Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?
статья на тему

Затонская Вера Васильевна

Изучая и очень долго размышляя о семи модулях Программы, к концу пятой недели я поняла, что как только выйду на практику в  свою школу, буду применять в своей деятельности приемы и технологии, рассмотренные в этих модулях. И по окончании шестинедельной практики я должна доказать почему использование семи модулей Кембриджской Программы повышает продуктивность работы учителя на уроке, при подготовке к урокам или мероприятиям, при проведении коучинг – сессиий и менторинга, и что без применения данных модулей достижение полного понимания данной темы отчета было бы затруднительно или для этого понадобилось бы гораздо больше времени и сил .

Работая в школе 25 лет, я очень часто переосмысливаю свой опыт педагогической деятельности и в свете пройденного первого этапа курсов, пришла к выводу, что современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологии, где не только ребенок, но и взрослому человеку, и даже учитель тяжело и сложно ориентируется в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_4_zatonskaya_vv.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Затонская Вера Васильевна                          Портфолио учителя                                        Раздел 4

Группа № 1    поток 1                                    1 – го уровня                                                      

Город Караганда                                            27.10.2013

Раздел 4

Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?

        Изучая и очень долго размышляя о семи модулях Программы, к концу пятой недели я поняла, что как только выйду на практику в  свою школу, буду применять в своей деятельности приемы и технологии, рассмотренные в этих модулях. И по окончании шестинедельной практики я должна доказать почему использование семи модулей Кембриджской Программы повышает продуктивность работы учителя на уроке, при подготовке к урокам или мероприятиям, при проведении коучинг – сессиий и менторинга, и что без применения данных модулей достижение полного понимания данной темы отчета было бы затруднительно или для этого понадобилось бы гораздо больше времени и сил .

Работая в школе 25 лет, я очень часто переосмысливаю свой опыт педагогической деятельности и в свете пройденного первого этапа курсов, пришла к выводу, что современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологии, где не только ребенок, но и взрослому человеку, и даже учитель тяжело и сложно ориентируется в жизни.

Для преобразования практики школы я планирую использовать следующие формы работы :мастер –классы, семинары, тренинги, коучинги и менторинги.

Планируя достижение в своей школе, хочу прийти к следующим целям и получению соответствующих результатов:

  • Я считаю, что используя новые подходы в образовании, преподавание и обучение станет более эффективным.
  • Используя внедрение формативного и суммативного оценивания, приведет к распространению опыта учителей, прошедших обучение по кембриджской системе.
  • Изучение и ознакомление с подходом Lesson Study  учителей, приведет к освоению и внедрению новых подходов в обучении.
  • Используя в своей работе коучинги и менторинги, позволяет выводить учителей на новый уровень в системе преподавания и обучения.
  • Привлекая учителей в сетевые сообщества, способствуем их развитию и активное участие учителей в обсуждении злободневных вопросов в сетевых сообществах.

Для поддержки коллег я запланировал проведение коуч-сессий и менторинг для внедрения изменений в практику школы.

         В период прохождения практики мною были запланированы и проведены следующи коуч-сессии, для повышения мотивации обучения учащихся в начальных классах.

         Коучинг - сессия № 1 «Использование ИКТ технологий на уроках в начальной школе». СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

         Целью данной коучинг – сесии явилось определение состояния использования ИКТ в начальных классах на уроках перед внедрением преобразований.

        Главной задачей сессии было выявление представления учителей о понятии «ИКТ», «информационные технологии»; необходимо было их научить составлять «понятийные карты» по использованию информационных технологий, предлагаемой инновационной педагогикой; и самое главное научить анализировать путь развития ИКТ в школе.

Критериями успеха данной сессии я считаю:

1) вовлечение учителей начальных классов в групповую работу, в которой они себя почувствовали нужными для своих товарищей, где смогли поделиться своим опытом и знаниями;

2) смогла вызвать заинтересованность учителей к совместной работе при выработке основных направлений в освоении информационно-коммуникационными технологими, узнав это из листков обратной связи и акетирования.

В рефлексии коучинг – сессии учителя выделили ряд свох действий, которые им особенно понравились и запомнились, а это: 

1) работа в группах, и их сменный состав;

2) высказывания и размышления над проблемой развития внедрения ИКТ в образовательный процесс;

3) самооценивание и взаимооценивание коллег;

4) саморефлексия и саморегуляция проведенная в конце, которые выявили сильные и слабые стороны в знаних преподавателях по изложенной теме.

Я считаю, что предложенные мною методы и приемы работы, а именно: групповая работа, диалоговое обучение, рефлексия, позволили показать учителям разные способы владения аудиторией, детьми, как в группе, так и индивидуально.

В своей работе в период подготовки к сессии и во время ее мне необходимы были следующие ресурсы, а именно подключение к Интернету для обращения к международному передовому опыту преподавания и обучени с помощью ИКТ;  демонстрации практического опыта учителей школы и других школ города и республики, а так же обобщение знаний и умений учителей школы в области ИКТ.

         

Вторая Коуч-сессия «Может ли диалог способствовать интеллектуальному развитию учащихся?» , позволила выявить представления учителей школы о диалоге и диалогическом обучении.

       Целью данной кочинг – сессии  явилось рассмотрение возможностей влияния диалогического обучения на интеллектуальное развитие учащихся, независимо или наоборот в соответствии с типом мышления.

Задачи, которые я поставила перед учителями были выполнены,  они научились составить карты понятий по диалогическому обучению, анализировать  и сделать выводы о необходимости организации диалогического обучения для развития интеллектуальных способностей.

Критериями успеха данной сессии, я считаю, стало вовлечение учителей в групповую работу по составлению понятийных карт диалогического обучения, их  вовлеченность и заинтересованность к диалогу в совместной работе.

Учителя сами смогли оценить свои действия, через обратную связь, рефлексию, написанную в конце занятия. Работая в группах учителя обсуждали формы диалога, размышляя над проблемой диалогического обучения; учились самооценивать себя и взаимооцениватьдруг друга, а также проводить саморефлексию и саморегуляцию.

        Использованные мною методы и приемы выбранных стратегий показали, что  групповая работа дает положительные результаты в ходе обсуждения над понятиями о диалоговом обучении, и проведенная рефлексия показала, что учителям необходима была данная коучинг – сессия, так как полученная информация даем им возможность применения на определенных этапах урока полученный опыт о диалогическом обучении.

Ресурсы, которые я предложила учителям, оказались им полезны и нужными, что дало положительные отзывы о данной коучинг – сессии. Размышляя над проблемой диалогического обучения, они учились выбирать самое необходимое из международного опыта преподавания и обучения по данной тематике. Опыт сегодняшней сессии показал, что учителя уже практически без проблем смогли выявить и использовать найденный материал через интернет ресурсы, смогли ознакомиться со опытом и знаниями учителей других школы о диалогическом обучении. И самое главное учителя в листах обратной связи написали, что они могут и будут использовать в своих учебных занятиях. Практический опыт диалогического обучения учителей, взятый из интернета воодушевил на его применение.

       

Тема следующей коуч-сессия была очень широкой: «Почему учителям надо меняться. Новые формы методической работы. Коучинг. Менторинг. Lesson Study. Возможности сетевого сообщества учителей», в которой я постаралась выявить представления учителей о современной интерпретации оценивания, а также составить представление об основных видах оценивания

       Цель моего занятия была в ознакомление учителей с новыми методами, стратегиями и критериями оценки, формами методической работы; наблюдением и анализом уроков.

Задачи, которые были поставлены в этой коучинг – сесии были оправданы и проанализированы, определена разница видов оценивания для обучения и оценивания обучения.

Критериями успеха, считаю высказывания учителей во время рефлексии и листов обратной связи, где они отметили эффективность вовлечения учителей школы в групповую работу для оценивания, выявления и определения критериев оценивания, заинтересованности учителей начальных классов в ходе совместной работе по оцениванию знаний учащихся в своих классах.

Свои действия учителя определили, как полезные и применимые на уроках. Работу в группах по оцениванию, размышлениями над поставленной проблемой оценивания, определения критериев оценивания считают очень нужной и своевременной. И уже к третьей сессии самооценивание и взаимооценивание проходило легко и результативно. На мой взгляд обучение саморефлексии и саморегуляции дало положительный результат.

Групповая работа, диалог, оценивание и рефлексия помогли отределить методы и приемы стратегий обучения и преподавания, которые дали положительный отзыв учителей нашей школы. 

Ресурсы, которые помогли мне при подготовке к коучинг – сесси, а также и моим учителям для дальнейшей работы в классах, для ознакомления с международным опытом оценивания преподавания и обучения и определения критериев оценивания. Представленные ресурсы дали знания учителям школы о формах и методах оценивания, просмотрели и обобщили практический опыт учителей школы в оценивании, а также международный опыт коллег.

       В период практики мною были запланированы и  проведены следующие менторинг-сессии.

      В ходе менторинга «Обсуждение серии проведенных последовательных уроков по математике в 3 А классе», я с учителями начальных классов ОВ и СА обсудила метод Lesson Study, который помог осуществить качественную подготовку  к серии проведенных уроков.

      Цель менторинга заключалась в создании условий для коллаборативной образовательной среды на уроках математики в начальных классах.

Задачи, которые я поставила перед менти, заключалась в выявении с помощью анкетирования личностно - значимых запросов школьников в отношении образовательного процесса, помогли обсудить с другими учителями информацию, полученную из анкет. И самое главное я смогла увидеть формы и методы работы учителя начальных классов на уроках математики, где были продемонстрированы знания умения и навыки учащихся на уроках и сумели показать, как учащиеся могут самоанализировать и рефлексировать.

Критерии успеха заключались в том, что мне удалось вовлечение в групповую работу не только учителей начальных классов, но и заместителя директора по учебно -  воспитательной работе, совместно с учащимися начальных классов. Заинтересованность учащихся начальных классов к  совместной работе тоже является критерием успешности и это было определено через анкетирование и листы обратной связи, через светящиеся лица учеников после уроков.

По высказываниям и действиям учителей можно сделать выводы, что учителя, размышляя над проблемой в организации работы с учащимися для получения максимального результата делают первые шаги в самооценивании и взаимооценивании своих результатов, для умелого проведение саморефлексии и саморегуляции.

Те методы и приемы, которые я предложила менти, взятые из Программы курсов преподаванию для использования подходов Lesson Study, показались ей применимы к урокам в начальных классах, так как Lesson Study дает такие ключевые характиристики, как креативность и научность, работающими с целью разработки новых подходов. И предполагается сбор данных об обучении учеников, которые будут подтверждать эффективность используемых подходов.  Даже если урок дает только один преподаватель, двое других принимают на себя ответственость за него и результаты оценивания проесса преподавания и учебного занятия, которые они просмотрели относятся к работе всей группы учителей, а не отлдельного учителя. Мы планируем подход Lesson Study использовать на протяжении длительного времен, так как обеспечение результативности работы обязывает всех относится друг к другу с уважением, изучать дополнительную литературу, с целью дальнейшего использования ее в процессе планирования.

В рефлексии данного менторинга, учителя высказались о проблемах  определенных трех учеников (сильный, средний, слабый), которые находились в центре внимания исследуемого урока. В ходе урока наблюдатели замечали те моменты на которые отвлекался слабый ученик, и очень хорошо реагировал сильный. Я могу выделить, что такой подход будет популяризирован в дальнейшем в нашей школе.

Ресурсы которыми я воспользовалась (Руководство для учителя, 2012) и международный опыт других учителей в преподавании, обучении и воспитании учащихся, собранный материал во время урока, показали, что учитель – менти достиг своих целей, что и было отмечено во время наблюдения урока.

     

Следующий Менторинг  «Подготовка и проведение «Дня учителя в школе» состоялся за дне недели до праздника.

Целью данного менторинга стало создание условий для популяризации профессии учитель.

И задачи, которые я поставила перед собой, стало выявление, посредством менторинга, личностно - значимых запросов учителей в проведении «Дня учителя» в школе; обсудение с заместителем директора по воспитательной работе и учителями, предложенной информации, по проведению праздника; представление план проведения  «Дня учителя» директору школы.

Критериями успеха праздника считаю, вовлечение молодых учителей и учащихся школы в групповую форму работупо сплочению танцевального коллектива, отбор танцевальной программы и ее разучивание; личная заинтересованность, как заместителя директора по воспитательной работе и учителей школы к совместной творческой работе.

В ходе действия учителей определились группы, работа в которых была, как коллективная, так и индивидуальная (одни отвечали за подготовку концерта силами учащихся, молодые специалисты готовили номера концерта для своего и совместного выступления, следующие готовили радиолинейку, другие работали с группой учащихся по изготовлению сувениров для учителей и оформления);

Являясь творческой личностью я всега очень тщательно размышляю над проблемой проведения Дня учителя, подбором песен, сценок, миниатюр и т.д.

Проводя рефлексию после концерта, совместно с директором школы, я отметила что сильной стороной программы выступления была часть, в которой выступали преподаватели, исполняя танец, сценки и миниатюры их жизни школы. К слабом моменту можно отнести аппаратуру, которой до совершенства необходимо материальное вложение.  Проведенное самооценивание показало, что необходимо обратить внимание на качество некоторых выступлений, которое зависит от количества репетиций, выученности текста и своих ролей.

Методы и приемы, которые я использовала при подготовке к мероприятию, являлись групповая форма работа.

Используя Интернет ресурсы я: 

1)  с помощью интернета выяснили международный опыт проведения Дня учителя;

2) знания заместителя директора по воспитательной работе, учителей школы;

3) практический мой опыт, как зам.директора по ВР и учителей школы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАНЫ КОУЧИНГА И МЕНТОРИНГА

План коучинга

Название занятия: Коучинг-сессия для преподавателей начальных классов

«Может ли диалог способствовать интеллектуальному развитию учащихся?»

Общие цели программы коучинга

Учителя начальных классов будут рассматривать возможности влияния диалогического обучения на интеллектуальном развитии учащихся, не зависимо, или наоборот в соответствии с типом мышления.

Цель занятия по коучингу

Временные рамки

Тренер

Участники занятия

Результаты занятия

Критерии успеха

Как вы определите?

1)Вводная часть:1. Упражнение «Ладошки»

10 минут

Тренер предлагает нарисовать свои ладошки.

Участники коучинга пишут на каждом пальце 5своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в этом человеке

По желанию  или по очередности зачитывают.

Были ли названы качества, которым вы удивились?

Вывод: не всегда мы видим то, что есть в человеке, и не всегда оцениваем друг друга адекватно ожиданиям

2) Теоретическая часть

20 минут

Тренер предлагает выделить отличительные признаки разных типов интеллекта

Учителя, рассаженные по группам, предлагается создать модель ученика с разными типами интеллекта:  лингвистическим интеллектом, с логико – математическим интеллектом, визуально – пространственным, внутриличностным, межличностным интеллектом

Учителя получат информацию о разных типах интеллекта учащихся.

На доске помещаются постеры и каждая группа представляет свою модель. Научатся сопоставлять разные модели развития учеников

Делается вывод, что дети мыслят по-разному, следовательно, их развитие происходит тоже по -разному

3) Видеонаблюдение за диалогическим общением учащихся на уроке литературы в 4 классе

20 минут

Каким образом участвуют в диалоге эти дети? Какие они задают вопросы? Организовано ли диалогическое обучение должным образом?

Фокус на учеников – представителей разного типа интеллекта.

Пронаблюдают за умением учеников осуществлять диалогическое общение для решения каких – либо или конкретно поставленных проблем

Делаем выводы о том, что владеем информацией о диалогическом обучении неполно, не всегда умеем организовать диалогическое обучение на уроке.

Цель занятия по коучингу

Временные рамки

Тренер

Участники занятия

Результаты занятия

Критерии успеха

Как вы определите?

4) Работа со стикерами

20 минут

На каждом группы записывают приемы диалогического обучения, которые члены группы используют на уроках.

Стикеры закрепляются на доске, идет обсуждение.

В заключении проведут сравнение собственных представлений о диалогическом обучении с ресурсами Кембриджской программы

Убедятся, что каждый тип интеллекта имеет свои возможности развития.

 

Важно предусмотреть разные виды организации диалога для учащихся с разным типом интеллекта

5) Анкетирование. Заключение

10 минут

Сопоставление того, что вывесили на доску, с предложенным ресурсом, помещенным рядом, отмечаем совпадения.

Рассмотрят инструменты определения типов интеллекта

Анкета

  1. Считаете ли Вы, что владеете приемами диалогического обучения?
  2. Действительно ли те виды беседы которые вы используете на уроке, способствуют развитию интеллекта учеников?
  3. Владеете ли вы информацией о типах интеллекта ваших учеников?
  4. Хотелось бы вам научится эффективно организовать диалогическое обучение?

По результатам анкетирования будет определена группа для работы по исследованию для сотрудничеству

6) Вопрос и предложение. Рефлексия.

5 минут

Тренер дает задание написать рефлексию коучинг - сессии

На цветочках пишут свои возможные вопросы и пожелания, и прикрепляют их на доску.

Каждый учитель обдумывает методы и пути развития, изменения и усовершенствования своей работы

Сделали выводы о необходимости организации диалогического обучения для развития интеллектуальных способностей

Критерии успеха достижения общих целей План оценивания

зависимости от степени компетентности ученика различают четыре уровня знаний: низкий (рецептивно-продуктивный), средний (репродуктивный) достаточный (конструктивно-вариативный), высокий (творческий) В обще дидактическом плане эти уровни определяются следующими характеристиками: низкий - характеризуется диффузно рассеянным представлениям о предметах и явлениях, на основе которого ученик может отличать их от других, средний - ученик указывает на признаки понятия (явления), способен решать задачи по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности; достаточный - характеризуется знанием существенного их признаков понятий (явлений), ученик оперирует ими, т.е. решает стандартные задачи, однако его понимание связано с единичными образами, не обобщенное, школьник не умеет переносить знания и использовать их в других ситуациях, высокий - характеризуется усвоением не только существенных признаков понятия, но и его связей с другими, знания обобщенные, системные, ученик способен использовать их в нестандартных ситуациях, его учебная деятельность имеет исследовательский характер.

Уровень учебных достижений учащихся

Баллы

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

I. Начальный

1

Ученик распознаёт какие-либо объекты изучения и называет их

2

Ученик описывает некоторые технологические объекты;

3

Ученик имеет фрагментарные представления по предмету изучения; может использовать по назначению рабочие инструменты и оборудование

II.

 Средний

 

4

Ученик знает отдельные факты, которые касаются технологических объектов;

выполняет элементарные приёмы работы инструментом

5

Ученик воспроизводит учебный материал с помощью учителя; может выполнить отдельные операции; придерживается последовательности изготовления изделия;

6

Ученик самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала;

с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся определённых этапов проектной деятельности

III.

Достаточный

 

7

Ученик самостоятельно и логически воспроизводит фактический и теоретический материал; выполняет практическую работу в соответствии с инструкцией учителя;

8

Ученик понимает учебный материал, приводит примеры; может самостоятельно выбирать конструктивные элементы изделия; рационально организовывает рабочее место

9

Ученик владеет учебным материалом и использует полученные знания и умения в нестандартных ситуациях;  

IV.

Высокий

10

Ученик владеет усвоенными знаниями и умениями и использует их в нестандартных ситуациях; выполняет все виды запланированных работ

11

Ученик владеет глубокими знаниями и навыками по предмету, аргументировано использует их в нестандартных ситуациях, находит и анализирует дополнительную информацию;

самостоятельно проектирует и выполняет все виды запланированных работ, допуская при этом незначительные отклонения

12

Ученик имеет системные знания и навыки по предмету, сознательно использует их, в том числе в проблемных ситуациях; самостоятельно проектирует и выполняет все виды запланированных работ, используя соответствующие технологии

ПЛАН КОУЧИНГА

Название занятия: «Почему учителям надо меняться. Новые формы методической работы. Коучинг. Менторинг. Lesson study. Возможности сетевого сообщества учителей»

Общие цели программы коучинга

Учителя начальных классов будут понимать, почему надо им меняться; познакомятся с новой формой повышения квалификации; будут знать новые формы методической работы; научатся по-новому наблюдать и анализировать урок..

Цель занятия по коучингу

Временные рамки

Тренер

Участники занятия

Результаты занятия

Критерии успеха

Как вы определите?

1) Цель: упражнение направлено на снятие утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности. Упражнение «Внутренний луч»

5 минут

Приветствие участников коучинг-сессии. Создание благоприятной среды.

Тренер предлагает написать на стикерах, чего ждут участники коучинг-сессии от занятия. Затем помещают стикеры на доске. Тренер зачитывает вопросы и говорит о том, каких результатов ждет от совместной работы.

Участни ки заняли удобную позу сидя и выполняли указаня тренера.

- Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью, своей профессией и своей работой. Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!»

Учителя понимают:

- что подходы в обучении и преподавании надо менять в соответствии с мировыми тенденциями;

-необходимость внесения изменения в методическую работу школы;

 

Учителя готовы:

- по-новому анализировать    уроки коллег;

- оказывать действенную методическую помощь коллегам в освоении новых подходов в преподавании и обучении учащихся.                                                                                        

2) Задание 2. Работа  в группах «Почему учителям надо меняться»

5 минут

Тренер предлагает прочитать текст, выражение, которое считают главной причиной изменения самого себя, учителя

Учителя читают текст, озвучивают то выражение, которое считают главной причиной изменений.

Учителя получат информацию о разных причинах изменения учителей.

Делается вывод, что же является главной причиной изменений

3) Просмотр видеофильма «Меняется мир – меняемся мы»

15 минут

Тренер предлагает просмотреть фильм, и выяснить, что же считают главной причиной изменения

Фокус на учителей – представителей разных параллелях.

Пронаблюдают за поставленными проблемами

Делаем общие выводы по фильму.

Разминка «Твист»

5 мин

Тренер танцует, показывает элементы танца

Учителя повторяют все движения тренера

Выучили танец

Учителя готовы применять данную разминку на уроках

4) Задание 3  Прием «Мозаика»

20 минут

Тренер объясняет, что каждая группа записывают приемы и формы методической работы, которые члены группы используют на уроках.

Составляют презентацию по новым формам методической работы

Новые формы методической работы. Коучинг. Менторинг. Lesson study.  Сообщество учителей.

Убедятся, что каждый вид работы имеет свои возможности развития.  

Презентация работы групп. Важно предусмотреть разные виды работ.

5) Задание 4. Просмотр фрагментов урока.

10 минут

Заполнение таблицы  с разными фокусами наблюдения.

Каждая группа уителей получает свою таблицу наблюдения с фокусом на определенный модуль программы

Центральным этапом в Lesson study является исследование урока..

Мы попытаемся проанализировать фрагменты урока по предложенным таблицам наблюдения

6) Притча «Лягушка»

5 минут

Тренер предлагает просмотреть притчу

Учителя просматривая фильм, объясняют суть притчи

Обсуждение притчи

Делают выводы по притчи

7) Вопрос и предложение. Рефлексия «Продолжить фразу»:

5 минут

Тренер дает задание написать рефлексию коучинг – сессии, ответив на вопросы: 

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

На цветочках пишут свои возможные вопросы и пожелания, и прикрепляют их на доску.

Каждый учитель обдумывает методы и пути развития, изменения и усовершенствования своей работы

В течение занятия участники совместно обсуждают задания, принимают решения, презентуют работы своей группы.

Происходит взаимообучение

Критерии успеха достижения общих целей План оценивания

Многие считают престижной ту профессию, где высокая зарплата. Она должна повышаться, но это не главное условие повышения престижности профессии. Об этом говорят британские исследования. Убежден, что большинство учителей у нас остались в старой тоталитарной системе. В советские времена работать в школе было так же невыгодно, как сейчас. Но было комфортно, потому что то, что ты сказал, должно было выполняться, слова учителя были истиной в последней инстанции и для детей, и для родителей. Сейчас общество к школе и учителю предъявляет определенные требования. И если мы не готовы на них реагировать, нас воспринимают негативно. Отсюда у учителя и ощущение непрестижности его профессии.

Учителю самому надо меняться.

Педагогические критерии успешности учителя
О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому

п е р в ы й к р и т е р и й – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
В т о р о й к р и т е р и й – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это: учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации); учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.); учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).
Т р е т и й к р и т е р и й – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
П я т ы й к р и т е р и й – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал); размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Ш е с т о й к р и т е р и й – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

ПЛАНЫ КОУЧИНГА

План коучинга

Название занятия: Коучинг-сессия для преподавателей начальных классов

«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальных классах»

Общие цели программы коучинга

Учителя начальных классов будут рассматривать возможности влияния диалогического обучения на интеллектуальном развитии учащихся, не зависимо, или наоборот в соответствии с типом мышления.

Цель занятия по коучингу

Временные рамки

Тренер

Участники занятия

Результаты занятия

Критерии успеха

Как вы определите?

1)Вводная часть: Что такое ИКТ?

10 минут

Тренер в виде диалога беседует с учителями по определению ИКТ.

Участники коучинга , разбитые на группы, пишут на флипчартах определения ИКТ

Группы по очередности зачитывают свои карты

Были определены точные определения ИКТ

2) Задание. Где и когда используется ИКТ?

20 минут

Тренер предлагает выделить основные направления использования Икт в учебном процессе

Учителя, рассаженные по группам, выполняли задания по определению использования Икт на уроках в начальной школе

Учителя получат информацию о формах использования ИКТ на уроках. На доске помещаются постеры и каждая группа представляет своё видение.

Делается вывод, что ИКТ используется в разных формах, следовательно, развитие ИКТ происходит очень быстро, поэтому осваивать новые возможности необходимо каждому учителю.

3) Демонстрация  возможностей ИКТ

20 минут

На доске демонстрируются ИКТ возможности  применения на уроках, внеклассных мероприятиях, при подготовке к урокам

Фокус на инструменты ИКТ - технологии.

Каждая группа попробовала различные методы  ИКТ (презентация, создание фильма, обработка фотографий)

Делаем выводы о том, что владеем информационными технологиями – необходимо  в применении на уроках.

4) Работа с оболочками тестеров

20 минут

 Тренер для всех участников записывают приемы создания тестов, которые будут использовать на уроках.

Учителя создали пробный тест, попробовали произвести корректировку вопросов

Убедятся, что каждый созданный тест, является помощником в образовательном процессе, в качестве оценивания

 

Важно предусмотреть разные виды тестеров, разных видов вопросов (на сопоставление, множественный выбор и т.д.)

5) Анкетирование. Заключение

10 минут

Тренер предложил ответить на вопросы анкеты

Участники группы ответили на вопросы анкеты

Анкета

1.Считаете ли Вы, что применение ИКТ является важным для подготовки к урокам?

2. Используете ли вы ИКТ на своих уроках?

3.Владеете ли вы информацией о типах и формах ИКТ?

4.Хотелось бы вам научится эффективно использовать ИКТ на уроках?

5.Получили ли вы полезную информацию на данной сессии?

По результатам анкетирования будет выявлена важность данной сессии

6) Вопрос и предложение. Рефлексия.

5 минут

Тренер дает задание написать рефлексию коучинг - сессии

На цветных листочках пишут свои возможные вопросы и пожелания, и прикрепляют их на доску.

Каждый учитель обдумывает методы и пути развития, изменения и усовершенствования своей работы

Сделали выводы о необходимости применения ИКТ для развития интеллектуальных способностей учащихся

Критерии успеха достижения общих целей План оценивания

Критерий «Формирование информационных компетенций»

Содержание критерия: Владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой коммуникации.

 Показатели по критерию:

 

  •  Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся ИКТ (интернет ресурсов, презентационных программ, мультимедийных средств). Индикатором по данному критерию могут быть: высокая оценка коллег, получаемая в ходе открытых занятий, а также результаты учебной деятельности учащихся оформленные в цифровом виде.
  •  Разработка и использование учащимся общественно признанного авторского продукта (программы, сайта, учебного модуля и т. д.). Индикатором может быть предъявленный продукт.
  •  Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях по И ВТ школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий.

План менторинга

Общие цели программы менторинга

Ментор

Подопечный

Временные рамки

Цель менторинга

Результаты менторинга

Критерии успеха

Как вы определите?

Затонская В.В.

Бабко О.В.

20 минут

Проанализировать проведенный урок математики в 3 А классе

По другому увидала детей. Самооценивание, рефлексия урока, разбор этапов урока

Учитель принял к сведению результаты обсуждения для применения на следующем уроке корректированных моментов. Собеседование. Анкетирование детей.

Затонская В.В.

Бабко О.В.

20 минут

Проанализировать урок, составленный в ходе  проведения Lessen Stady, при подготовке к серии последовательных уроков.

Была проведена рефлексия урока с подробным разбором трех уроков

Повысилась активность на уроке. Рефлексия.

Затонская В.В.

Жмур А.А.

20 минут

Подготовка и проведение «Дня учителя в школе

Составлен план концерта и подобраны номера для выступления. Репетиции номеров.

Активность учащихся при подготовке ко Дню учителя. Рефлексия.

Критерии успеха достижения общих целей (План оценивания).

Активность учащихся. Рефлексия. Собеседование. Анкетирование детей.

Схема планирования, наблюдения и обсуждения урока

Предмет         математика                                                        Приоритет обучения _______________________

Учитель        Б. Ольга Викторовна                                Наблюдатель        З. Вера Васильевна

Текущие достижения и критерии успеха

Исследуемый ученик  

Д. Ольга сильный

Критерии успеха для данной фокусной группы

Исследуемый ученик  

Л. Иван средний

Критерии успеха для данной фокусной группы

Исследуемый ученик  

Д. Екатерина слабый

Критерии успеха для данной фокусной группы

Этап серии урока

Каким вы ожидаете ответ ученицы

Как она отвечает в результате

Каким вы ожидаете ответ ученика

Как он отвечает в результате

Каким вы ожидаете ответ ученицы

Как она отвечает в результате

  1. Орг.момент

Внимательно будет слушать учителя.

Приготовилась к уроку, слушает внимательно

Будет слушать учителя.

Приготовился к уроку, слушает учителя.

Будет слушать учителя.

Готовит

ся к уроку.

2. Постановка цели урока.

Подумает и правильно ответит на загадку.

Правильно отвечает на загадку.

Подумает и ответит на загадку.

Правильно отвечает на загадку.

Будет слушать загадку.

Не слушала, поэтому не ответила, рассматривает картинку.

Урок – представление, загадка.

3. Устный счет.

Поймет без объяснения и быстро справится с заданием.

Расстерялась, долго думала -  справи-

лась с заданием на 80%.

Уточнит задание и быстро выполнит его.

Еще раз уточнил задание, быстро выполнил, но допустил ошибки в вычислениях.Справился с заданием на 50 %.

Посмотрит на доску, но не поймет что от нее требуется.

Не справилась с заданием (не поняла, что решить нужно не все примеры).

Решить примеры своего цвета.

4. Разложить числа на разрядные слагаемые.

Правильно ответит на заданный вопрос.

Отвечает правильно: 234 – 2 сотни, 3 десятка и 7 единиц.

Ответ правильно.

Отвечает неуверенно: 589 – 5 сотен, 8 десятков и 9 единиц.

Постарается вспомнить и ответить правильно.

Путает количество сотен, десятков и единиц: 420 – 4 десятка, 2 единицы.

Разложить числа на разрядные слагаемые.

5. Тест на нетбуках.

Справится с заданием без ошибок легко и быстро.

Справляется с заданием быстро, выполняет дополнительное задание.

Выполнит задание без ошибок.

Справился с заданием хорошо. Дополнительное задание не успел выполнить.

Долго будет считать.

С заданием не справилась.

Вы должны за 1 минуты решить большее количество примеров.

6. Задание на логическое мышление.

Раскрасит все флажки правильно, без дополнительных вопросов.

Раскрасила все правильно.

Повторно спросит как выполнять данное задание, но справится успешно.

Раскрасил все, но допустил ошибки.

Уделю ей время для индивидуального объяснения задания.

Раскрасила один флажок.

Подумайте, как можно раскрасить флажки, чтобы полоски не повторялись?

7. Физминутка для глаз.

Внимание сосредоточит на интерактивной доске.

Внимательно следит за предметами на экране.

Внимательно будет смотреть на интерактивную доску.

Следит за движущи -

мися предметами.

Заинтересуется появлением предметов на доске.

Отвлекается, не смотрит на экран.

8. Решение примеров столбиком.

Решит пример с комментированием.

Правильно решила с комментированием

Будет путаться в комментариях.

Волнуется, но решил правильно.

Учитель комментирует, последующий шаг решения примера столбиком.

С помощью учителя решает пример.

Мы должны помочь гостю пройти математический лабиринт.

9. Решение задачи.

Решит задачу по алгоритму, отвечая полностью на вопросы.

- В задаче говорится об обезьянках.

- Обезьянки на обед собрали кокосы и бананы.

-Да, они собрали 52 кокоса.

- Нет неизвестно, но сказано, что на 18 штук меньше, чем кокосов.

- Сколько всего кокосов и бананов собрали обезьянки?

- Нет, т.к. неизвестно количество бананов.

- Сколько обезьянки собрали бананов.

- С помощью вычитания, т.к. сказано меньше.

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи. Сколь всего фруктов собрали обезьянки?

Отвечает полностью на вопросы.

- В задаче говорится об обезьянках.

- Обезьянки на обед собрали кокосы и бананы.

-Да, они собрали 52 кокоса.

- Нет неизвестно, но сказано, что на 18 штук меньше, чем кокосов.

- Сколько всего кокосов и бананов собрали обезьянки?

- Нет, т.к. неизвестно количество бананов.

- Сколько обезьянки собрали бананов.

- С помощью вычитания, т.к. сказано меньше.

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи. Сколь всего фруктов собрали обезьянки?

Решит задачу, без объяснения, полностью отвечая на вопросы.

- В задаче говорится об обезьянках.

- Обезьянки на обед собрали кокосы и бананы.

-Да, они собрали 52 кокоса.

- Нет неизвестно, но сказано, что на 18 штук меньше, чем кокосов.

- Сколько всего кокосов и бананов собрали обезьянки?

- Нет, т.к. неизвестно количество бананов.

- Сколько обезьянки собрали бананов.

- С помощью вычитания, т.к. сказано меньше.

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи. Сколь всего фруктов собрали обезьянки?

Дает неполный ответ на заданные вопросы.

- Об обезьянах.

- Кокосы и бананы.

- Да.

- Неизвестно, т.к. на 18 меньше.

- Сколько всего?

- Нет, не можем.

- Сколько бананов.

- С помощью минуса.

- Сколько всего фруктов?

Спишет задачу с доски.

- Об обезьянах.

- Кокосы и бананы.

- Да.

- Неизвестно, т.к. на 18 меньше.

- Сколько всего?

- Нет, не можем.

- Сколько бананов.

- С помощью минуса.

- Сколько всего фруктов?

Сидит пассивно.

- О животных.

- Кокосы.

- Да.

- Да.

- Сколько бананов?

- Да.

- Сколько всего.

- Отнять.

- Сколь всего?

- О ком говорится в задаче?

- Что собрали обезьянки на обед?

- Известно ли нам сколько собрали они кокосов?

- Сколько бананов собрали?

- Что нужно найти в задаче?

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

- Что нужно узнать сначала?

- С помощью какого действия мы найдем количество бананов?

- Мы нашли количество бананов, что найдем вторым действием?

10. Физминутка.

Выполнит все движения без ошибок.

Под музыку выполняет все движения правильно.

Выполнит все движения.

Выполняет движения, есть ошибки.

Выполнит все движения, но не в такт музыки.

Смотрит на учителя, следит за его движениями, путается в них, не попадает в такт музыки.

Клоун на доске выполняет движения для разминки тела.

11. Сравнение величин.

Вспомнит единицы измерения массы и длины, правильно ответит на вопросы.

- В 1 кг 1000 граммов.

- В 1 м 100 см.

Правильно сравнивает с комментированием все величины.

- В 1 кг 1000 граммов.

- В 1 м 100 см.

Будет сомневаться в своих ответах, но ответит правильно.

- В 1 кг 1000 граммов.

- В 1 м 100 см.

Допускает ошибки в преобразованиях.

- В 1 кг 100 или 1000 граммов.

- В 1 м 100 см.

Не сможет правильно ответить на вопрос – поможет класс.

Неправильно преобразовывает величины.

- В 1 кг 100 граммов.

- В 1 м 10 см.

Давайте вспомним, сколько в 1 кг граммов?

- Сколько сантиметров в  1 метре? и т.д.

12. Составление выражений.

Составит без труда правильно числовые выражения и решит их, не допуская ошибки.

Составила правильно числовые выражения и решила их.

Справится с заданием, немного подумав.

Составил числовое выражение и сравнил его с числами.

Решит примеры все, но допустит ошибку, или решит не все, может даже правильно.

Решить надо было 6 примеров столбиков, а решила только 2 примера.

У каждого сектора свое задание.

13. Найти отличия.

Справится с заданием  легко.

Нашла все 10 отличий.

Справится с заданием хорошо.

Затруднялся в поиске отличий.

Тяжело будет найти отличия, т.к. не внимательна.

Нашла 2 отличия.

14. Подведение итогов.

Ответит на вопросы.

- Мы посетили представление в цирке, обрели новых друзей, помогали им пройти лабиринты, решали задачи.

Выполнение логического задания на нетбуках.

Отвечает на вопрос учителя с пояснением.

- Мы были на представлении в цирке, познакомились с цирковыми артистами, проходили лабиринты,  решали задачи и примеры.

- Сам урок, узнала интересные факты об обезьянах, понравилось задание на нетбуках.

Ответ на вопросы

- Мы побывали в цирке, сравнивали выражения, работали на нетбуках.

- Прохождение лабиринта, нахождение отличий.

Отвечает правильно.

- Мы решали задачи, примеры, сравнивали, находили отличия, работали с нетбуками.

- Задание по цветам (устный счет), найти отличия, об обезьянах интересные факты.

Ответит кратко.

- Решали примеры и задачи, писали.

- Все было интересно.

Затрудняется.

- Решали и писали.

- Все было интересно.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что вас заинтересовало на уроке?

15. Рефлексия.

- Урок понравился.

- Очень понравилось на уроке, было много интересных заданий, много больших игрушек, даже живой попугай.

- Урок понравился.

- Понравился урок и подарки – шарик гелевый и конфеты.

-Было интересно.

-Было интересно.

Прикрепить лицо клоуна на стену, предварительно нарисовав улыбку ему, если урок понравился, грустного клоуна, если урок не понравился.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Какой метод эффективнее - похвала или наказание"

Консультация для родителей "Какой метод эффективнее - похвала или наказание"...

Метод интегративного подхода в обучении иностранным языкам

Один из основных методов, применяемых на уроках иностранного языка, который способствует-развитию мышления уч-ся-дает возможность широкого применения методов научного познания-формирует ком...

Методы дифференцированного подхода в обучении.

Учащиеся, по- разному,  воспринимают информацию: одни запоминают, что сказал учитель, а другие приходят к определенным выводам, путем сложной мыслительной деятельности.  Чтобы облегчить восп...

Проблема соотношения словесного и жестового языков в процессе обучения глухих детей по методу "билингвистический подход".

В статье представлены некоторые принципы преподавания по системе "Билингвистический подход".Анализируется соотношение жестового и словесных языков при преподавании по этому методу на разных уроках и и...

Какой вид спорта подходит вам?

вид спорта который будет приносить пользу...

обобщение опытом, тема "Игровые методы и подходы на уроке физической культуры"

использование игровых методов на уроке и кроссворды по физической культуре...

Тест "Какая профессия тебе подходит?"

Тест по профориентации....