Одарённость - как разновидность отклоняющегося поведения
статья по теме

Самохина Светлана Васильевна

       Деский возраст - период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Одарённость - как разновидность отклоняющегося поведения

        Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённость. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарённости детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одарёнными" - "одарённые дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость - уникальное явление, в этом в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одарённость по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньше часть детей. Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создаёт условия для формирования различных видов одарённости. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам. Одарённость ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный. самодеятельный характер. Например, увлечённый техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

        Таким образом, судить об одарённости ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

        В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одарённости, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребёнка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребёнку психолого - педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одарённости может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребёнка.

        Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

        Различия в одарённости могут быть связаны как с мерой проявления признаков одарённости, так и с оценкой уровня достижения ребёнка. Разделения одарённости по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одарённость, со средней возрастной нормой достижения. О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят, как о детях с исключительной, особой одарённостью. Успешность выполняемой ими деятельностью может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьёзные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов. Поэтому при градации одарённости следует иметь в виду, что её следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой чёткой грани) на одарённость с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Одарённость с гармоничным типом развития можно назвать "счастливым" вариантом жизни ребёнка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определённой предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одарённые дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Другое дело - одарённые дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели  1Q от 130 до 180). И основе этого варианта одарённости, возможно, лежат другой генетический ресурс, также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведёт к неравномерности развития различных психических качеств. а подчас ставит под вопрос наличие одарённости, как таковой. Процесс становления одарённости таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в "группу риска". Любой индивидуальный случай детской одарённости может быть оценен с точки зрения всех выше перечисленных критериев классификации видов одарённости. Одарённость оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста - практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одарённости конкретного ребёнка!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка

Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...

Классификация отклоняющегося поведения.

Материал к пед.совету "Отклоняющееся поведение"...

Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.

Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...

обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...

Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...

Причины формирования отклоняющегося поведения, результатом которого становится совершение правонарушения.

В презентации отражены причины совершаемых правонарушений, а также методы работы с трудными детьми по вопросу профилактики правонарушений...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...