рабочая программа кружка
материал по теме

Самойленко Эльвира Анатольевна

рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Северский район пгтИльский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

пгтИльского МО Северский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ___30.08. 2013  года протокол № 1

                                                                                       Председатель _______   Л. Г. Окишева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    __внеурочной деятельности  «Мой родной край!»

по общеинтеллектуальному направлению_________

                                      (указать учебный предмет, курс)

 Уровень образования (класс) ________5______________

(начальное общее, основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов ____68 ч. _____

Учитель    ______Самойленко Эльвира Анатольевна_____

                 ______Несинова Ольга Романовна___________

Программа разработана на основе: примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

  Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному воспитанию  «Мой родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Основу содержания программы составляет история Кубани, Краснодарского края, герои Кубанской земли в годы Великой Отечественной войны.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих предках, земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Таким образом, выделяем основное направление  внеурочной деятельности  «Духовно-нравственное воспитание».

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа  Кубани.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования:

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование доступных  школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре  Кубани;

  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром;

  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей ученика;

  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

            Учитывая требования времени,  разработана программа духовно-нравственного развития под названием «Мой родной край!», направленная на формирование у  школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Малой Родины.

2. Общая характеристика примерной программы внеурочной деятельности «Мой родной край!»

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационныминосителями).
      Программа предназначена для учащихся 5-х классов.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеках,  проектная деятельность  включает   экскурсий, заседаний,   викторин,   встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;  
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.  

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2.Сбор информации.

3. Выбор проектов.

4. Работа над проектами.

5. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью с участниками войн,  представителями казачества.

Возможные экскурсии — это экскурсии в музеи и по территории Краснодарского края.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

Проектными  работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка,   рассказ,   викторина,   газета,   фотоальбом, оформление стендов,   электронная презентация, праздник.  

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

3. Описание места внеурочной деятельности «Мой родной край!» в учебном плане.

Содержание внеурочного компонента по духовно-нравственному воспитанию «Мой родной край» проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования духовной грамотности как начального элементанравственного воспитании для сохранения и дальнейшего развития социума.

Направленность данной внеурочной  образовательной программы: проектная деятельность.

Классы: 5-е.  

      В соответствии с основной образовательной программой школы на внеурочную деятельность  для данного курса отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

Таблица соотнесения содержания и тематического распределения  количества часов примерной и рабочей программы для 5 классов

Разделы, темы:

Количество часов

рабочей программы:

1

Раздел I.  Введение.

3 ч.

Раздел II  Моя семья.

2.1. Я и моя семья.

2.2. Сплочение коллектива.

13 ч.

6 ч.

7 ч.

Раздел III. История поселка Ильского.

6 ч.

Раздел IV. История Кубани и города Краснодара.

4.1. По страницам истории Кубани.

4.2. Экскурсии.

25 ч.

7 ч.

18 ч

Раздел V. Кубань  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

5.1. Кубань в В.О.В.

5.2. Экскурсии.

19 ч.

6 ч.

13 ч.

Раздел VI. Итоговое занятие.

2 ч.

Итого:

68 ч.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Мой родной край»

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского: развитие устной речи;  

        •с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

  • с географией:  экскурсии по краю;        знакомство с достопримечательностями Кубани, особенностью географического положения.
  • с кубановедением: изучение истории своего рода, родного края;

Личностные   и   метапредметныерезультаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению,  помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные  ориентиры, действия в новом   материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения   заданий с использованием  различных источников;  
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

5. Содержание учебного предмета, курса:

«Мой родной край»

Раздел I.  Введение. (3 часа).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  PowerPoint.  Работа с Интернетом, знакомство с сайтом «Википедия».  Проектная деятельность.  Знания, умения и навыки, необходимые в  работе над проектом.  

Раздел II  Моя семья. (13 часов).

2.1. Я и моя семья ( 6 ч.)

Наши корни. История моей семьи «Мои предки». Занятия моих родных. «Я горжусь…» (Рассказ о   представителях моей семьи).

2.2. Сплочение коллектива (7 ч.)

Экскурсия «Дружно за руки возьмемся».

Праздник «Посвящение в пятиклассники».

Раздел III. История поселка Ильского. (7 часов).

Исторические корни нашего поселка. Знакомство с книгой «Между Илем и Шебшем» и её автором. Встреча с ветеранами ВО войны пос. Ильского. Встреча с интересным человеком (В.А. Киселевой ).

Экскурсия в краеведческий музей школы 8 вида.

Раздел IV. История Кубани и города Краснодара. (25 часов).

4.1. По страницам истории Кубани (7 ч.)

 История Кубани. Символика Краснодарского края, Северского района, пгтИльского. Известные люди родного края. Достопримечательности Краснодарского края. Музеи города Краснодара.

  4.2. Экскурсии (18ч.)

Экскурсии в  музей им. Фелицина.

 Экскурсия «Храмы Кубани».

 Экскурсия «Достопримечательности Кубани».

Раздел V. Кубань  в  годы  Великой  Отечественной  войны. (19 часов).

5.1. Кубань в В.О.В. (6 ч.)

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм кубанцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад кубанцев в победу над врагом. Память о вас будет вечной.

5.2. Экскурсии (13 ч.)

Экскурсии в Крымск «Голубая линия».

 Экскурсия по местам боевой славы города Краснодара.

Раздел VI. Итоговое занятие. (2ч.)

Открытое мероприятие: компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.  

Всего: 68 часов.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

(68 ч внеурочной деятельности в 5классе, 1 час в неделю)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел I.  Введение.  (3 часа).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  PowerPoint.  Работа с Интернетом, знакомство с сайтом «Википедия».  Проектная деятельность.  Знания, умения и навыки, необходимые в  работе над проектом.  

Получение знаний, умений и навыков, необходимых в исследовательской работе. Учиться работать с  компьютерами, Интернет ресурсами.

Обсуждение и выбор тем исследования. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Соблюдать правила ТБ работы в кабинете, обращения с ПК.

Раздел II  Моя семья. (13 часов).

2.1. Я и моя семья ( 6 ч.)

Наши корни. История моей семьи «Мои предки». Занятия моих родных. «Я горжусь…» (Рассказ о   представителях моей семьи).

Изучение традиций семьи и их описание. Составление древа рода. Составление очерков о предках, которыми гордится род. Сбор материала об основных профессиях своих близких.

2.2. Сплочение коллектива (7 ч.)

Экскурсия «Дружно за руки возьмемся».

Праздник «Посвящение в пятиклассники».

Адаптация учащихся в новых условиях обучения.

Поиск материалов к сценарию праздника с использованием ресурсов Интернета. Составление сценария праздника. Работа над выразительной речью, участие в викторинах, конкурсах.

Раздел III. История поселка Ильского. (6 часов).

Исторические корни нашего поселка. Знакомство с книгой «Между Илем и Шебшем» и её автором. Встреча с ветеранами ВО войны пос. Ильского. Встреча с интересным человеком (В.А. Киселевой ).

Экскурсия в краеведческий музей школы 8 вида

Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего поселка. Сбор материала, оформление газет, составление презентаций.

Знакомство с материалами краеведческого музея школы 8 вида.

Раздел IV. История Кубани и города Краснодара. (25 часов).

4.1. По страницам истории Кубани (7 ч.)

История Кубани. Символика Краснодарского края, Северского района, пгт  Ильского. Известные люди родного края. Достопримечательности Краснодарского края. Музеи города Краснодара.

   Изучение  истории создания герба, флага, гимна Краснодарского края, Северского района, пгт  Ильского, школы.

   Участие в проектной деятельности: сбор материала, оформление газет, составление презентаций.

4.2. Экскурсии (18ч.)

Экскурсии в  музей им. Фелицина.

 Экскурсия «Храмы Кубани».

 Экскурсия «Достопримечательности Кубани».

экскурсии

Раздел V. Кубань  в  годы  Великой  Отечественной  войны. (19 часов).

5.1. Кубань в В.О.В. (6 ч.)

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм кубанцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад кубанцев в победу над врагом.

Изучение глав книги А.М. Кистерева «Между Илем и Шебшем» об истории посёлка в годы ВОВ. Встречи с ветеранами ВОВ, работниками тыла.

    Участие в проектной деятельности: сбор материала, оформление газет, составление презентаций.

5.2. Экскурсии (13 ч.)

Экскурсии в Крымск «Голубая линия».

 Экскурсия по местам боевой славы города Краснодара.

экскурсии

Раздел VI. Итоговое занятие. (2ч.)

Открытое мероприятие «Мой край родной».

Компьютерные презентации результатов работы. Выставки фотографий, газет, рисунков.  

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Компьютеры
  • Проектор
  • Экран
  • Карта   Краснодарского края.

Список  литературы для обучающихся

  1. И. Кондратьева,  Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия,  1994. – 148 с.
  2. Пчелов Е.В.,  Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
  3. 1.http://yandex.ru
  4. А.М.Кистерев, В.Харченко «Между Илем и Шебшем».

Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
  5. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.
  6. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
  7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям,   делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Предполагаемые результаты обучения.

•  Дать знания об истории  Кубани, поселка Ильского.
     • Сбор  материала  об истории семьи, занятиях родных.

• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, умение создавать презентацию в PowerPoint.

     • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■  наблюдать;

■  структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом;
  • газета;
  •  серия иллюстраций;
  •  стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;
  • компьютерная презентация

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                 СОГЛАСОВАНО:                                      

 на заседании МО                                                                                          Зам. директора по  УВР:                                                                                          

 протокол № _1_ от

«_27_» _августа___2013г                                                                      _________________              

Руководитель МО:  

_________________                                                                          __(А.В. Аринушкина)___

           (_________________)                                                                              _27_  августа___2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...