Почему мне и моей школе необходимо измениться?
статья по теме

Затонская Вера Васильевна

Любая развивающаяся и темболее развитая страны мира проводила и проводит реформы в начальном, среднем и высшем образовании, т.к. необходимо переосмыслить традиционные, старые подходы в преподавании и обучении на  совершенно новые, и конечно же в соответствии с запросами времени.

Сейчас учителя в своей работе, вытесняя традиционную педагогику, ипользуют интегрированные, деятельностные подходы в обучении, помогая детям самостоятельно находить ответы на те или иные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_1_zatonskaya_vv.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Затонская Вера Васильевна                          Портфолио учителя                                   Раздел 1

Группа № 1  поток 1                                      1 – го уровня                                                      

Город Караганда                                            27.10.2013

Портфолио учителя

первого (продвинутого) уровня

Затонской Веры Васильевны

Общий стаж работы  

25 лет

Педагогический стаж работы

25 лет

Учреждение

КГУ «СОШ №46»

Должность

Заместитель директора по ВР, учитель математики, информатики и экономики

Категория

Специалист высшего уровня квалификации высшей категории

Раздел 1.

Почему мне и моей школе необходимо измениться?

                                                                             «…Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь».                                                  Аристотель

Любая развивающаяся и темболее развитая страны мира проводила и проводит реформы в начальном, среднем и высшем образовании, т.к. необходимо переосмыслить традиционные, старые подходы в преподавании и обучении на  совершенно новые, и конечно же в соответствии с запросами времени.

Сейчас учителя в своей работе, вытесняя традиционную педагогику, ипользуют интегрированные, деятельностные подходы в обучении, помогая детям самостоятельно находить ответы на те или иные вопросы.

Рассмотрев некоторые международные рейтинги в области образования, я хотела бы сказать, что в международном исследовании  учащихся по функциональной грамотности  PISA лидирующие позиции у Финляндии, Кореи и Японии.  Компетентностный подход и исследование PISA [онлайн на: http://www.strana-oz.ru/2012/4/funkcionalnaya--gramotnost-shkolnikov-i-problemy-vysshey-shkoly] (получено 24 сентября 2013).

Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии (PISA), проведимый и полученный в ходе реализации Программы международной оценки обучающихся и является главным критерием. Казахстана еще в 2009 году в соответствии с приказом №164 от 7 апреля 2009 года Министра образования и науки РК предоставляет возможность нашим пятнадцатилетним учащимся страны принять участие в этом  международном исследовании. [онлайн на: http://www.naric.kz] (получено 24 сентября 2013). Первое место по итогам прошлого года занял Шанхай (Китай), второе – Южная Корея, третье – Финляндия, хотя в последние годы она регулярно занимала первую строчку. [онлайн на: http://all-matematika.ucoz.ru] (получено 25 сентября 2013).   Продолжая рассматривать итоги прошлого исследования, можно выделить, что казахстанские 15-тилетние обучающиеся показали следующие результаты: грамотность чтения – 59 место, математическая грамотность – 53 место, естественнонаучная грамотность – 58 место. [онлайн на: http://bilimstat.edu.kz] (получено 25 сентября 2013).   Результаты учащихся Казахстана в сопоставлении с результатами других стран, принимавших участие в основном исследовании PISA 2012, будут получены в декабре 2013 года.

Существует еще один показатель «образованности», который хотелось бы рассмотреть. Организация экономического сотрудничества и развития недавно выпустила доклад «Краткий обзор образования-2012» (Education at a Glance 2012), затрагивающий страны ОЭСР и «Большой двадцатки». При внимательном изучении этого документау можно отметить пять самых образованных стран в мире это: США, Япония, Израиль, Канада и Россия. И главным критерием в этом исследовании выступает процесс доступного послешкольного образования. [онлайн на: http://www.inosmi.ru/] (получено 25 сентября 2013).  После получения качественной подготовки по обязательным дисциплинам далее выпускникам предлагается обучение в колледже для основательной подготовки к обучению в высшем учебном заведении.

Если внимательно рассмотреть приведенные данные, то нельзя дать однозначный ответ: чтоже является следствием таких высоких показателей. Для каждой страны это будет свой путь, свои возможности, свои приоритеты в области образования.

А если рассматривать результаты по развитию дистанционного образования, то лидирующие позиции занимают Китай, Индия, США, т.е. можно сказать, что эти страны уделяют огромное внимание именно дистанционному обучению, считая его перспективным и что за ним будущее. Перспектива развития дистанционного образования через Интернет в разных регионах мира. [онлайн на: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/95372?diplom-perspektiva-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya-cherez-internet-v-raznyih-regionah-mira] (получено 25 сентября 2013).

Интересно было ознакомиться с источником Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики [онлайн на: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit02.php] http://www.inosmi.ru/] (получено 25 сентября 2013), в котором представлена информация индекса образования: грамотности взрослого населения и показатели поступающих, как в начальные и средние учебные заведения, так и  в высшие учебные заведения нижеперечисленных стран. Имея индекс образования, который составляет 0,99, лидерами по индексу образования стали: Дания, Австралия, Ирландия, Канада, Испания, Норвегия, Новая Зеландия, Финляндия. Взрослые люди очень ответственно подходят к получению образования, как видно из этого источника, первую строчку по уровню образования взрослых занимают три страны - Израиль, США, Норвегия,  в которых  люди в возрасте 25-65 лет составляют 30% населения, которые успешно получили  высшее образование в своей стране.  В 2002 году Россия занимала  7-ое место, но через три года, в 2005 году она сдала свои позиции сразу четырем странам, разделяя с 11 по 13-ое место вместе с Великобританией и Швецией. Почему это произошло? Может быть, образование в России перестало развиваться, в то время, как в Великобритании и Швеции оно стало двигаться семимильными шагами, применяя новые формы и технологии в обучении. Ребенок в Великобритании, имея первичные навыки, полученные при углубленном изучении предметов в школе, самостоятельно выбирать будущую специальность. Так же можно отметить положительным и то, что в средней школе в Великобритании дети учатся в возрасте от 11 до 16 лет.

Положительным моментом является и то, что в это время им предлагается получение наряду со средним специальным образованием так же и углубленное изучение предметов в школе.

Система образования Финляндии признана самой лучшей в мире согласно новому глобальному рейтингу стран. Почему образование в Финляндии лучшее в мире [онлайн на: http://www.vestifinance.ru/articles/20254] (получено 25 сентября 2013).   Всё Интернет-пространство «кричит» об этом. И если просмотреть три лидирующие позиции – рейтинги, опять выделяется Финляндия: это по качеству школьного обучения PISA; 2 место по получению высшего образования в финансовом отношении; 2 место по доступности высшего образования. А вот лидером здесь является Швеция. В чем же причина успешности Финляндии? Я считаю, что это происходит по тому, что общее образование у них является обязательным и бесплатным для всех: коренных жителей и иностранцев, поэтому каждый стремится получить образование и престижную работу. Еще хотелось бы еще заметить высокую роль учителя, которую отводит там государство. Но главным действующим лицом в школе все равно остается ученик, и именно к нему применяется со сторону учителя при обучении индивидуальный подход.

Обучаясь шесть лет в начальной школе дети в Финляндии получают огромный потенциал, изучая основы наук. Затем три года дети обучаются в старшей общеобразовательной школе и только потом три года в средней школе (гимназии).

В Интернете приводится еще один рейтинг: по количеству студентов в системе высшего образования, где опять лидируют Соединенные Штаты Америки с 13,2 млн. студентов. На втором месте находится Россия, в которой 6,9 млн.человек взрослого населения имеют высшее образование, что вдвое меньше, чем в США, на третьем месте находится  Япония с 3 млн.человек.  

Япония занимает здесь третье место наверно потому, что она намного меньше в размерах своего материка, хотя образование в Японии, продолжается на протяжении всей жизни. В детские сады в Японии дети идут в возрасте от 3 до 5 лет и готовят их там к осознанному обучению в школе.

Шесть лет японский ребенок обучается в начальной школе, изучая математику, японский язык, естествознание, труд, рисование, музыку.

Затем три года ребенок обучается в средней школе, где изучают иностранный язык, математику, естествознание. После этого три года ребенок обучается в средней школе, которая не является обязательной для всех детей.

В Японии в средней школе учащимся предлагаются следующие направления специализации: общеобразовательное направление – по выбору детей гуманитарное или естественно-научное; профессиональное направление – технологическое, сельскохозяйственное, коммерческое, или морское.

И снова Интернет предлагает интереснюу статистику:

  • Средняя продолжительность обучения на всех уровнях образования в различных странах колеблется от16 до 20 лет. В Казахстане это составляет 14-15 лет.
  • Продолжительность обучения в колледжах Казахстана – 1,9 лет, а в странах ОЭСР – 3,8 лет.
  • Продолжительность начального обучения и в основной ступени в Казахстане – 9 лет, в странах ОЭСР – 9,5 лет.
  • И самое главное – начинают свое обучение дети тоже не одинаково: промежуток от 3 лет и заканчивается  7  годам. В Казахстане, например, начинается обучение 5-7 лет, а России  - только с 7 лет.
  • Годовая учебная нагрузка школьников Казахстана является самой высокой в сравнении с другими странами и превышает в 1,8 раза в сравнении со станами ОЭСР.
  • Доля женщин – учителей во всех уровнях образования Казахстана, в сравнении с ОЭСР, превышает на 3% в дошкольных учреждениях; больше на 20% в начальном звене; на 30% больше в среднем звене.

Хочется отметить так же и то, что ежегодно приоритетные направления в образовании нашей страны конкретизируются в Послании Президента Казахстана Н.А.Назарбаева. В нашей республике уже второй год реализуется программа «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников», программа "Казахстан – 2050". В этой  стратегии реализуется  задача, поставленная президентом нашей Республики Н.А. Назарбаевым, который выступил перед населением, о том, чтобы наша процветающая Республика вошла в пятидесятку наиболее конкурентоспособных стран. Из Послания Президента РК следует, что ключевыми ориентирами любой образовательной системы являются приобретаемые знания и профессиональные навыки, необходимые в переподготовки и подготовки педагогических кадров. Главным приоритетом данной программы является Образование. Вместе с  Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы осуществляется развитие школьного образования в республике. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников [онлайн на: http://ppi.kz/index.php?id=777&lang=ru&option=com_content&view-=article ] (получено 25 сентября 2013).

Государственная программа в сфере отечественного образования является основной государственной политикой в сфере национального образования, и определяют изменения в содержании и образовательных технологиях, а также в  воспитании, в структурах школ, системах управления, правовых и организационных  формах субъектов образовательной других и деятельностях, в развитии разных уровнях образования с финансовыми механизмами. Изменение школьного образования Казахстана с учетом приоритетов на предстоящие десять лет:

-  в развитие толерантности, в уважении к культурному наследию, в обеспечение устойчивого развития и личностной безопасности, в образовании для согласия и мира;

-  услуги в сфере образования должны быть качественны и доступны для всех (образование для всех) включая инклюзив;

-  саморазвитию и профессиональной ориентации должно способствовать содержание образования (образование для труда и жизни);

-  развитие индивидуальности и собственной личности должно быть инструментом становления (постоянное образование в течение всей жизни);

- партнерство будет способствовать полноценной личностной социализации в процессе образования (открытая система как образование).

Подготавливая школьников к труду и к жизни требуется пересмотр результатов настоящего образования.  Движущей силой культурного и социально-экономического прогресса общества связано с толкованием понятия "образовательные результаты", как созидательного фактора.

За рамки простого перечня навыков, знаний и умений выходит современное понимание результатов образования, в соответствии с обучением учебного предмета. Результаты образования в процессе обучения учащихся в школах являются конечным продуктом  и  свидетельствуют о личностных, качественных изменениях обучающегося и проявляются в его взаимодействии и поведении с социальной средой.

Н.А. Назарбаев в 2011 году подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» и поставил задачу о формировании интеллектуальной нации, где выделил три главных аспекта – образование, наука, инновация.

Большие изменения происходят за последние года в современном образовании на благо будущего страны и детей, но как у всех изменений есть две стороны одной медали: позиция министерства и позиция учителей, детей и родителей. Всё это отражается в больших изменениях системы образования, соответствующие новому качеству образования Казахстанского.

В качестве примера можно сказать, что никак не могут определиться в вопросе  Кто виноват? в подъеме подростковой  преступностью, наркоманией и алкоголизмом среди несовершеннолетних. И хорошо, что в последнее время говорят, что это недоработки семьи и школы, а не только школы.

И еще один пример, что огромная часть выпускников колледжей, гимназий и школ, сразу же после школы могут продолжить свою учебу в высших школах заведений Республики и за рубежом, но мы знаем, что  школьное образование будущее нашему гражданину не могут обеспечить. А почему, во – первых, их с неохотой принимают на работу (нет квалификации и опыта), во – вторых, слишком молоды и ветрены. Проще можно сказать, что наши выпускники не подготовлены к реальным   условиям жизни.

Что же можно сказать об учителях, стоящих у доски, ведущих по многу часов, пытающихся освоить новые технологии, заполняя портфолио, которые пытаются доказать комиссии во время аттестации, что звания получены ими, награды и грамоты с категориями не зря. Молодые кадры идут в школы с неохотой, т.к. зарплата их не устраивает, если это еще мужчина, то ему надо прокормить свою молодую семью, в которой, как правило, молодая жена сидит в декрете.

На учительскую зарплату учителя не могут жить и эта одна из главных причин почему учителям приходится брать огромное количество часов в школе или заниматься репетиторскими часами, т.е.,искать любые способы законные и незаконные, повысить свою зарплату. Еще одной причиной может служить средний возраст всех учителей школ, он колеблется от 40 лет и выше. Это возраст имеют более половины любого школьного коллектива - учителя пенсионеры. Чтобы молодым специалистам получить заплату чуть больше прожиточного минимума по Казахстану можно только благодаря огромнейшему количеству часов, т.к. категорию он получит через  лет несколько, и  конечно для этого ему нужно приложить максимум усилий. От сюда вывод, что «молодые» специалисты, просчитывая все минусы и плюсы учительской работы, приходят к выводу, что деньги надо зарабатывать в другом месте.

Оценивание знаний обучающихся является одним из главных аспектов. Мы не можем поставить неудовлетворительную оценку ребятам, которые не могут или не хотят учиться. Им нужно было бы ставить оценки «1», «2», а мы ставим подаренную и  условную  «3». В аттестат я бы выставляла и «1», и «2», и остальные оценки до «5». Ведь у нас пятибалльная система оценивания.

Многие учителя считают, что среднее образование сильно подкосилось платным образованием: зачем детям напрягаться, если можно скачать или купить домашние задания или решить их с репетитором. Заплати - и не трать время на его решение.

Чтобы образом жизни стало образование для каждого родителя, ученика и учителя созданы основные задачи средней школы. Профильное обучение и предпрофильная подготовка предполагает предоставить ученику развивать у него, для удовлетворения личностных потребностей, уникальные возможности.

Хотелось бы отметить, что основной потребностью учеников, родителей, учителей, и администрации школы должна быть одна из главных потребностей их в самообразовании, которая в дает возможность реализации не только в стенах данной школы. Только от школы всегда зависит, каким выйдет будущий гражданин в жизнь - на этапе физиологических потребностей, а может это будет достойнейший человек.

Хотелось бы затронуть еще один очень важный аспект в нашем образовании - это электронное обучение. Ведь для современного школьника использование возможностей современных коммуникационных технологий – норма жизни. Именно электронное обучение становится мощным фактором формирования новой личности и свободного гражданина в современном информационном обществе.

Какой наша школа была и существует, мы знаем точно, а вот, какую мы хотим ее видеть в будущем?

Я считаю, что наша школа в будущем будет способна выпускать ответственных граждан своей Республики, четко осознающих свое место в жизни, государстве, знающих, понимающих и стремящихся к тому, что любой человек кузнец своего счастья, даже если в его окружении находятся менее счастливые и удачные люди. Мы должны вырастить людей открытых для того, чтобы могли улучшить свою жизнь и окружающих, как в своей душе, так и в душах людей всей страны. Школы в ближайшем будущем будут реальным домом и обучающим центром, как для школьников, для учителей и конечно для родителей, где им будет интересно, весело, поучительно и самое главное полезно всем в обучении: учителям у учеников, ученикам у тех же учителей, а я надеюсь и верю, что это так будет именно так, иначе зачем мы «живем» в образовании?

Список литературы.

1. Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане

2. Международное исследование PISA и проблемы высшего образования. Карпенко О.М., Бершадская М.Д.//Вестник общественного мнения (Центр Ю.Левады), 2007, № 5, с.38-47

3. Перспектива развития дистанционного образования через Интернет в разных регионах мира.

   http://5ballov.qip.ru/referats/preview/95372?diplom-perspektiva-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya-cherez-internet-v-raznyih-regionah-mira 

4. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit02.php 

5. Почему образование в Финляндии лучшее в мире

http://www.vestifinance.ru/articles/20254 

6. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников

http://ppi.kz/index.php?id=777&lang=ru&option=com_content&view=article 

7. Поташов С.Г. Размышления в слух.

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н. Торопова М.М.

Сценарий классного часа  «История моей школы» - ко дню рождения  школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н., Торопова М.М.- воспитатели)...

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС..

В докладе раскрываются новые требования к стандартам, определяющим нормативную модель образовательной системы . Раскрывается принцип сопоставительного анализа прежнего стандарта с требованиями ФГОС и ...

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...

Урок в 7 классе "Why do you love your school?" ("Почему ты любишь свою школу?")

Урок для учащихся 7 класса по УМК Биболетовой М.З....

Планирование работы классного руководителя специальной школы - необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.

Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и мето...

Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...