Формирование картографической грамотности на уроках географии с использованием дистанционных технологий
статья по теме

Ясинская Александра Николаевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование картографической грамотности на уроках географии с использованием дистанционных технологий

А.Н. Ясинская,

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждения

среднего профессионального образования

«Камчатский педагогический колледж»

Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. Именно география формирует картографическую грамотность.

Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения. Она  дает возможность грамотно планировать свои путешествия, использовать карты для создания маршрутов, уметь выстроить эффективный маршрут в незнакомой местности (быстро добраться из пункта А в пункт Б),  договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств, участвовать в создании общей картины мира, использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии и т.д.

Неразвитость картографической грамотности приводит к неумению ориентироваться в пространстве, ощущение беспомощности в обществе разноязычной публики, неэффективные поиски методом проб и ошибок, осознание своей беспомощности в новом пространстве и как следствие неумение получать удовольствие от новизны пространства.

         Карта - это «международный язык культурного сообщества людей», помогающий осваивать многомерное географическое пространство. Она содержит 99 % всех географических знаний, поэтому самым главным по окончании курса географии является умение учениками читать карту. Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией: сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта.

Для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Догеографическое знакомство с картой начинается в начальной школе в курсах «Окружающий мир», часто учителя, не владеющие приемами работы с картой, формируют некое «ложное» представление о картографическом языке. Например, многие младшие школьники предполагают, что зеленый цвет на карте обозначает «растительность», а коричневый «землю». Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии.

В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:

- объект изучения,

- средство наглядности,

- источник знаний,

- результат исследования.

Дистанционное обучение - одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования. Это качественно новый прогрессивный способ обучения, базирующийся как на традиционных формах, так и на современных информационных технологиях, использующий современные средства коммуникаций (телевидение, видео и аудио средства обучения, компьютерные глобальные и локальные сети).

При дистанционной технологии обучения тяжело использовать простые бумажные карты и атласы, особенно на первых этапах развития картографической грамотности. Поэтому большую роль на дистанционных уроках географии играют электронные карты. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим  возможностям. Сделать освоение географических знаний в дистанционной школе более эффективным позволяет школьная географическая информационная система «Живая География».

 ГИС «Живая География» – это учебно-методический комплекс, включающий программную оболочку с инструментарием, комплекты цифровых карт, набор космических снимков и методические рекомендации для учителя.  

Демонстрационные возможности географических информационных систем существенно выше, чем печатных карт. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; работать с различными видами контурных карт; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры, накладывать космические снимки и создавать трехмерные модели местности.

Для того чтобы полноценно использовать ГИС «Живая география» на уроках, необходимо сначала освоить саму программу. Знакомство с «Живой географией» идет постепенно. На первых уроках ученик знакомиться с интерфейсов программы, ключевыми кнопками, файлами, видами карт и космическими снимками. Первые задания даются для развития умений пользоваться программой и чаще всего они не связанны с самим курсом, который изучает ребенок. Только после того, как ученик может самостоятельно работать с ГИС, начинается ее применение при формировании картографической грамотности.  

Урок географии невозможно представить без карты. Поэтому, применяя «Живую географию» на уроках, мы чаще всего используем электронные карты.

Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять.

Наиболее интересная работа с электронными картами является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, при  изучении рельефа Земли или отдельных районов, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства в 9 классе. Сопоставляя карты«Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке, во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт.

Очень интересная работа по сопоставлению фрагментов карты и космических снимков. Наложение космических снимков на карту  позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость.

Большую роль в формировании картографической грамотности является работа по построению трехмерных моделей местности. Эта увлекательная работа  позволяет ученикам не просто создать свою уникальную объемную модель, но и  представить местность в объеме, проанализировать изменение высот и глубин, увидеть территорию без искажений.

Умения проводить измерения и расчеты по картам очень важны. Перегружая учеников фактическим материалом, учителя очень часто уделяют недостаточно внимания практическим заданиям на измерения и расчеты по картам. Частично это объясняется трудоемкостью выполнения измерений по обычным картам, что приводит к неэффективному расходованию учебного времени. «Живая География» дает в руки ученика быстродействующие измерительные инструменты, которые освобождают его от рутины измерений и вычислений. Они позволяют сосредоточить внимание на географической сущности результатов. Измерительные инструменты включают в себя измерители расстояний, протяженности и площади объектов с учетом кривизны Земли.

Функция рисования на карте значительно расширяет ее роль как наглядного пособия при объяснении нового материала. Поясняющие рисунки, которые учитель ранее традиционно делал на доске, теперь можно делать на карте, причем либо заранее, либо непосредственно в процессе объяснения. Карту можно дополнять информацией. Это может делать, как учитель, так и ученик. Ученик может самостоятельно рисовать новые объекты на карте, фантазируя, создавать новые уникальные объекты, прокладывать маршруты путешествия и т.д.  Для этого ученику предлагается творческие  работы, например работа «Белые пятна на карте», где ученик выступает первооткрывателем нового острова. Ученик нарисовать остров, обозначить основные географические объекты на острове, придумать им название и коротко дать описание этих объектов.

Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах, реализовать практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения — картографические.

Список используемой литературы

1) Екшибарова Н.А.  Формирование картографической грамотности на уроках географии. Интернет – ресурс http://festival.1september.ru

2) Использование интерактивных электронных карт на уроках – компетенция учителя географии. Интернет – ресурс http://mygeog.ru

3) Куликова В.Е. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии. Интернет – ресурс http://festival.1september.ru

4) Повышение познавательной активности на уроках географии. Интернет – ресурс http://www.poznanie21.ru

5) УМК «Живая География». Интернет – ресурс http://www.int-edu.ru

6) Чуркина В.И. Методика использования электронных карт на уроках географии. Интернет – ресурс http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...

"Формирование картографической грамотности на уроках географии" Доклад

Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. Старшее поколение помнит, когда в каждом доме была географическая карта. Люди внимательно следили з...

Формирование картографической грамотности на уроках географии с применением дистанционных технологий

Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассмат...

Формирование картографической грамотности на уроках географии.

Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры.В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и спос...

Формирование картографической грамотности на уроках географии в 7 классе

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование географических компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, ...

Формирование картографической грамотности на уроках географии

Карта - это язык географии. С географической картой школьники начинают встречаться уже в начальной школе. Формирование картографичкских компетенций начинается уже с 5 класса, как только ученики начина...