Тесты по подготовке к ГИА пообществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Подготовка к ГИА по обществознанию – 9 класс

Дорогие ребята!

Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам  уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. Уже несколько лет проводится в школах Российской Федерации эксперимент по проведению Единого государственного экзамена за курс полной средней школы, также предполагающего использование тестовых заданий. Вводится в российских школах и так называемый малый ЕГЭ, который будут сдавать выпускники девятилетней, основной школы.

 Я считаю своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществоведению, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий. Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к итоговой аттестации за курс основной школы по курсу обществознание, в том числе, к сдаче малого ЕГЭ. Задания охватывают весь курс «Обществознание» основной школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.

Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.

Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.

Комментарии

Наши комментарии имеют целью более основательно познакомить вас с отдельными типами и видами заданий, включенными в настоящий сборник. Задания , включенные в сборник, образуют три больших группы:  

– с выбором ответа (часть А);

– с кратким ответом (часть B);

– с развернутым ответом (часть С).

В  часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать  единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:

  1. найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;
  2. определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;
  3. выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;
  4. обобщить приведенный ряд социальных объектов;
  5. конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

Хотя эти задания и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Вам предстоит не столько воспроизвести знания, почерпнутые из учебника, сколько преобразовать их, применить к данной ситуации.

 

 

Пример:

Социальным качеством человека является

1)

cпособность к продолжению рода

 

2)

владение приемами защиты от врагов

 

3)

умение обустраивать жилье

 

4)

наличие представлений о загробном мире

Ответ: 4

 

Также часть А включает в себя вопросы повышенного уровня на  осмысление двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными  могут оказаться  оба высказывания.

 Пример:

Верны ли следующие суждения?

А. в человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми

Б. природа человека двойственна, помимо природных качеств, в ней присутствуют и сформированные в процессе взаимодействия с обществом.

 

1)

верно только А

 

2)

верно только Б

 

3)

верны  оба суждения

 

4)

оба суждения неверны

Ответ: 1

 

Задания с кратким ответом (часть В) представлены в сборнике в различных формах:

  1. заполнение пропуска в схеме или таблице. Эти задания рассчитаны на базовый уровень подготовки;
  2. исключение лишнего термина из логического ряда терминов, имеющих отношение к определенному обществоведческому явлению, процессу;
  3. установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах;
  4. выбор нескольких правильных ответов из списка;
  5. распознавание фактов и оценочных суждений, фактов и мнений, суждений и аргументов;
  6. заполнение пропусков в тексте;
  7. выявление ошибочных суждений в тексте.

 

 

 

Прокомментируем более обстоятельно несколько типов заданий части В.

 

  1. Заполнение пропуска в схеме или таблице. 

Количество букв (включая пробелы) здесь не должно превышать 17. Существенной помощью для подготовки к решению подобных заданий являются сборники схем и таблиц по различным областям  обществознания (социологии, политологии, праву, экономике). Важно понимать, что и схема, и таблица – это всего лишь своеобразная форма представления учебного материала, знакомого вам из учебников и разъяснений учителя. Нужно только суметь преобразовать информацию из текстовой в таблицу или схему.

Данное преобразование называется приемом классификации. Она позволяет представить изучаемый объект в систематизированном упорядоченном виде, выявить существенные связи между элементами, входящими в социальный объект. Классифицирование, осуществляемое в различных областях знания,  позволяет выявлять и определенные пробелы, то, чего мы пока еще не знаем. Вам и предстоит в определенном смысле, при решении этих заданий заполнить «белые пятна», восстановить пропущенные элементы классификации.

Пример:

Заполните пропуски в схеме:

 

 

 

Ответ: субъект познания

 

 

2. Установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах 

К каждой их позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельные пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Конечно, эти задания рассчитаны на повышенный уровень подготовки. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществоведения, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам. Помогите себе и сами – попробуйте составить подобные таблицы на основании параграфов вашего базового учебника.

Ответ к данным заданиям следует записать в табличке в виде последовательности букв.

Пример:

 

Установите соответствие между  ступенями познавательной деятельности человека и составляющими их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.     

 

 

Элементы

Ступени познания

 

1)

суждение

А.

чувственное

 

2)

ощущение

Б.

рациональное

 

3)

понятие

 

 

 

4)

представление

 

 

 

5)

умозаключение

 

 

 

6)

восприятие

 

 

 

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:  БАБАБА

 

  1. Заполнение пропусков в тексте.

 Вдумчиво прочитайте в тексте предложения с пропущенным словом. Подумайте, какие ассоциации у вас возникают в связи с прочитанным. Читая текст, мысленно заполняйте пропуски, моделируйте слова, которые могут стоять на месте пропуска. И лишь после прочтения фразы, обратитесь к перечню слов, данных в таблице, из которых нужно выбрать те, которые необходимо вставить вместо  пропуска. Часто в пропуске может заключаться какое-либо значимое обществоведческое понятие. Чтобы лучше подготовиться к их решению, необходимо обзавестись школьными словарями обществоведческих терминов и понятий.

Пример:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

 

Общество отличает тесная _________(1) и взаимообусловленность всех элементов. Точно также как и  _________(2)   все они являются частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование  социального мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий  пронизывает все __________(3) общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое ___(4), мы сможем проследить его последствия во всех сферах.

 

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

 

А)

народ

 

Б)

государство

 

В)

сфера

 

Г)

природа

 

Д)

взаимосвязь

 

Е)

решение

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

Ответ: ДГВЕ

 

4. Выбор нескольких правильных ответов из списка.

Из перечисленных в этом задании позиций необходимо отыскать и указать все правильные ответы. Ответ следует записать в виде последовательности цифр, разместив их по возрастанию.  К примеру, правильный ответ может быть оформлен: 145.

Пример:

Государство в рыночной экономике

1)  

осуществляет лицензирование некоторых

 видов хозяйственной  деятельности

 

2)

осуществляет директивное планирование хозяйственной деятельности

 

3)

устанавливает жесткие цены на товары и услуги

 

4)

осуществляет  безвозвратное субсидирование некоторых предприятий и отраслей

 

    5)

устанавливает налогообложение предприятий и физических лиц

 

Ответ: 145

 

Характеристика заданий части С

 

Задания с развернутым ответом являются наиболее сложными. Они тоже могут быть в различных формах. В часть С входят задания с развернутым ответом, который формулирует сам экзаменующийся. Здесь включены задания только повышенного и высокого уровня сложности.

 Именно эти задания позволят вам продемонстрировать особые знания по предмету, выходящие за рамки базовой подготовки. Для того, чтобы получить высший балл за экзамен,  необходимо обязательно выполнить задания части С.

Задания части С  проверяют умения работать с фрагментом обществоведческого текста, иллюстрировать примерами обществоведческие явления, тенденции, решать познавательные задачи, анализировать конкретные социальные ситуации, формулировать свои собственные оценочные суждения по заявленной проблеме.

 

Приведение примеров, иллюстрирующих обществоведческие явления или процессы.

 

В случае, когда требуется раскрытие на примерах определенных теоретических положений обществоведения, вам необходимо сначала определить для себя саму эту теоретическую позицию, а уже затем подбирать раскрывающие ее примеры из социальной практики или теоретического раздела курса. Задание это позволяет проверить, насколько уверенно вы ориентируетесь в теоретическом материале, можете ли соотнести понятия и идеи с конкретными социальными явлениями, тенденциями. Например, вам может быть предложено проиллюстрировать примерами процесс становления в Российской Федерации многопартийной системы. Вы должны будете назвать основные партии, участвующие в выборах в Государственную думы, выборы иных уровней, выход партийных изданий, деятельность крупнейших партий между выборами и т.д.

 

Пример:

Подтвердите любыми двумя примерами, что одной из ведущих тенденций современного мира является интеграция, сближение между собою стран и народов.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

 

В ответе могут приводиться такие примеры:

 

 

1)  распространение современных электронных средств связи, которые позволяют стремительно передавать информацию из одного региона мира в другой;

2)  формируется мировая экономика, регулируемая из единого центра, ее институтами становятся Мировой Банк, Международный валютный фонд, транснациональные корпорации.

3) объединяет страны и глобальный характер угроз – экологические, техногенные катастрофа, войны, терроризм,  значима регулирующая позиция ООН

4) Примером действия интеграционных процессов служит создание Европейского Союза и единой европейской валюты – евро, единого эмиссионного центра, Европейского банка, Европарламента, иных структур Евросоюза

 

 

 

 

Правильно приведены два примера

2

 

Правильно приведен один пример

1

 

Ответ неправильный

0

 

Максимальный балл

2

 

Решение познавательных задач

Решение познавательной задачи – одно из заданий, предлагаемых в части С. Это задание имеет высокий уровень сложности. В задаче обязательно должно быть сформулировано условие, содержащее значимую социальную проблематику, а в ответе предлагается ее решение, аргументация выводов.

Пример.

Существует высказывание «Чтобы ни придумали ученые, все равно в результате получается новое оружие». Является ли данное утверждение доказательством того, что общественный прогресс связан только с разработкой новых вооружений, средств уничтожения людей? Сформулируйте суждение по приведенному высказыванию. Приведите один из аргументов в обоснование своей точки зрения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

 

В ответе должны присутствовать следующие позиции: 

1)Сформулировано суждение:

Данное утверждение не является доказательством того, что общественный прогресс связан только с разработкой оружия.

2) Высказаны аргументы, например:

  1. Далеко не все научные изыскания связаны с оружием, например, исследования в области медицины, биотехнологии, мирного исследования космического пространства и т.д.;
  2. помимо создания новых видов оружия – прогресс техники и технологии связан с медициной, разработкой новых способов лечения людей, способов борьбы с тяжелыми заболеваниями;

 

 

 

Сформулировано суждение и приведен аргумент

2

 

Сформулировано суждение ИЛИ  приведен аргумент

1

 

Ответ неправильный

0

 

Максимальный балл за полный ответ

2

 

Задания к тексту.

 

К каждому тексту сформулированы по три вопроса. По сути, вопросы к тексту могут содержать и примеры, и задачи, и запрос на прояснение слов автора, и необходимость формулировки собственного суждения по поводу авторского текста. Вопросы различаются своим уровнем сложности. Первый главным образом ориентирован на понимание содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Второй и третий  вопросы  нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнение знаниями обществоведческой теории и социальной практики.

Пример:

 

 «Эволюция, по пути которой прошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революций с их бурным разрушительным пафосом, эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму. Следовательно,  устаревшие догматические схемы прошлого необходимо отбросить, но при этом нельзя из истории вычеркнуть и революции с их своеобразными закономерностями и решительностью.

Диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды, на смену приходит революция, способная их устранить и вновь расчистить дорогу эволюции. При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса.    

 

  1. Какова главная идея приведенного фрагмента? Найдите в тексте цитату, раскрывающую ее. Озаглавьте текст.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

 

В ответе может быть приведено:

  1. Главная идея – сопоставление двух основных форм прогресса – эволюции и революции, при выявлении преимуществ первой;
  2. Текст может быть озаглавлен «Формы общественного прогресса» или «Эволюция и революция»;
  3. Приведена цитата: «При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса»

 

 

Приведены верно два из положений

2

 

Приведено верно одно из положений

1

 

Ответ неправильный или отсутствует

0

 

Максимальный балл

2

 

  1. В каких случаях в обществе происходит революция, по мнению автора? В чем заключается значимость революций? Подтвердите слова автора любым примером из истории.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

 

В ответе должны содержаться следующие элементы

  1. революция происходит тогда, когда нет возможности для эволюционного развития
  2. революции необходимы, чтобы расчистить дорогу эволюционным преобразованиям
  3. Пример: Английская революция 17 века, Французская революция 18 века.
  1.  

 

 

Правильно сформулированы  обе позиции и приведен пример

2

 

Правильно сформулирована  одна из позиций позиция и приведен пример ИЛИ

Правильно сформулированы две позиции,  пример приведен неверно, или отсутствует

1

 

  Сформулирована любая позиция или приведен пример ИЛИ

  Ответ неправильный

0

 

Максимальный балл

3

 

3. Что, с вашей точки зрения, вкладывается автором в формулировку «цивилизованная форма социального прогресса»? Укажите две любые ее отличительные черты. Подтвердите свои слова любым примером из истории.

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

 

В ответе должны содержаться позиции:

  1. Сформулировано утверждение:

 Цивилизованная форма – та, которая предполагает наименьшее применение насилия, требует меньших жертв и затрат со стороны общества.

  1. Приведены отличительные черты: 
  1. широкая социальная основа (уровень поддержки);
  2.  продуманный, компромиссный характер преобразований;
  3.  постепенность перемен;
  4.  готовность к ним общества;
  5.  согласование действий сверху с импульсами, идущими снизу, от народа, от общества.
  1. Приведен пример:
  1. реформы Ш. де Голля во Франции;
  2.  «бархатные революции» в Восточной Европе;
  3.  демократические преобразования в Испании после смерти Ф.Франко и т.д.

 

Могут быть приведены другие примеры.

3

 

Сформулировано утверждение, приведены две отличительные черты, правильно приведен пример

2

 

Сформулировано утверждение, приведена одна отличительная черта, правильно приведен пример ИЛИ Сформулировано утверждение, приведены две отличительные черты, пример не приведен ИЛИ Сформулирован утверждение, отличительные черты не приведены, приведен один пример

1

 

Приведен любой один элемент ответа ИЛИ

Ответ неправильный

0

 

Максимальный балл

2

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia_po_obshchestvoznaniyu.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ГИА по обществознанию – 9 класс

Дорогие ребята!

Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам  уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. Уже несколько лет проводится в школах Российской Федерации эксперимент по проведению Единого государственного экзамена за курс полной средней школы, также предполагающего использование тестовых заданий. Вводится в российских школах и так называемый малый ЕГЭ, который будут сдавать выпускники девятилетней, основной школы.

 Я считаю своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществоведению, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий. Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к итоговой аттестации за курс основной школы по курсу обществознание, в том числе, к сдаче малого ЕГЭ. Задания охватывают весь курс «Обществознание» основной школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.

Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.

Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.


Комментарии

Наши комментарии имеют целью более основательно познакомить вас с отдельными типами и видами заданий, включенными в настоящий сборник. Задания , включенные в сборник, образуют три больших группы:  

– с выбором ответа (часть А);

– с кратким ответом (часть B);

– с развернутым ответом (часть С).

В  часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать  единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:

  • найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;
  • определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;
  • выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;
  • обобщить приведенный ряд социальных объектов;
  • конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

Хотя эти задания и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Вам предстоит не столько воспроизвести знания, почерпнутые из учебника, сколько преобразовать их, применить к данной ситуации.

Пример:

Социальным качеством человека является

1)

cпособность к продолжению рода

2)

владение приемами защиты от врагов

3)

умение обустраивать жилье

4)

наличие представлений о загробном мире

Ответ: 4

Также часть А включает в себя вопросы повышенного уровня на  осмысление двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными  могут оказаться  оба высказывания.

 Пример:

Верны ли следующие суждения?

А. в человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми

Б. природа человека двойственна, помимо природных качеств, в ней присутствуют и сформированные в процессе взаимодействия с обществом.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны  оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ: 1

Задания с кратким ответом (часть В) представлены в сборнике в различных формах:

  • заполнение пропуска в схеме или таблице. Эти задания рассчитаны на базовый уровень подготовки;
  • исключение лишнего термина из логического ряда терминов, имеющих отношение к определенному обществоведческому явлению, процессу;
  • установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах;
  • выбор нескольких правильных ответов из списка;
  • распознавание фактов и оценочных суждений, фактов и мнений, суждений и аргументов;
  • заполнение пропусков в тексте;
  • выявление ошибочных суждений в тексте.

Прокомментируем более обстоятельно несколько типов заданий части В.

  1. Заполнение пропуска в схеме или таблице. 

Количество букв (включая пробелы) здесь не должно превышать 17. Существенной помощью для подготовки к решению подобных заданий являются сборники схем и таблиц по различным областям  обществознания (социологии, политологии, праву, экономике). Важно понимать, что и схема, и таблица – это всего лишь своеобразная форма представления учебного материала, знакомого вам из учебников и разъяснений учителя. Нужно только суметь преобразовать информацию из текстовой в таблицу или схему.

Данное преобразование называется приемом классификации. Она позволяет представить изучаемый объект в систематизированном упорядоченном виде, выявить существенные связи между элементами, входящими в социальный объект. Классифицирование, осуществляемое в различных областях знания,  позволяет выявлять и определенные пробелы, то, чего мы пока еще не знаем. Вам и предстоит в определенном смысле, при решении этих заданий заполнить «белые пятна», восстановить пропущенные элементы классификации.

Пример:

Заполните пропуски в схеме:

Ответ: субъект познания

2. Установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах 

К каждой их позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельные пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Конечно, эти задания рассчитаны на повышенный уровень подготовки. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществоведения, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам. Помогите себе и сами – попробуйте составить подобные таблицы на основании параграфов вашего базового учебника.

Ответ к данным заданиям следует записать в табличке в виде последовательности букв.

Пример:

Установите соответствие между  ступенями познавательной деятельности человека и составляющими их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.     

Элементы

Ступени познания

1)

суждение

А.

чувственное

2)

ощущение

Б.

рациональное

3)

понятие

4)

представление

5)

умозаключение

6)

восприятие

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5

6

Ответ:  БАБАБА

  1. Заполнение пропусков в тексте.

 Вдумчиво прочитайте в тексте предложения с пропущенным словом. Подумайте, какие ассоциации у вас возникают в связи с прочитанным. Читая текст, мысленно заполняйте пропуски, моделируйте слова, которые могут стоять на месте пропуска. И лишь после прочтения фразы, обратитесь к перечню слов, данных в таблице, из которых нужно выбрать те, которые необходимо вставить вместо  пропуска. Часто в пропуске может заключаться какое-либо значимое обществоведческое понятие. Чтобы лучше подготовиться к их решению, необходимо обзавестись школьными словарями обществоведческих терминов и понятий.

Пример:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Общество отличает тесная _________(1) и взаимообусловленность всех элементов. Точно также как и  _________(2)   все они являются частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование  социального мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий  пронизывает все __________(3) общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое ___(4), мы сможем проследить его последствия во всех сферах.

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А)

народ

Б)

государство

В)

сфера

Г)

природа

Д)

взаимосвязь

Е)

решение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

Ответ: ДГВЕ

4. Выбор нескольких правильных ответов из списка.

Из перечисленных в этом задании позиций необходимо отыскать и указать все правильные ответы. Ответ следует записать в виде последовательности цифр, разместив их по возрастанию.  К примеру, правильный ответ может быть оформлен: 145.

Пример:

Государство в рыночной экономике

1)  

осуществляет лицензирование некоторых

 видов хозяйственной  деятельности

2)

осуществляет директивное планирование хозяйственной деятельности

3)

устанавливает жесткие цены на товары и услуги

4)

осуществляет  безвозвратное субсидирование некоторых предприятий и отраслей

    5)

устанавливает налогообложение предприятий и физических лиц

Ответ: 145

Характеристика заданий части С

Задания с развернутым ответом являются наиболее сложными. Они тоже могут быть в различных формах. В часть С входят задания с развернутым ответом, который формулирует сам экзаменующийся. Здесь включены задания только повышенного и высокого уровня сложности.

 Именно эти задания позволят вам продемонстрировать особые знания по предмету, выходящие за рамки базовой подготовки. Для того, чтобы получить высший балл за экзамен,  необходимо обязательно выполнить задания части С.

Задания части С  проверяют умения работать с фрагментом обществоведческого текста, иллюстрировать примерами обществоведческие явления, тенденции, решать познавательные задачи, анализировать конкретные социальные ситуации, формулировать свои собственные оценочные суждения по заявленной проблеме.

Приведение примеров, иллюстрирующих обществоведческие явления или процессы.

В случае, когда требуется раскрытие на примерах определенных теоретических положений обществоведения, вам необходимо сначала определить для себя саму эту теоретическую позицию, а уже затем подбирать раскрывающие ее примеры из социальной практики или теоретического раздела курса. Задание это позволяет проверить, насколько уверенно вы ориентируетесь в теоретическом материале, можете ли соотнести понятия и идеи с конкретными социальными явлениями, тенденциями. Например, вам может быть предложено проиллюстрировать примерами процесс становления в Российской Федерации многопартийной системы. Вы должны будете назвать основные партии, участвующие в выборах в Государственную думы, выборы иных уровней, выход партийных изданий, деятельность крупнейших партий между выборами и т.д.

Пример:

Подтвердите любыми двумя примерами, что одной из ведущих тенденций современного мира является интеграция, сближение между собою стран и народов.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

В ответе могут приводиться такие примеры:

1)  распространение современных электронных средств связи, которые позволяют стремительно передавать информацию из одного региона мира в другой;

2)  формируется мировая экономика, регулируемая из единого центра, ее институтами становятся Мировой Банк, Международный валютный фонд, транснациональные корпорации.

3) объединяет страны и глобальный характер угроз – экологические, техногенные катастрофа, войны, терроризм,  значима регулирующая позиция ООН

4) Примером действия интеграционных процессов служит создание Европейского Союза и единой европейской валюты – евро, единого эмиссионного центра, Европейского банка, Европарламента, иных структур Евросоюза

Правильно приведены два примера

2

Правильно приведен один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Решение познавательных задач

Решение познавательной задачи – одно из заданий, предлагаемых в части С. Это задание имеет высокий уровень сложности. В задаче обязательно должно быть сформулировано условие, содержащее значимую социальную проблематику, а в ответе предлагается ее решение, аргументация выводов.

Пример.

Существует высказывание «Чтобы ни придумали ученые, все равно в результате получается новое оружие». Является ли данное утверждение доказательством того, что общественный прогресс связан только с разработкой новых вооружений, средств уничтожения людей? Сформулируйте суждение по приведенному высказыванию. Приведите один из аргументов в обоснование своей точки зрения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1)Сформулировано суждение:

Данное утверждение не является доказательством того, что общественный прогресс связан только с разработкой оружия.

2) Высказаны аргументы, например:

  • Далеко не все научные изыскания связаны с оружием, например, исследования в области медицины, биотехнологии, мирного исследования космического пространства и т.д.;
  • помимо создания новых видов оружия – прогресс техники и технологии связан с медициной, разработкой новых способов лечения людей, способов борьбы с тяжелыми заболеваниями;

Сформулировано суждение и приведен аргумент

2

Сформулировано суждение ИЛИ  приведен аргумент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл за полный ответ

2

Задания к тексту.

К каждому тексту сформулированы по три вопроса. По сути, вопросы к тексту могут содержать и примеры, и задачи, и запрос на прояснение слов автора, и необходимость формулировки собственного суждения по поводу авторского текста. Вопросы различаются своим уровнем сложности. Первый главным образом ориентирован на понимание содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Второй и третий  вопросы  нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнение знаниями обществоведческой теории и социальной практики.

Пример:

 «Эволюция, по пути которой прошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революций с их бурным разрушительным пафосом, эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму. Следовательно,  устаревшие догматические схемы прошлого необходимо отбросить, но при этом нельзя из истории вычеркнуть и революции с их своеобразными закономерностями и решительностью.

Диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды, на смену приходит революция, способная их устранить и вновь расчистить дорогу эволюции. При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса.    

  1. Какова главная идея приведенного фрагмента? Найдите в тексте цитату, раскрывающую ее. Озаглавьте текст.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

В ответе может быть приведено:

  1. Главная идея – сопоставление двух основных форм прогресса – эволюции и революции, при выявлении преимуществ первой;
  2. Текст может быть озаглавлен «Формы общественного прогресса» или «Эволюция и революция»;
  3. Приведена цитата: «При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса»

Приведены верно два из положений

2

Приведено верно одно из положений

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

  1. В каких случаях в обществе происходит революция, по мнению автора? В чем заключается значимость революций? Подтвердите слова автора любым примером из истории.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

В ответе должны содержаться следующие элементы

  1. революция происходит тогда, когда нет возможности для эволюционного развития
  2. революции необходимы, чтобы расчистить дорогу эволюционным преобразованиям
  3. Пример: Английская революция 17 века, Французская революция 18 века.

Правильно сформулированы  обе позиции и приведен пример

2

Правильно сформулирована  одна из позиций позиция и приведен пример ИЛИ

Правильно сформулированы две позиции,  пример приведен неверно, или отсутствует

1

  Сформулирована любая позиция или приведен пример ИЛИ

  Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

3. Что, с вашей точки зрения, вкладывается автором в формулировку «цивилизованная форма социального прогресса»? Укажите две любые ее отличительные черты. Подтвердите свои слова любым примером из истории.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Балл

В ответе должны содержаться позиции:

  1. Сформулировано утверждение:

 Цивилизованная форма – та, которая предполагает наименьшее применение насилия, требует меньших жертв и затрат со стороны общества.

  1. Приведены отличительные черты:
  • широкая социальная основа (уровень поддержки);
  •  продуманный, компромиссный характер преобразований;
  •  постепенность перемен;
  •  готовность к ним общества;
  •  согласование действий сверху с импульсами, идущими снизу, от народа, от общества.
  1. Приведен пример:
  • реформы Ш. де Голля во Франции;
  •  «бархатные революции» в Восточной Европе;
  •  демократические преобразования в Испании после смерти Ф.Франко и т.д.

Могут быть приведены другие примеры.

3

Сформулировано утверждение, приведены две отличительные черты, правильно приведен пример

2

Сформулировано утверждение, приведена одна отличительная черта, правильно приведен пример ИЛИ Сформулировано утверждение, приведены две отличительные черты, пример не приведен ИЛИ Сформулирован утверждение, отличительные черты не приведены, приведен один пример

1

Приведен любой один элемент ответа ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2.

Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания тренажера имеют ссылки на сл...

тесты для подготовки к егэ

тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...

Тесты по подготовке к ГИА пообществознанию

Тестовый материал по подготовке в ГИА в 9 классе....

Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)

Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)...

Подготовка к ЕГЭ. Тест для подготовки к заданию №8 " Правописание безударных гласных в корнях слов".

Этот тест можно использовать на уроках подготовки к ЕГЭ. Он составлен  с учётом спецификации и формулировок тестовой части ЕГЭ задания №*8....

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....