Главные вкладки

    Лекция А.Я. Хапсирокова по теории познания
    статья по теме

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Лекция А.Я. Хапсирокова по теории познания, прочитанная на историческом факультете МГОПУ им. М.А. Шолохова в 2003 году

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Философия

    Теория познания

       Лекция профессора, доктора философских наук Али Яхъяевича Хапсирокова на Историческом факультете (очно-заочное отделение) МГОПУ им. М.А. Шолохова, май-июнь 2003 года

    Источники знания

    Проблема вторичных качеств

       Источники знания — ощущения и восприятия, на них основываются суждения и умозаключения. Но это — не первоначальные источники знания. Каждый источник знания имеет собственный источник. Также за ощущением стоит ощущаемая реальность.

          Источники знания: 1) первоначальные (абсолютные); 2) окончательные (ультимативные). Все знания, которые имеют другие источники — ультимативные. А реальность, которая стоит за ними — абсолютные источники.

           Наиболее значимые — первичные источники. Чтобы понять ощущения, надо понять ощущаемую реальность.  Все объекты познания — внесубъектная реальность.

          Чем отличаются объекты познания от объектов действительности? Материализм говорит, что нет различия.

              Но есть и идеализм (субъективный): то, что мы видим и то, что есть на деле — не одно и то же.

            Объект познания — это то, как мы видим мир. Действительность — это мир сам по себе. Это различение впервые проведено у Канта. Он считал, что тем самым совершил коперниканский переворот. До Канта знание выводится из познаваемого объекта. Кант: познаваемый объект выводится из знания, он зависим от нашего познания, за ним в действительности ничего не стоит. Многие свойства объекта познания не соответствуют свойствам объекта действительности. Например, цвет — субъективное восприятие. У объекта действительности нет цвета, а есть электромагнитные колебания. Цвет — взаимодействие ощущаемого и ощущающего. Цвет как объективное свойство обусловлен превращением объекта действительности в объект познания — объектно-субъектное познавательное взаимодействие.

         А форма? Имеет ли предмет форму, когда он не воспринимается? Каждый макрообъект существует в микросреде. И форма размывается. А мы не можем воспринимать микрочастицы, а только макрообъекты, наше зрение «отсеивает» микрочастицы. Форма есть включённость в процесс восприятия. Мы объекты воспринимаем дифференцированно. Но нет в природе пустого пространства — везде микрочастицы. Но мы их не видим — если бы мы их видели, то не могли бы воспринимать действительность.

          У объекта действительности актуализируются некоторые потенциальные свойства объекта познания. Объект познания всегда богаче объекта действительности — у него есть свойства, которых нет у объекта действительности. Например, свойство объекта быть ценностью (или вредностью). Все аксиологические характеристики — только в объектах познания, но не в объектах действительности.

           Любой объект действительности — структурно неисчерпаем. Ни один объект действительности не состоит из конечного количества частей. Нет «последнего кирпичика». Любая частица атома так же сложна. Элементарных частиц нет — они таковы только с точки зрения достигнутого уровня знаний — мы ещё не знаем их структуры. Таким образом, объект действительности становится богаче объекта познания. Существуют множество частиц, которые присущи объекту действительности. Объект познания есть часть объекта действительности, известная сегодня человеку.

          Классификация объектов познания. Выделяются: 1) те, которые воспринимаются органами чувств; 2) недоступные органам чувств.

           Органам чувств доступны  внешние свойства предметов — величина, цвет, протяжённость. Это — явления, феномены. Они — на поверхности. Часто их называют — сенсибильная реальность.

             Но есть виды реальности, доступные только разуму: все закономерные связи и взаимодействия объективного мира. Это — глубинные связи. Они — сущность явлений действительности. Таким образом, их относят к интеллигибельной реальности.

           Сравнивая эти два вида объектов познания, понимаешь, что самая сложная для понимания — именно чувственно воспринимаемая реальность (а не умопостигаемая). С сенсибильной реальностью связана проблема вторичных качеств.

          Объекты познания: 1) те, которые отражаются в нашем сознании — онтологические — все естественные характеристики предметной действительности; 2) те, которые есть основа оценочной функции сознания. Эти объекты характеризуются как аксиологические. Аксиологические объекты существуют только благодаря взаимодействию с человеком (онтологические существуют сами по себе).

          Аксиологическая реальность разделяется на три типа:

    1) ценности — свойство объекта познания соответствовать человеческим потребностям (эстетическая, нравственная, религиозная и т. п. ценности).

    2) антиценности — свойство познаваемых объектов противоречить человеческим потребностям.

    3) неценности — свойства познаваемых объектов, которые «безразличны» к человеческим потребностям. У них нет ни ценностного, ни антиценностного значения для человека. Само их существование, однако, обусловлено соотнесённостью с человеческим восприятием.

        Аксиологическая реальность внесубъектна с одной стороны, она присуща самим вещам. Но с другой стороны — она существует только в связи с человеком. Аксиология существует только в связи с человеком.

          Объекты отражения (онтологические объекты) обладают большой устойчивостью. Это соответствует устойчивости естественных связей в мире. Это — вечные (этернальные) объекты.

           Иначе — с аксиологическими объектами познания. Они постоянно подвержены изменениям. Потребность удовлетворена — и объект перестал быть ценностью. Меняется общество, историческая реальность. В одном обществе одно считается добром, в другом — злом, в одном — прекрасное, в другом — безобразное.

            Выделяют темпоральные объекты познания, т. е. именно аксиологические (временные).

          Центральная проблема теории познания — проблема вторичных качеств. Она уходит корнями в древнегреческую философию. Эту проблему впервые обнаружил Демокрит. Он говорит: Как нашим ощущениям и восприятиям соответствуют объективные свойства ощущаемых и воспринимаемых предметов. А другим ощущениям и восприятиям — не соответствуют (у них нет аналогов в объективном мире). «Только в мнении есть цвет, вкус, тёплое и холодное. В действительности есть только атомы и пустота». Атомы, по Демокриту, различаются объективно по форме, по числу. Им присущи объём, плотность. Эти свойства присущи и вещам, так как вещи состоят из атомов.

         Потом все известные философы пытались решить эту проблему. Более всего — Локк. Он и ввёл понятие «первичные и вторичные качества». Локк: есть вполне объективные, присущие самой действительности, свойства — первичные качества: форма, объём, протяжённость, плотность, величина.

          Вторичные качества самим предметам не присущи: цвет, вкус, запах, тёплое, холодное и т. п.

          Откуда берутся вторичные качества? Они — от взаимодействия первичных качеств. Но объективных аналогов они не имеют. Ощущение цвета не соответствует какому-либо объективному цвету. В учении о первичных качествах Локк стоит на почве материализма, в учении о вторичных качествах он делает уступку идеализму — вторичные качества не существуют в реальности.

            Другие философы пытались устранить дуализм (идеализм-материализм) Локка. Таким был Дж. Беркли. Его можно назвать основоположником субъективного идеализма. Беркли: все без исключения свойства — вторичны, все они исключительно субъективны, нет никаких первичных качеств. У нас есть ощущения, но ощущаемой реальности не существует. Если вторичное качество не свойственно реальности (цвет), то как может существовать форма — формы не бывает без цвета. Таким образом, форма также субъективна. Если устранить у предмета все вторичные (ощущаемые) качества, то устранится и сам предмет. Вещь — не что иное, как комплекс человеческих ощущений. Мир — комбинация ощущений. Если мы мир не воспринимаем, то его вообще нет.

          Материалисты (после Локка) стали доказывать, что вторичных качеств нет, все качества — первичные, присущие самим предметам. Ошибка Локка и Беркли в том, что они отрывают свойства от носителей, то есть от предметов. Нет красного цвета вообще, есть красные предметы, все свойства — предметны, не свойств без предметов.

           Но проблема, хотя и снимается, но не решается. Различия между первичными и вторичными качествами — есть. Но в чём они?

              Все свойства предметной действительности распадаются на две группы: 1) действительные; 2) потенциальные.

             Действительные свойства — это все первичные качества. Только по тому, что предмет существует, у него есть определённый набор свойств. Существование предмета есть условие существования этих свойств. А потенциальные свойства? Это — скрытые, латентные свойства предметов. Как мы вообще можем их знать? Они время от времени актуализируются. Но для их актуализации недостаточно наличия предметов — носителей этих (потенциальных) свойств. Нужны определённые условия. Их два: 1) объектно-объектное взаимодействие. Здесь актуализируются потенциальные свойства — плавучесть, растворимость, прозрачность, способность плавиться, испаряться. Эти свойства существуют как способности, становящиеся действительностью при объектно-объектных взаимодействиях.  2) объектно-субъектные, познавательные взаимодействия. К этой группе относятся так называемые вторичные качества: цвет, вкус, запах и т. п. Само по себе вещество этими свойствами не обладает. Если нет живых (обладающих психикой, органами чувств) существ, воспринимающих запахи, то нет и свойства «запах».

           Какая роль объектно-объектных и объектно-субъектных взаимодействий? Какое влияние они оказывают на характер этих свойств, на природу этих свойств? Объектно-объектное взаимодействие зависит от характера самого вещества — лёгкое ли оно (пробка) или тяжёлое (свинец) — и тонет ли. Все свойства, актуализирующиеся в объектно-объектных связях, обусловлены структурой самих веществ (это — структурные связи). Объектно-объектное взаимодействие определяет способ актуального состояния этих свойств. Объектно-объектное взаимодействие определяет переход из потенции в актуальное состояние. Потенциальные свойства, будучи структурными, являются и функциональными, то есть обнаруживаются в процессе функционирования. Таким образом, они — структурно-функциональны. Значит, они объективно присущи самим объектам, актуализированы в самой естественной среде, в объективной реальности.

         Объектно-субъектное взаимодействие. Само существование вторичных качеств обусловлено взаимодействием с познающим субъектом. Означает ли это, что эти качества субъективны? Характер актуализирующихся свойств зависит от структуры предметов. По своему характеру эти качества объективны. Пример: само вещество имеет слезоточивую природу, не слезоточивое вещество не вызывает слёз.

           Объектно-субъектные — это все вторичные качества из потенциального переходят в актуальное состояние, то есть зависят от человека функционально, но структурно — независимы.

           Нет человека — нет и вторичных качеств. Но без человека они существуют как свойства самих предметов. И факт зависимости этих качеств от человека был истолкован как факт существования этих  свойств только в человеческом восприятии. Таким образом — это внесубъектная реальность, существующая вне человека, но актуализирующаяся только в зависимости от человека.

             Любой предмет познания в одном отношении — не зависит от человека, но в другом отношении — зависит.  

           Мир, т.о., не зависим от человека в одном отношении, но в другом отношении актуализируется только в зависимости от человека. Мир без человека — это мир электромагнитных колебаний, без цвета, без звуков, это мир голых сущностей и связей. Мир без ценностей.

            Материалисты (наивные) : мир такой, каким мы его видим, есть именно такой, каков он без нас.

        Проблема вторичных качеств имеет не узкофилософское значение. От этого зависят теоретико-познавательные вопросы в целом и также целостный взгляд на мир, вообще — мировоззрение. Отсюда возникли и субъективный идеализм и объективный идеализм. И есть субъективный материализм: признаётся объективное существование мира, но признаётся, что основа мира — человек.  

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лекция по органической химии 11 класс : Теория органического строения. Алканы, циклоал-каны.

    Лекционный материал по органической химии: Теория органического строения. Алканы, циклоалканы....

    Публичная лекция "На пути к познанию красоты и богатства родного языка"

    Данное выступление поднимает проблему учительского отношения к  преподаванию русского языка.  Дает возможность проанализировать значение творчества учащихся.  Подумать о том, как процес...

    Лекция по ТиМ ФКиС ДЮС. Теория и методика юношеского спорта как научная и учебная дисциплина

    Теория и методика юношеского спорта как научная и учебная дисциплина...

    Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс

    освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...

    Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс

    Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс...

    Теория по теме "Познание". Обществознание. 9-11 класс.

    Теоретический материал по обществознанию, тема "Познание". Поможет при подготовке уроков как учителям, так и обучающимся при подготовке к ГИА....

    Тесты по обществознанию для 10 класса - теория познания

    Тесты по теории познания по обществознанию для 10 класса...