Инструментарий Карла Орфа
статья по теме

Жесткова Ольга Борисовна

 

Игра на детских музыкальных инструментах опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности. Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию и развитию музыкально-ритмических способностей детей. А так же умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_orfa.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

        Инструментарий Карла Орфа

        «Звучащие» жесты

        Начальный этап организации детского музицирования в рамках шумового оркестра  целесообразно начинать с использования так называемы «звучащих жестов». Термин «звучащие   жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соратнице Карла Орфа.  Звучащие   жесты  - это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и другие. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре. Пение и танцы с аккомпанементом  звучащих   жестов  позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов.  Звучащие   жесты, как форма темброво-ритмической работы по доступности, своим творческим возможностям, высокой эффективности, не имеет аналогов в нашей педагогической практике, особенно в сочетании с речью и движением. Работу с детьми над  звучащими   жестами  необходимо воспринимать как важную форму простейшего активного участия детей в музицировании. Их использование вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма, потому что так он осознается и усваивается лучше всего.

        Хлопки требуют тренировки и их нужно разучивать. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание – правильным. Руки перед хлопками должны быть свободны, а сам удар – лёгкий и мягкий. Осанка должна быть свободной, ненапряжённой. Хлопки отличаются друг от друга. При хлопке горстью ладони принимают форму чаши, ударяют так, чтобы между ними образовалось полое пространство, и воспроизводят благодаря этому «глухой» звук. При хлопке плоской ладонью пальцы остаются вытянутыми. Всевозможные варианты хлопков следует испробовать и поупражняться в них.

        Под шлепками мы понимаем удары плоскими ладонями по бёдрам. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Как и всегда во время музицирования, корпус должен быть свободным и вместе с тем «готовым к прыжку». Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя.

        Щёлкание пальцами. В каждом классе можно найти ребят, умеющих щёлкать пальцами. Некоторые могут этому научиться тотчас же, но не все, так как не у всех младших школьников мелкая моторика достаточно для этого развита. Важно, чтобы щёлкание пальцами выполнялось без напряжения, свободно и бойко.

        Притопы можно исполнять как сидя, так и стоя. Лучше всего слегка приподнять голень и ударять ногой по полу, что можно выполнить с большей или меньшей силой. После удара ноги должны оставаться на полу.

        Деревянные палочки (клавесы)

        Речь идёт о двух палочках из хорошо звучащего дерева (бамбука, палисандра), которые ударяют друг друга. Их следует держать так, чтобы большая часть палочки оставалась свободной – между указательным и большим пальцами. Можно также положить одну палочку на собранную в виде полого тела левую ладонь (вдоль вытянутых кончиков пальцев до запястья) и другой ударять по этой палочке, благодаря чему получается более интенсивное звучание.

        Деревянная коробочка (тон-блок)

        Один из самых распространённых ударных музыкальных инструментов с неопределённой высотой звучания. Звучание инструмента — характерный цокающий звук. Представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. Верхняя граница бруска слегка скруглена. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. Главное научить детей правильно держать коробочку – не закрывая левой рукой резонаторную щель.

        Трещотка

        Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоят трещотки из набора 18 - 20 тонких дощечек длиной 16 - 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

        Трещотка круговая – шумовой ударный музыкальный инструмент. Круговая трещотка состоит из ручки, на конце которой имеются небольшие зазубрины, деревянной прямоугольной вставки и небольшой пластинки, которая и создаёт звук во время вращения трещотки. Играть на таком инструменте не сложно – вращать трещотку можно в любую сторону.

        Рубель

        Представляет собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезаны поперечные скруглённые рубцы, вторая остаётся гладкой, а иногда украшается затейливой резьбой. Играют на нём проводя палочкой сверху вниз.

        Ложки

        Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Существует множество приёмов игры на ложках. Простейший вариант – дети держат ложки за черенки. Если перевернуть ложки и играть, ударяя черенки друг о друга, звук получится мягче.

        Кастаньеты

        Эта деревянная трещотка известна теперь прежде всего как испанский народный инструмент. Игрой на кастаньетах (каждая рука держит две раковины из твёрдого дерева, соединённых шнуром) сопровождают танец. Игра на такого рода инструментах требует особого мастерства. В практике же с детьми целесообразно использовать кастаньеты с рукояткой, к которым подвижно прикреплены деревянные раковины. Если требуется выполнить точный ритм и избежать нежелательных призвуков, рекомендуется взять только один инструмент в правую руку и ударять раковинами по ладони левой.

        Тарелочки и тарелки.

        Тарелочки – парный музыкальный инструмент, состоящий из двух круглых металлических дисков или чашек, края которых вибрируют, середина же остаётся в покое. К середине тарелки прикреплён ремень, за которую её держат. Тарелки можно ударять друг о друга обеими руками. Другой способ звукоизвлечения – удар палочкой по висящей тарелке. При ударе двумя тарелками они соприкасаются либо благодаря круговому движению рук снизу в наружную сторону (открытый удар тарелками), либо благодаря вертикальному движению вверх и вниз в противоположном направлении. Первый приём рекомендуется в тех случаях, когда ударом тарелок подчёркивают акцент или кульминационную точку, второй – там, где нужно сопровождать ударами аккомпанирующую фигуру или фигуру из нот короткой длительности и где необходимо более мягкое звучание.

        Треугольник

        Этот инструмент представляет собой изогнутый в виде треугольника металлический стержень. Его подвешивают за один из углов ниткой, и высоко держат в висячем положении левой рукой. Удар производят металлической палочкой. Как правило, удар производится по горизонтальной стороне треугольника. В иных случаях можно ударять и по двум внутренним сторонам, тогда, когда нужно исполнить «тремоло» (быстрые удары).

        Бубны, барабаны

        Односторонний барабан. Кожа натягивается с одной стороны рамы, добавляются бубенцы. Бубен следует держать левой рукой свободно на уровне туловища. Различают следующие виды ударов по бубну: удар пальцами, удар мягкой частью ладони, удар большим пальцем, перебор пальцами. Если же требуется чтобы бубенцы звучали ярче или более характерно, то этого можно достичь встряхиванием бубна отдельным рывком или ритмически равномерно. Удар бубном по телу (колену, боку) позволяет усилить эффект от одновременного звучания мембраны и бубенцов.  Барабан на раме - односторонний барабан без бубенцов. Способы игры схожи со способами игры на бубне. Можно добавить игру палочкой.

        Бубенцы

        Бубенцы на ленте или на ручке. Они выполняют роль дополнительной звуковой краски при хлопках, притопах, шлепках или используются самостоятельно.

        Маракасы

         Древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. Один из простейших детских инструментов. Наряду с большим количеством имеющихся в продаже маракасов, каждый педагог легко может изготовить их самостоятельно. Для этого можно использовать различные маленькие бутылочки, коробочки, с насыпанной в них различной крупой. Разновидность маракасов – кабаса. Вначале этот инструмент афро-бразильского происхождения был популярен в оркестрах латиноамериканской музыки, откуда и получил свое дальнейшее распространение. Внешне кабаса напоминает вдвое увеличенный маракас, покрытый сеткой с нанизанными на нее крупными бусами. Исполнитель держит инструмент в одной руке и либо просто бьет по нему пальцами другой руки, либо касательным движением ладони прокручивает сетку с бусами. В последнем случае возникает шуршащий, более продолжительный звук, напоминающий звук маракасов.

        Штабшпили

        Ударные инструменты, представляющие собой резонансный ящик и ряд пластинок определённой высоты из дерева или металла. Звук извлекается ударами палочек. Штабшпили с деревянными пластинами называются ксилофонами, а с металлическими – глёкеншпилями и металлофонами. Инструмент следует расположить на соответствующей подставке так, чтобы игровая поверхность находилась приблизительно на высоте колен ребёнка, сидящего перед инструментом. Если играют стоя – инструмент следует поднять приблизительно на высоту середины корпуса. Палочки следует держать так, чтобы тыльная сторона кисти находилась сверху. Сам удар должен быть коротким и упругим, головка палочки должна как бы отскакивать от пластины. Пластину следует ударять посередине. Существуют и другие способы игры. Глиссандо – одной палочкой проводят по ряду пластинок, тремоло на одной пластине.

         Вышеперечисленные инструменты являются основными и представляют собой лишь часть «Орфовского набора». При желании педагог может найти и ознакомиться с другими инструментами, необходимыми ему для создания школьного оркестра.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа.

Практическая консультация по музыке для родителей 1 класса общеобразовательной школы....

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

В процессе музыкального образования детей младшего школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способн...

План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе. Тема : «Космическое путешествие»

План - конспект интегрированной непоспедственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе.Тема : " Космическое путешествие"...

Конспект музыкального занятия с применением методики элементарного музицирования Карла Орфа

КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие...

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа")

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа") направлена наформирование и развитие навыков колл...

Модифицированная программа "Элементарное музицирование" по методики Карла Орфа

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал...