Педагогическая концепция "Здоровье в имидже современного педагога"
статья по теме

Педагогическая концепция отражает отношение автора к здоровью педагогического работника. 

Любой педагог, работающий в сфере школьного образования, так же, как и ученик, находится в "зоне риска". Увеличивающиеся нагрузки - интеллктуальные, психические, вкупе с ежедневными обыденными стрессами, подвергают организм дополнительным затратам духовных и физических сил. И если сохранение здровья учащихся - это забота государственная, то о здоровье педагога должен позаботиться он сам. Определяющим фактором здесь является умение использовать все существующие возможности. Педагогическое здоровье - это комплекс физических, моральных и нравственных мер, напрямую связанных с профессиональной успешностью. В Концепции рекомендован ряд правил, способствующих сохранению здоровья и работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_v_imidzhe_sovremennogo_pedagoga.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  г. МОСКВЫ ЛИЦЕЙ № 1367

Педагогическая концепция

«Здоровье в имидже современного педагога»

                                                              Кулагина Светлана Степановна,

                                                          кандидат педагогических наук

                                     учитель биологии

Москва - 2014

                                  «… Не ясно ли, наконец, что мы имеем право подойти к нашему делу,

                                как к производству, и посмотреть на воспитателя, как на рабочего,

                                          которому вверяется серьезная деловая функция, ставится точная, пусть и

                                         трудная, но все же посильная задача, не требующая от него гипертрофии

                                      сердца или другого какого-нибудь не менее важного органа, не лишающая

                                                 его возможности быть человеком, иметь свою личную жизнь и спокойную    

                                                 старость.

                                                Мы имеем право так поставить вопрос, но мы и обязаны его так поставить…»

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                  А.С. Макаренко

Современная школа, выполняя заказ общества и государства, на современном этапе должна не только вооружить подрастающее поколение знаниями, умениями, навыками и социальными ценностями, но и сформировать образ жизни, сформировать мотивацию поведения, научить быть здоровыми и успешными.

В последнее время на повестку дня педагогики все чаще встает проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. По статистике ВОЗ практически здоровыми являются не более 5% школьников. Сегодня уже фактически признано, что система школьного образования отрицательно сказывается на здоровье детей. А учителей?

Проводя в школе 8-10 часов рабочего времени с колоссальной нагрузкой на зрение, голосовые связки, память, внимание и нервы, не попадает ли учитель также в группу риска? И если для учащихся проблему сохранения здоровья пытаются решить введением здоровьесберегающих технологий, то о сохранении здоровья педагогов должны позаботиться сами педагоги.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от учителя затрат его духовных и физических сил и потому сегодня перед нами стоит задача – формировать педагогическими приемами мотивацию быть здоровым, т.о. здоровье рассматривается как категория педагогическая.

Каким должен быть современный успешный педагог?

Фундамент успешности формируют составляющие: психическое и физическое здоровье, темперамент, способность к самодиагностике и саморегуляции, умение вести себя в коллективе коллег, быть профессионалом с высоким уровнем обучаемости, работоспособным, выдержанным, с разумной дозой артистизма и юмора.

Главными критериями успешности выступают показатели здоровья человека: физическое здоровье делает человека красивым внешне (рост, нормальный вес, здоровый цвет кожи и пр.). В здоровом теле – здоровый дух, а это уже показатель здоровья психического: ровное настроение, желание работать, спокойный тон. Здоровые (во всех отношениях) учителя способны показать необходимость моделирования здорового образа жизни у учащихся и доказать, что работа по самосовершенствованию крайне необходима для успешной жизни и деятельности.

Быт (семья)

На учителя, как и на любого другого человека, воздействуют множество факторов.

УЧИТЕЛЬ

Экологические (природные) условия

Социальные факторы

Педагогический коллектив

Учащиеся

Администрация школы

У человека три основные ценности: здоровье, семья, работа.  Исходя их этого, необходимо расставить приоритеты и сформулировать свою концепцию здорового образа жизни. Определяющим фактором является умение заботиться о себе и использовать все существующие возможности.

Определяя программу практических действий по сохранению и укреплению всех видов здоровья, можно доказать, что здоровый образ жизни напрямую сказывается на успешности в  профессиональной деятельности.

Здоровый образ жизни - это комплекс мер физических, моральных и нравственных.

Учитель, как и любой творческий человек должен придерживаться правила «Десяти НЕ»:

1. Не переутомляйся. По мнению психологов, на каждые 6 часов активной деятельности должно приходиться 2 часа, посвященных своему здоровью.

2. Не злоупотребляй излишествами: в еде, сне, одежде, склонностях. Показатели физического здоровья (или нездоровья) видны всем окружающим.

3. Не нарушай распорядка дня. Распорядок или режим – вот что вырабатывает правильные привычки, позволяет много планировать и много успевать. Необходимо планировать отдых!

4. Не спеши или торопись не спеша. Это умение распределить свое время (и не только свое), распланировать его и свои усилия. Это показатель хорошей работоспособности и организованности.

5. Не бери на себя больше, чем можешь сделать сейчас. Физическое здоровье, темперамент, самоконтроль у всех разные. Поэтому необходимо само-познание. Довести дело до конца, а не бросать его на полпути, не обмануть ожидания – важное качество педагога.

6. Не будь ленивым. Это показатель работоспособности. Только высокая работоспособность не дает быстро утомляться, есть возможность делать множество дел: слушать, думать, записывать, обобщать и анализировать одновременно – в этом суть педагогической и воспитательной работы. Твой залог здоровья – в движении.

7. Не теряй лица. Не жалуйся, не брюзжи, не трать время даром. Это показатель выдержки, терпения и терпимости. Это умение выходить с честью из сложных ситуаций, умение проигрывать, умение самоконтроля. Этому надо учиться каждодневно.

8. Не конфликтуй. Умение доходчиво и логично говорить, искусство спора и доказательства истины делают педагога авторитетным. Отсутствие этих качеств ведет к конфликтам и ссорам.

9. Не будь кумиром. Покажи всем, что ты умен и интересен, но ты имеешь право на ошибку. Восхищайся достижениями и умениями других людей.

10. Не будь скучным. Окружающие тебя люди (особенно дети) не любят «пирожки ни с чем». Необходимо быть интересным: а это и широкий кругозор, и коммуникативные качества, и оптимизм, и юмор.

Итак, эти десять заповедей включают в себя все виды здоровья, помогают жить и развиваться в социуме и. конечно же, очень помогают в профессиональной деятельности.

Мир стремительно меняется, рушатся стереотипы, переоцениваются ценности, перекраиваются отношения, нет конца реформам. Меняется все – неизменна лишь роль учителя.

Авторитетного для ребенка учителя слушают, его любят, ему стремятся подражать, таким образом - через интерес к личности учителя – интерес к стилю его жизни.

Учебный процесс неотделим от воспитания. Но воспитание – не поучение, не нотации, не лекции. Девизом в отношениях учитель-ученик должен быть призыв «ДЕЛАЙ КАК Я».

Учитель – лицо общества, пример для ученика. Он ОБЯЗАН быть здоровым, счастливым, иметь ровный доброжелательный настрой, высокую культуру речи, чувство юмора. Это – много, это очень трудно.

Но труд педагога – тернии, а результат его труда – ЧЕЛОВЕК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровье в имидже современного педагога"

Начиная строить дом, роют котлован и закладывают фундамент. Чем прочнее, тем лучше. Фундаментом укрепления своего собственного здоровья и здоровья своих воспитанников, я определила концепцию: «От гарм...

Здоровье в имидже современного педагога.

Творческая работа выполнена совместно с учителем русского языка и литературы Погореловой Е.Н....

"Здоровье в имидже современного педагога"

Работа победила на Городском конкурсе "Здоровье в имидже современного педагога", посвященном Году учителя....

Имидж современного педагога.

Опыт автора сформулировать основные составляющие имджа современного преподавателя....

Имидж современного педагога: "серая мышка" или обаятельный человек?

Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим ...

Имидж современного педагога. Составляющие педагогической культуры.

В современном мире, где требования к профессиональной деятельности педагогов становятся все более высокими, профессиональный имидж играет важную роль в формировании доверия и уважения со стороны учени...