«Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся, на уроках технологии»
методическая разработка (5 класс) на тему

Васильева Инна Александровна

Применение "Кейс-технологии" на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа №2»

 «Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся,

на уроках технологии»

Выполнила:

учитель технологии

МБОУ «Цивильская средняя

общеобразовательная школа №2»

Васильева Инна Александровна

2012

 Оглавление

                                                                       

Кейс-технологии в современном образовании              

Описание методики Case study или кейс-метод            

     2.1 Виды кейсов                                                                            

     2.2 Этапы создания                                                                      

     2.3 Структура и содержание                                                        

Обучение на основе конкретной ситуации                    

Применение кейс-метода на уроках «Технология»      

Выводы                                                                                    

Заключение                                                                              

Литература                                                                              

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

   

1.  Кейс-технология в современном образовании

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

 Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций. У нас в России кейс технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, бизнес-образовании. В России активно данная технология стала внедряться лишь последние 5-7 лет. 

 Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, географии, права, обществознания, истории, литературы  по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также может применяться на уроках «Технологии».  Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Какие возможности дает метод обучающемуся:

видеть проблемы

 понимать и использовать концепции

анализировать профессиональные ситуации

 оценивать альтернативы возможных решений

 выбирать оптимальный вариант решения

 составлять план его осуществления

развивать мотивацию

развивать коммуникационные навыки и умения.

Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Задачи:

- Развитие коммуникативных навыков и презентационных умений

 - Формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

- Приобретение экспертных умений и навыков

- Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 - Изменение мотивации к обучению

2. Описание методики Case study или кейс-метод

  КЕЙС- МЕТОД – метод активного обучения, при котором происходит понимание изучаемого предмета, содержащего неоднозначное, вероятностное знание, выявляемое при анализе практической ситуации. Кейс-метод— это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации на производстве, или история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

- Кейс-метод, как технология работает за счет ориентации учебных целей на обучение через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и решают специалисты очень многих сфер деятельности. Меняется мотивация учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. У них развиваются очень важные интеллектуальные навыки, которые будут нужны им в дальнейшем обучении и освоении профессиональной деятельности.

Ограничения на использование кейс-технологии:

1).   Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.

2).   В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

Основными целями занятия по КС: являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

2.1.  Виды кейсов

Классический кейс – развернутое описание ситуации

Мини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации, в которой  предельно конкретизирована учебная проблема

Кейс, представленный в форме видеоматериала

Газетная статья (или подборка статей)

Официальный документ (или подборка документов)

Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников учебного процесса

Случай, возникший в процессе обучения

Повторный  случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации

Источники информации: статьи в периодической печати  специализированные и конференции; организации, сотрудничающие с учебным заведением; педагогическая деятельность в сфере переподготовки; представители высшего и среднего управленческого звена; личные связи коллег, студентов, выпускников.

2.2.  Этапы создания кейса

Кейсы пишут опытные преподаватели (или подбирают подходящий материал), готовят группы студентов (помощников или аспирантов) под руководством преподавателя, берутся из банков готовых кейсов (интернет).

Формирование дидактических целей кейса.

Определение проблемной ситуации.

Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т. д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

Выбор жанра кейса.

Написание текста кейса.

Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

Подготовка окончательного варианта кейса.

Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Требования к обучающему кейсу. В КС должна быть выделена центральная проблема, она не должна «лежать на поверхности», до нее нужно «докапываться», используя представленную информацию. В КС обсуждается то, что в ней написано, ней должен быть определенный недостаток информации для принятия решения. КС не должна подводить к «единственно верному» решению, необходимо обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему, она должна побуждать слушателей к принятию решения, что служит основой для дискуссии.

2.3.  Структура и содержание кейса

Титульный лист КС (заголовок, автор, год, «…данная КС подготовлена для ее обсуждения в...»)

Вводная часть КС (главные персонажи, название и направления деятельности организации, временные рамки, краткое описание проблемы – как она видится участникам событий)

Основная часть КС (история организации; внешняя среда; расширенное описание проблемы – общее состояние дел в ситуации, взаимодействие персонажей, возможные альтернативы в решении проблемы)

Окончание (установление «последней даты» - момента возникновения проблемы или момента принятия решения, определение срочности в решении проблемы)

Приложения (основные даты в развитии событий, схема организационной структуры, иные статистические данные)

Вопросы для обсуждения (наиболее общими вопросами являются: с какой проблемой столкнулись действующие лица, организация, какой выход из положения можно порекомендовать, аргументируйте рекомендации)

Информационное обеспечение кейса дополнительная информация повышенного уровня сложности по учебной теме, но не решающая проблемы, а помогающая в них разобраться

Тезаурус – материал, который учащиеся должны

                3.  Обучение на основе конкретной ситуации

Ознакомление, информационный поиск. Текст КС должен быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проверяется знание материала КС.  Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса. Каждый ученик индивидуально решает конкретную ситуацию. Затем ученики распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени.

Анализ и обсуждение. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов учащихся, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге (флип-чарт), доске, пленке для слайдов или компьютере. Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и структурированием работы по определенному алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам.

3. Выбор спикера. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать! Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

На этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:

- Почему ситуация выглядит как дилемма?

- Кто принимал решения?

- Какие варианты решения имели место?

-  Что надо было делать?

Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.

4.Представление решений. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса, в ответах оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).

5. Подведение итогов. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию, завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Правила для педагога: Откажитесь от прямых подсказок и  —придерживайтесь нейтралитета к мнению и высказываниям учащихся — займите нейтральную, наблюдательную позицию — преодолевайте конфликты и разногласия без морализаторства — серьезно воспринимайте участников —активизируйте и мотивируйте группу —сдерживайте свои эмоции — четко структурируйте занятие.

Правила для учеников: Высказывания должны быть краткими и по делу — не разрешается говорить нескольким учащимся одновременно — главные идеи должны быть зафиксированы — все обсуждения ведутся с учетом мнения каждого участника. Группа выбирает спикера, который представляет результаты обсуждения.

4. Применение кейс-метода на уроках «Технология»

 Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение  к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Сам предмет тесно связан с жизнью людей, с жизненными ситуациями, когда каждый школьник ежедневно сталкивается с ними. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации, для того чтобы дети были готовы решить разные проблемы. Педагогическая кейс-технология должна быть связывающим звеном между учениками и реальной жизнью.

Например, можно применить следующие методы.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

Возможно применение этого метода в разделах:

«Кулинария»

«Уход за одеждой»

«Личная гигиена школьника»

«Семейная экономика»

Выводы

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

Заключение

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"...

Доклад «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие эффективного усвоения нового материала»

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно ...

Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...