Активизация самостоятельной работы.
материал (5 класс) на тему

Уймёнова Валентина Михайловна

Работа с учащимися в классе аккордеона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_1.odt19.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                               МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

                                                НА ТЕМУ:

                         «АКТИВИЗАЦИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

                           РАБОТЫ  УЧАЩИХСЯ  НА  ЗАНЯТИЯХ

                           В  КЛАССЕ  АККОРДЕОНА».

                 Преподаватель: Уймёнова Валентина Михайловна

                          МОУ ДО «ПРИОЗЕРСКАЯ ДШИ»

                                           

                                                       2014 год.

             «АКТИВИЗАЦИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

           УЧАЩИХСЯ  НА  ЗАНЯТИЯХ  В  КЛАССЕ  АККОРДЕОНА».

   В настоящее время центральное место среди новых педагогических тенденций в преподавании игры на аккордеоне занимает вопрос: как достичь такого положения, при котором обучение органично гармонировало бы с внутренним миром ребёнка и производило на него такое воздействие, чтобы ребёнок, увлечённый обучением на более позднем этапе стал самостоятельно заниматься музыкой.

  Самостоятельная работа служит одним из основных средств повышения учебной активности учащихся и поддерживает постоянный интерес к занятиям, который доставляет радость ребёнку.

Учение должно давать не только знания, но и формировать мышление, выявлять и совершенствовать способности: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить», говорил немецкий педагог начала XIX века А.Дистерверг.

  Одним из методов, с помощью которых успешно решаются эти задачи является проблемное обучение. При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности, скажем:приёмы игры или фразировка, динамика и т.д., а показываются пути приобретения знаний и навыков, пути развития мысли при формировании данного понятия, умения, навыка. Знания ученика надо передавать в такой форме, чтобы он мог применять их в различных жизненных ситуациях. Очень важно, чтобы в процессе приобретения конкретных знаний и навыков школа стремилась сформировать и понимание общих принципов познания явлений и учила не только практической деятельности, но и её теоретическому осмысливанию.

  В нашей музыкальной практике можно нередко наблюдать, как некоторые проблемы решаются с помощью далеко не из лучших методов педагогического воздействия и среди  них наиболее популярный «метод натаскивания», который способен принимать разнообразные формы. Этим методом пользуются многие педагоги, когда на первом же уроке, не обратив серьёзное внимание на состояние общих и музыкальных задатков ребёнка, не возбудив ещё интерес к занятиям, заставляют его выполнить непонятные требования постановочного характера преподносят нотную грамоту вне связи со звучанием и образно-эмоциональным восприятием музыки. Причина их почти всегда одна — стремление как можно скорее добиться игровых результатов, причём на репертуаре все возрастающей трудности. Надо отметить: когда ученик, особенно в младших классах выступает на различных просмотрах, это не всегда свидетельствует о том, что его развитие протекает благополучно, поскольку мы не знаем, какими методами педагог учил с ним программу. На мой взгляд, если степень трудности произведения соответствует способности ребёнка осмыслить процесс работы над ним, то его музыкальное и исполнительское мышление развивается естественно. Если же этого не происходит, а результат достигается чисто механическим повторением того, что было показано педагогом, образуются непрочные знания и навыки, которые ученик не сможет применить для исполнения другого произведения. В итоге при встрече с последним, процесс начинается как бы с самого начала.

  В настоящее время, пожалуй, все верующие педагоги должны понимать, что основной целью любого процесса непрофессионального музыкального воспитания является не достижение блестящей техники, а культивирование такого душевного строя у ребёнка, при котором музыка смогла бы навсегда пустить корни в его душе и он мог бы почувствовать раскрепощённо в её прекрасной, вдохновляющей, радостной среде.

                                             «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает

                                               душу крыльями, способствует полёту

                                               воображения; музыка придаёт жизнь и

                                               веселье всему существу... Её можно

                                               назвать воплощением всего прекрасного и

                                               возвышенного».

                                                                           ПЛАТОН

 Вырастить из ученика музыканта-профессионала необычайно трудная задача, но куда сложнее сберечь в человечке личность, сформировать правильно его душу. И тем не менее-знания, умения и навыки тогда обогащают духовный мир, когда являются результатом его собственных интеллектуальных усилий.

 Одним из главных требований, как известно, воспитания музыканта является развитие самостоятельности, умения нестандартно мыслить, творчески подходить к решениям проблем художественного и технического порядка, однако, именно в этой области, несмотря на большое подчас старание педагогов-музыкантов передать свои знания детям, результат не всегда бывает достаточным. Почему так происходит? Потому что традиционная система  обучения преподносит учащимся знания, умения и навыки в готовом виде, она лишь требует, чтобы они запоминали то, что им сообщается-подобный метод базируется в основном, на запоминании материала! Учебная деятельность детей всегда протекает под руководством преподавателя на каждом уроке, он ставит перед учениками цель занятий: проводит инструктаж, организует анализ источников информации, проверяет и оценивает результаты выполнения заданий. Но эффективность познавательной деятельности учащихся зависит не только от организации занятий. Существенную роль в усвоении ими знаний и формировании умений и навыков играет и характер учебного труда.

 Практика показывает, что учащиеся работают на высоком уровне активности если, выполняя задания педагога проявляют, в той или иной мере, самостоятельность мышления.

    «Самостоятельной является деятельность, как я думаю, которую учащийся совершает без посторонней помощи, опираясь на свои знания, мышления, умения, жизненный опыт, убеждения и которая через обогащения учащегося знаниями, развивает и воспитывает его, формирует качества самостоятельности, необходимые гражданину общества; самостоятельная деятельность представляет так же качество процесса познания, через личности учащегося и форму организации обучения»,-говорит Н.Г.Дайри.

  Необходимо подчеркнуть,что средствами обучения-мы воспитываем, главным образом, познавательную самостоятельность.

 «Учащихся надо учить познавательной деятельности» -утверждает П.И.Пидкасистый и далее он продолжает: «Самостоятельная работа- это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность...».

     Вы спросите: «А как же должен педагог построить процесс обучения, чтобы заинтересовать ребёнка изучаемым материалом, активно включить в работу? Каким образом создать у него внутреннее условие мышления для усвоения нового? Пример: познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно  проблемная ситуация помогает вызвать определённую познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечив таким образом возможность управления со стороны педагога этим процессом. По мнению многих исследователей, проблемное обучение является одним из эффективных путей умственного развития учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления.

   Мышление- один из основных элементов познавательной деятельности учащихся в ходе выполнения ими самостоятельной работы. На занятиях в классе аккордеона сначала ученик знакомиться с нотной грамотой, изучает расположение нот, длительности, затем изучает строение аккордеона, приёмы игры на нём, а дальше совокупность полученных знаний даёт возможность ему исполнять на инструменте сначала небольшие упражнения, пьески, затем постепенно усложнять свой репертуар. Подобных примеров можно привести множество, где «знания с одной стороны, являются результатом мышления, с другой стороны переходя в процесс, то есть, включаясь в деятельность индивида, знания проявляются как компонент мышления. Такой аспект единства мышления и знания обуславливается, прежде всего тем, что  любое применение учащимся знаний в качестве инструмента познания, метода объяснения того или иного частного случая, предполагает определённый уровень развития мышления.

   Развитие навыков самостоятельности и активности должны быть постоянной целью занятий. Работа должна проводиться на основе следующих принципов:

                                  а) воспитание интереса и любви к музыке;

                                  б) систематическое развитие навыков

                                      самостоятельности при помощи специально

                                      разработанной системы заданий;

                                  в) расширение общего музыкального кругозора

                                      через активное участие во внешкольной

                                      работе.

  В классе аккордеона наряду с привитием навыков игры на инструменте много внимания надо уделять систематической, постоянной работе над развитием музыкально-слуховых представлений, подбиранию по слуху, транспонированию, чтению с листа и так далее... Помощь и указания, данные преподавателем на уроках, являются основными указаниями для того, чтобы научить ребёнка осмысленно и самостоятельно работать. Гаммы, упражнения, произведения, заданные на дом, должны также сознательно и систематически  прорабатываться, как это делалось на уроке. Но, к сожалению, ученики не всегда справляются с интенсивным темпом работы, потому что как правило возникает множество трудностей, относящихся как к внешним условиям занятий, так и к качеству тренировки. А для того, чтобы тренировка стала действительно обучением, необходимы следующие условия: достаточное количество  времени на каждый день, духовная и физическая энергия, желание трудиться и быть ответственным в выполнении домашних заданий. Предварительная тренировка на уроке бесполезна, если ученик не обладает нужной дисциплиной, способностью к самоконтролю  и стремлению к совершенствованию. Чем младше ребёнок, тем меньше развиты в нём эти качества. Поэтому при возможности нужно воспользоваться помощью родителей, особенно для детей до семилетнего возраста. Постепенно учащийся привыкает к тому, что он должен сам нести ответственность за свои занятия. Большую помощь в этом могут оказать записи в дневнике — они должны содержать подробные и детальные указания о характере тренировки. Наиболее эффективными запоминающимися являются замечания общего типа педагога и сформулированные самими детьми. Чтобы проверить способность ученика к самостоятельной работе достаточно выделить для ученика часть урока на самостоятельное разучивание учеником части какой-либо музыкальной пьесы, а результат работы должен сначала оценить сам ученик, а затем педагог.

  У старших и успевающих детей требования к самоконтролю должны быть более высокие и прежде, чем начать работу- проводить беседу с учеником о данном произведении, познакомить с творчеством автора. Важнейшим качеством личности ученика является самоконтроль. Он может быть использован как в домашней, так и в классной работе на всех этапах обучения. Самоконтроль включает: анализ уровня выполнения домашнего задания; поправочные остановки; заключительный анализ работы на уроке, который должен преследовать цель обобщения всех приёмов, способов и результатов домашней и классной проработки учебного материала, например:

  • учащийся отмечает, что нового в методическом и

                  художественном отношении   дала ему работа над

                  заданным произведением,

                - насколько расширились его возможности и понятия, какую    

                  пользу принёс ему самоанализ.

  Только после этого перед учеником ставятся новые задачи, которые предстоит решать совместно с педагогом.

Развитие познавательной деятельности тесно связано с активностью, с творческим поиском. Сформировать и развить эти качества, можно только систематически приобщая учащихся к работе поискового характера, ставя их в ситуацию необходимости решения различных усложняющих задач,как на уроках, так и в самостоятельной работе.

Известно, что задачи, выдвинутые практикой, дают толчок мысли . Занятия на уроках должны строиться так, чтобы максимально активизировать ученика. Необходимо создать на уроке условия, при которых учащийся слушает, ищет, сравнивает и мыслит, а не только является послушным инструментом в руках педагога. Для этого существует неограниченное количество вариантов работы на уроках. Подбирая тот или иной вариант ученик использует приобретённые навыки. Его задача -выбрать лучший, наиболее приемлемый вариант и характерный для данного этапа работы над произведением, например: определить характер произведения, установить необходимый темп, подобрать удобную аппликатуру, выявить особенности и назначение штрихов, степень применения агогики, меру динамических оттенков... Это может быть: прослушивание музыкальных произведений в готовом виде в исполнении  обучаемых того же класса-старших учеников, лауреатов конкурсов или высококвалифицированных мастеров по интернету, Здесь очень важно заострить внимание учащихся на особенностях или различных трактовок одной и той же пьесы разными исполнителями, на том, как правильно оценить и разобраться во всех деталях и тонкостях, определить, какой вариант представляется ему более приемлемым и почему. Вот ещё один из вариантов:объединить отдельные части одним, свойственным данному произведению настроением, придать каждой фразе свою соответствующую окраску звучания, увеличить или уменьшить меру темповых отклонений-сделать их естественными и логичными. Все приведённые задания конкретны, но их решение может быть самым различным. Накопление подобных понятий и рассуждений и будет являться приобретённым багажом знаний. Всё это поможет педагогу полнее выявить индивидуальные творческие способности и склонности учеников, обеспечит их разностороннее музыкальное развитие, научит разбираться во всех формах многогранного педагогического процесса. Знание не даётся в готовом виде, а ученик добывает его.

 Педагог всегда должен помнить, что хорошие знания ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему- приносят желаемые результаты в учебно-воспитательной работе.

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Баринова М.Н.  «О развитии творческих способностей ученика»;

    Тудоровский А. «Вопросы методики преподавания в детской

                                               музыкальной школе» (текст);

    Данилов М. «Воспитание у школьников самостоятельности и творческой

                            активности в процессе обучения» (текст);

    Беркман Т.И. «Индивидуальное обучение музыке» (текст):

    Федоренко И. «Пути формирования самостоятельности у учащихся» (текст);

    Гальперин П.Я. «Формирование знаний и умений на основе теории

                                  поэтапного усвоения умственных действий» (текст).

    

 

  •  

 

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Самостоятельные работы на уроках географии...

Самостоятельная работа - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Необходимо выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой работы.Это должен учитывать и учитель русского языка, потому что без владения языком, без умения точно и ясно излагать свои мысли дея...

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"...

Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их...

Организация учебного процесса, способствующая активизации самостоятельной работы

Данный материал содержит задания с введением нового материала и первичного закрепление проводимых на уроках математики и задаваемых домашним заданием. ...