Дополнительная образовательная программа
рабочая программа по теме

 

Дополнительная образовательная программа "Фантазия"

для подростков 11 – 16 лет

Срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                             Утверждаю:

Руководитель                                                            Директор

МО  педагогов                                                          ГСУВУ «Кемеровская специальная

дополнительного                                                      общеобразовательная школа»    

образования                                                                ___________А.В. Шупиков

______________                                        

«Фантазия»

Дополнительная образовательная программа

для подростков 11 – 16 лет

Срок реализации 1 год

                      Составитель:

                                                                  Артамонова Людмила Григорьевна

педагог дополнительного образования

Кемерово

2013 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                 - 3
  2. Тематический план                                                                        - 6
  3. Содержание программы                                                                - 9
  4. Список литературы для учащихся                                               - 14
  5. Список литературы, использованной педагогом                        - 15

 

      «Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими
словами: чем больше мастерства в 
детской ладошке, тем умнее ребенок».

      Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Важной составляющей воспитательной системы в школе является дополнительное трудовое образование. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей.

Одним из направлений трудовой адаптации воспитанников в детском коллективе являются занятия декоративно-прикладным творчеством. Такая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в коллективе. Кроме этого в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Тематика занятий составлена с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением.         Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному», (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры. Занятия помогают детям легче адаптироваться в самостоятельной жизни. Творческая деятельность воспитанников выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Программа рассчитана на учащихся 11 – 16 лет, срок реализации программы 1 год

306 часов (8 часов в неделю)

Учебный материал в программе распределен по разделам, которые включают в себя различные виды ручного труда:

  1. Ручная художественная вышивка.
  2. Художественная обработка кожи.
  3. Работа с бумагой и картоном.
  • аппликация
  • конструирование
  • папье-маше
  • объемная пластика.
  1. Работа с бисером.
  • плетение
  • вышивание

В результате прохождения программного материала

 учащиеся должны уметь:

соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии; правильно подобрать ткань, нитки, рисунок для вышивки; выполнять способы соединения и крепления кожи и бумаги; изготавливать сувенирные изделия из кожи, бисера, бумаги; использовать схемы; оформлять готовые изделия.

учащиеся должны знать:

требования техники безопасности и личной гигиены при роботе с материалами и инструментами; виды ручной вышивки; историю и традиции вышивки; историю кожевенного дела; способы соединения и крепления кожи; процесс изготовления художественных изделий из кожи; основные свойства и возможности бумаги, кожи, ткани.

В соответствии с этим, целью программы является:

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

-   приобщать обучающихся к системе культурных ценностей;

- развивать творческий потенциал учащихся, углубить знания по декоративно-прикладному искусству,

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы.

- развивать коммуникативные способности детей в процессе трудовой деятельности;

- воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;

- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Основными методами и формами работы на уроках дополнительного образования являются, беседа, фронтальная практическая работа, самостоятельная практическая работа по составленному плану, коллективная работа, выставка лучших работ, обсуждение работ.

Способы оценивания результативности учащихся:

  1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
  2. Выполнение заданий.
  3. Выставка работ.
  4. Итоговое тестирование.

Тематический план


п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Ручная художественная вышивка

1.1

Вводное занятие.

2

2

-

1.2

Инструменты и приспособления для вышивания. Техника безопасности.

4

2

2

1.3

Композиция, цветовой круг, орнамент

4

1

3

1.4

Технология выполнения счетных швов

6

1

5

1.5

Технология выполнения свободных швов

10

9

1.6

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

4

2

2

1.7

Практическое занятие: шов крест

23

1

22

1.8

Выставка работ

2

2

-

Итого:

55

12

43

2.

Художественная обработка кожи

2.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. История кожевенного дела. Видеофильм.

2

2

-

2.2

Общие сведения о работе с кожей.

2

1

1

2.3

Способы соединения и крепления кожи.

4

1

3

2.4

Декоративные приемы и элементы.

6

1

5

2.5

Аппликация.

8

1

7

2.6

Техника клеевой обтяжки.

4

1

3

2.7

Термическая обработка кожи.

4

1

3

2.8

Основные элементы композиции.

2

1

1

2.9

 Изготовление сувенирных изделий (закладки, брелоки, кошельки, ключницы).

12

1

11

2.10

Драпировка кожи.

4

1

3

2.11

 Панно «Цветы»

14

1

13

2.12

Кожа в интерьере. (Игольница, декоративные бутылки, шкатулки, панно, рамки для фото).

24

2

22

2.13

Итоговое занятие. Выставка.

1

-

1

Итого:

87

14

73

3.

Работа с бумагой и картоном.

3.1

Вводное занятие. Общие понятия, требования. Правила ТБ.

1

1

-

3.2

Материалы и инструменты.

1

1

-

3.3

Виды работы с бумагой

2

1

1

3.4

Понятие об аппликации.

2

1

1

3.5

Предметная аппликация

4

1

3

3.6

Декоративная аппликация

4

1

3

3.7

Сюжетная аппликация

4

1

3

3.8

Понятие формы.  

4

1

3

3.9

Скручивание бумаги

3

1

2

3.10

Симметричное вырезание.

3

1

2

3.11

Обработка поверхности.

2

1

1

3.12

Завитки, выгибы, сгибы, складки.

3

1

2

3.13

Многогранники.

3

1

2

3.14

Фигурки животных из бумаги.

4

1

3

3.15

Техника папье-маше.

2

2

-

3.16

Материалы и приспособления.

2

2

3.17

Рецепты приготовления клея.

2

1

1

3.18

Изготовление вазы в технике папье-маше

10

1

9

3.19

Декорирование готовых изделий.

4

1

3

3.20

Изготовление объемных пейзажей, композиций.

14

1

13

3.21

Выставка работ

1

-

1

Итого:

75

22

53

4

Работа с текстилем

4.1

Инструменты. Правила работы с инструментами.

1

1

-

4.2

ТБ

1

1

-

4.3

Изонить или нитяная графика.

6

1

5

4.4

Шитье. Ручные швы.

4

1

3

4.5

Футляр для швейных принадлежностей «Гусеница»

6

-

6

4.6

Игольница.

4

-

4

4.7

Панно из пуговиц.

4

1

3

4.8

Аппликация из волокнистых материалов.

4

1

3

4.9

Лоскутная мозаика.

2

1

1

4.10

Выполнение плоского узора из лоскутов.

4

1

3

4.11

Прихватка из лоскутов.

6

-

6

4.12

Панно «Бабочка», «Кораблик»

8

1

7

4.13

Вязание крючком. История вязания.

1

1

-

4.14

Инструменты, материалы. Правила работы.

1

1

-

4.15

Основные приемы вязания крючком.

10

1

9

4.16

Кисточки и помпоны.

3

1

2

4.17

Игрушки из помпонов.

6

-

6

4.18

Прихватка

6

-

6

4.19

Салфетка

12

1

11

Итого:

89

306

14

62

75

244

Содержание программы

1.Ручная художественная вышивка.

1.1 Вводное занятие.

  • Понятие декоративно – прикладного искусства.
  • Знакомство с видами творчества и его направлениями.
  • Из истории русской вышивки.

1.2 Инструменты и приспособления для вышивания

  • Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки, шкатулка для рукоделия.
  • Техника безопасности при работе с инструментами.

1.3 Композиция, цветовой круг, орнамент

  • «Теплые» и «холодные» цвета.
  • Составление композиции.
  • Орнамент, цветовой круг.

1.4 Технология выполнения счетных швов

  • Шов «вперед иголку».
  • Шов «назад иголку», «россыпь», «строчка».
  • Шов «Крест»

1.5 Технология выполнения свободных швов

  • «Стебельчатый» шов
  • «Петельный» шов
  • «Тамбурный» шов и его варианты
  • «Узелки. Рококо»
  • «Гладь»
  1.  Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.
  • Работа с литературой
  • Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.
  1.  Практическое занятие: шов крест.
  • Выполнение работы
  • Закрепление нитки
  • Оформление края изделия
  • Стирка и глажение вышитых изделий
  • Оформление вышивки в рамку
  1. Выставка работ.
  • Оценка качества готового изделия.

2.Художественная обработка кожи.

2.1 Вводное занятие.

  • Правила техники безопасности.
  • История кожевенного дела.
  • Что такое кожа.
  • Виды кож.

2.2 Общие сведения о работе с кожей.

  • Методы обработки кожи
  • Подготовка кожи к работе.
  • Инструменты.
  • Уход за инструментами.

2.3 Способы соединения и крепления кожи.

  • Метод стачивания
  • Оплетка

2.4 Декоративные приемы и элементы.

  • Круглое плетение
  • Плоское плетение
  • Плетение по перфорации

2.5 Аппликация

  • Выбор материала
  • Последовательность выполнения аппликации

2.6 Техника клеевой обтяжки

  • Материалы и приспособления
  • Алгоритм

2.7 Термическая обработка кожи

  • Последовательность выполнения
  • Виды используемых кож

2.8 Основные элементы композиции

2.9 Изготовление сувенирных изделий (брелоки, кошельки, ключницы)

  • Выбор эскиза
  • Изготовление лекала
  • Подбор материалов

2.10 Драпировка кожи

  • Подбор материалов
  • Способы драпировки

2.11 Панно «Цветы»

  • Эскиз
  • Подбор материалов
  • Раскрой деталей
  • Наклеивание деталей на основу
  • Окончательная обработка изделия

2.12 Кожа в интерьере. (Игольница, декоративные бутылки, шкатулки, панно, рамки для фото).

  • Создание эскиза
  • Подбор материалов и инструментов
  • Раскрой деталей
  • Сборка изделия
  • Окончательная обработка изделия

2.13 Итоговое занятие

  • Оценка результатов
  • Вставка работ

3. Работа с бумагой и картоном.

3.1 Вводное занятие.

  • Общие понятия, требования.
  • Правила ТБ.
  • История изобретения бумаги

3.2  Материалы и инструменты.

  • Виды и свойства бумаги
  • Режущие инструменты
  • Средства для скрепления деталей
  • Рецепты приготовления клея

3.3 Виды работы с бумагой

  • Скручивание бумаги
  • Симметричное вырезание
  • Обработка поверхности

3.4 Понятие об аппликации.

  • Виды аппликаций из бумаги.

3.5 Предметная аппликация

3.6Декоративная аппликация

3.7Сюжетная аппликация

3.8Понятие формы.

  • Изготовление геометрических объемных форм

3.9 Скручивание бумаги

3.10 Симметричное вырезание.

  • Вырезание многократно сложенных заготовок.

3.11 Обработка поверхности.

3.12 Завитки, выгибы, сгибы, складки.

3.13 Многогранники.

3.14 Фигурки животных из бумаги.

3.15 Техника папье-маше.

  • Понятие
  • Технология

3.16 Материалы и приспособления.

  • Формы
  • Клей
  • Бумажная масса

3.17 Рецепты приготовления клея.

3.18 Изготовление вазы в технике папье-маше

3.19Декорирование готовых изделий.

  • Лаки
  • Краски
  • Кисти

3.20 Изготовление объемных пейзажей, композиций.

  1. Итоговое занятие. Выставка работ

4.Работа с текстилем.

4.1 Инструменты.

  • Правила работы с инструментами.

4.2 ТБ

4.3 . Изонить или нитяная графика

  • Из истории
  • Заполнение угла, окружности

4.4 Шитье.

  • Ручные швы.
  • Соединительные швы
  • Закрепляющие  швы
  • Отделочные швы

4.5 Футляр для швейных принадлежностей «Гусеница»

  • Материалы

4.6 Игольница.

4.7 Панно из пуговиц.

  • Секреты пуговицы
  • Материалы

4.8 Аппликация из волокнистых материалов.

  • Выбор эскиза
  • Подбор материалы
  • Сборка и закрепление деталей на фоне

4.9 Лоскутная мозаика.

4.10 Выполнение плоского узора из лоскутов.

  • Объемные треугольники

4.11 Прихватка из лоскутов.

4.12 Панно «Бабочка», «Кораблик»

4.13 Вязание крючком.

  • История вязания.

4.14 Инструменты, материалы.

  • Правила работы.

4.15 Основные приемы вязания крючком.

  • Цепочка
  • Столбики без накида
  • Столбики с накидом

4.16 Кисточки и помпоны.

4.17 Игрушки из помпонов.

4.18 Прихватка

4.19 Салфетка

4.20 Итоговое занятие. Выставка работ.

                                 

                              Литература для учащихся:

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 
2. Богатова И. Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
3. Гончар. «Игрушки из бумаги»  М.: Аким, 97 
4. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Деревья.        Издательство «Учебная литература», 2009 
5. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Цветы. Издательство «Учебная литература», 2009

Литература:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997 
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 
  3. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели. М.: Первое сентября, 2002. 
  4. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
  5. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
  6. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.: ил.
  7. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. М.: Учебная литература, 2003
  8. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во «Эксмо», 2003 . (серия «Академия мастерства»)
  9. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 .
  10. Скребцова Т.О., Данильченко Л.А., Ивлева А.Г. Объёмные картины из кожи - Ростов н/Д: «Феникс», 2006 . (Город мастеров)
  11. Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана -Граф, 2008.
  12. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003 .
  13. Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: «Эксмо», 2006.
  14. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003


Учебно-методическое обеспечение:

  • иллюстрированные альбомы и книги,
  •  наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, технологические карты
  • стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами,
  • ножницы, ножницы «зигзаг»,
  • карандаши, линейки, клей ПВА, «Момент», ручки, фломастеры, картон,
  • кусочки кожи,
  • бутылки разных форм, баночки,
  • краски для кожи, гуашь,
  • рамки, лак, свечи, спички, пинцеты, шило, пробойники,
  • проволока разного диаметра, кусачки, мешковина
  • бумага ярких цветов и различного качества,
  • нитки «Мулине», шерстяные,
  • иглы, наперсток.


Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представления о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...