Статья "Взаимосвязь учебных занятий и внеурочной самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения поэзии Серебряного века"
статья на тему

Будаева Татьяна Анатольевна

Материал содержит информацию о том, какие современные педагогические технологии преподаватель использует в своей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vzaimosvyaz_uz_i_vneuroch_budaeva_ta.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Будаева Татьяна Анатольевна,
преподаватель

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Взаимосвязь учебных занятий и внеурочной самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения поэзии Серебряного века

Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов контрольных работ и результатов экзаменов по литературе в техникуме показал, что уровень знаний студентов невысокий, речевые умения развиты слабо, единицами достигается оптимальная степень применения знаний. Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась невысокой.

Однако модернизация современного образования ставит задачу перед преподавателем: содействовать расширению ключевых компетенций студентов и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей.

Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений. Это противоречие усиливается еще и тем, что в жестких рамках выполнения учебных программ в техникуме нет возможности использовать дополнительное время для реализации поставленных целей и задач.

Мне всегда был интересен процесс творчества студентов, ведь занятия литературы не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации ими собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу – вот задача для преподавателя-словесника.

Технология моей работы отражает решение этих задач в учебном процессе, однако имеющийся в теории и практике опыт создания педагогических технологий, ориентированных на формирование личности студентов, не всегда может быть использован, так как образование на личностном уровне - это смысловое, субъективное восприятие реальности, и никакая предметная деятельность не гарантирует образование “требуемого” смысла. Говорить о технологии воздействия на личность можно лишь с высокой долей условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, инициатором любого процесса своего образования.

Таким образом, в урочной и внеурочной деятельности я использую современные образовательные технологии и их элементы: группового способа обучения; игрового; проблемного обучения, формирования развития нового проблемного видения; проектного, научно-исследовательского и т.д.

Так, к примеру, игровая технология незаменима на занятиях.  Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Мир вокруг современной молодежи настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы занятия становятся настоящим психологическим барьером между преподавателем и студентом. Поэтому в целях создания ситуации соревновательности, переключения внимания на занятии, развития интереса к предмету я предлагаю студентам самим создавать лингвистические игры, загадки, иллюстрировать свои работы. Продуктивными видами работы в обучении литературы я считаю занятия и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, викторины, круглые столы, литературные гостиные и т.д. На первом курсе игровая деятельность предлагает студентам попробовать на себе роль преподавателя: студенты готовят тесты для проверки знаний, осуществляют взаимопроверку домашнего задания, готовят презентации по теме занятия.

Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса использую:

1. Самостоятельную работу: студенты самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге первокурсники самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний: тесты, кроссворды, подбирают интересные задания.

2. Самоконтроль:

а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным;

б) проверь себя и товарища;

в) оцени свой ответ.

3. Чередование приемов работы:

а) трудного с легким;

б) теорию с практикой;

в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений;

г) письменной и устной работы;

д) рассказа преподавателя и самостоятельной работы студента;

е) беседы с рассказом;

ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.

Возможность передать материал с помощью опорных схем и таблиц намного расширяет границы занятия.

 Например, при изучении Серебряного века русской поэзии на занятиях литературы студенты  сталкиваются с разнообразными понятиями и терминами, которые путают, трудно усваивают. Мне показалось интересным представить основной теоретический материал по данному разделу в виде схем, таблиц,  где работает не только содержание, но и форма. Так появились опорные схемы-подсказки, оформленные на стендах в кабинете.

Внеурочная деятельность также расширяет рамки учебной программы по предмету в техникуме, формирует любознательность, повышает эрудицию студентов, создает ситуацию успешности для всех -  и сильных, и слабых. Виды внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы выразительного чтения, литературные вечера, литературный салон, праздники.

Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и воспитывающими. Однако, на мой взгляд, подобные формы работы иногда более нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетентности, чем обычное традиционное занятие.

Внеклассные мероприятия по литературе помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности [2, с.34] .

Лирика “серебряного века” - одно из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности студента, так как именно в этом возрасте с необычайной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы. Пристальное внимание к изучению поэзии начала XX века находит отражение в методических работах (О.Ю. Богдановой, С.К. Бирюковой, С.А. Зинина, Е.В. Карсалова, Г.А Обернихина, З.Л. Рез, Л.В. Тодорова и других) и диссертациях (Р.Л. Мухаметшиной, И.В. Сосновской) [1, с.12] . Однако в имеющихся работах недостаточно освещена и теоретически обоснована целостная методическая система изучения поэзии “серебряного века”.

Проанализировав работы литературоведов и методистов по поэзии “серебряного века”, состояние изучения ее в рамках учебной программы в техникуме, я пришла к выводу, что необходим поиск не просто форм отдельных тем изучения, видов анализа, художественных произведений, внеклассных занятий, а создание цельной системы, где предлагаются содержание и методика изучения поэзии во взаимодействии с другими видами искусства и литературными эпохами. Используя этот путь как один из возможных, преподаватель сможет познакомить студентов с творчеством поэтов рубежа XIX-XX  веков, найдет способы внимательного прочтения произведений лирики, а также сможет дать студентам-первокурсникам представление о развитии философских, эстетических взглядов в России, национальном своеобразии модернизма.

Поставленные цели решаются при выявлении специфических черт эпохи “серебряного века”, отборе лирических произведений и имен поэтов с учетом их значимости и психологическими возможностями их постижения, балансе вводных, обзорных и монографических тем изучения, организаций единого процесса сочетания учебных занятий и внеурочной деятельности, выборе оптимальных методов для развития самостоятельности студентов при изучении раздела программы по литературе [5, с.69].

Осознавая актуальность уже отмеченного, мы разработали системный алгоритм изучения данного раздела, т.к. по учебному плану на изучение этого раздела по литературе в техникуме отводится в группах профильного обучения лишь 26 часов (по сравнению со школьной программой, где на изучение этого раздела отводится до 30% учебного времени – 44 часа). Я считаю, что на изучение поэзии “серебряного века” (да и всего литературного процесса XX века) катастрофически не хватает времени. При этом преподаватель обязан не только познакомить студентов с творчеством поэтов и эпохой, но и пробудить интерес, вызвать желание обращаться к поэзии. В данном случае особое значение приобретает организация единого процесса учебных занятий и внеурочной деятельности. Внеурочная работа должна являться естественным продолжением работы на занятиях, причем на всех этапах изучения раздела, и отвечать целям и задачам воспитания студентов. Одного учебного времени, предусмотренного учебным планом, совсем недостаточно для выполнения тех задач, которые стоят перед литературой как учебным предметом.

Таким образом, системный алгоритм занятий по изучению поэзии рубежа веков строится на трех ведущих принципах:

  • культурологическом – рассмотрении развития специфических черт поэзии “серебряного века” в “синтезе искусств”, “диалоге культур”, историко-культурном контексте эпохи;
  • единстве учебных занятий и внеурочной работы на всех этапах изучения данного раздела;
  • развитии самостоятельной и исследовательской деятельности студентов в процессе изучения поэзии “серебряного века”.

Единство сочетания учебной и внеурочной работы предполагает их тесную связь, взаимопроникновение, разнообразие форм работы, пронизанных едиными принципами, т.к. это не отдельные друг от друга занятия, а сложные образования, являющиеся элементами одной системы литературного развития студентов [6, с.168].

При изучении лирических произведений в качестве основополагающих выдвигаем взаимосвязанность учебных занятий и внеурочной деятельности:

  1. Единство целей и задач;
  2. Наличие логических связей и преемственности;
  3. Взаимосвязь и взаимовлияние приемов и форм;
  4. Организация исследовательской, поисково-творческой деятельности студентов.

Разработанное нами единство учебных занятий и внеурочной работы определяет следующие пути такой связи:

- прямая зависимость между занятием и внеурочной работой: качество знаний студентов, уровень литературного развития находятся в зависимости от форм, состояния внеурочной деятельности и активного участия в ней студентов. Внеурочная работа обогащает содержание занятия, закрепляет и углубляет знания.

-  противоположная связь: внеурочная работа берет свое начало на занятии и представляет логическое ее продолжение. Занятие определяет содержание и выбор форм этой работы.

Каждое занятие по изучению поэзии “серебряного века” имеет перспективу для применения исследовательского метода в сочетании с методом творческого чтения, который пронизывает все виды и формы занятий в качестве наиболее специфического для преподавания литературы как искусства. Поэтому на всех занятиях по “серебряному веку” звучат стихи. Опыт изучения поэзии говорит о  том, что восприятие лирических текстов становится все более объективным, если учащиеся часто читают и слушают стихи.

Эмоционально-образные формы занятия (урок-концерт, урок-композиция, урок-путешествие) – один из самых эффективных для знакомства с лирикой “серебряного века” и творчеством авторов.

Такие занятия главной своей задачей ставят воздействие на душу, пробуждение сильного и высокого чувства…

Внутреннее единство компонентов, скрепленных общим замыслом, эмоциональным настроением, сила воздействия на аудиторию, разнообразие эстетических впечатлений отличают урок-концерт.

Тонкое соединение художественного слова, звучащего комментария, дневников, писем, проясняющих историю создания, замысел, идейный смысл произведения, свойственно уроку-композиции.

Живой, эмоциональный рассказ о поэте, шире, чем в обычной лекции, рекомендации мемуарных и художественных книг о поэте выделяют урок-путешествие (от событий и впечатлений жизни к личности и через нее к творчеству).

Дифференциация заданий в процессе подготовки студентов к занятию с учетом их интересов (исполнение и комментирование стихотворных произведений, ведение программы, знакомство с критическим статьями, отбор стихотворений, поиски литературного, наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения и т.д.) и домашних заданий, помогающих студентам в осмыслении логики материала учебного занятия (работа с конспектом лекции, составление хронологической таблицы при изучении жизненного и творческого пути поэтов, анализ стихотворений, оформление читательского дневника, иллюстрации и т.д.) способствуют на практике переходу от учебных занятий к внеурочной деятельности. Так, в нашей системе занятий по изучению творчества поэтов “серебряного века” виды и формы занятий используются наряду с беседами, исследованиями и семинарами.

Положительный результат взаимосвязи учебных занятий и внеурочной деятельности во многом зависит от содержания внеурочной работы с программным материалом, изучаемом на занятии; необходимости методической опоры на знания и умения, полученные на предшествующих этапах изучения литературы; массовости участия студентов во внеурочной работе; использования ее разнообразных форм.

И, следовательно, когда будут выполнены эти установки, внеклассная деятельность не будет уводить студента от учебного занятия, а, наоборот, будет возвращать его на занятие, обогащать новыми сведениями, осмысленными и прочувствованными им самим, приобщать к глубинам поэзии, развивать умение постигать эмоциональную сферу поэтического произведения, прослеживать логику поэтической мысли.

Проблема изучения поэзии “серебряного века” в техникуме – одна из сложнейших проблем преподавания литературы. Это связано с целым рядом существенных факторов: со спецификой этого рода литературы и особенностями его восприятия, сложностями анализа поэтического произведения как искусства слова. Вместе с тем лирика рубежа XIX-XX веков – одно из наиболее сильных по эмоциональному воздействию средств формирования личности. Осознание, понимание, оценивание ее способствует становлению ценностных, нравственных и эстетических ориентиров студентов.

Таким образом, целенаправленное сочетание учебных занятий и внеурочной деятельности при изучении поэзии “серебряного века” обеспечивает закрепление знаний, полученных на учебных занятиях, дает возможность знакомить студентов с творчеством разных поэтов и произведений лирики. Такой подход содействует расширению литературного кругозора студентов-первокурсников, более полному представлению о лирике как особом роде, творческому обогащению и развитию их собственных суждений.

Список литературы

1. Гуляков Е.Н..  Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: Метод. пособие  /Е.Н.Гуляков. –М.:2006.

2. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие  /В.А.Доманский. –М.: 2002.

3. Иванов С.В.  Типы и структура урока   /С.В.Иванов. –Воронеж: 2001.

4. Иванова Ю.В.  Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы /Ю.В.Иванова  //Актуальные вопросы литературоведееия и методики преподавания литературы. –М.: 2007.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока  /Е.Н.Ильин. –М.: 2005.

6. Ильина Т.А.  Педагогика  /Т.А.Ильина. –М.: 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Образ Петербурга в поэзии Серебряного века

закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного  произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения  этого города Блоком, Ах...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...