Урок памяти "Свидетели обвинения", посвящённый жертвам Холокоста
классный час (10 класс) по теме

Гляденцева Виктория Евгеньевна

Данный урок может быть проведён для учащихся старших классов. Разработка содержит большое количество литературного материала, посвящённого жертвам Холокоста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati_svideteli_obvineniya.docx50.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти «Свидетели обвинения»

для учащихся 10 класса МБОУ гимназии № 1

 Подготовлен:

Гляденцевой Викторией Евгеньевной,

учителем русского языка и литературы

МБОУ гимназии № 1 города

Красного Сулина Ростовской области,

Арутюновой Светланой Александровной,

библиотекарем муниципального

бюджетного учреждения культуры

Красносулинского района
"Межпоселенческая центральная

библиотека" 
(МБУК КСР "МЦБ").
 

Ведущий 1: Больше 68 лет отделяют нас от окончания второй мировой войны, однако, в памяти человечества навсегда останутся чудовищные преступления гитлеровцев. Нельзя без боли и гнева вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Когда мир узнал об Освенциме, он содрогнулся. В центре Европы, давшей человечеству величайших гуманистов, фактически работал «мощный комбинат» по промышленному уничтожению людей. Но были еще Майданек, Бухенвальд и Треблинка, Орадур и Лидице, Бабий Яр и Хатынь. Это - цена победы над фашизмом. Даже сейчас, спустя десятки лет не удалось залечить всех ран, причиненных войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Ведущий 2: Странное и непонятное слово Холокост. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

В русском варианте слово «холокост» может обозначать геноцид любого народа.

Ведущий 1: Началось все – 30 января 1933 года – Адольф Гитлер стал канцлером Германии. А что бы было если бы фашизм победил?

Видео «Что было бы, если бы фашизм победил»

ЧТЕЦ 1: Как детям объяснить: шесть миллионов

Исчезнувших в застенках навсегда,

Замученных, отравленных 'Циклоном,

Расстрелянных, повешенных, сожжённых?

Никто не видел слёз, не слышал стонов,

Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов. Нам представить страшно,

В какую бездну их толкнули ниц.

Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,

Шесть миллиoнов - целый миp за каждым.

Шесть миллионов с будущим рассталось,

Потухло взглядов, закатилось лун,

Сердец шесть миллионов разорвалось,

Шесть миллионов отзвучало струн.

А сколько не свершившихся открытий,

Талантов? Кто узнает их число?

Шесть миллионов оборвалось нитей,

Шесть миллионов всходов полегло.

Как объяснить 'шесть миллионов' дeтям?

По населенью - целая страна,

Шесть миллионов дней - тысячелетья

Шесть миллионов жизней - чья вина?

Как вышло так: прошли десятилетья,

И через реки крови, море слёз

То тут, то на другом конце планеты

Подонки отрицают Холокост?

Как детям объяснить шесть миллионов?..

Ведущий 2: С каждым годом остается все меньше участников и очевидцев нацистских преступлений. Но всему человечеству в память о тех событиях остались воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. Эти воспоминания хранятся в книгах, архивных документах, в кадрах кинохроники, в художественных фильмах.

Ведущий 1: «С первых дней нападения на Советский Союз гитлеровское командование подвергало жестоким истязаниям и пыткам захваченных в плен бойцов и командиров Красной Армии.

Издевательства и массовое уничтожение советских воинов не было эпизодическим явлением, зависящим от характера и настроения какого-нибудь взбесившегося фашистского офицера или солдата. Это была заранее продуманная Гитлером и его подручными, четко разработанная система истребления советских граждан».

«Фашистские палачи создали громадные лагеря, где узников уничтожали по специально разработанным планам, с применением инженерной мысли. Майданек и Освенцим, Бухенвальд и Дахау, Заксенхаузен и Равенсбрюк на протяжении веков будут звучать в устах потомков как проклятие фашизму».

Ведущий 2: Самым зловещим, самым страшным из всех этих концлагерей, пожалуй, являлся Маутхаузен, расположенный в Австрии, километрах в двадцати пяти от города Линца. Здесь было зверски замучено около ста двадцати двух тысяч человек, из них советских граждан — тридцать две тысячи сто восемьдесят человек. В их числе известный ученый, доктор технических наук, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск Д. М. Карбышев, подполковник авиации Герой Советского Союза Н. И. Власов, десятки видных военных и политических деятелей многих стран Европы».

Ведущий 1: «Жизненные условия там были исключительно тяжелые, в десять раз хуже, нежели во всем остальном лагере.

Питание давалось по усмотрению охраны СС, которая иногда заставляла несчастных заключенных голодать по два-три дня, к тому же рацион был гораздо меньше, чем в остальной части лагеря. Иногда суп наливали в желоба, и эсэсовцы смеялись, глядя на людей, которые ели без ложек, прямо руками. Иногда суп наливали в умывальники, и эсэсовцы буквально наслаждались видом этой борьбы за еду двух тысяч человек вокруг бассейна, где едва было место для двадцати человек. Смертные случаи от 30—35 в день возросли до 150. Жуткие жизненные условия и перспектива близкой смерти заставили этих людей восстать.

Это случилось в начале февраля 1945 года...

Ведущий 2: На следующий день все эсэсовцы были мобилизованы на охоту за людьми. Венское радио передавало каждый час призывы к населению помочь в поимке бежавших «бандитов».

Репрессия была ужасающая… Никакие пытки и издевательства не смогли сломить воли советских людей, их гордого духа и не поставили на колени перед фашистскими палачами. Пленные умирали, но не покорялись, а оставшиеся в живых не сдавались, продолжая бороться с врагом». (Ходыкин, И. Живые не сдаются / И. Ф. Ходыкин. – М.: Патриот, 1991)

Ведущий 1: О страшных годах фашистской оккупации, о том, что питает современный фашизм, и рассказывает книга бельгийского писателя Ги Ланена «Паултье, они снова хотят воевать».

Чтец 2: «Наконец-то мы добрались до лагеря, вернее, до большого открытого места, лишенного всякой растительности. Вдали виднелись проволочные ограждения. В мглистом воздухе, точно тупые хищные пальцы, торчали сторожевые вышки.

За оградой из колючей проволоки — бараки. Бесконечные ряды бараков, насколько хватало глаз. Но на этом наша дорога в лагерь не закончилась.

Ждали еще чего-то. Бродившие тут же унтер-офицеры от нечего делать стали бросать в нас камнями. Молодой немец схватил Иоахима за белую бороду и дергал, пригибая старика к самой земле, а его приятели хлопали себя по ляжкам и ржали от удовольствия.

Некоторых узников обливали холодной водой, женщин били и осыпали самыми грязными ругательствами.

Затем нас группами по нескольку человек стали вызывать в отдел политических преступлений. Там каждого снова допрашивали: откуда прислан, за что и не был ли ранее замечен в политических делах? При допросе не скупились на угрозы, пинки и побои. Все сведения заносились в личную карточку заключенного, которую затем его заставляли подписать. Потом фотографировали и на фотографии ставили личный номер узника.

Не верилось, что это действительность, а не мучительный кошмар, не страшный рассказ. Но в том-то и состоял весь ужас, что я сознавал безысходность происходящего. Я начал понимать, что люди страшней самых диких зверей. Все, что я здесь рассказываю, лишь отдаленно отражает то, что было на самом деле: словами это передать невозможно».

«Я думаю, в нас сразу же хотели уничтожить все человеческое, чтобы мы ослабели и не могли сопротивляться огромной машине уничтожения. Надо было подавить наш разум, парализовать волю, отнять всякую надежду. Чтобы никто и никогда не вздумал организовать и оказать сопротивление».

Чтец 3: «…до полусотни свирепых овчарок, оголтело рвущихся с поводков, с хриплым лаем окружило грузовики, а хозяева, удерживая псов, с нетерпением покручивали дубинками. По команде, словно горох из мешка, высыпались узники из кузовов на брусчатку, затарахтели деревянными подошвами, и в эту минуту обрушились на них эсэсовские дубинки и собачьи клыки. Спасения не было нигде, повторялось то, что было во всех концлагерях: вновь прибывших встретили поголовным избиением, беспощадным террором, чтобы сразу же физически их ошеломить и сломить морально. Дикая вакханалия, пересчитывания и избиения длились, казалось, без конца. Это называлось первым построением. В строю стояли с кровавыми рубцами на теле, с разбитыми носами, с опухшими лицами, покрытыми синяками и ссадинами, а кто-то и с выбитыми зубами или переломанной переносицей» ( Ланен, Г. Паултье, они снова хотят воевать: [из истории лагеря уничтожения; повесть] / Ги Ланен; Пер. с фламанд.; Худож. М. Турбовский. – М.: Детская литература, 1989).

Ведущий 2: Вадим Бойко – украинский прозаик, бывший узник Освенцима, участник интернационального Сопротивления, написал книгу «И если на земле есть ад». В предисловии к своей книге он написал: «Из десятков миллионов людей в фашистских тюрьмах и лагерях смерти выжили немногие. Одним из них оказался и я. Попав впервые в концлагерь, я дал себе клятву: выжить! Выжить, чтобы рассказать людям о чудовищных злодеяниях фашизма.

В моем повествовании нет ни выдуманных событий, ни выдуманных имен, хотя, возможно, то, о чем я рассказываю, может показаться невероятным. Но все это было! Пепел замученных стучит в мое сердце. Это обязывает писать правду, и только правду».

Чтец 4: «Во второй половине августа ночи стали прохладными, по утрам трава умывалась щедрой росой. Оставшиеся в живых карьерники во сне сбивались в кучу, чтобы согреться. Обескровленные, истощенные до предела, они даже в солнечный день чувствовали, как холодеют руки и ноги, как охватывает грудь и спину озноб, а по ночам дрожали от холода, как от приступа лихорадки. Приходилось по очереди растирать друг друга, разгоняя по телу остатки крови, иначе можно было окончательно застыть и не проснуться. Беда научила юношей, что нужно близко держаться друг около друга, поддерживать один другого всеми возможными силами и средствами — и морально, и физически. И это понимание жизни побуждало их, самых молодых среди карьерников, оказывать помощь любому из сотоварищей по несчастью: будь то немец, поляк, бельгиец, француз, еврей или словак, — если он терял остатки сил и расставался с верой в жизнь. Отдать сникшему человеку глоток баланды из своей ничтожной порции, подбодрить его словом, поддержать, когда он готов был рухнуть наземь и никогда не подняться,— значило воистину оживить человека, помочь ему удержаться на самом краю пропасти, вернуть веру и надежду. И что поражало их: отдавая людям свои силы, делясь последним из последнего, каждый из них чувствовал себя спокойнее, увереннее, сильнее, как будто в глубине души возник и становился все прочнее какой-то загадочный стержень, позволяющий сохранять человеку стойкость...»

Чтец 5: «Возле камеры дезинфекции их раздели догола, и пока прожаривались и заливались едкой жидкостью их грязные, вшивые лохмотья, узников стригли и тоже дезинфицировали, отчего горело все тело и выпадали волосы, где они были.

Потом больше часа их голых держали в строю — это называлось закаливанием. Такая «процедура» проводилась и летом, и зимой, и под дождем, и при любом ветре Те, кто выдерживали ее, попадали наконец в душевую, где их в течение пяти минут попеременно обдавали струей то кипятка, то ледяной воды. Ни мыла, ни полотенец не было, разумеется, и в помине. После этого «душа» им выдавали прожаренные лохмотья и гнали по баракам. Надо еще сказать и то, что вода в душевую подавалась такая, что если лагерник, мучимый жаждой, пил ее, то через несколько часов погибал в страшных корчах, настолько она была отравлена хлоркой. Даже банные дни в концлагере были бедствием, их тоже требовалось пережить. Лагерь смерти — это надежда будущей цивилизации, это фильтр и самый лучший сепаратор. Идеи великого фюрера пролагают человечеству путь к высшему совершенству и бессмертию. Слабые должны исчезнуть с лица земли бесследно, и как можно быстрее. Ну, а если среди вас есть и более сильные, то пусть они поживут еще немножко, хотя бы до следующего банного дня. Если смогут, конечно…» (Бойко, В. И если на земле есть ад…: [роман] / Вадим Бойко; Пер. с укр. Ю. Андреевой – М.: Советский писатель, 1989).

Ведущий 1: Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “рассовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Немцы и их коллаборационисты уничтожали детей вследствие идеологических причин и в связи с реальными или предполагаемыми нападениями партизан. Таким образом, было убито 1,5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях. Их судьба может быть разделена на следующие категории:

1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти,

2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах,

3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их,

 4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов и

 5) дети, убитые во время карательных или, как их называли, антипартизанских операций.

Ведущий 2: После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) временами приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию детей в лагеря. Януш Корчак, директор сиротского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на депортацию детей. Он добровольно отправился в лагерь смерти Треблинка, где погиб вместе со своими подопечными.

Ведущий 1: Нет, об этом нельзя забывать. Если, вопиют об отмщении миллионы взрослых, замученных, задушенных, затравленных в Освенциме и Бухенвальде, то в стократ сильнее и страшнее предсмертный крик советских детей, которых предали гибели изверги со свастикой. Всякий убийца – душегуб, но детоубийцам нет имени. Это – двуногие выродки, по сравнению с которыми гиены и шакалы – благородные существа.

Сотни и тысячи книг на многих языках мира запечатлели в документах, в прозе, в стихах кошмарную летопись фашистских злодеяний. Но мне кажется, что среди них найдется место и для «Ночи плачущих детей – книги правды, книги правого гнева.

Чтец 6: «О, ночь плачущих детей! Ночь клейменных смертью детей! Нет больше доступа сну. Жуткие няньки Матерей заменили. Смертью стращают их вытянутые руки, Сеют смерть в стенах и в балках. Всюду шевелятся выводки в гнездах ужаса, Страх сосут малыши вместо материнского молока. Вчера ещё мать навлекала Белым месяцем сон, Кукла с румянцем, потускневшим от поцелуев, В одной руке, Набивной зверёк, любимый И от этого живой, В другой руке. Сегодня только ветер смерти Надувает рубашки над волосами, Которых больше никто не причешет». (Нелли ЗАК Лауреат Нобелевской премии).

Чтец 7: «Из вагонов полетели чемоданы, коляски, детские игрушки. Теперь все это было уже не нужно. Мужчин отделили от женщин и детей. Потом отобрали старых и больных и повели к газовой камере. Колонна обреченных растянулась и поползла темной лентой, пока не исчезла в тумане. Ей вслед неслись отчаянные крики, рыдания. Кто-то пел псалмы.

Днем и ночью пылал крематорий. Еще одну партию «загазовали». Вот такое родилось страшное слово — «загазовать».

Оставшихся разместили в бараках до очередного «отбора».

По соседству с нашим блоком был женский барак. Иногда из него выходили истощенные стриженные женщины, вывешивали для просушки кое-как выстиранное белье.

Кусок тряпки — пеленка. Рядом тряпка — рубашонка. Детские штанишки из какой-то рвани.

Но вот пригрело весеннее солнце, и из барака выползли дети. Молчаливые, испуганные. Ноги—спички. Шея — спичка. Круглый в струпьях шар — голова. И глаза — большие, недоумевающие.

Ясным солнечным днем они появились возле барака. С ними была наша кукла. Дети были разных национальностей и возрастов. Не все понимали друг друга. Но играли. Усевшись, передавали куклу по кругу и что-то лопотали. Сначала тихонько, а потом все громче. Словом — разыгрались. Вдруг кому-то из детей постарше надоела игра, и кукла полетела в сторону. Какой-то малыш совсем как дома, заплакал и побежал за куклой.

Негромко шелкнул выстрел. Из барака вырвался страшный крик женщины. Стайка детей мигом исчезла в черной пасти барака. А малыш с тряпочной куклой в руке остался лежать на асфальте.

Чтец 8: В теплые дни дети стали опять появляться у того барака. Но теперь они жались к его стене. Кажется, они научились понимать друг друга. И вообще они понимали слишком много для своего возраста.

Мы смотрели на них через окна. Мало помогали им наши скудные пожертвования. Ребра — хоть пересчитывай. Вздувшиеся животы.

Дети иногда играли. Странная это была игра. Слабые, они неловко прыгали по очереди на одной ноге, что-то выкрикивая, подбрасывали и ловили камешки.

Лучше бы я тогда не прислушался. Девочка в черном подбрасывала желтый камешек, ловила его и напевала на мотив детской считалки: «За-га-зу-ют или нет... За-га-зу-ют или нет......

Вот так играли дети..». (Каменкович, И. Ночь плачущих детей: [документальные рассказы] / И. Каменкович. – Баку: Гянджлик, 1979)

Видео «Помни имя свое»

Ведущий 2: Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза - самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом.

Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми...

В Минске, Харькове и в других местах использовались фургоны-душегубки, в которых людей убивали выхлопными газами автомобилей.

Евреев топили в реках, болотах, колодцах; бросали в стволы шахт; замуровывали живыми; распиливали на части.

Ведущий 1: Холокост поставил людей перед страшным выбором. Его приходилось делать прежде всего самым близким родственникам. Известны случаи, когда муж или жена шли на казнь вместе со своими родными-евреями, хотя имели возможность спастись. Но нередко, следуя требованиям оккупационных законов, мужья отказывались от своих "неарийских" жен и детей, а их родственники не соглашались прятать или даже выдавали самых близких, в том числе и детей, не желая рисковать своей жизнью.

Ведущий 2: Бабий Яр считается местом начала Холокоста, первых массовых убийств евреев нацистами

С 29 сентября по 11 октября 1941 года эсэсовцы и их местные пособники убили там практически все еврейское население города - более 50 тысяч мужчин, женщин и детей.

Бабий Яр и Освенцим – самые страшные и самые известные символы Холокоста.

В первые два дня было убито 33771 человек. 1, 2, 8 и 11 октября расстреляли тех, кто не явился по приказу - около 17 тысяч человек.

Массовые расправы в Бабьем Яру продолжались до конца оккупации Киева в ноябре 1943 года. Расстреливали заложников, подпольщиков и партизан, узников находившегося неподалеку Сырецкого концлагеря, цыган и караимов.

10 января 1942 года были убиты около ста захваченных в плен матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии, 18 февраля 1943 года - участвовавшие в знаменитом "матче смерти" игроки киевского футбольного клуба "Динамо" Николай Трусевич, Иван Кузьменко и Алексей Клименко.

"Прибывавших евреев встречали украинцы и направляли к тому месту, где те должны были складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определенном месте евреи должны были складывать и свои драгоценности. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, его подгоняли пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми… "

Ведущий 1: У молодой киевлянки Иды Белозерской муж был русский. Семья его родителей согласилась скрывать своего внука и невестку. Но как спасти трех маленьких племянников Иды - детей погибших в Бабьем Яру сестер?

Из воспоминании Иды Белозерской:

"Дети оставались со мной еще шесть дней, на шесть дней продлили им жизнь. Все эти шесть дней они не отходили от меня, держась по обе стороны за мое платье, они не играли, их ничто не занимало. Они смотрели большими невинными глазами, не понимающими, что такое жизнь и что такое смерть, и спрашивали: "Тетя Ида, но скажите, мама ведь придет, придет, скажите! Когда она придет?". Молча глаза наполнялись слезами, приглушенно плакали. Громко нельзя было плакать, люди могли услышать, и это была бы гибель для всех.

Я не плакала, автоматически двигалась, как деревянная, успокаивала, уговаривала, что вот все кончится и мама их придет.

Мысли кошмарные роились: почему мой ребенок имеет право жить наполовину?

Ведущий 2 : Свидетельство писателя Ильи Эренбурга, подготовленное для "Черной книги":

"В местечке Сорочинцы жила врач-гинеколог Любовь Михайловна Лангман; она пользовалась любовью населения и крестьянки прятали ее от немцев. С нею была дочь одиннадцати лет.

Однажды к ней пришли и сказали, что у жены старосты трудные роды. Любовь Михайловна спасла роженицу и младенца.

Староста ее поблагодарил и донес немцам. Когда ее с дочкой вели на расстрел, она сказала: "Не убивайте ребенка..." А потом прижала дочь к себе: "Стреляйте! Не хочу, чтобы она жила с вами..."

Чтец 9: Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно,

по-судейски.

Все молча здесь кричит,

и, шапку сняв,

я чувствую,

как медленно седею.

И сам я,

как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

Я —

каждый здесь расстрелянный старик.

Я —

каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне

про это не забудет!

«Интернационал»

пусть прогремит,

когда навеки похоронен будет

последний на земле антисемит.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам,

как еврей,

и потому —

я настоящий русский!

Ведущий 1: Писатель Анатолий Кузнецов, ребенком живший в оккупированном Киеве, в 1966 году создал документальный роман "Бабий Яр", отрывки из которого напечатала "Юность".

Чтец 10: «СКОЛЬКО РАЗ МЕНЯ НУЖНО РАССТРЕЛЯТЬ.

К четырнадцати годам жизни на этой земле я совершил столько преступлений, что меня следовало расстрелять по меньшей мере вот сколько раз:

  1. Не выдал еврея (моего друга Шурку).
  2. Укрывал пленного (Василия).
  3. Носил валенки.
  1. Нарушал комендантский час.
  2. Прятал красный флаг.
  3. Не полностью вернул взятое в магазине.
  4. Не сдал топлива.
  5. Не сдал излишков продовольствия.
  6. Повесил листовку.

19. Воровал (свеклу, торф, дрова, елки).

  1. Работал с колбасником подпольно.
  2. Бежал от Германии (в Вышгороде).
  3. Вторично бежал (на Приорке).
  4. Украл ружье и пользовался им.
  5. Имел боеприпасы.
  6. Не выполнил приказа о золоте (не донес на Дегтярева) .
  7. Не явился на регистрацию в 14 лет.
  8. Не доносил о подпольщиках.
  9. Был антигермански настроен и потворствовал антигерманским настроениям (был приказ о расстреле и за это).
  1. Пребывал в запретной зоне сорок дней, и за это одно надо было расстрелять сорок раз.

При этом я не был еще членом партии, комсомольцем, подпольщиком, не был евреем, цыганом, не имел голубей или радиоприемника, не совершал открытых выступлений, не попался в заложники, а был ОБЫКНОВЕННЕЙШИЙ, рядовой, незаметный, маленький человечек в картузе.

Но, если скрупулезно следовать установленным властями правилам, по принципу «совершил — получай», то я уже двадцать раз НЕ ИМЕЛ ПРАВА ЖИТЬ.

Но я хочу жить!

Жить, сколько мне отпущено матерью-жизнью, а не двуногими дегенератами. Как вы смеете, какое вы имеете право брать на себя решение вопроса о МОЕЙ жизни:

СКОЛЬКО МНЕ ЖИТЬ,

КАК МНЕ ЖИТЬ,

ГДЕ МНЕ ЖИТЬ,

ЧТО МНЕ ДУМАТЬ,

ЧТО МНЕ ЧУВСТВОВАТЬ,

КОГДА МНЕ УМИРАТЬ?

Я хочу жить долго, пока не останется самых следов ваших!

Я ненавижу вас, диктаторы, враги жизни, я презираю вас как самое омерзительное, что когда-либо рождала земля. Проклятые. Проклятые! ПРОКЛЯТЫЕ!!!»

Ведущий 2: Еще одним символом фашистского геноцида стала небольшая белорусская деревенька Хатынь. Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Ведущий 1: «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против немецких оккупантов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Кульминацией повести является уничтожение карателями-гитлеровцами жителей одной из белорусских деревень, что позволяет автору провести параллели как с трагедией Хатыни, так и с военными преступлениями последующих десятилетий.

 «Хатынская повесть» — это талантливо воплощенная память войны, повесть-напоминание и повесть-предупреждение. Опыт тех, кто пережил войну, не может пропасть даром. Он учит человечество, может, самой элементарной из истин: только не щадя своей жизни можно отстоять свободу и победить врага. Тем более такого изощрённого, каким был немецкий фашизм. 

Видео «Колокола Хатыни»

Ведущий 2: В Ростове-на-Дону находится место самого крупного в России захоронения жертв Холокоста. В августе 1942 года нацисты и их приспешники убили в Змиевской Балке свыше 30 тысяч невинных людей, большинство из которых составляли евреи, мирные жители Дона и бежавшие от немцев жители Польши, Украины и Белоруссии.

Мы знаем, что первыми здесь были расстреляны советские военнопленные, которых перед смертью заставили рыть огромные погребальные траншеи.

Мы знаем, что на убийство детей нацисты не тратили пуль – их отравили ядом.

Мы знаем, что многих евреев к этому месту захоронения привезли уже мертвыми – нацисты впервые опробовали в Ростове грузовики-душегубки.

Но мы не знаем имен всех погибших.

Уже 26 октября 1941 года немецкие власти начали уничтожение евреев Таганрога на Петрушиной косе («Балка смерти») на западной окраине города, расстреляв в первый же день свыше 6 500 человек. Всего там было уничтожено свыше 10 тыс. человек, из них 6,5 тыс. евреев. 

В августе 1942 года в городах Ростовской области Новочеркасске, Шахтах, Морозовске, Сальске, а так же в поселках Зерновом, Литвиновке, Пролетарском, станицах Мечетинской, Кагальницкой, селе Ремонтном и других погибло не менее 2 тыс. евреев.

Видео «Змиёвская балка»

Ведущий 1: Бухенвальдский набат"- песня, облетевшая всю планету, ставшая своего рода символом борьбы народов за мир.

Эта песня была написана поэтом Александром Соболевым, участником войны, евреем по национальности. Хотя песня конкретно касается концентрационного лагеря в Бухенвальде (Германия), но она звучит как напоминание о преступлениях фашизма, о безвинных жертвах, память о которых священна. Песня известна и популярна не только в России, но и в мире.

Видео «Бухенвальдский набат»

Ведущий 2: Мы - Люди, независимо от того, кто мы по национальности, не будем молчать. Делать вид, что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует - ОСТАНОВИСЬ!

Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку

"Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех".

Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой!

Рассказывая Вам о том, как погибали дети, ваши ровесники, мы говорим:

"Ты запомни их глаза. Ты запомни, ты подумай, может, они могли стать великими музыкантами, художниками, физиками... просто хорошими людьми.

Но кто дал право одному отнимать жизнь другого без суда и следствия только по расовому или национальному признаку?"

Видео «Никакого нацизма нет на земле»

На пороге XXI века в Стокгольме прошел Международный Форум по Холокосту. Президенты, премьер-министры, видные политики, общественные деятели заявили: "Мы сочувствуем страданиям жертв и черпаем вдохновение в их борьбе. Наше обязательство - помнить о погибших, уважать уцелевших и вновь подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости".

Мы - это и Вы. Каждый из Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста.

Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста....

Отчёт о проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Недели Памяти Жертв Холокоста.

Отчёт о проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Недели Памяти Жертв Холокоста....

Сценарий общешкольной линейки, посвящённой дню снятия блокады Ленинграда и Международному дню памяти жертв Холокоста

Ученик: Школа, равняйсь, смирно! Линейка, посвященная  полному освобождению советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашисткими войсками и Международному дню памяти жертв Холо...

Презентация, посвящённая Дню памяти жертв Холокоста

27 января отмечается международный День жертв памяти Холокоста. Презентация может быть использована на уроках истории или на классных часах....

Презентация, посвящённая памяти жертв Холокоста

Материал к класссному часу, посвящённому памяти жертв Холокоста (для 9-11 классов)...

методическая разработка тематического урока истории " День памяти жертв Холокоста"

Тематический урок истории " День памяти жертв Холокоста" посвящён дате 27 января -  Международному Дню памяти жертв Холокоста. Проводится в соответствии с программой Воспитания в коллед...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...