В мире интеллектуального творчества
статья по теме

Босяцкая Дания Габдульяновна

Зачем нужно изучать основы ТРИЗ?

Современный инновационный мир продолжает стремительно меняться, мы не знаем, какие знания, умения и навыки будут необходимы нашим детям через 10-20 лет.  Поэтому мы должны помочь им, чтобы они с увлечением познавали новое и могли легко адаптироваться в новой реальности.  В детях надо  развивать познавательно-творческие интересы.

  Хочу привести цитаты известных людей:

 «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» - писал Д.Родари.

 «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - писал В.А.Сухомлинский.

Задача взрослых, педагогов – научить детей думать, рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, фантазировать, изобретать.

А ТРИЗ как раз и способствует формированию творческой личности, её потенциальному росту, развитию творческого воображения и диалектического мышления.

ТРИЗ включает в себя алгоритмы поиска наиболее эффективных путей решения не только технических изобретательских задач, но и других, в частности,  социальных проблем.

Элементы ТРИЗ эффективно используются даже на занятиях с малышами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ya_prishla_k_triz.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

В мире интеллектуального творчества

Меня зовут Дания. Я работаю в должности педагога дополнительного образования в Доме детского творчества  Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский».

Хочу представить вам презентацию моей педагогической деятельности в области ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач),  рассказать, как я пришла к ТРИЗ.

В системе дополнительного образования в качестве педагога я работаю   3-й год.

Однажды при  выборе темы курсов повышения квалификации  меня привлекло новое для меня слово-аббревиатура ТРИЗ, под которым подразумевалась технология развития творческого мышления.  Теперь мне     трудно  представить свою жизнь без ТРИЗ.

Вести педагогическую деятельность и  обучаться на курсах, практически, начала одновременно. Мне достался  4 класс,  у которого нашлось «окно» для меня, так как был уже октябрь месяц,  и все уже обучались и посещали те или иные кружки. И вот уже 3-й год я работаю по образовательной программе «Развитие интеллекта и фантазии», внедряя основы ТРИЗ.

За период моей совместной деятельности с ребятами мы с трудом,  но добились определенных успехов в изучении ТРИЗ.  Это очень полезная, интересная, но сложная наука (методика развития творческого изобретательского мышления). Мне тоже познавать ТРИЗ сложно, так как по специальности  и по образу мышления я «гуманитарий».  Вместе с ребятами   учусь  и я.

 Я стараюсь объяснить на простых примерах термины, которые сложно даются ребятам. Кому-то сложно решать изобретательские задачи, у кого-то хуже с творческим воображением или логическим мышлением. Поэтому на каждом занятии  применяются  вопросы для  разминки, хитрые загадки, логические задания.

На первых занятиях знакомства с ТРИЗ мы узнали, что такое ТРИЗ, немного об истории изобретательства, об изобретателях. Особого блеска в глазах у ребят не было, потому что они еще недостаточно понимали, что это.

Далее, когда мы стали рассуждать, что такое изобретательская задача, как необходимо решать такие задачи, что у этих задач могут быть различные ответы, и они могут быть правильными,  стало уже веселее.

Познакомились с основными понятиями ТРИЗ. Что такое система? Какой она бывает? Что входит в систему? Из чего она состоит?

Познакомились с понятием противоречие. Как разрешать противоречия? О том, что примеры противоречий можно найти в сказках, пословицах, в мифах, в живописи…

Изучили  понятие функции,  ее виды: главные, полезные и вредные.

Подошли к самому главному понятию для решения изобретательских задач – идеальному конечному результату. Детям поначалу очень сложно было понять, как  объект  или его герои сами могут выполнять нужную им функцию, разрешать противоречие без посторонней помощи.

Для многих ребят увлекательными стали занятия по развитию творческого воображения. Фантазиям ребят нет предела.  Используя приемы фантазирования, кто-то сочиняет сказку, кто-то рисует  несуществующее животное, кто-то придумывает новую игру. Творческие задания ребята выполняют с большим  удовольствием.

Инструментарий  ТРИЗ для решения изобретательских задач хоть с трудом, но осваиваем. Иногда, когда разбираем задачу, в которой надо определить конфликтующую пару, у ребят уже рождается спор. Учимся думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.  Мы развиваем творческое мышление и познавательные способности, у нас растет интерес к научно-техническому творчеству, что немаловажно в наше  время.

Третий год подряд  наше творческое объединение «Эврика» участвует в городской научно-технической олимпиаде по ТРИЗ, во всероссийских и международных интеллектуальных олимпиадах и марафонах,  в открытом ТРИЗ-фестивале Санкт-Петербурга.  Команды и индивидуальные участники становятся победителями или  призерами  в различных номинациях.  

Будем стараться и дальше  достигать высоких результатов.

А теперь, самое главное - зачем нужно изучать основы ТРИЗ?

Современный инновационный мир продолжает стремительно меняться, мы не знаем, какие знания, умения и навыки будут необходимы нашим детям через 10-20 лет.  Поэтому мы должны помочь им, чтобы они с увлечением познавали новое и могли легко адаптироваться в новой реальности.  В детях надо  развивать познавательно-творческие интересы.

  Хочу привести цитаты известных людей:

 «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» - писал Д.Родари.

 «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - писал В.А.Сухомлинский.

Задача взрослых, педагогов – научить детей думать, рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, фантазировать, изобретать.

А ТРИЗ как раз и способствует формированию творческой личности, её потенциальному росту, развитию творческого воображения и диалектического мышления.

ТРИЗ включает в себя алгоритмы поиска наиболее эффективных путей решения не только технических изобретательских задач, но и других, в частности,  социальных проблем.

Элементы ТРИЗ эффективно используются даже на занятиях с малышами.

Развивая логическое мышление, нестандартный подход к решению задач, интеллектуальное творчество,  мы даем детям мощный инструмент мышления, который поможет им в жизни находить самые сильные решения – в любой профессиональной области и жизненной ситуации. Ребенок, владеющий основами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причем нестандартно, неординарно. Он сумеет принять решение и преобразовать  проблему в возможность.

Уважаемые педагоги,  не бойтесь открывать и внедрять   новые для вас образовательные технологии!

Успехов вам, коллеги!  Творческих, веселых и познавательных занятий!

P.S.  

В заключение не могу не поделиться собственной задачкой, над которой предлагаю  поразмышлять:

Наступила осень.  Дети пошли в школу. Родителям девочки, которой исполнилось  7 лет, отказали в приеме их дочери в 1-й класс. Почему?  Предложите варианты ответов.

Подсказка.  В школу родители обратились по месту жительства, как и положено. Девочка – обычный ребенок, как и все другие дети. 7 лет девочке исполнилось (по закону Министерства образования ребенок имеет право на обучение).  Рост и другие физические данные девочки в норме без отклонений. Если даже ребенок не умеет читать и писать – это не показатель для отказа в приеме в школу. Необходимы веские причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...

Модуль В мире народного творчества

Модуль В мире народного творчества...

Проект интеллектуальной игры по литературе в 6 классе по творчеству А.С. Пушкина "В мире пушкинских слов"

Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себе в каком-то новом каче...

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме «Поэт в художественном мире символизма. Творчество К.Д. Бальмонта»

Работа содержит поэтапную разработку ведения урока по литературе в 11 классе...

Тьюторское сопровождение интеллектуального творчества одаренного ребенка

В статье рассматривается создание условий для развития интеллектуального творчества одаренных детей на примере работы школьного клуба "Олимп"....

методическая рекомендация. Театры мира. Интеллектуальный квест

Театральная тема одна из самых благодатных и интересных тем для этапа рефлексии на иностранном языке. Создать необходимую атмосферу и окунуться в неё не составит большого труда. Общая мотива...

Методическая рекомендация «КТП элективного курса «Мифологическая картина мира в творчестве Новалиса («Генрих фон Офтердинген») и Э.Т.А. Гофмана(«Золотой горшок»)»»

Методическое рекомендация «КТП элективного курса «Мифологическая картина мира в творчестве Новалиса («Генрих фон Офтердинген») и Э.Т.А. Гофмана(«Золотой горшок»)&ra...