Выступление на педсовет
статья по теме

Радаев Алексей Валерьевич

Выступление на педсовет. Тема "Общение как значимый компонент".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

  Общение как значимый компонент учительского труда.

Подготовил учитель

Физической культуры

Верхне-Бузулукской СОШ

Радаев А.В.

2012 год.

Общение важная составляющая жизни каждого человека.

Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп: - состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и - удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо человеку, как вода, воздух, пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается, отстает в психическом и физическом развитии, теряет интерес к жизни. Данную идею подтверждают слова: «Без много может обходиться человек, но только не без человека»(Людвиг Берне).

Человек – существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья – словом, вся его жизнь.

Общение в профессии педагога – его главный инструмент.

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. 

 Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге,  зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к наблюдательности, от умения слушать, понимать  ученика,  воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения,  изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.                                                                        

Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Педагогическое общение   включает в себя следующие функции:

  • познание личности
  • обмен информацией
  • обмен социальными ролями
  • сопереживание
  • самоутверждение.

Всем известно что, общение бывает вербальное (слова) и невербальное (мимика, жесты, интонация). Общение – обмен информации с помощью языка и жестов.

Вербальное общение.

Основные принципы общения с ребенком – БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА:

исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами.

Принимать ребенка –

  • Значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
  • Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • Осознание и признание права личности быть непохожей на других;
  • Предоставление права на свободу выбора;
  • Оценка не личности ребенка, а его деятельности;
  • Владение способностью чувствовать, понимать каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции;
  • Учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам нужен, дорог, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в:

  • Приветливых взглядах
  • Ласковых прикосновениях
  • Прямых словах («Ты молодец», «Я тобой горжусь» и так далее.)

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком или старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений построенных с позиции одобрения и поддержки, типа: «Ты можешь…», «Ты имеешь право….», «Тебе интересно….».

А теперь перейдем в позицию учителя. Что мы чаще всего говорим о себе обращаясь к ученику: «Я могу тебя наказать…..», «У меня есть полное право ……», «Я старше и умнее…..»

Что же получается в результате? Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а взрослые – «могут все», у них полная свобода. Наша задача, раз мы взрослее и мудрее свести подобный тон общение на минимум.

Давайте потренируемся:

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен хорошо учиться!»

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно ты можешь иметь свое мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

1. Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка);

2. Уметь слушать;

3. Уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника;

4. Уметь говорить:

- владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, высказывания, лаконичность);

- управлять голосом (интонация, дикция);

- управлять мимикой и жестами;

- уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога;

5. Уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей из сознания, установка на положительное восприятие собеседника,

излучение тепла, доброжелательности.

Стиль педагогического общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.

Стили общения:

Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение,  в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится  меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Заключение

Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...