"Всё живое стремится к цвету"
статья по теме

Варвара Александровна Фирсова

Материалы по цветовой диагностике, основам цветотерапии. Тест Ореховой "Домики", адаптированный к методике Собчик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_firsova.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цветового теста в  диагностической и коррекционной

работе психолога образовательного учреждения.

« Цвета действуют на душу:

они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысли,

которые нас успокаивают

или волнуют, они печалят

или радуют.»

(Гёте)

«Всё живое стремится к цвету...»

(Аристотель)

Актуальность и насущная необходимость применения методик цветовой диагностики эмоций и отношений очевидна, так как эмоциональные процессы и процессы развития личности являются наиболее сложной проблемой для  психологического исследования, в основном из-за того, что методики диагностики эмоциональной сферы в большинстве своём либо объёмны по количеству вопросов в анкетах, либо долги в  проведении и интерпретации, либо субъективны в ней, так как основная масса этих методик -проективные, рисуночные или  на основе таковых.

Итак цвет и эмоции…Очень сложно начинать данную тему с каких-то определений и клише…Тема живая,  трепещущая как само многообразие цветов  и оттенков в окружающем мире…Также многообразны эмоции человека и также многогранны как и цветовые оттенки… Тем не менее, эмоции определяют как:

  • «Сложные внутренние отношения человеческой личности к другим людям, к семье, к товарищам, к человеческим классам, к родине, к человечеству» ( Фортунатов Г.А.)
  • «Устойчивые отношения личности, имеющие предметную направленность» (Ковалёв А.Г.)
  • «Своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности , как стойкая «направленность» на них», например любовь ( П.М.Якобсон)
  • «Реальные или идеальные объекты деятельности, представляющие  для личности постоянную ценность» (А.Н. Леонтьев)
  • «Стремление субъекта к определённым переживаниям своих отношений к действительности, определяющим направленность его личности» Б.И.Додонов)  

Конечно, данными определениями не исчерпывается всё многообразие таковых.

Известно, что ни одно перечисление не может охватить  всех человеческих чувств и состояний, как и  в цветовом спектре,  в эмоциях человека из основных цветов можно получить огромное количество промежуточных оттенков и состояний.

Изучение цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод  которых это  – независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания, условий проживания. Человек любой национальности в определённых ситуациях предпочитает определённые цвета. Люди противопоставляют цвет один другому, противопоставляют контрастность тёплых и холодных тонов. Теплота цвета в большей степени связана  с нашими субъективными ощущениями, хотя теплота цвета относительна, так карминно - красный, например, выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается,  как тёплый по сравнению с синим.

С цветовыми контрастами связаны понятия не только тёплый -холодный,  спокойный - возбуждающий, но и понятия нравственные, плохой - хороший.

Исследователи доказали, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым фоном и насыщенностью.

По данным исследований Ч.А. Измайлова цветовой тон можно представить в виде непрерывного континуума, где будут располагаться большинство человеческих эмоций . Основная масса наших эмоций расположена в цветовой гамме от синего до сине-красного, малинового или  фиолетового цвета, меньшая часть эмоций находится в спектре зелёного и зелёно-синего цвета и совсем мало эмоций в спектре салатовых оттенков.

 В спектре с длинами волн цветового излучения от 700 Гц до 620 Гц располагаются такие эмоции как : воодушевление, радость, веселье, восторг, раздражение, обида, гнев, возмущение стыд (синий - красный). Мы знаем выражение «покраснеть от стыда»…

В спектре с длинами волн цветового излучения от 620 Гц до 580Гц  располагаются: ненависть, страх, тревога, сомнение, разочарование, отвращение (красный - жёлтый).

Кусочек спектра с длиной волны от 570 Гц до 550 Гц вмещает в себя тоску и печаль (жёлтый - зелёный). Вспомним выражение «тоска зелёная»…

После 550 Гц в цветовом спектре размещаются: интерес, удовлетворение, удивление, спокойствие ( зелёный - синий).

      Сама концепция цвета была выработана ещё  Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие. Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на другие органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.  Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий,  черный). Все цвета делятся по типу движения:

  • Эксцентрические (желтый)
  • Концентрические (например, синий квадрат вызывает тревогу).

     Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает. 

Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом,  человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке –  и так излечивали  следы оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.  

По мнению исследователей, если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть  и состояние человека при этом  сменится на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние,  желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки. Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например, голубой любят люди,  предпочитающие отдохнуть и не любят трудоголики.

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом интересовали многие поколения исследователей. Многие пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма. В Древней Индии человека считали «светоносным» подразумевая единство цветовых энергий и соков тела:  крови, лимфы и т.д. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых определяет психическую жизнь человека.

Отмечалось наличие соответствий между так называемыми человеческими энергоканалами и определёнными цветами ( то, что мы подразумеваем сегодня под цветом человеческой ауры).

Древние именовали глаза человека «окнами», «вратами восприятия». Мы привыкли, что организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора,  однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия достигает организма.  Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только рецепторами сетчатки глаза но и практически любой клеткой организма.

Не зря цветовой спектр делится на тёплые и холодные цвета, это близко к температурным ощущениям человека.

Цветопсихологами накоплено множество удивительных фактов. Существует предположение о функционировании Единой Живой Энергии, различные формы и состояния которой воспринимаются людьми как отдельные цвета.

В сочетании с направленным музыкальным воздействием цвет широко используется в коррекционной и терапевтической работе.

За долгую историю развития человечества в культуре сложились соответствия цвета тому или иному символу.

Наблюдения Г. Флиринга и К.Ауэра показали, что у каждого человека есть своё особое отношение к цвету. У большинства людей есть определённые симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или другому цвету меняется под воздействием тех или иных временных или духовных факторов. Однако личностную шкалу предпочитаемых цветов Флиринг и Ауэр рассматривали  как выражение индивидуальности. Эта шкала меняется в течение жизни, как правило,  дети предпочитают красный цвет всем другим, у взрослых любимый цвет синий,  а потом красный. Если вспомнить, что красный символизирует активность, а синий и голубой покой, то связь очевидна. Взрослые менее активны,   чем дети и больше стремятся к покою, так как больше устают.

В среднем предпочитаемая последовательность цветов по мнению Флиринга и Ауэра такова:

Синий-красный-зелёный-фиолетовый-оранжевый-коричневый-пастельные тона  – чёрный -белый.

В среднем предпочтение отдаётся ярким тонам.

Г.Флирингом был создан тест «Цветовое зеркало». Методика предназначена для изучения личностных характеристик. Диагностический материал представляет собой буклет из 23 цветных квадратов на серебристом фоне, которые согласно инструкции ранжируются испытуемым.

Цвета предпочтения- это психотип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов и конфликтов в той области,  которую символизирует отвергнутый цвет. Скачки в выборах говорят о непоследовательности и импульсивности личности испытуемого.

Психотипы личности определяются цветовой гаммой выбранных квадратов:

Зелёно- синий - мыслительный тип.

Красно- оранжевый - чувственный тип.

Оливково- зелёный -  интуитивный тип.

Жёлтый цвет +оранжевый - экстраверты.

Фиолетовый – чёрный –розовый  - интроверты.

Не менее сложной является теория функциональной психологии Люшера.  На  основе функциональной психологии цветовосприятия он  создал  свой известный тест.

Тест Люшера относится к проективным методикам и предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и её адаптации к различным социально-психологическим ситуациям.  Он разработан на принципах функциональной психологии, где основа чего либо ( в данном случае значения цвета) – постоянная величина. Почти полвека эта методика используется педагогами, психологами, психиатрами. Она используется по всему миру и во всех культурах.

Главный вопрос, который возникает у противников этой методики это явное несоответствие между простотой теста и объёмом информации, полученной при интерпретации. Простотой тест обязан принципу ранжирования, и по таблице интерпретаций можно судить о динамике психических процессов.

Основой для создания теста Люшеру послужила цветопсихологическая  концепция связи основных цветов с определёнными настроениями и спецификой отношений испытуемого с окружением. При создании теста Люшер использовал данные многолетних статистических исследований о психологическом значении различных цветов. Также Люшер учитывал теоретические  выкладки известных абстракционистов-художников Кандинского, Малевича, Мондриана.. Интересно,  что сам Люшер имел глубокий художественный вкус и чётко рефлектировал свои реакции на цвет.

Цвет может нравится или не нравится но специфика его воздействия на психику остаётся неизменной вне зависимости от состояния организма на момент тестирования. Символическое значение цвета, его «психологический код» объективен всегда и не зависит от положения цвета в ряду выбора.  

Как и всякий инструмент, цветотест М.Люшера вне нравственности. Нет  хороших и плохих методов и подходов, этичных и неэтичных приёмов и методик. Хорошее и плохое в применении любых методик определяется мотивацией и целями,  а главное профессионализмом психолога.

        Хорошее лежит в душе профессионала, владеющего инструментарием, плохое гнездится в умах и сердцах тех кто пытается манипулировать настроениями и суждениями других.

Однако тест есть тест, это всего лишь орудие, его возможности широки, но определённы. И полностью заменять собственные рекомендации интерпретационными таблицами Люшера не следует.

Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой живой организм. Чистый цвет в своём воздействии существенно отличается от оттенка следующего за ним в спектре.

Интуиция и кропотливый анализ позволили Люшеру превратить накопленный человечеством опыт в тест, где он точно охарактеризовал каждый из 4-х основных цветов и на их исходных характеристиках сформулировал значения оттенков.

Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику были впоследствии подтверждены исследователями цветопредпочтений и цветовосприятия людей в различных условиях и ситуациях.

На основах люшеровского теста построена вся современная индустрия рекламы по всему миру.  Марочные товары должны выделяться и олицетворять характерный бренд. Преимущественные цвета рекламы - основные: красный,  синий, зелёный и жёлтый.

В.М. Бехтерев утверждал,  что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем лекарства. Мы  уже знаем,  что цвета способны возбуждать или подавлять, создавать ощущение тепла или холода, сузить или расширить пространство в помещении, создать свет или тень.

Например, красный цвет средневековые врачи использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и кожных заболеваний.

Голубой цвет оказывает болеутоляющее действие.

Фиолетовый цвет и оттенки голубого лечат неврологические заболевания.

Красный и жёлтый цвет благотворно влияет на апатичных и анемичных детей, способствует повышению их активности и улучшению настроения.

Зелёный цвет был использован при лечении психопатических расстройств и нервных болезней. Он хорошо действует,  когда нужно дисциплинировать и контролировать поступки человека.

Итак, основными цветами спектра являются:

  • красный
  • синий
  • зелёный
  • жёлтый

Далее идут дополнительные цвета и производные от них.

Цвет

Изображение цвета

Чёрный цвет

 

Серый цвет

 

Серебристый цвет

 

Белый цвет

 

Золотистый цвет

 

Каштановый цвет

 

Коричневый цвет

 

Бурый цвет

 

Шамуа

 

Оливковый цвет

 

Болотный цвет

 

Травяной цвет

 

Аква

 

Аквамарин

 

Бирюзовый цвет

 

Розовый цвет

 

Малиновый цвет

 

Пурпурный цвет

 

Пунцовый цвет

 

Алый цвет

 

Бордовый цвет

 

Вишнёвый цвет

 

Шоколадный цвет

 

Цвет слоновой кости

 

Хаки

 

Бежевый (беж)

 

Красный цвет действует на человека возбуждающе, стимулирующе, активизирующе. Является выражением жизненной силы и уверенности в себе. Символизирует стихию огня и соотносится с холерическим типом темперамента и фаллическим типом в трактовании З. Фрейда. Побуждает к активному поведению. Психологической характеристикой красного цвета является активность, а любые сочетания красного и синего и их производный - фиолетовый символизируют любовные, чувственные переживания. Красный цвет мужской, патриархальный, синий – женский, матриархальный, они всегда стремятся к слиянию и единению мужского и женского начал, отсюда сочетание красного и синего, дающего фиолетовый цвет, является символом любви.

Синий цвет это ощущение спокойствия и расслабленности. Соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищённости (обратите внимание на голубую накидку Богоматери на иконах) и самоограничения. Символизирует стихию воды и соотносится с флегматичным типом темперамента и оральным типом по З.Фрейду. Побуждает к расслаблению в поведении. Психологической характеристикой синего цвета является потребность в покое.

Зелёный это цвет ели, даже если он голубоватый или тёмный вызывает ощущение твёрдости и прочности. Соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения, самоуверенности и лидерским качествам. Символизирует стихию земли и соотносится с меланхоличным типом темперамента и анальным типом по Фрейду. Уверенность в поведении соответствует зелёному цвету. Психологической характеристикой зелёного цвета является -  уровень самооценки и притязаний.

Жёлтый цвет это цвет открытости, лёгкости, радости и широты. Обладает раскрепощающим и освобождающим действием. Соответствует свободе и самовыражению личности. Символизирует стихию воздуха и соотносится с сангвиническим типом темперамента. По Фрейду жёлтый - цвет визуальной эротики. Символизирует  изменчивость поведения. Психологическая характеристика жёлтого - это возбуждение.

Мы не будем касаться дополнительных цветов и оттенков, замечу только, что белый - считается смешением всех цветов спектра, наивысшей и ярчайшей точкой самовыражения личности. Белый цвет выражает разрешение, освобождение, абсолютную свободу для всех возможностей, чистоту и новое начало. Поэтому платье невесты - белое.  

А воспринимаемый нами  как чёрный цвет считается отсутствием  цвета, стремлением к темноте. Психологической характеристикой чёрного-  является застой, защита, вытеснение возбуждающих влияний.

Промежуточный серый цвет ни является ни цветным, ни светлым, ни тёмным. Серый  - это цвет нейтралитета, это ни субъект, ни объект, это граница, ничейная полоса, контур. Это цвет не нашедшей или ищущей себя личности. Если его ставят первым, то значит хотят познать себя. Это цвет тех, кто ограждает себя от внешнего мира, цвет отчуждения и сильного переутомления.

Психологической характеристикой коричневого цвета является недостаток жизненной силы, фрустрация основных физических потребностей.

В выборе цвета мужчины и женщины по данным исследований не отличаются друг от друга, а вот молодёжь в возрасте до 20 лет на первое место предпочитает ставить красный. Деревенские жители первое место отдают фиолетовому цвету (внушаемость),  а городские зелёному (самоутверждение и соперничество).

Дошкольники предпочитают фиолетовый и жёлтый (внушаемость и готовность к возбуждениям).

Действенность теста Люшера при дальтонизме неоднократно проверялась исследователями. Статистические результаты показывают, что неполноценность в узнавании цветов при тесте не играет никакой роли.

Принятие решения в пользу или против какого-то цвета часто находится под влиянием внешних условий. Если речь идёт о выборе одежды, цвета обоев или автомобиля, то окончательное решение остаётся не за психологическими факторами, а за модой, экономичностью и другими параметрами.

В тесте Люшера цвета располагаются по симпатии к отдельным краскам, но не к их сочетанию. Здесь очень важно правильно дать инструкцию, которую все  психологи знают,  и я не буду её повторять.

Клинический тест Люшера, фрагментом которого мы пользуемся, 8-ю цветами, состоит из 73 –х цветных полей и 25 различных красок, среди которых нужно выбрать 43 цвета. Процедура тестирования занимает 10 минут и содержит объём информации об осознанных и бессознательных структурах личности. Краткая форма теста Люшера выявляет характерные структуры личности и обращает внимание на психические и физические расстройства.

О теоретических аспектах цветовой диагностики  можно говорить бесконечно, поэтому перейдём к практической части , а именно как можно психологу  применить цветовую диагностику в диагностической  и коррекционной работе.

Значение цветов восьмицветного теста Люшера в зависимости от их местоположения в ряду выбора

цвет

тема

Позиция +

Позиция *

Позиция =

Позиция -

0

 серый

Отношение

к коллективу

Отгораживание

Эмоциональная

неготовность

к общению

Эмоциональная

готовность к

общению

Эмоциональная

возбудимость

1

синий

покой

Потребность в покое

Готовность к покою

Эмоциональная

депривация

Нарушение межличностных контактов, беспокойство

2

зелёный

самооценка

Волевые усилия, напряжение

Самообладание,

волевой контроль

Низкая самооценка

раздражительность от слабости

3

красный

активность

Стремление к эмоциям, активность

Готовность к контактам

избирательность в контактах и увлечениях

Испытывает давление, жестокость, принуждение. Гиперопека.

4

жёлтый

экстраверсия, отношение к миру

Возбуждение для разрядки

напряжения

раздражительность, досада

Нервозная раздражительность, потребность в бережном отношении

Фиксация на проблеме, беспокойство от ожидания

5

фиоолетовый

фантазирование

демонстративность

Эмоциональная вовлечённость

Сдерживание чувств

внутриличностный конфликт

6

коричневый

Телесные, физические потребности

избегание

Потребность в комфорте

Разрядка напряжения

Подавление потребностей

7

чёрный

философские категории

Протест, негативизм. Агрессия, деструктивные тенденции

Протест и уход от ситуации

Готовность терпеть и идти на компромиссы

предприимчивость

Однако начинающим психологам лучше пользоваться стандартными интерпретационными таблицами Люшера. Данная таблица представляет собой сокращённый вариант и удобна в случае,  если тест Люшера используется в сочетании с другими методиками диагностики эмоционально-волевой сферы.

         В диагностике профессиональных предпочтений в качестве дополняющего теста также можно использовать вариант теста Люшера, адаптированный Собчик.

Л.Н. Собчик имела длительный опыт применения методики Люшера во всесоюзном научно-методическом центре пограничной психологии для исследования более 2000 испытуемых. Собчик разработала адаптированный вариант цветового теста Люшера и углублённую интерпретационную схему.

Метод цветовых выборов  (МЦВ) Собчик позволяет на основании использования оригинального стимульного материала Люшера выявлять индивидуально-личностный паттерн человека, определять его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние в момент обследования. Методика позволяет определить стрессовое состояние личности и дезинтеграцию.

Так , например, у людей с невротическими расстройствами наблюдается значительное расхождение между первым и вторым выбором с перемещением вправо более чем на 2 позиции красного и жёлтого цвета.

Группа больных шизофренией в исследовании Собчик перемещала красный и жёлтый на последние позиции с вероятностью 79%.

Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп, объединенных одной профессией ,  позволило Собчик  применить данную методику в дополнение к  профориентационной диагностике.

Цветовая диагностика профпредпочтений

Зелёный цвет на 1-м месте чаще всего  встречается у лиц с формально-логическим мышлением, опирающимся на цифровую знаковую систему (профессии «человек-знак» в ДДО Климова). Зелёный +синий отражает способности к математике, технике, физике.  У людей выбирающих зелёный присутствует стремление системно оценивать информацию, опираясь на конкретный опыт. Сфера интересов лежит в области экономики, инженерно-конструкторской деятельности, бухгалтерского учёта, а также  таким личностям можно преподавать точные науки   и быть на военной кадровой службе.

В свободное время такие люди занимаются рисованием, выпиливанием, шитьём, вязанием, конструированием, различными ремёслами.

Как правило,  такие люди педантичны, интровертированы и ригидны. Они обладают конкретным, формально-логическим стилем мышления.

Красный цвет на первых позициях встречается как признак лидерства, предприимчивости, целеустремлённости, склонности к риску. Большинство руководителей, администраторов, общественных активистов выбирают этот цвет, а также лётчики, шофёры, танцоры, артисты. Красный+ фиолетовый такое сочетание особенно подчёркивает  творческую и наступательную позицию личности, независимость, высокую поисковую активность, спонтанность и некомформность поступков и суждений, импульсивность, повышенную интуицию. Стиль мышления таких людей  интуитивный, целостный.

Предпочтение жёлтому цвету отдают люди,  профессия которых лежит в области «человек-человек», связана с широкими контактами, вовлечённостью в разные сферы общения. У таких людей преобладает художественный склад ума и образное восприятие. Жёлтый +фиолетовый, такое сочетание часто встречается среди артистов, учителей, людей занимающихся благотворительностью. Типологически это эмоционально-лабильные, впечатлительные и тревожные личности. Но в то же время они - оптимисты , не лишённые демонстративности.  Такие люди отличаются наглядно-образным, художественным типом мышления.

Фиолетовый цвет за исключением детей и подростков предпочитают лица с оригинальным мышлением и своеобразием интересов. Дети и подростки выбирая фиолетовый,  демонстрируют эмоциональную незрелость, отсутствие стереотипов мышления, что создаёт предпосылки для развития творческой личности. (Профессии типа «человек - художественный образ»).  Также этот цвет выбирают люди,  чьи профессии связаны с психологией, философией, психиатрией, искусством, педагогикой, астрологией, нетрадиционной медициной.

Синий цвет выявляет преобладание вербального типа мышления, аналитического стиля познавательной деятельности.

 

Предпочтение таких цветов свидетельствует о дезадаптации  и повышенной тревожности личности.

Высокий уровень профессионализма в овладении  методикой  Собчик определяется умением интерпретировать цветовой выбор на базе целостного восприятия всего  цветового ряда.

В работе  с детьми в возрасте от 6 до 11 лет как диагностической, так и коррекционной,  можно использовать проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», разработанный О.А Ореховой.

Тест разработан Ореховой  на основе модели структуры личности   и факте предпочтения эмоции как потребности.

Методической основой теста является цвето -ассоциативный эксперимент. Ребёнок использует цвет для выражения своей эмоции. Эмоции представлены в виде «жильцов» домиков, которые ребёнок раскрашивает, выбирая  понравившейся ему цвет.

Тест позволяет провести диагностику:

  • степени дифференцированности -обобщённости эмоциональной сферы
  • ценностных ориентаций ребёнка, актуальности ценностей
  • предпочтений видов деятельности
  • личностные характеристики

Также данная диагностика позволяет увидеть необходимые для коррекции эмоциональные блоки.

Процедура теста предполагает раскрашивание. Для проведения необходим ответный  лист и 6 карандашей – синий, зелёный, красный, жёлтый, коричневый, чёрный.  Карандаши должны быть одинаковыми по размеру и цвету. Можно использовать грифельные или восковые.

Тест включает 3 задания по раскрашиванию. В первом задании происходит простое ранжирование цвета,  во втором ребёнок закрашивает «домики», где живут: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В третьем задании ребёнок выбирает  цвет «жильца» в «домик» самостоятельно.  Домик нужно раскрасить  в зависимости от того,  что « жилец там делает».

Методика даёт психотерапевтический эффект, который достигается путём использования цвета и работы с ним. Упражнения с цветом являются важнейшим средством терапии во многих психотерапевтических направлениях, включая НЛП. Произвольность использования цвета даёт ребёнку возможность обозначить для себя негативные эмоции и объекты и абстрагироваться от них, создавая блок психологической защиты.

Данную методику можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, также её можно применять при коррекции самооценки ребёнка и при работе с лёгкими степенями аутичности.

Подробно эта методика описана в книге О.А Ореховой «Цветовая диагностика эмоций. Типология развития.»

Ответный лист к методике  Ореховой «Домики»

Фамилия, имя______________________

Возраст______

Школа________Класс__________Дата________________

Задание № 1

Задание № 2.

Задание № 3.

В работе школьного психолога часто можно столкнуться с запросом администрации  выявить отношение школьников к учебной деятельности и предметам. В качестве дополнения к методикам диагностики школьной мотивации и адаптации и  к социометрии можно использовать цветовой вариант диагностики отношения к предметам Тест отношения к предметам (ТОП).

В процессе  моей работы постепенно появлялись всё новые и новые виды бланка этого теста. В бланк можно включать:

  • школьные предметы
  • педагогов по предметам (без указания фамилии, имени, отчества, например «учитель математики»)
  • учебные дни недели
  • названия референтных групп
  • фамилии учащихся (для социометрических данных).

Вариантов бланка теста также очень много, но наиболее удобен для обработки  вариант, где не нужно вывешивать цветовую таблицу на доске, и где цветовые эталоны указаны на самом бланке. Единственное, что необходимо сделать это раскрасить  квадраты в бланке цветами, максимально приближёнными к люшеровским эталонам.

Обрабатывается диагностика в Exelle, подсчитывается количество положительных и отрицательных (негативных) цветовых выборов по каждому указанному в бланке параметру.  Положительными мы считаем цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный. Негативными считаем:  фиолетовый, коричневый, серый и чёрный.

Далее на каждую группу параметров строятся диаграммы, в которых наглядно в процентном соотношении видно положительное или отрицательное отношение испытуемых к тому или иному параметру. Например, «положительное отношение к предметам», «отрицательное отношение к педагогам» и т.д.

Глядя на диаграммы психологу легче сделать выводы по классам и дать рекомендации.  В процессе работы  тесту было дано название «Тест отношения к предметам» сокращённо ТОП.

Тест нагляден и  информативен, быстр в проведении и не громоздок в обработке. Упрощена инструкция к тесту. Она звучит так: «Выберите,  какой цвет,  по вашему мнению,  подходит к тому или иному предмету (учителю, дню недели и т.д.) и поставьте галочку в нужном квадрате».

Единственное, что может вызывать сомнение это надёжность теста и валидность данных, но по опыту работы  могу сказать,  что результаты этого теста не противоречат наблюдениям и ситуации в том или ином классе.

Пример интерпретации теста ТОП в 5 классе

(ГОУ СОШ № 1958 ЮВАО Г. Москвы)

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

ОТНОШЕНИЯ  К ПРЕДМЕТАМ, ШКОЛЕ, ПЕДАГОГАМ

учащихся 5 класса «А»

Дата тестирования: декабрь-2006

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Любимые предметы: обществознание, русский язык, природоведение и физкультура.

Любимые учителя:  учитель иностранного языка, учитель русского языка, учитель музыки.

Отношение к школе – позитивное.

Из учебных дней самый любимый- четверг, так как в этот день меньше всего уроков и они «лёгкие».

Негативное отношение: классный час и урок технологии.

Негативное отношение к учителю технологии.

ВЫВОД:

С целью наблюдения и выяснения причин негативного отношения учащихся к предмету и учителю,  необходимо посетить уроки технологии в 5 классе завучам и психологу.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Принимать к сведению результаты диагностики при составлении расписания. Самым «лёгким» по нагрузке должен быть понедельник и пятница. Самой «тяжёлой» - среда.

Пример бланка для проведения ТОП в 5-х классах

Ф.И.____________________________________________________________

Возраст: ____________лет       Дата тестирования:_____________________

5 “___”

Русский язык

Литература

Математика

Математический праздник

Обществознание

Классный час

Музыка

Физкультура

Иностранный язык

Технология

Природоведение

ИЗО

Русский как иностранный

Информатика

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Моя школа

Мой класс

Мои друзья

Моя семья

Учитель русского языка и литературы

Учитель математики

Учитель обществознания

Учитель музыки

Классный руководитель

Учитель физкультуры

Учитель иностранного языка

Учитель технологии

Учитель природоведения

Учитель ИЗО

Учитель информатики

Соответственно, квадратики по горизонтали раскрашиваются психологом в следующие цвета : красный, зелёный, синий, фиолетовый, жёлтый, чёрный, серый, коричневый. Раскрашивать можно в любом порядке.

По вертикали могут быть указаны любые интересующие психолога параметры: дни недели, названия референтных групп, фамилии одноклассников и т.п.

В завершении статьи хотела бы подчеркнуть, что тема цветовой диагностики и коррекции в психологии безгранична и многогранна. Могу только пожелать успеха и новых творческих открытий коллегам, работающим с цветовыми тестами!

Фирсова Варвара Александровна

педагог-психолог, арт-терапевт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Стремись творить добро"

Классный час даёт возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся, сформировать понятия «толе...

Образовательный маршрут "Живые цветы - бабочки"

Образовательный маршрут. С такой формой взаимодействия педагога и семьи воспитанника я познакомилась на тренинге "Учитель - родителю: сопровождаем ребенка в сети Интернет". Действительно, время пребыв...

Презентация к уроку в 7 классе "Живые цветы или бабочки"

В данном материале представлена презентация к уроку биологии в 7 классе....

Открытки из живых цветов

Есть много техник оформления открыток ручной работы. Дополните копилочку идей декорированием сухими цветами....

Методическая разработка Тема: «Цветочный дизайн, композиции из живых цветов»

Методическая разработка на тему "Цветочный дизайн, композиции из живых цветов"...

Информационно-творческий проект Цветы – царство живой природы

По  определению ученых, цветок, это сложная и разнообразная система органов размножения семенами определенных видов цветов. Хотя назначение и функции цветов уникальны и постоянны, поразительно мн...