Использование информационно – коммуникационных технологий
статья по теме

Затонская Вера Васильевна

В современном мире все большее наблюдается увеличение влияния информационно – коммуникационных  технологий на человека и конкретно на каждого учащегося. С малых лет ребенок большим удовольствием смотрит телевизор, а книгу в лучшем случае только пролистает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_chteniya_zatonskaya_vera_vasilevna.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий.

 В. В. Затонская,

учитель математики и информатики

КГУ СОШ № 46

Октябрьский район г. Караганды

В современном мире все большее наблюдается увеличение влияния информационно – коммуникационных  технологий на человека и конкретно на каждого учащегося. С малых лет ребенок большим удовольствием смотрит телевизор, а книгу в лучшем случае только пролистает.

Огромный поток новейшей информации, всевозможной рекламы, применение новых компьютерных технологий, как на телевидении, так и новых разработанных игровых приставок, электронных игрушек и модернизированных компьютеров, которые оказывают большое влияние на воспитание и развитие ребенка и его восприятие окружающего мира.

 Раньше информацию по любой интересующей теме ребенок получал разных сторон: учебники, пособия, хрестоматии, справочная литература, лекции учителя, конспекты урока. Но, современных условиях сегодня,  учитель вносит в учебный процесс новейшие методы и формы подачи той или иной информации. Соответственно возникает вопрос, зачем и для чего это нужно.  Мозговая деятельность ребенка, настроена на получение знаний в форме развлекательных мероприятий и программ по телевидению. Он гораздо легче воспринимает информацию предложенную на уроке и вне урока с помощью медиасредств в виде презентаций, видеороликов и т.д.

Необходимо каждого ребенка научить за короткий промежуток времени (45 минут урока) осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массы информации. Поэтому очень важно организовывать процесс обучения таким образом, чтобы ребенок мог активно, с интересом и большим увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

В решении этой очень непростой задачи может помочь учителю только сочетание традиционных методов обучения и современных информационно - коммуникационных технологий, в том числе и компьютерных. Каждодневное использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, DVD - проигрывателя, электронных книг, калькулятора, способных имитировать многие игрушки и различные игры, современный компьютер является для ученика равноправным партнером, способным тонко реагировать на все его действия и большое количество вопросов и запросов, которых ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает лучше оценить способности и знания учащегося, лучше его понять; побуждает каждого учителя искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

И так, что же такое ИКТ?

Всякая педагогическая технология - это любая информационная технология, так как в основу технологического процесса обучения ложится получение и преобразование  информации.

Компьютерная технология является самым удачным определением для разнообразных технологий обучения, использующих компьютер. Новые компьютерные информационные технологии обучения помогают процессу подготовки и передачи информации каждому учащемуся. И главным  средством для осуществления данных возможностей является компьютер.

При подготовке к каждому уроку учитель использует ИКТ, но нельзя забывать, что это «просто урок», и соответственно должны выдерживаться: план урока, его цели, и  соблюдении основных дидактических принципов: систематичность и последовательность, доступность, дифференцированный подход, научность и др.  При этом компьютер не должен заменять учителя, а только дополнять и помогать ему.

Каждому уроку свойственны следующие принципы:

1.  принцип интерактивности и диалогового характера обучения:  информационно – коммуникационные технологии обладают способностью "реагировать - откликаться" на каждое действия ученика и учителя; "реагировать - вступать" с ними в диалог, что и является главной особенностью методик компьютерного обучения;

2.  принцип адаптивности: настройка каждого компьютера к индивидуальным особенностям каждого ребенка;

3.  принцип управляемости: в любой момент урока возможна многократная корректировка учителем процесса обучения;

4.  принцип оптимальности: сочетание индивидуальной и групповой работы;

5.  принцип психологического комфорта: поддержание у учеников состояния комфорта при работе с компьютером;

6.  принцип неограниченного обучения: интерпретации, приложения и содержания обучения можно получить, как из Интернета, так же из бумажных учебников и дополнительной литературы, объем которых очень велик.

Компьютер может быть использован на всех этапах урока: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

        

Учитель при подготовке к уроку может использовать различные программные продукты:

 

1. Языки программирования (только для учителей информатики): с помощью Языков программирования учитель может составить различные программы - задания, которые можно использовать на различных этапах урока,  для преподавателей других предметов это  затруднительно.

2. готовые программные продукты (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы.  Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

 

3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

 

4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

 

5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

 

6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества использования ИКТ

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7.  Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10.  Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1.      Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2.        У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3.      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4.      Отсутствие контакта с учителем информатики.

5.      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6.      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7.      Не хватает компьютерного времени на всех.

8.      В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10.  Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы  эффективного использования информационно – коммукационных технологий при  организации  учебного  процесса....

Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в школе.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать люб...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...