Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений
опыты и эксперименты по теме

Гуцало Галина Николаевна

   В работе представлены практические материалы по организации обрядовых праздников и фольклорных досугов для детей дошкольного возраста.

   Организация фольклорных праздников и развлечений является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, истории; а знакомство с опытом крестьянина, бережно относящегося к родной природе, особо актуально для детей, родившихся и проживающих в      условиях Крайнего Севера

   Материал апробирован в МБДОУ «Детский сад № 99 «Топ-топ» города Норильска. Надеюсь, что он поможет педаго­гам  дошкольных учреждений  в организа­ции воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста и послужит источником творчества как детей, так и самих наставников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений

/ Из опыта работы Г.Н. Гуцало – музыкального руководителя

МБДОУ № 99 «Детский сад комбинированного вида «Топ-топ»/

                     

Аннотация работы

В работе представлены практические материалы по организации обрядовых праздников и фольклорных досугов для детей дошкольного возраста.

 Организация фольклорных праздников и развлечений является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, истории; а знакомство с опытом крестьянина, бережно относящегося к родной природе, особо актуально для детей, родившихся и проживающих в условиях Крайнего Севера

Материал апробирован в МБДОУ «Детский сад № 99 «Топ-топ» города Норильска. Надеюсь, что он поможет педагогам  дошкольных учреждений  в организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста и послужит источником творчества как детей, так и самих наставников.

Введение

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений - важный этап музыкального воспитания детей.

Праздники — особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу, а  такой опыт в творческом развитии детей должен войти в жизнь дошкольника с раннего возраста. Дети не только знакомятся с народными традициями, но и вносят полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь. Мудрость народной культуры делает и их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Земледельческий календарь русского народа складывался постепенно, веками, из сочетания сроков начала и конца определённых работ в поле и дома, наиболее удобных дат заключения брачных союзов, аграрных и семейных обрядов и праздников. Поэтому, такие годовые вехи, как календарные праздники,  являются центральным, цементирующим звеном  в  работе. 

В процессе  подготовки к праздникам,  дети знакомятся с обычаями,    обрядами, песнями,  играми, хороводами,  костюмами,  бытом русского народа.  С предметами декоративно – прикладного искусства,  с хозяйственно-бытовыми  инструментами и,   конечно,  с народными музыкальными инструментами.             Подготовка к празднику ведётся на  занятиях и в свободное время. Песенный и танцевальный материал базовой программы  дополняется русскими народными песнями, играми, хороводами.

В процессе подготовки к  фольклорным праздникам решаются разные задачи: познавательные, тренировочные, игровые и задачи на восприятие образов:

  • расширять знания детей о сезонных явлениях осени, зимы, весны, лета,  о праздниках и днях старинного русского народного календаря,  связи их с трудовой и обрядовой деятельностью народа.
  • формировать интерес к познанию народной культуры (хороводы, игры, песни, народные приметы, поговорки, заклички).
  • воспитывать уважение к     духовному богатству и  мудрости русского народа.

Проверенные практикой сценарии фольклорных мероприятий помогут сделать будни и праздники дошкольников яркими и веселыми, приобщить детей к русским традициям и обычаям.

 «При матушке добро»

Семейные посиделки.

Устроить семейные посиделки для детей и родителей возможно в любое время года, а также подготовить и провести такое мероприятие для дошкольников  ко Дню Матери, к международному дню 8 Марта.

Под русскую народную музыку  мамы и гости входят в музей «Сокровищница народных умельцев»,   встречает их Хозяйка и дети с караваем.

Хозяйка: Усаживайтесь, гости дорогие.

                 Желанный гость зову не ждет!

                 Сядем рядком, поговорим ладком.

                 Сядем теснее, будет веселее.

Ребенок (1):

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

Ребенок (2):

В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом-солью встретить вас.

Ребенок (3):

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим   (проходит с караваем).

Хозяйка: В народе говорят: «Есть хлеб, будет и песня».

А ну, ребятишки,  запевайте песню шуточную, шуточную - прибауточную.

Песня «Как у нашей Дуни»

Хозяйка: Наша изба ровно тепла. Устроим праздник радостный по обычаю по-старинному. Поведаю вам сегодня о самом дорогом и прекрасном слове на свете. Слыхали о таком? В старину говорили при солнышке тепло, при матушке добро. Без матушки родной и цветы не цветно цветут. Слова «мать», «матушка» одни из самых древних на земле, а русское народное песенное слово иначе как «родимой матушкой» никогда и не величает. Народ наш относится к матери с таким любовным чувством, так высоко возносит понятие о ней, что по его словам, нет на свете дороже сокровища, богаче богачества, как материнское благословение, а молитва ее  «со дна моря поднимает».

Пословицы

Нет лучше - милей дружка – как родная матушка.

Материнская ласка конца не знает.

У кого есть матка – у того и головка гладка.

Кому и пожалеть деток – как не родимой матушке.

Хозяйка: Сколько тепла таит  слово, которым называют самого близкого, единственного человека. Вот и порадуем наших матушек да бабушек  выступлениями да сюрпризами.

Выходят, держась за руки, Мама (родительница)  и Дочка, могут исполнять дети разных групп или ребенок с воспитателем.

Дочка:  Мы с тобой, как две подружки,

               На скамейке во дворе

               Делим поровну игрушки,

               Сговорившись об игре.

Мама:   Хочешь, мамой будешь ты.

              Я побуду нынче дочкой.

Дочка:  Забери мои платочки, там на них цветут цветы.

Мама:   Ты умеешь очень много,

               Вот и маму научи.

Дочка:   Как на стульчике треногом

               Печь из глины куличи.

Мама:   Научи меня стирать,

               Шить сосновою иголкой.

               Нам с тобой еще так долго в дочки-матери играть.

Хозяюшка: Ребята, когда вы были маленькие и не умели говорить, мама понимала вас без слов. Знала, что вы хотите, что у вас болит. Матушка учила вас говорить, ходить…  пестовала и лелеяла, прочла первую книгу и спела первую песенку.  Уж вы, нянюшки, уж вы, мамушки! Водитеся, не ленитеся! Укачивайте! Красны девицы, убаюкивайте!

«Колыбельная»

Хозяюшка: Круглый год матушки  в работе крестьянской. Треплют лен, вяжут, вышивают, занимаются рукоделием, хозяйничают у печки. С Богом начинают — руками заканчивают! И ребята наши умеют потрудиться!

Игра «Мамины помощники»

Ребёнку дают 2 кастрюли и набор фруктов и овощей вперемешку. Он должен в одну кастрюлю положить всё для борща, в другую – для компота.  

Хозяюшка: Всякому молодцу ремесло к лицу. С хорошей доброй песней любое дело спорится.

Песня «Ерема»

Хозяйка:  С вами весело играть, но пора и отдыхать. Сейчас наши парни и девицы себя покажут – небылицы расскажут! Не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз. Как от меня до вас!

Небылицы

1. По двору ведро идет, деда за руку ведет!

2. Встала птичка на коньки, а они ей велики.

3. Чайник по морю плывет, думает, что пароход!

4. Скачет по полю кровать, быстро скачет, не поймать.

5. Стол собрался в 1-й класс и зовет учиться нас.

6. Самовар пыхтел-пыхтел, прямо в небо улетел.

7. А рояль-то, говорят, съел 12 поросят!

8. А корова зонтик съела и на крышу улетела!

9. На пенек уселись кружки, с ними — тапочки-подружки!

10. Лампа в платье нарядилась, в пляску весело пустилась!

Хозяйка:  А теперь, матушки, и вы  угадайте, о  чьём дитятке  слово молвлю.

  1. Любимая еда – манная каша.

      Лучший друг – Сережа.

      Любимое занятие – конструирование.

      Любимый праздник – Новый год.

      Любимая песня – «Голубой вагон»

Хозяюшка: А сейчас, народ, становись в хоровод! Будем весело играть — себе друга выбирать!   Милай, чего грустишь?

Мальчик:  Сердце болит.

Хозяюшка:  По ком?

Мальчик: По мамушке родимой.

Хозяюшка:  Зови маму в хоровод!

Игры «Мех, пух, перо»,

 «Коршун»

Ребенок:  Хозяюшка, расскажи нам сказку, ты их много знаешь.

Хозяйка: Расскажу, расскажу, да еще и покажу.

Хозяйка: Жили - были в одной деревне отец да мать. И был у них сынок Федот. Федот - да не тот, что нюни распускает.

Появляются Федот, Отец, Мать.

Федот: Батюшка, а батюшка! Давай с тобой стишки сочинять!

Отец: А что такое стишки-то?

Федот: Да это нужно так говорить, чтобы складно было!

Отец:  Давай попробуем!

Федот: Вот скажи, как твоего отца звали?

Отец:   Да моего батюшку звали Кузьмой. А зачем тебе это?

Федот:  Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Отец:   Да зачем ты моего родимого батюшку за бороду будешь брать?

Федот: Да это же для шутки, чтобы смешно было и складно!

Отец:     Если для шутки, тогда ладно.

Федот:  А как твоего деда звали?

Отец:   Моего дедушку звали Иваном.

Федот:  Так вот... Твой дедушка Иван кошку посадил в карман. Кошка плачет и рыдает, твоего деда ругает!

Отец:   Так зачем же ты животное в карман к деду посадил? Ах ты, негодник!

Федот: Не ругайся,   батюшка! Это же для шутки!

Отец:   Ну,  погоди,  шутник! Сейчас я попробую стишки сочинить! Вот скажи, как тебя зовут?

Федот:  Федот.

Отец:  Не Федот, а Федя! А если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Отец сталкивает Федота со скамьи, тот падает.

Отец:  Федот кос рос, вязеный нос, волоса клочком, ножки лучком.

Мать:  Хватит вам ругаться, да безделицей заниматься.   А ну, за дело принимайтесь!

Отец:  Правда  твоя! Пойду - ка  я в сарай! Дровишек наколю! Уходит

Федот: А я пойду за водой, к колодцу схожу! Берет ведра и уходит

Хозяйка: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!  Мы и пели и играли, гостей сказкой забавляли, а еще хотим сплясать! Мам любимых мы попросим нашу пляску поддержать.

Пляска «Долгоногий журавель»

Хозяюшка: Повеселились мы на славу, пора честь знать и домой возвращаться, да с хозяйкой по - добру,  по - здорову,  распрощаться. А праздник наш закончить хочу русской народной пословицей – где  в семье лад, там и ребят хорошо растят.

«Праздник Покров наступил — снегом землю покрыл»

Календарно-обрядовый праздник

В народном календаре Покров - дата знаменательная. Не раз удивлял в этот день людей октябрь - грязник обилием выпавшего снега и крепким морозцем. Бывало, еще накануне праздника серым киселем расползались дороги, перепаханные под зиму поля напоминали болота, а ночью вдруг начинал валить с небес решительный снежок, к утру на целый вершок  покрывая чистым белым пологом уставшую от сырости землю. Недаром до сих пор живут в народе пословицы и поговорки: «Покров землю кроет то листком, то снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда - зима», «Вот тебе и Покров, коли белые мухи на нос садятся».

По тому, какая случалась в этот день погода, судили о предстоящей зиме: «Если на  Покров ветер дует с севера или востока  - зима будет студеная, если с юга  - теплая, с запада -  снежная», «Коли на Покров ветры с ветрами путаются, то и зиму надо ждать непостоянную», «Гол Покров (то есть бесснежен), Дмитрий (8 ноября) тоже голым простоит», «Текло и замерзло, с крыш сосульки свисают  -  осень протянется долго, а если крупа падет (выпадет снег)  - жди на неделю мороз». Впрочем, иногда выдавалась на Покров теплая погода, да и потом «провертывали теплые деньки, но реденько». Поэтому к празднику избы старались утеплить, конопатя двери и окна, «приваливая» и без того, казалось бы, надежные завалинки. Для этого стаскивали с конопляников сутолоку (спутанную солому), наваливали ее плотно вдоль стен, захватывая порой и часть окон, а сверху слегами или досками укрепляли. Нехитрая эта затея помогала, не расходуя лишних дров, тепло в избах удерживать, оберегая хозяев от лишних трат и забот. Хотя находились среди деревенских старожилов люди, не обременявшие себя подобными хлопотами, а искренне считающие, что если на Покров протопить печь яблоней, то всю зиму в тепле проведешь, ни о чем не заботясь. Проверить столь смелое заключение можно было только зимой, а пока по осенним законам проходила деревенская жизнь.

На Покров, например, полагалось скотину «закармливать», чтобы она зимой от бескормицы не страдала. Поэтому в этот день, с утра пораньше, выносили во двор «пожинальник» — особый, специально заготовленный ильинский сноп овса — и торжественно скармливали его Буренкам, Зорькам и Ночкам, благодарно мычащим в ответ на столь лестное для них обхождение.

Покровом завершался сельскохозяйственный год, и, «подводя итоги урожаю», в некоторый российских губерниях разворачивались широкие, шумные ярмарки. У деревенских мужиков после уборки хлеба работы оставалось мало, поэтому они охотно шли в отходники, устанавливая сроки найма от Покрова до Евдокии, Егория или Крещения.

На Покров готовили угощение из  плодов нового урожая, варили мед, пекли блинцы, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. На селе в это время заканчивались хороводы и начинались вечерние засидки.

Предварительная работа:

  • заучивание поговорок, примет об октябре;
  • беседы о празднике Покрове; приметах октября;
  • заучивание хороводной песни «Калина»,
  • инсценирование песен: «Во кузнице», «Купим мы бабушка..»

Действующие лица:

Хозяюшка – взрослый;

Купец, Петрушка, Шарик – дети.

Звучит фонограмма русской народной музыки,  дети в русских костюмах вместе с родителями входят в музей «Сокровищница народных умельцев».

Хозяюшка: Дверь открыта, заходите, гости дорогие! Утро (вечер) доброе! Гости на дворе – хозяевам радость! Присаживайтесь, будьте как дома. Посидим рядком – поговорим ладком.  Где потеснее, там веселее. За хлебом-солью всякая шутка хороша.  Осень на дворе, дождик, холодно. А в деревне начиналось самое веселье. Урожай убрали, всего наготовили. Самое время гостей принимать да в гости ходить, хороводы водить.

Хоровод «На горе –то калина»

Хозяюшка: В старые времена был такой обычай у русских людей:  коротали осенние  вечера вместе, устраивали посиделки. Тем более, что осень — пора праздников. Дети, а какой по народному календарю сейчас праздник? (Покров)

Расскажите, как готовятся к этому празднику  в деревне?

(Увозят последние снопы с поля.

Перепахивают землю на полях, огородах.

Утепляют избы: стены, окна.

Чинят крыши. Заготавливают дрова.

Начинают топить печи.)

Хозяюшка: О празднике Покрове есть много пословиц, поговорок, примет. Вот послушайте:  Праздник Покров наступил — снегом землю покрыл, а богатый урожай в закрома закрыл. Часто в этот день выпадал первый снежок. Наступали холода, хозяйки топили печь, приговаривая: «Батюшка Покров, натопи избу без дров!» Это значит — согрей, помоги, чтоб теплее стало.

А какие приметы, поговорки вы о Покрове знаете?

(Какова погода на Покров, такова и зима.

Покров землю покрывает где листом, где снежком.

Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.

Покров — конец хороводам, начало посиделкам.)

Хозяюшка: Молодцы! В этот день закликали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина — добром». А еще в это время устраивали знаменитые ярмарки. Они так и назывались — Покровские. А что такое ярмарки?

(Это базар, рынок, где все что-нибудь покупают или  продают)

Песня «Купим мы,  бабушка…»

Хозяюшка: А еще на ярмарке выступают артисты, музыканты, скоморохи.  Под русскую народную музыку появляется Петрушка - ребенок с балалайкой.

Петрушка: Кто тут про ярмарку вспоминает, небылицы сочиняет, детей потешает? Вот я мастак – вру и так и сяк! Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь, никого в мире не боюсь. А это кто явился к нам? Появляется купец - ребенок.

Купец: Я – купец, в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать.

Петрушка: А, пировать! Ну,  тогда я с вами пойду.

Купец: Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу!

Купец: Да не гвоздей, а рублей!

Петрушка: Да не гонял я голубей.

Купец: Да, не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка: Просишь меня – побей! С  удовольствием! ( Петрушка берет палку, бьет купца и приговаривает) Пей, купец, чай, головой не качай. Над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись. Купец «убегает».

Появляется  пёс Шарик (мальчик)

Хозяюшка: Где ты, Шарик, побывал?   Что на ярмарке видал?

Шарик. Что увидеть там я смог? 

Только много разных ног

В сапогах, лаптях, ботинках

На шнурках, ремнях, резинках.

Все торопятся, снуют,

Мне прохода не дают.

Не люблю я шума, давки,

Притаился у прилавка.

Мимо мальчик проходил,

Мне сухарик подарил.

А потом хозяин лавки

Отдал вкусные остатки:

От обеда плошку щей

И в придачу горсть костей,

Целый день я сытый был,

Даже косточку зарыл.

Хозяюшка:  Потешим гостей, споем песню и сыграем.

Песня «Во  кузнице»

Хозяюшка:  Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,  загадаю вам загадки,   кто смышленей погляжу. Хозяйка загадывает загадки про овощи. За правильную отгадку  вручается приз — соответствующий овощ.

 Хозяюшка:   Чтобы сильно не грустил    тот, кто приз не получил,

вам друзья и их подружки пропоют свои частушки.

Частушки

Хозяюшка: В нашей горенке и песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем.

Игры «Селезень утку загонял»

«Дударь»

Хозяюшка: Не по слову мы поем, мы поем куплетами, всех гостей своих потом угостим конфетами.

Общая пляска «Барыня»

Хозяюшка:  Погостить у нас приятно, мы еще вас позовем (родителям), а теперь пошли, ребята, чай с конфетами попьем.

Дети под веселую музыку уходят на чаепитие в группу.

«На Варвару зима дорогу доварваривает»

Фольклорные посиделки

Историческая справка: Посиделки-сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен...  (В. И. Даль)

Осенью и в первой половине зимы молодёжь собиралась на посиделках (посидках. супрядках, беседах, вечеринах). Посиделки, как правило, начинались после уборки урожая, а закапчивались к Святкам. Посиделки устраивали обычно и каждой деревне. В больших деревнях их могло быть несколько: на каждом конце деревни проходила своя  посиделка.

Посиделочное  время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривая друг с другом, пели протяжные песни. Праздная часть начиналась с появления парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их: «Здравствуйте, красные девушки!» или «Посиделке Вашей, лебеди белые!». Девушки должны были встать славок, отдать поклон: «Здравствуйте, молодцы хорошие!», «Бог на посиделку!».

На посиделках молодёжь водила хороводы, затевали игры. Очень популярными были такие игры, как игра в прятки, в жгуты, в верёвочку, в колечко. Пели игровые песни, хоровые песни (величания, припевания), плясали. Любимой пляской на многих посиделках была «Со вьюном я хожу». Этот хоровод мог исполняться и на летних гуляньях, и на вечорках.

Любили на таких посиделках делиться секретами, рассказывать сказки, страшные истории про нечистую силу, чудеса, о которых доводилось слышать кому-то из присутствующих. Завершались посиделки к Рождеству. На последнем вечере девушки и парни устраивали совместное угощение. Хороводы, игры, пляски, песни продолжались до самого утра.

Предварительная работа:

Заучивание поговорок, скороговорок, примет о декабрьских днях, почитаемых русским народом.

Заучивание хороводной игры «Сахаринка», обыгрывание песен: «Во кузнице», «Никанориха»

Действующие лица:

Хозяюшка, две Соседки (взрослые):

Гости (дети старшей и подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Звучит русская народная мелодия.

Взрослые и дети в народных костюмах собираются  в музыкальном зале.

Дети:

Мир вам, гости дорогие.

Вы явились в добрый час

— Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит  наш детский сад:

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай.

И места гостям приметные

За обеденным столом —

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Будут игры, будут пляски,

Будут песни хороши.

Ведь когда-то посиделки

Были праздником души.

Ждём ребят сегодня в гости,

Приглашаем и девчат.

Посиделки начинаем

— От души вам каждый рад!

Ведут гостей в  горницу.  Их приветствует   Хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома!

Веселья вам да радости! Проходите в нашу светлицу поработать да повеселиться!   Кто пироги любит есть, для того и работка на целый день есть! (Рассаживает гостей и садится рядом.)

Хозяюшка: В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. То ли от того, что забеливший землю снег света прибавлял, то ли из-за ясной солнечной погоды, стоявшей в эти морозные декабрьские дни,  но с чьей-то легкой руки пошла о Варваре Заварухе по миру молва, будто она «кусочек от ночи урвала, а ко дню приточала». Но Варвара не светом, а крепкими морозами в народе славилась: «Придет Варюха – береги нос да ухо», «К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит».    И  все это было лишь началом декабрьских холодов, потому что «Варвара мостит, Савва гвозди острит, а Никола прибивает».

Говорят, в эту пору ходит по земле Дед Мороз. Вздохнет поглубже – все вокруг замрет в ледяном оцепенении, скажет слово – оно снежным облаком на землю упадет, топнет ногой – затрещат, заохают в лесу деревья, стужей скованные. И не найти на деда управы, разве, что на теплой печи схорониться, а выходя из избы, закутаться потеплее, надвинув шапку на брови, а шарф до подбородка натянув. Хотя и в этом случае трудно будет от морозов уберечься, которые на лице долго красными отметинами полыхают.

А люд деревенский  бывало соберется в избе у натопленной печи - то песню затянут, то шуткой перебросятся. Весело было! Ой, да что-то разговорилась я: хороша веревка длинная, а речь короткая. Хватит говорить, лучше увидеть да услышать. Принимайтесь, девицы, вы за рукоделие. Да и ребята, выбирайте себе ремесло — кому, что по душе! Звучит спокойная русская народная мелодия.  Дети выбирают себе занятие – девочки  «прядут», «вышивают», «вяжут», мальчики «плетут корзины», «вьют веревки»,  «вытачивают ложки».

Хозяюшка: Нет радости краше усталости. И так круглый год в работе крестьянской. С Богом начинают — руками заканчивают. Хорошему делу — красна цена! А ребята наши умеют потрудиться! С хорошей доброй песней любое дело спорится.

«Во кузнице»

Хозяюшка: Умел народ трудиться — умел и веселиться! А ну, народ, становись в хоровод! Будем мы сейчас играть — себе друга выбирать!

Хороводная игра «Сахаринка»

Прибегают две Соседки.  Говорят, запыхавшись,  перебивая друг друга.

Соседки (вместе): Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Вы, соседки, отдохните... Да всё толком расскажите!

1-я Соседка: У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

2-я:                                                                                                                                          Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода,

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

1-я:                                                                                                                                          

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной,

Что тушил он бородой!

Хозяюшка: Сядьте, соседушки, с нами посидите, хоть дух переведите.

Соседки проходят в горницу, продолжая говорить.

Соседки: Вы слыхали?  Вы слыхали?  Неужели не слыхали?..

Хозяюшка:  Вижу я, самое время в молчанку играть! Раз, два, три — замри!

Игра «Молчанка»

Соседки продолжают жестикулировать,  смешить  детей. Заговоривший или засмеявшийся  должен выполнить задание, придуманное детьми.

Хозяюшка: Раз, два, три — отомри! (Обращается к Соседкам): А что, соседушки, ваши девчата  делают?

1-я Соседка: Шьют да поют! Шьют да поют!

Хозяюшка: А матушки?

2-я: Порют да плачут! Порют да плачут!

Хозяюшка:

А наши девицы — рукодельницы,

Рукодельницы — не бездельницы!

Ну-ка, девицы, выходите,   свое уменье покажите!

Выходят три девочки.

Хозяюшка: 

Мы будем песню запевать,

А вы — ниточку в клубочек мотать.

А ну, друзья, запевайте песню шуточную,   прибауточную!

 «Никанориха»

Девочки в это время сматывают нитку в клубочек.

Игра-соревнование «Смотай нитку в клубок»

Хозяюшка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек  больше   да   тяжелее?

Сравнивает клубочки. Хвалит девочек.

Хозяюшка: А теперь давайте загадки загадывать! Да посмотрим на самого умного и смекалистого!

Девочки садятся по одну сторону, мальчики - напротив. Свою загадку загадывает девочка,  потом - мальчик. Может  загадки загадать и Хозяюшка или Соседки.

Загадки

Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают — глотает. (Печка)

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Рогат, да не бык, пищу берёт, а не сыт. (Ухват)

Чем боле я верчусь, тем более толстею. (Веретено)

Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок)

Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)

Если дети затрудняются ответить, для них подсказка: «в моей избе находится отгадка».

Хозяюшка: 

Дальше бой скороговорок

Предлагаю нам начать —

Кто-то пусть скороговорит —

Остальных прошу молчать!

Гость: Ну что ж, говори свою скороговорку, Хозяюшка. Нам ее повторить — всё равно,  что комара словить.

Хозяюшка:  Слушайте, запоминайте,  да складно, быстро повторяйте!

Три сороки-тараторки тараторили на горке!

«Бой скороговорок».

Хозяюшка   (показывает на родителей): Для этих званых и почётных гостей я приготовила скороговорки. Есть у меня корзинка-копилка. Скороговорочки вы вынимайте, быстро и весело их прочитайте.

Родители достают из корзинки написанные на листках скороговорки и проговаривают их.

На Варвару зима дорогу доварваривает.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.  

Мокрая погода размокропогодилась.

Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.

Подарили Валеньке варежки и валенки.

Хозяюшка: Всем известно, что подружки жить не могут без частушки!

Девочка: На беседушку пойду — сто частушек пропою!

Частушки

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамуля,

Я люблю Алешку.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Ярославские ребята

Невелики — удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.

Не ругай меня, мамуля,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

В это время Соседки занимаются рукоделием: одна

вышивает, другая шьет рубашку. После пляски   говорят пословицы:

Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!

Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки!

Хозяюшка:   Соседушка  Акуля, что шьёшь не оттуля?

Соседка: А я, матушка, еще пороть буду! Быстро время летит. Пора по домам расходиться. А на прощанье  расскажу  одну сказочку. Хотите?.. (Дети отвечают.)

Жил-был царь, у царя был двор... как вы думаете, интересную я вам расскажу сказочку? На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала? Жил-был царь... Что, удивились? Ладно, расскажу другую сказку. Про журавля и овцу, хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца, а не сказать ли сказочку с конца? Сказать?..

Хозяюшка: Нет уж, не надо! Давай лучше я расскажу. В одном болоте жила-была лягушка по имени Квакушка. Завязила она в тину хвост, дергала, дергала — выдернула хвост, да завязила нос, выдернула нос, да завязила хвост... Нравится сказочка?..

Вот такими сказками нарочно  в старину  разыгрывали. Это «докучные сказки», от слова «докучать».

Хозяюшка: Вам — сказка, нам — бубликов связка да веселая пляска.

Свободная   пляска   «Барыня»

Хозяюшка: Нам — веселые пляски,  а вам — пироги да сласти. Что ж вы, гости, всё сидите? К самовару подходите. Угощайтесь, не стесняйтесь!  Как в старых, добрых сказках — приглашаем вас к чаю да к сдобному караваю!

Чаепитие.

Гости: Посидели, повеселились, пора и по домам! Самовар долго кипел — все песни высвистел. Спасибо, Хозяюшка, за работу, за веселье да за угощенье!

Заключение

Отслеживая  результаты развития музыкальных способностей воспитанников в течение многих лет, сегодня я с уверенностью могу сказать, что если первоначальное музыкальное воспитание дошкольников осуществляется с опорой на традиции народной музыки,    дети приобретают гораздо больший объем музыкальных впечатлений. Доступность музыкального фольклора, привлекательность и легкость народных песен и игр (которых, кстати, важно отметить, в предлагаемом репертуаре базовой программы  очень мало) приносит детям радость, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Без познания и практического освоения культурных ценностей народных праздников и развлечений: вечерок, посиделок, увеселений невозможно дать ребенку-дошкольнику полноценное представление о традициях русского народа, так как, например: не разучив русских народных песен невозможно затеять игру, хоровод и т.п. Интерес к теме возникает у дошкольников лишь тогда, когда затронута его эмоционально – чувственная сфера. Поэтому, приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию календарно-обрядовых праздников  важно проводить в тесном сотрудничестве с  родителями воспитанников. Исследователи фольклора  (В. Аникин,  О. Капица, Н. Колпакова) отмечают, что исторически свершается сложный процесс в его развитии: многие произведения взрослых становятся достоянием детей, они приспосабливают их в соответствии со своими интересами и перерабатывают их.          Например: моим воспитанникам очень понравилась игра  «Мех, пух, перо», с которой они познакомились на семейном празднике,  дети играют в нее часто и с удовольствием.   Таким образом, процесс народного творчества не замирает,  и дети также участвуют в его развитии. Это позволяет музыкально-игровому творчеству выполнять различные функции — быть формой организации детской самостоятельной деятельности и средством воспитания, применяемым взрослыми.

В структуре народной песенной игры всегда содержится элемент импровизационности, что позволяет ставить перед детьми творческие задания и что дает им возможность быть своеобразными соавторами.  

В играх-драматизациях ребенок получает возможность дальнейшего понимания окружающего через изображение различных персонажей — это серьезная и богатая воображением деятельность. Хотя в ней и предполагается определенная ритмическая  деятельность, но дети должны следовать своим порывам и интерпретировать игры в собственной манере («свобода движений есть правило»).

Другой тип народного игрового творчества — соревновательные игры. Хотя в них зафиксированы определенные движения, но и в эти игры дети вносят добавления и изменения. Наши воспитанники с удовольствием играют в игры: «Горшки», «Шишки, желуди, орехи», «Разиня».

Фольклорные произведения имеют особое воспитательное значение для детей дошкольного возраста. Понятно, что многие явления жизни, труд в том числе, отражены не в тех формах, которые характерны для современных условий. Но дело в той психологической подготовке, которую получают дети, знакомясь с художественными образами песен, воспитывающих положительное отношение к труду и жизни.

Досуговая   деятельность  способна  фокусировать все виды культуры человека: эстетическую, нравственную,  познавательную, игровую, этическую и т.д.  Именно,   деятельность в свободное время позволяет воспитывать и формировать у ребенка память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу и к старшему поколению. Развивать эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также уметь  ими пользоваться.

Вывод: входя в мир народного творчества, ребенок слышит «зов предков».  характерные  для русской народной культуры мелодии, звуки, тембры, орнаменты «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, культуры.

Литература:

Каршинова Л.В.. Мир и человек. Программа учебного курса

Каршинова Л.В.. Мир и человек. Учебно-методическое пособие к программе

Русская семья. От рождения к вечности /Редактор-составитель Кислицина Т.Г. – Белый город, 2008 – 359с.: ил./

Русская семья. Праздники и традиции  /Редактор-составитель Кислицина Т.Г. – Белый город, 2009 – 295с.: ил./

Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М.: «Академия», 2005г.

Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». С-Пб.: «Детство-пресс», 2005г.

Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста». М,: 2002г.

О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной   культуры» С-Петербург - 2002г.

Бударина Т.А., Маркеева О.А., Л.С.Куприна, О.Н.Корепанова «Знакомство детей  с русским народным творчеством», С-Петербург, «Детство-Пресс», 2004г.

Ботякова О.А.  «Российский Этнографический музей - детям», С-Петербург, 2001г.

Соколова Л., Некрылова А. «Воспитание ребёнка в русских  традициях», М - 2003г.

Фёдорова Г.П. «На златом крыльце сидели», С- Петербург, Детство - 2000г.

Вешневская В.Н. «Свет Руси - программа Духовно-патриотического воспитания  детей 5-7 лет». «АРКТИ», Москва 2004г.

Скорлупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва - 2005г.

Русская семья. От рождения к вечности /Редактор-составитель Кислицина Т.Г. – Белый город, 2008 – 359с.: ил./

Народная Русь. – М.: Белый город, 2008. – 592с.: ил.

Копилка народных премудростей   / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. – М.: Метафора, 2006. – 816 с.: ил.

Рокитянская Т. А.  Воспитание звуком, Академия развития Академия Холдинг  Ярославль – 2002.- 128 с.

Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб.: Издательство «Союз». – 2003. – 176с. (Азбука развлечений)

Н. Метлов «Русская народная песня в детском саду», Дошкольное воспитание № 10, 2008

Фольклор и дети: Сборник материалов /составитель Д.Л. Крейдлина. – М.:, 1994, 54с

Должанский А. Н.  Краткий музыкальный словарь. – М.; Л., 1966.

Аполлон Коринфский «Народная русь» Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа – М.: Белый город, 2008. – 592с.: ил.

Терещенко А. В., История культуры русского народа, М-2007г.

Русский народ. Его обычаи, предания обряды, под ред. М. Забылина, М. – 2003г.

Тихонова О.Г., Дошкольнику о музейной культуре, М – 2006г.

Музей и школа, под общ.  ред. Т.А. Кудриной, М – 1985г.

Выготский Л.С. Собр. соч: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчестве: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской — М.: Гуманит. изд-во «Центр ВЛАДОС», 2000.

Приложение

«Колядка зайки»

«Ой, коляд, коляда!»

«Блины»

Веснянки

«Жавороночки»

«Жучик-крючик-паучок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к русской национальной культуре»

Проект «Приобщение детей к русской национальной культуре» Цель: приобщение детей к истории и культуре Родины. Задачи: • формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности ...

Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка

Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...

Педагогический совет на тему: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности возможно через приобщение дошкольников к народной культуре....

"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"

quot;Приобщение детей к истокам русской национальной культуры средствами музыкального воспитания"...