаю», «Против» размещены в разных местах класса. Ученицы должны стать возле соответствующего плаката в зависимости от их взгляда относительно обговариваемой проблемы. Каждая ученица должна аргументировать свою позицию. Если позиция изменилась, то ученица может стать возле другого плаката. Задания такие:

Правильны ли утверждения:

  • все изученные ручные швы относятся к декоративным швам («За»);
  • вышитые изделия необходимо периодически стирать и гладить («За»);
  • для цветных вышивок используются средства для стирки с отбеливателем («Против»);
  • стирать следует осторожно, тереть легонько лишь те места, где нет вышивки («За»);
  • стирать изделие в горячей воде («Против»);
  • выстиранные изделия сразу опускают в чистую теплую воду, полощут и слегка отжимают, встряхивают и кладут в холодную воду с уксусом («За»);

-        гладят изделия сухими по лицевой стороне изделия на гладильной доске («Против»);

  • гладят изделия слегка влажными по изнаночной стороне на гладильной доске («За»);
  • под вышивку кладут мягкую ткань, покрытую сверху чистой белой тканью («За»);

-        утюг двигают вдоль нитей ткани, чтобы ткань с вышивкой не деформировалась («За»).

2. Учитель

Какие же правила безопасной работы с утюгом вы запомнили сегодня на уроке?

Метод «Цепочка»

                

Учащиеся друг за другом дают ответы на данный вопрос (по одному пункту из инструкции на плакате, с которой они ознакомились на уроке).

V. Подведение итогов урока

Учитель:

  • поможет ли вам в жизни материал сегодняшнего урока?
  • для чего вам необходимо знать этот материал?

Девочки! Все вы сегодня показали достойные вас знания и умения. Вы смогли по достоинству оценить ваши изделия и изделия одноклассниц. Вы многому научились, многое теперь знаете и умеете. Желаю вам эту искорку творчества пронести через всю вашу жизнь.

Объявление результатов тематического оценивания.

VI. Домашнее задание

1) выучить § 16 (стр.68-75), § 17 (стр.75-76);

2) творческое задание - написать сказку «Волшебная ниточка и иголочка»;

3) привести в порядок свое изделие и хотя бы одну старую вышивку, найденную дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Функция» в 9 классе.

В ходе урока учащиеся повторяют определение и свойства функции, способы задания  функций и построения их  графиков. Проводится контроль знаний : повторительный математическ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...