мелкая моторика
методическая разработка по теме

Цапенко ольга Евгеньевна

для 1-2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_melkaya_motrika.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Развитие мелкой моторики рук»

составила: воспитатель ГПД

Цапенко Ольга Евгеньевна.

Пояснительная записка.

   В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук.

   Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них «идут тончайшие ручейки», которые питают источник творческой мысли.

   Работу в этом направлении необходимо начинать с учащимися до 9 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс.

   Подготовить руку к систематическому письму, сформировать элементарные навыки письма очень важно. Не всегда уровень подготовленности ребенка соответствует требованиям. Дети часто испытывают затруднения с письмом, многие из которых обусловлены слабостью мелкой  моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью координации движений. К сожалению, об этих проблемах большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

   Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

         Группа продленного дня дает возможность осуществить индивидуальный подход к ученикам и учитывать его способности, возможности и интересы при освоении школьной программы.

      Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

      Не все дети ходят в детский сад, много пропускают занятия (те которые ходят), у многих нарушена речь. По разным причинам нарушена развитие мелкой моторики. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении.

Цель:

      - развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

      Задачи:

      - развитие умения производить точные движения пальцами рук

      - развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием

      - формировать графические навыки, для овладения письмом

      - формирование учебной мотивации

      - воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

     

 Для достижения поставленной цели использую следующие формы:

      - беседа

      - дидактические игры

      - физические упражнения

      - коллективное творчество

      - анкетирование

      - индивидуальная работа

      разделы:

      - пальчиковая гимнастика

      - оригами (конструирование из бумаги)

      - лепка с использованием природного материала

      - аппликация (мозаичная, обрыванием)

      - графические упражнения

      - рисование (по трафаретам, красками, карандашами)

      - штриховка

      - работа в тетрадях

«Пальчиковая гимнастика». Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность. Веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

      Пальчиковые игры, сопровождаются стишками и потешками, сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев.

      Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи. Памяти, внимания и учат общению.

      «Оригами». Дети постигают начало плоскостной и пространственной геометрии. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие «геометрическая фигура» (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Понятия «диагональ», «сторона», «центр».    

      Развивающий потенциал оригами очень высок. Сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

      «Лепка».  Способствует развитию детского творчества.

      «Аппликация».  Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

      Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути используемые для подготовки руки ребенка к письму. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики. 

     «Графические упражнения».  Поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

      «Штриховка».

      - параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево

      - по косым линиям, точками

      - круговыми линиями. Полуовалами

      - волнистыми линиями, петлями

      Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаши, рука напрягается. Мы не почувствуем напряжение мускулов, когда ребенок уже освоил технику штриховки.

     

    Материалы:   

      - различные виды бумаги (цветная, белая, бархатная)

      - картон

      - пластилин

      - природные материалы

      - вторичное сырье

      - клей ПВА

      - нитки

      - пуговицы

      Оборудование:

      - баночки для воды

      - строительный материал

      - шаблоны

      - салфетки

      - образцы готовых изделий

      - трафареты

      Инструменты:

      - ножницы

      - линейка

      - стеки

      - кисточки

      - карандаши, фломастеры, краски

      - доска, клеенка

      Наглядные пособия:

      - образцы штриховок

      - детская художественная литература

      - тексты песен и потешек

      - образцы графических упражнений (рисунки, игры, лабиринты)

      - игрушки

      - конструктор

      - набор геометрических тел

Тематический план

Сентябрь

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

-пальчиковая гимнастика

«Ладушки ладошки»

-работа в тетради

Оригами

«Кувшинка»

Лепка

«Цветок»

-штриховка

Аппликация

«Кувшинка»

Рисование

«Кувшинка»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«С добрым утром»

Оригами

«Ирис»

-работа в тетради

Лепка

«Букет»

Аппликация

«Букет в вазе»

-работа в тетради

Рисование

«Букет на столе»

пальчиковая гимнастика

«Дружба»

-работа в тетради

Оригами

«Тюльпан»

Лепка

«Чашка»

-работа в тетради

Аппликация

«Открытка с цветами»

Рисование

«Тюльпан»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Лодочка»

-штриховка

Оригами

«Цветок»

Лепка

«Корзина с цветами»

-работа в тетради

Аппликация

Коллективная работа «Цветы на поляне»

Рисование

Фантазия

«Мой букет»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет // раз-два // пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет // раз, два, три // ).
3. Пальчики здороваются (на счет // раз-два-три-четыре-пять // соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Октябрь

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Урожай»

-работа в тетради

Оригами

«Гриб»

Лепка

«Урожай»

-штриховка

Аппликация

«Грибы на опушке»

Рисование

«Урожай»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Грибы да ягоды»

-штриховка

Оригами

«Муха»

-работа в тетради

Лепка

«Гриб»

Аппликация

«Урожай» коллективная работа

Рисование

«Грибы в лукошке»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Рыбки»

-работа в тетради

Оригами

«Рыбка-золотая»

-штриховка

Лепка

«Рыбка»

Аппликация

«Аквариум»

Рисование

«Рыбка в аквариуме»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Одежда»

-штриховка

Оригами

«Утка»

-работа в тетради

Лепка

«Птица»

Аппликация

«Птица»

Рисование

«Птица на ветке»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Ноябрь

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Найди животных»

-работа в тетради

Оригами

«Зайчонок»

Лепка

«Заяц»

-штриховка

Аппликация

«Заяц»

Рисование

«Заяц на пеньке»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Червячки»

-штриховка

Оригами

«Лиса»

-работа в тетради

Лепка

«Лиса»

Аппликация

«Лиса»

Рисование

«Осень в лесу»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Маленькая мышка»

-работа в тетради

Оригами

«Лошадка»

Лепка

«Лошадка»

-штриховка

Аппликация

«Лошадка с гривой»

Рисование

«Лесные обитатели»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Улитка»

-штриховка

Оригами

«Кот»

-работа в тетради

Лепка

«Кот»

Аппликация

Коллективная работа «Осень»

Рисование

«Осенний лист»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 3)

1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опус тить пальцы вниз).

Декабрь

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Зимняя прогулка»

-работа в тетради

Оригами

«Автомобиль»

-штриховка

Лепка

«Машина на дороге»

Аппликация

«Новогодняя открытка»

Рисование

«Подарок»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Наша семья»

-штриховка

Оригами

«Стакан»

-работа в тетради

Лепка

«Елка»

Аппликация

«Снежинки»

Рисование

«Новогодняя елка»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Зима»

-работа в тетради

Оригами

«Летучая мышь»

-штриховка

Лепка

«Фантазия»

Аппликация

«Елочные украшения»

Рисование

«Зимний лес»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Медузы»

-штриховка

Оригами

«Новогодние игрушки»

-работа в тетради

Лепка

«Игрушка на елку»

Аппликация

«Гирлянда»

Рисование

«Елочные украшения»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Январь

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Шла кукушка»

-работа в тетради

Оригами

«Бантик-бабочка»

Лепка

«Аквариум»

-штриховка

Аппликация

«Клоун»

Рисование

«Мой питомец»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Пчелки»

-штриховка

Оригами

«Кораблик»

-работа в тетради

Лепка

«Кораблик в море»

Аппликация

«Парусник»

Рисование

«Новый год»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Новые кроссовки»

-работа в тетради

Оригами

«Письмо»

Лепка

«Принцесса»

-штриховка

Аппликация

«Человечек»

Рисование

Коллективная работа

«Кораблик путешествует»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Посуда»

-штриховка

Оригами

«Щенок»

-работа в тетради

Лепка

«Тарелка»

Аппликация

«Щенок»

Рисование

«Щенок»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 5)

1. Замок (на счет // раз // - ладони вместе, а насчет // два // - пальцы соединяются в замок).  
2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;
заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Февраль

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Рыбки»

-работа в тетради

Оригами

«Лягушонок»

прыгающий

Лепка

«Лягушонок»

-штриховка

Аппликация

«Царевна-лягушка»

Рисование

«Лягушата»

--штриховка

пальчиковая гимнастика

«Пчела»

-штриховка

Оригами

«Петух»

-работа в тетради

Лепка

«Петух»

Аппликация

«Петух»

Рисование

«Петух»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Повстречались»

-работа в тетради

Оригами

«Ворона»

Лепка

«Солдат»

-штриховка

Аппликация

«Открытка папе»

Рисование

«Подарок»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Черепаха»

-штриховка

Оригами

«Кошка»

-работа в тетради

Лепка

«Кошка»

Аппликация

«Котенок на трубочке»

Рисование

«Котята»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 1)

Март

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Ветер»

-работа в тетради

Оригами

«Воздушный змей»

Лепка

«Самолет»

-штриховка

Аппликация

«Самолет»

Рисование

«Моя мама»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Пальчики»

-штриховка

Оригами

«Кошелек»

-работа в тетради

Лепка

«Мама»

Аппликация
«Открытка в подарок»

Рисование

«Подарок»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Дарики-комарики»

-работа в тетради

Оригами

«Ласточка»

Лепка

«Птица»

-штриховка

Аппликация

Коллективная работа подарок учителю

Рисование

«Наш класс»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Строим стенку»

-штриховка

Оригами

«Воробей»

-работа в тетради

Лепка

«Птенец»

Аппликация

«Птица»

Рисование

«Ласточка»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 2)

Апрель

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Пять утят»

Оригами

«Водоплавающая птица»

Лепка

«Птица»

Аппликация

«Птица и птенец»

Рисование

«Ранняя весна»

пальчиковая гимнастика

«Квасим капусту»

Оригами

«Дом»

Лепка

«Овощи»

Аппликация

«Овощи в корзине»

Рисование

«Овощи»

пальчиковая гимнастика

«Дом»

Оригами

«Веер»

Лепка

«Домик»

Аппликация

«Фрукты»

Рисование

«Фрукты на тарелке»

пальчиковая гимнастика

«Магазин одежды»

Оригами

«Гвоздика»

Лепка

«Цветок»

Аппликация

«Звездочка»

Рисование

«Фантазия»

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 3)

Май

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

пальчиковая гимнастика

«Найди животных»

-работа в тетради

Оригами

«Павлин»

Лепка

«Бабочка»

-штриховка

Аппликация

«Бабочки»

Рисование

«Бабочки на поляне»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Пальчики»

-штриховка

Оригами

«Пингвин»

-работа в тетради

Лепка

«Рыбка с природным материалом»

Аппликация

«Пингвин»

Рисование

«Весна пришла»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Цветок распустился»

-работа в тетради

Оригами

«Киска и лиса»

Лепка

«Барельеф из пластилина»

-штриховка

Аппликация

«Домашние животные»

Рисование

«Птицы прилетели»

-штриховка

пальчиковая гимнастика

«Это звери»

-штриховка

Оригами

«Собака, песик, щенок»

-работа в тетради

Лепка

«Фигурки из флакончиков»

Аппликация

«Любимый зверек»

Рисование

«Ура лето»

-штриховка

Пальчиковая гимнастика (комплекс N 4)

      Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Поощряю желание детей рисовать в свободное время, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображения. Очень важно, орудуя карандашом и бумагой. Развивает двигательные навыки руки.

      Занятия по лепке с использованием природного материала – это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки. Координации движений, их точность.

      Детей привлекает возможность делать поделки, которые можно использовать в играх, инсценировках – оригами. При работе дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения рук.

      Мы в основном работали с бумагой, картоном, клеем, кисточками. Что мы сделали? Смотрите в приложении.

     

      Есть хорошее педагогическое правило: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Я пользуюсь этим правилом и советую родителям обращать внимание на то, что хорошо. Почувствует ребенок успех, и будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верна указка – не кулак, а ласка».

      Использование графических упражнений способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Сейчас работать стало легче, так как в продаже появилось много материала по развитию графических навыков. Конечно, работая индивидуально, все равно приходится рисовать дорожки, ориентируясь на ребенка.

      На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические навыки:  

             - как правильно сидеть

              - как положить руки, кисти рук

              - как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь

      Использую на занятиях зрительные диктанты, дети учатся внимательно рассматривать показываемые рисунки и воспроизводить их по памяти. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, которые развивают внимание к речи.                                   

   

      Сам процесс подготовки к письму требует от ребенка физических, моральных, эмоциональных усилий. Для избегания негативных последствий, использую самые разнообразные виды работы с учетом  постепенного повышения сложности и индивидуальных особенностей ребенка.

      Разные виды деятельности, используемые мной в работе, определяют успешную работу по развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыкам учебной деятельности.

      Определив основное направление, постоянно искала новые пути и дополнительный материал, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность детей, и способствовали развитию мелкой моторики и координации движения пальцев, а значит готовили руки ребенка к письму.

      В группе созданы все условия для детей, материалы расположены таким образом, что бы дети могли свободно пользоваться. При желании не только воспроизводить, что они делали с воспитателем. Но и проявить свое творчество, закончить начатую работу, реализовать свои замыслы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Упражнения по развитию мелкой моторики

примеры упражнений, которые способствуют развитию у детей мелкой моторики пальцев рук....

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....