Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)
проект по теме

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

     Согласно статистике,  из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашёл себе более престижной работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Таких образом, молодых специалистов в муниципальных образовательных учреждениях нет, следовательно, в сфере образования наступил кризис.  Чтобы  решить эту проблему необходимо создавать условия, способствующие привлечению молодых специалистов.    

     Целью данного проекта является создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodye_spetsialisty.doc821.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-ориентированный проект

Молодой учитель

(программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)

Сентябрь 2013 – сентябрь 2014 гг.

Чаурова Анастасия Валерьевна

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

 «Лицей № 17»

Учитель французского и английского языков

Березовский городской округ

Содержание

Паспорт проекта

Актуальность проекта

Постановка проблемы

Постановка целей проекта

Комплекс мер, направленный на мотивацию обучающихся 9-11 классов по привлечению к педагогической деятельности

Комплекс мер, направленный на мотивацию абитуриентов по привлечению к педагогической деятельности

Комплекс мер, направленный на мотивацию студентов 3-4 курсов и выпускников ВУЗов и ССУЗов по привлечению к педагогической деятельности

Комплекс мер, направленный на мотивацию молодых специалистов по привлечению к педагогической деятельности, реализуемый в компетенции администрации образовательного учреждения и городского отдела образования

Комплекс мер, направленный на мотивацию молодых специалистов по привлечению к  педагогической деятельности, реализуемый органами власти города и области

Календарный график  работ по реализации проекта

Список литературы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов)

Основные разработчики проекта

Учитель французского и английского языков Чаурова Анастасия Валерьевна

Основные исполнители проекта

Администрация, педагоги и молодые специалисты муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; образовательные организации высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, администрация города и области

Цель проекта

Создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения города

Задачи проекта

  • изучить факторы и проблемы молодых специалистов в системе образования;
  • разработать комплекс мер, направленных на привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения города;
  • получить поддержку  органов местного самоуправления в решении проблем молодых специалистов, путём установления партнерских связей;
  • создать благоприятные условия для работы молодого специалиста в образовательных учреждениях, путём взаимодействия с органами управления образования;
  • создать условия для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов.

Срок реализации проекта

Сентябрь 2013 – сентябрь 2014 гг.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Создание условий для увеличения притока и закрепления молодых специалистов в муниципальных учреждениях города;
  • Увеличение доли молодых специалистов в образовательных учреждениях города;
  • Усиление чувства уверенности и профессиональной защиты молодых педагогических работников.

Актуальность проекта

     Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

     Согласно статистике,  из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашёл себе более престижной работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Таких образом, молодых специалистов в муниципальных образовательных учреждениях нет, следовательно, в сфере образования наступил кризис.  Чтобы  решить эту проблему необходимо создавать условия, способствующие привлечению молодых специалистов.    

     Целью данного проекта является создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения города.

    Задачи данного проекта следующие:

  • изучить факторы и проблемы молодых специалистов в системе образования;
  • разработать комплекс мер, направленных на привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения города;
  • получить поддержку  органов местного самоуправления в решении проблем молодых специалистов, путем установления партнерских связей;
  • создать благоприятные условия для работы молодого специалиста в образовательных учреждениях, путем взаимодействия с органами управления образования;
  • создать условия для развития и реализации потенциальных возможностей молодых педагогов.


Постановка проблемы

       Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Но исходя из анализа методической работы педагогов, наряду положительных моментов, являются следующие проблемы:

      1)        общее снижение количества педагогов в возрасте до 30 лет и увеличение преподавателей пенсионного возраста;

      2)        нежелание молодых специалистов работать в сфере образования.

      Берёзовский городской округ не исключение. Старение педагогических кадров для нашего города является серьезной проблемой. По итогам 2012 года по числу учителей пенсионного возраста наш город на последнем месте в области.  Из 276 педагогов – 102 пенсионного возраста, что составляет 36,9 %. А средний возраст учителей нашего города 43 года. Не хватает учителей начальных классов, математики, физики, русского языка, истории, географии. Как отметила начальник Управления образования Берёзовского городского округа Тетерина Наталья Алексеевна: «Это результат отсутствия профориентационной работы на педагогическую профессию, самоуспокоенность руководителей образовательных учреждений по формированию перспективной кадровой программы».

      Педагогические университеты  по всей стране ежегодно выпускают несколько тысяч молодых учителей, но для большинства из них знакомство со школой закончилось студенческой практикой. В городские учебные заведения в последние годы идут работать единицы, немногие выпускники – уезжают в сёла на родину. Остальные, получив диплом, идут куда угодно – в менеджеры, официанты, продавцы, но только не в учителя.

       Даже если молодой специалист решает идти работать в школу, это совсем не означает, что он является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальным этапом которого является период адаптации - "вживания" в профессию. А между тем, молодой учитель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами (иногда с большой часовой нагрузкой), потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода.

     Основные причины данных проблем рассмотрены на рисунке 1 «Дерево проблем».

     Работа педагога легкой не назовёшь, но когда у педагога гарантированно есть достойная зарплата, социальные льготы, общественное уважение и поддержка, желание заниматься и вкладывать себя в профессию многократно возрастает. И чтобы сейчас ни говорили о модернизации, без квалифицированных кадров она не будет иметь  результатов. Мультимедийное оборудование, компьютерные курсы, новейшие программы – это, безусловно, необходимо. Но без людей, отдающих свои знания и свое сердце детям, без учителей с большой буквы, - все это может оставаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями.  

Декомпозиция проблем, решаемых проектом

Рис. 1 Дерево проблем

Постановка целей проекта

        Для решения данной  проблемы необходимо осуществлять целостную и системную работу по формированию профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов, а также  профессиональной направленности студентов и молодых специалистов. Образовательные учреждения, органы управления образования, администрация города и области должны работать в одной команде (Рис. 2 Дерево целей).

Рис. 2 Дерево целей

    Проект ориентирован на следующие группы:

  1. Обучающихся 9-11 классов;
  2. Абитуриентов высших и средне-специальных учебных заведений;
  3. Студентов 3-4 курсов;
  4. Выпускников высших и средне-специальных учебных заведений;
  5. Молодых специалистов.

Комплекс мер, направленный на мотивацию обучающихся 9-11 классов по привлечению к  педагогической деятельности

     Готовность к педагогическому самообразованию будет продуктивно развиваться у будущего учителя только в том случае, если будет начинаться на этапе допрофессиональной подготовки, в период обучения в школе, в процессе профориентационной работы на педагогическую профессию. Т. Дербишалиев определяет педагогическую профориентацию как «систему учебно-воспитательной работы, направленную на подготовку учащихся к сознательному выбору профессии «учитель». Ромашкова Е. И. в своей работе пользуется определением педагогической профориентации «как процесса управления мотивами выбора учительской профессии». Система работы по профориентации на профессию «учитель» должна  складываться из следующих направлений:

- знакомство учащихся с педагогической профессией («Дни открытых дверей в педагогических университетах», просмотры фильмов, открытые  встречи с преподавателя и студентами педагогических ВУЗов и СУЗов, посещение лекционных занятий с лучшими преподавателями  ВУЗа, совместное посещение школьниками студенческих праздников, концертов, конференций, круглых столов, педагогически кружки, введение внеурочной деятельности старшеклассниками);

- формирование у старшеклассников профессиональных интересов, включая в педагогическую деятельность в учебное и внеурочное время («Дни самоуправления», создание «Музея педагогической славы», проведение научного исследования на базе вузовских лабораторий и презентация результатов работы на студенческих научных конференциях значительно увеличивает интерес старшеклассника к вузу);

- воспитание уважения к профессии педагога, поддерживая и создавая школьные традиции передачи и накопления опыта – «Встречи трех поколений», встречи с педагогами и будущими педагогами, совместные с педагогами-профессионалами, тематические круглые столы;

- выявление качеств, необходимых для успешного освоения педагогической профессии, консультации по выбору педагогической профессии;

- мотивировать обучающегося на профессию деятельного учителя, как высокооплачиваемую профессию (президент России Владимир Путин в ходе "прямой линии" с гражданами РФ напомнил, что поставлена задача — в течение 2013 года во всех регионах РФ довести уровень зарплаты учителей до средней по экономике региона);

- организация целевого направления  в ВУЗы педагогического профиля выпускников образовательных учреждений города с оплатой  стипендии ежемесячно студентам, принятым по целевому набору и заключившим договора о трудовой деятельности с направляющей стороной  сроком на 3 года.

Комплекс мер, направленный на мотивацию абитуриентов по привлечению к  педагогической деятельности

   Профессиональное самоопределение абитуриента (выпускника средней школы), проявляющееся в устойчивом выборе профессии и связанной с ней системы жизненных ценностей, трансформируется в активно-субъектную позицию, направленную на овладение профессиональной компетентностью (студенческий период). Профессиональной социализации абитуриента  может быть реализована только при наличии специальной преемственной системы профориентации будущего специалиста на всех ступенях непрерывного образования. Стойкий профессиональный интерес у студентов появится, только если в ходе  учебно-исследовательской и проектно-творческой деятельности студент будет включаться в деятельность, обеспечивающую проявление и развитие его профессиональной позиции.

-  введение в теоретический курс;

- применение «азов» педагогической профессии  на практике,  (введение активной педагогической практики с первого курса; увеличение количества часов практических занятий и работы в школах; появление в ряде школ отдельной должности по работе и занятиям с практикантами; проведение мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением победителей конкурса «Учитель года», победителей приоритетного национального проекта «Образование»);

- формирование мотивации для последующего осознанного выбора специальности при продолжении образования (профконсультации, профкружки).

Комплекс мер, направленный на мотивацию студентов 3-4 курсов и выпускников ВУЗов и ССУЗов по привлечению к  педагогической деятельности

     Выпускники педагогических ВУЗов и ССУЗов являются одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда.  Работодатели рассматривают в целом молодого выпускника вуза как источник активности, динамичности и современных знаний для учебных заведений, с одной стороны, а с другой стороны, как тревожное сочетание пониженной ответственности с повышенными амбициями, отсутствием опыта работы и стабильности. Поэтому работа с будущими специалистами должна вестись совместно общеобразовательными учреждениями города через:

-  установление связей с отделами трудоустройства выпускников;

- организацию и проведение цикла встреч со студентами, предоставление им качественной информации об образовательном учреждении;

- проведение Дней открытых дверей в школах для студентов;

- предоставление возможностей для проведения совместных исследовательских проектов (студенты выступают в качестве руководителей исследований обучающихся; обучающиеся выполняют исследования для дипломного проекта);

- проведение конкурсов для студентов на приз директора лицея, «Лучшее внеклассное мероприятие», «Лучший урок»;

- ознакомление с опытом работы зарубежных педагогов с помощью интернет технологий.

Комплекс мер, направленный на мотивацию молодых специалистов по привлечению к  педагогической деятельности, реализуемый в компетенции администрации образовательного учреждения и городского отдела образования

      Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства проходит на практике, в течение всех последующих лет работы в образовательном учреждении. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые в будущем определят степень мастерства учителя.

         Чтобы стать преобразователем, творцом, учителю необходимо овладевать закономерностями и механизмами педагогического процесса.  Это позволит  педагогически мыслить и  действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать их,  находить  в  теории  обучения и воспитания идеи,  выводы,  основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. А овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса молодой специалист сможет только через целостную систему адаптации в педагогическом коллективе.  

     Первый год работы молодого специалиста напоминает ежедневный экзамен, испытание, которое учитель держит перед всеми участниками образовательного процесса. Это состояние может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

     Молодому специалисту без профессиональной поддержки опытных педагогов тяжело работать в школе. Поэтому молодому выпускнику адаптироваться в максимально короткие сроки в новых для него условиях практической деятельности поможет педагог-наставник. Сегодня  наставничество  заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Роль наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию. Наставничество должно оплачиваться отдельно и за хорошую заработную плату, педагог может уже совсем не преподавать, быть на пенсии, и заниматься только наставничеством. После такой плодотворной работы наставника и молодого специалиста в течение одного года, молодые учителя станут настоящими «асами» своего дела.

     Следующим этапом реализация проекта должна предполагать особые условия для молодых педагогов в институте повышения квалификации работников образования — здесь для учителей со стажем не больше трех лет должны проводиться специальные форумы и конкурсы, для того, чтобы молодой специалист мог креативно себя представить. Это могут быть конкурсы открытых уроков, мероприятий, проводимых как в городе, так и в области (например, проведение недели молодых специалистов, слётов). Также необходимо проведение семинаров, бесед, круглых столов, которые направлены на решение возможных проблем, получения новых знаний, обмена опытом и реализации совместных проектов. Данные проекты могут раскрывать формулу успеха молодых педагогов в совместной работе с администрацией образовательного учреждения, коллегами, родителями и детьми.

Комплекс мер, направленный на мотивацию молодых специалистов по привлечению к  педагогической деятельности, реализуемый органами власти города и области

     Решение финансовых и жилищных проблем педагога находятся в компетенции органов власти  и являются целью многих образовательных реформ.

    На данный момент материальная поддержка молодых специалистов в сфере образования в Кемеровской области осуществляется по двум направлениям:

1.        Денежные выплаты:

- ежемесячные надбавки к тарифной ставке молодым специалистам, работающим в муниципальных образовательных учреждениях;

- единовременное денежное пособие молодым специалистам в размере 20000 рублей в Берёзовском городском округе (вступило в силу с 1 сентября 2013 года).

2.        Обеспечение жильем:

- предоставление целевого займа на приобретение первичного жилья молодым учителям  сроком  на 20 лет под 0% годовых.

     На мой взгляд, дополнительно к данным программам должны осуществляться следующие пункты:

1) обеспечение служебным жильем (в течение определенного времени,  предположим, в течение 3-ех или 5-и лет - это жилое помещение должно относиться к разряду служебных, для того, чтобы специалист, приватизировав жилье, не покинул место работы);

2)  обеспечение выплат молодому учителю в компенсации расходов на оплату коммунальных услуг;

3) предоставление целевого займа на приобретение вторичного жилья молодым учителям  сроком  на 20 лет под 0% годовых.

       Я понимаю, что эти меры потребуют дополнительного финансирования из областного бюджета, но экономический эффект от привлечения в образование молодежи вполне может компенсировать эти затраты, так как модернизация школы позволит повышать качества образования и экономика области получит подготовленные кадры.

Календарный график  работ по реализации проекта

Гантт-график

2013

2014

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Мониторинг потребности в педагогических кадрах муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях города.

Изучение состояния проблемы.

Изучение мнений выпускников школ, ВУЗов, ССУЗов и молодых специалистов о работе в учебных заведениях города.

Формирование команды проекта.

Постановка целей проекта, разработка проектной документации.

Привлечение старшеклассников к помощи в организации внеурочной деятельности.

Организация «Дня самоуправления».

Организация «Дня открытых дверей» в ВУЗы и ССУЗы города Кемерово для обучающихся лицея.  

Организация «Дня открытых дверей» для студентов ВУЗов и ССУЗов.

Проведение круглых столов, бесед со студентами.

Проведение научного исследования обучающегося на базе вузовских лабораторий совместно со студентами.

Организация практики для студентов в школах города.

Проведение конкурсов для студентов на приз директора МБОУ «Лицей №17».

Проведение мастер-классов и обучающих семинаров с привлечением победителей конкурса «Учитель года» и молодых специалистов для студентов.

Проведение «Недели молодых специалистов.

Проведение бесед, круглых столов с молодыми специалистами.

Разработка web-страницы молодых специалистов города, разработка форумов для обмена информации между молодыми специалистами.

Создание «Музея педагогической славы»

Анализ притока молодых специалистов в образовательные учреждения города.

Анализ поступления выпускников  11 классов на педагогические факультеты ВУЗов и ССУЗов

Специалисты управления образования

Администрация учебных заведений

Педагоги учебных заведений

Педагоги-психологи

Молодые специалисты

Администрация города

Научные общества ВУЗов

Список литературы

  1. Данилюк, А.Я.  Принципы модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]  - http://www.pmedu.ru/res/2010_3_2.pdf
  2. Дербишалиев Т. Педагогические проблемы подготовки учащихся к выбору профессии учителя. // Автореф. дис. канд. пед. наук. – Фрунзе, 1981. –25 с.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С. 263-282
  4. Матросов, В. Л. Новый учитель для новой российской школы [Электронный ресурс]  - http://www.mpgu.edu/about/media/novyy-uchitel-dlya-novoy-rossiyskoy-shkoly.php
  5. Национально образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - http://www.slideshare.net/moyshkola8/ss-11786116 
  6. Отчёт о работе за 2012-2013 учебный год Берёзовского городского округа [Электронный ресурс] - http://gorono-brzvsky.ucoz.ru/index/otchet_o_rabote/0-78 
  7. ПРОГРАММА «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013-2016 годы»
  8. Ромашкова Е. И. Подготовка студентов педвузов к ориентации школьников на педагогическую профессию. // Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1985. – 25с.

Приложение

Молодые специалисты МБОУ «Лицей № 17»

D:\настя документы\фотографии\photo children\6Б  класс 2012-2013 (мальчики)\учеба\DSCF8597.JPG

D:\настя документы\фотографии\photo children\6Б класс 2012-2013 (девочки)\8 марта в школе\DSCF8336.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск

Публичное представление инновационного педагогического опыта Алькановой Галины Александровны, учителя русского языка и литературы     МОУ «Лицей № 31» городского округа Сара...

План работы учителя-наставника с молодыми учителями русского языка и литературы сельских школ

План работы с учителями русского языка и литературы сельских школ, которые могут выезжать для консультаций с методистом, наставником на осеннюю, зимнюю сессии....

Сертификат участника форума молодых учителей городского округа "Школа будущего создается сегодня" (2019 год)

Сертификат участника форума молодых учителей городского округа "Школа будущего создается сегодня" (2019 год)...

программа семинара молодых учителей и их наставников

                Важность семинара  определяется наличием следующих основных преимуществ, развивающих наставничество:...