ЦДТ как рекреативно – компенсаторное пространство детства
статья по теме

В педагогике, в свете последних документов об образовании, все чаще поднимаются вопросы здоровьесбережения, выработки коммуникативных компетенций и социализации детей. С этой функцией, пожалуй, как нельзя лучше справляются именно учреждения дополнительного образования детей. Почему? Да потому что только там предоставляется полная свобода выбора для ребенка, чем ему хочется заниматься самому, без принуждения, где у него "все получается", где он признан, где не тратится нервная энергия на преодоление "ужасов" школьной жизни  и непризнание дворовым коллективом.

Попробуем убедиться, что это действительно так.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsdt_kak_rekreativno.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЦДТ как рекреативно – компенсаторное пространство детства

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.

Саади, персидский писатель и мыслитель

Хорошо выучивается лишь то, что училось с радостью.

Талмуд

Природа наделяет гением, общество - умом, занятия - вкусом.

Луи де Бональд, французский философ

     В педагогике, в свете последних документов об образовании, все чаще поднимаются вопросы здоровьесбережения, выработки коммуникативных компетенций и социализции детей. С этой функцией, пожалуй, как нельзя лучше справляются именно учреждения дополнительного образования детей. Почему? Да потому что только там предоставляется полная свобода выбора для ребенка, чем ему хочется заниматься самому, без принуждения, где у него «все получается», где он признан, где не тратится нервная энергия на преодоление «ужасов» школьной жизни и непризнание дворовым коллективом.

     Попробуем убедиться, что это действительно так.

     Начнем, пожалуй, с терминов.

     Рекреа́ция — (от лат.  recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.

     Рекреация — это оздоровление, воспитание, образование

     Напряжённый режим учёбы, ускоренный ритм жизни, стрессы, нагрузки – причины, вызывающие как  у детей, так и у взрослых, в том числе и у педагогов,  утомление и переутомление, а значит, оба эти фактора ведут к снижению потенциала здоровья.

     Итак, «рекреация в переводе с латинского языка на русский означает: воссоздавать, восстанавливать, обновлять освежать, выздоравливать. Зачастую рекреацию характеризуют как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, определяют её как деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления, укрепления физических, духовных сил и всестороннего развития личности.  Причем, восстановление  эмоциональных и психологических сил происходит не обязательно путем отдыха вне городской зоны, но и при смене вида деятельности с обязательного и необходимого на интересный и увлекательный. Учреждение дополнительного образования детей предоставляет эту возможность каждому желающему в соответствии с его запросами и интересами.

      Получая в первой половине дня достаточную долю интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок в школе в пассивном режиме, ребенок стремится восполнить свой энергетический ресурс за счет активной деятельности в спортивных и туристических секциях, творческих объединениях и студиях Центра детского творчества.  Эти виды деятельности способствуют гармоничному развитию личности и тем самым повышают социальную и физиологическую эффективность рекреации.

        Компенсация – механизм психологической защиты, заключающийся в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть. Компенсация означает также попытку скрыть реальную или воображаемую неадекватность за противоположными проявлениями, это может быть бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков.        

         Компенсаторное поведение может сильно различаться по форме. Выделяют прямую и косвенную компенсации. Пример первой – хилый  и болезненный в детстве ребенок ценой больших усилий становится выдающимся атлетом, слепой, становится музыкантом, усиленные занятия лыжным спортом для потерявшего ноги человека (вспомним параолимпийские игры) — тоже компенсация, т.е. осуществляется попытка добиться успеха в той области, где ощущается природный недостаток.  Это  социально приемлемая компенсация. Пример второй – компенсация физической слабости или других недостатков злоупотреблением властными полномочиями, человек  хвастается и преувеличивает свои достижения, чтобы скрыть неуверенность в себе и комплекс неполноценности, принижает других, чтобы выглядеть лучше на их фоне и т.п., т.е. человек стремится компенсировать свою неадекватность в чем-либо, возможно, даже не вполне осознавая это.

       Нас интересует  компенсация   как  естественный процесс, направленный на установление или поддержание равновесия  психики ребенка. Понятие компенсации можно представить как функциональное уравновешивание, как саморегулирование психического аппарата.   

       Вопрос о компенсации способностей важен  прежде всего в  практическом отношении: ведь его решение в каждом конкретном случае влияет на судьбу ребенка: «двоечник» в школе может проявить себя как одаренный  художник, танцор, спортсмен и т.д. Главное – чтобы педагог заметил эти способности и направил развитие в нужную сторону, помог самоутверждению ребенка.

Но важно также  бывает не только определить, насколько пригоден, но и насколько мотивирован  ребенок к той или иной деятельности. В качестве примера можно привести такой факт: ребенок посещал студию ИЗО в течение нескольких лет, при этом не имея способностей к рисованию, мудрый педагог не отчислял ребенка, занимался с ним наравне с другими, хотя предлагал заняться чем-то другим, к чему, несомненно, были определенные способности. Окончив школу, молодой человек стал работать оформителем сцены в одном из театров. Итак, огромное желание плюс развитый художественный вкус дали возможность получить интересную работу.  Таким образом,  одним из видов подобной компенсации выступает обеспечение эффективности деятельности путем применения знаний и умений (при недостаточной выраженности необходимых способностей).

        Другим видом психофизиологической компенсации, обеспечивающим разным людям одинаковую эффективность деятельности, несмотря на имеющиеся у них различия в задатках, способностях и качествах, является приспособление деятельности к себе, т. е. выработка индивидуального и типического стиля, опирающегося на сильные стороны человека, компенсирующего слабые.

        Еще один вид психофизиологической компенсации, когда недостаточное развитие или выраженность одной способности может быть восполнено другой, связанной с ней. Например, недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия и т.д.

      Задача педагога дополнительного образования – помочь ребенку определиться, в чем он может преуспеть по своим природным способностям (ведь одаренность, по сути,  означает совокупность некомпенсируемых способностей человека) или,  если ведущие для данной деятельности способности выражены неярко, компенсация может обеспечить лишь средний уровень успешности деятельности. Но и это немаловажно при определенной мотивированности на какую-либо профессиональную деятельность.  

Коммуникация (от лат Communico – делаю общим).

В широком смысле – это обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов, это совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь, возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Педагогическая коммуникация осуществляется через общение. 

Общение - социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.   

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно – развивающие  задачи, мы называем  педагогическим общением.  Оно имеет два направления: при объяснении нового педагог включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (индивидуальные занятия, беседа и т.д.), то общение личностноориентировано.

     Современная педагогика перерастает принципы  авторитарной педагогики  и опирается на взаимодействие педагогов и учащихся, основными параметрами которого  являются взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность (т.е. способность человека находиться в гармонии с окружающей его реальностью, отсутствие конфликтогенов). Кстати,   синтонность – черта, присущая уравновешенным людям с высокой культурой общения и умением делать добро, это  жизнь, поведение и общение, рождающие теплоту, радость и близость в отношениях. Именно таковыми нам и хочется видеть педагогов дополнительного (да и не только) образования. Ведь качество общения – это еще и качество преподавания, это самооценка наших воспитанников.

     В стенах учреждений дополнительного образования любой ребенок чувствует себя любимым и защищенным, здесь он заряжается позитивом, которого, возможно, не хватает во внешней жизни, он чувствует себя на одной волне с наставником, он необходим, он востребован. Недаром многие повзрослевшие воспитанники детских коллективов не спешат прощаться с педагогами, а приходят в качестве помощников, тренеров, получают профильное  образование и растят новую смену.

Качества личности педагога, значимые для продуктивного общения

  • Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
  • Социальная установка на человека (аттракция).
  • Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения.
  • Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
  • Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии.
  • Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способность настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
  • Коммуникативные умения – умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владение техникой общения.
  • Речевое развитие.
  • Педагогическая интуиция.

Составитель:  ст. методист ГБОУ ЦДТ «Свиблово»        Сычева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие компенсаторной компетенции на уроках английского языка

Исходя из учебных планов общеобразовательных учреждений, где на овладение иностранным языком выделяется три часа в неделю, мы полагаем, что приоритетным должно стать развитие ...

"Гуманизация пространства детства" - материалы к педсовету

Понятие «детство» в психологии и педагогике.Педагогические смыслы понятия «пространство детства».Воспитательная деятельность – категория педагогическая,связанная с категориями философскими.Принц...

Программа Межрегиональной научно-практической конфренции "Пространство детства - современность и будущее"

Программа Межрегиональной научно-практической конфренции "Пространство детства - современность и будущее"...

Доклад по теме «Позитивная социализация ребенка средствами интеграции рекреативно-оздоровительной и профессиональной деятельности»

В докладе представлена одна из форм социализации детей при реализации программы «Каникулы» оркестровой студии «Гармония» (ГБОУ ЗДТДиМ) в выездных и профильных сменах....

Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга основанные на применении средств физической культуры

Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга основанные на применении средств физической культуры...

Рекреативная физическая активность.

Рекреативная физическая активность.Всестороннее развитие личности включает в себя обязательную физическую рекреацию - активные игры, спортивные мероприятия и тому подобное, где происходит интеграция ф...