Теория Познания
рабочая программа (10 класс)

Жаркой Павел Васильевич

Курс   «Теория познания» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как

«Математика»,   «Физика»,   «Химия»,   «Биология»,    «История», что создает возможность одновременного изучения тем, связанных с особенностями изучения данных наук и историей их возникновения.

Предлагаемая программа курса тематически соответствует разделу «Сознания и познание» авторской профильной программы «Обществознание», 10 класс, Боголюбова Л. Н., но существенно расширяет темы, посвященные истории науки, проблемам методологии познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей № 27 г. Улан-Удэ

Рассмотрено:

руководитель МО

А.Ю. Бушуева  

____________

«     »____  2022 г

Согласовано: зам. директора по УВР И.Л. Добродеева    

____________

«     »____  2022 г.                        

Утверждено:                                                  директор лицея №27

Л.А. Асанова

_________________

Приказ №___    от «     »______     2022 г

                                                                         

 

        

Рабочая программа

Элективный курс  «Теория познания».

                              Класс:  10  класс.

Количество часов: 35 часов. (1 час в неделю)

                                                                                                                                               

                                                                                                                             

                                                                                                                       

                                                                                                               

         

                                                                                                                                                   Учитель : Жаркой П.В.

                                                                                                                                 учитель истории обществознания

 

                                                                              Улан-Удэ

           

   2022-2023 учебный  год

Пояснительная записка

Элективный курс «Теории познания» направлен на формирование у учащихся 10 класса системного представления о познании. В частности, курс призван преодолеть распространенные среди учащихся противопоставление «гуманитарной» и

«естественнонаучной» области знания, нередко сопровождающейся их противопоставлением и пренебрежением друг к другу.

Рабочая программа курса «Теория познания» составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.№1645, 31 декабря 2015 г. № 1578, 29 июня 2017 г. №613, 24 сентября 2020 г. №519, 11 декабря 2020 г. №712)
  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ лицей № 27;
  • Учебного плана МАОУ лицей № 27.

Целью реализации рабочей образовательной программы среднего общего образования курса        «Теория познания» является формирование представлений о месте и роли гносеологической проблематики в истории философии и других наук, выявление теоретико- познавательных основ научного мировоззрения, системы знаний о современной картине мира, освоение основных приемов и методов познавательной деятельности.

Главными задачами реализации программы являются:

  • сформировать у обучающихся систему представлений о гносеологии как теории познания, целостное мировоззрение (теоретическое представление о тенденциях и процессах в естественнонаучном познании);
  • выработать у обучающихся систему знаний и представлений о специфике философского и научного познания;
  • научить понимать и иметь представление о сущности различных концепций, определяющих облик современной философии и естествознания ;
  • научить осознавать проблемы развития различных сфер бытия и способов их познания в их связи с основными концепциями естествознания.

Курс        «Теория познания» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как

«Математика»,        «Физика»,        «Химия»,        «Биология»,        «История», что создает возможность одновременного изучения тем, связанных с особенностями изучения данных наук и историей их возникновения.

Предлагаемая программа курса тематически соответствует разделу «Сознания и познание» авторской профильной программы «Обществознание», 10 класс, Боголюбова Л. Н., но существенно расширяет темы, посвященные истории науки, проблемам методологии познания.

Курс «Теория познания» изучается в общем объеме 35 часов, 1 час в неделю

Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся - уроки- семинары, урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); урок с элементами проблемного диалога; игры - кроссворды, ребусы, викторины, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому, или иному вопросу.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  • развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
  • развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Перечень методов организации учебной деятельности: осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационно-коммуникативной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, дифференцированное обучение, беседа, рассказ, объяснение, диалог, инструктаж, работа с книгой, показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, и др. Наглядные методы: методы иллюстраций и методы демонстраций. Практические (письменные работы), индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы обучения, методы самостоятельной работы.

Внедрение цифровых технологий – безусловный шаг в будущее. Но на данном этапе развития онлайн-образование – лишь дополнительный инструмент к традиционному учебно- воспитательному процессу.

Дистанционные технологии обучения в наибольшей мере дают возможность передачи знаний и получения образования во время карантинных мероприятий.

Использование образовательных ресурсов Интернета на уроках в режимах on-line или off- line -это возможность развивать обучающимся

  • навыки работы с информацией,
  • умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления,
  • критическое мышление,
  • навыки самообразования,

т.е. способствует становлению человека информационного общества

Виды занятий,        при которых используются следующие элементы технологии дистанционного обучения:

  1. Индивидуальное занятие-консультация. Проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.
  2. Чат-занятие. 3.Онлайн-занятие

Типы уроков а

Педагогические

технологии

Формы работы

Виды деятельности

учащихся на уроке

  • исследование
  • практикум
  • беседа
  • лекция

-

комбинированный

  • технологию личностно- ориентированного обучения;
  • информационно- коммуникационные технологии;
  • технология дистанционного обучения
  • технологию разноуровневого обучение;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии и другие.

Индивидуальная Фронтальная Групповая

-пересказ текста по плану;

-конспектирование;

  • участие в диалогах различных видов;
  • составление опорных схем и таблиц;

- работа с различными источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Программа реализована в следующем УМК: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс.

Профильный уровень.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. - М.: Просвещение.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Содержание рабочей программы курса «Теория познания» в 10 классе направлено на достижение планируемых результатов освоения обучающимися всех компонентов, составляющих содержательную основу основной образовательной программы среднего общего образования. Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной вклад рабочей программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине

(Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного

быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том

числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, –

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения рабочей программы        (регулятивные,

познавательные, коммуникативные):

  1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
  1. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые        (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты освоения рабочей программы:

В результате изучения курса «Теория познания» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:

  • раскрывать роль развития научной онтологии и теории познания в интеграции достижений фундаментальных наук и построении научной картины мира;
  • характеризовать основные современные тенденции и направления в исследовании познания;
  • выявлять ключевые проблемы и достижения современных исследований в области теории познания;
  • различать многообразие форм и способов познания. Обучающийся получит возможность научиться:
  • выявлять, анализировать и интерпретировать источники и данные истории философии и науки и современных научных исследований по проблематике теории познания;
  • анализировать и интерпретировать современные научные достижения;
  • выявлять и применять современные методы научного познания;
  • выявлять и формулировать закономерности формирования и развития научной онтологии и теории познания аргументировать собственную позицию в учебном процессе.

Содержание

Введение (2 часа)

Особенности изучения курса «Теория познания». Место гносеологии в структуре философского знания. Предмет, метод и задачи гносеологии.

Этапы развития представлений о мире (4 часа)

Поиски первооснов бытия в античной натурфилософии: Платон, Аристотель.

Теологические учения Средневековья. Философия эпохи Возрождения. Онтологические учения в новоевропейской философии. Немецкая классическая философия о первоосновах и развитии бытия. Основные направления философской мысли ХХ в.

Природа сознания. Происхождение и законы мышления (5 часов)

Сознание как отражение, сознание как конструирование, сознание как социокультурное явление. Структура сознания (когнитивная, эмоциональная, мотивационно- волевая сферы). Общественное и индивидуальное сознание. Сознание, и самосознание. Сознание и бессознательное. Происхождение и развитие мышления. Законы мышления. Средства и истоки познания.

Проблема познаваемости мира (6 часов)

Средства и истоки познания. Проблема познаваемости мира. Многообразие типов и форм познания. Субъект и объект познания, их взаимодействие. Границы и возможности познания.

Проблема истины (6 часов)

Истина как цель познания и ценность. Абсолютное и относительное, субъективное и объективное в истине. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Знание и вера. Проблема критериев истины.

Научное познание, его особенности (12 часов)

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов познания. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Основные формы функционирования и развития научного знания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория. Методы научного познания и их классификация. Закономерности и движущие силы развития науки.

Научные революции. Проблема дифференциации и интеграции наук. Специфика научного познания социально-гуманитарной сферы.

Аудиторные занятия (внеурочная форма). Общее количество часов: 35 часов (1 час в неделю) Из них: 30% внеурочной формы - 12 часов.

п/п

№ урока

в КТП

Тема урока

Форма (внеурочная)урока

1

3

Античная философия

Урок-исследование

2

4

Философские и теологические учения

Урок-исследование

3

5

Средневековья и Нового времени

Урок-исследование

4

6

Великие философы в истории

Урок-семинар

5

7

Происхождение и законы мышления

Урок-исследование

6

11

Сознание. Мышление

Урок-практикум

7

14

Проблема познаваемости мира, варианты

решения проблемы

Урок-практикум

8

17

Проблема познаваемости мира

Урок-практикум

9

22

Специфика критериев истинности знания в естественных, гуманитарных и

технических науках

Урок-практикум

10

29

Научное знание

Урок-исследование

11

33

Научные революции

Урок - деловая игра

12

34

Развитие науки в современном мире

Урок-диспут

Календарно –тематическое планирование.

№ урока

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения по плану

Фактически

1.    

Введение

Особенности изучения курса «Теория познания».

02-06/09.

2022

2.

Место гносеологии в структуре философского знания. Предмет, метод и задачи гносеологии.

02-06/09.

3.

Глава 1. Этапы развития представлений о мире

Поиски первооснов бытия в античной натурфилософии

09-13/09

4.

Философские и теологические учения

16-20/09

5.

Основные направления философской мысли ХХ в        

23-27/09

6.

Великие философы в истории

30/09-04/10

7

Глава 2 Природа сознания

Происхождение и законы мышления

07-11/10

8

Сознание. Мышление

14-18/10

9

Структура сознания

21-25/10

10

Средства и истоки познания.

28-31/10

11

Обобщающий урок

11-14.11

12

Глава 3. Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира...

25-29/11

13

Средства и истоки познания

02-06/12

14

Многообразие типов и форм познания

09-13/12

15

Субъект и объект познания, их взаимодействие

16-20/12

16

Границы и возможности познания.

23-27/12

17

Обобщающий урок

13-17/01.

18

Глава 4 Истина

Проблема истины

20-24/01

19

Истина как цель познания и ценность. и ложь.

27-31/01

20

Абсолютное и относительное, субъективное и объективное в истине.

03-07/02

21

Специфика критериев истинности знания в естественных, гуманитарных и технических науках Проблема критериев истины.

10-14/02

22

Истина и заблуждение. Истина Знание и вера.

17-21/02

23

Обобщающий урок

24-28/02

24

Глава 5 Научное познание

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов познания

02-06/03

25

Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры

09-13/03

26

Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

16-20/03

27

Методы научного познания и их классификация

30/03-03/04

28

Основные формы функционирования и развития научного знания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория

06-10/04

29

Закономерности и движущие силы развития науки.

13-17/04

30

Научные революции

30-24/04

31

Развитие науки в современном мире

27-30/04

32-33

Проблема дифференциации и интеграции наук.

03-11/05

34

Специфика научного познания социально-гуманитарной сферы.

14-18/05

35

Обобщающий урок

20-25/05

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Мониторинг результатов в несколько этапов:

  • разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
  • первичная диагностика учащихся;
  • повторная диагностика учащихся;
  • сравнительный анализ результатов диагностики.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) - не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п., метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: самостоятельная работа, анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, устное сообщение по избранной теме, письменная проверочная работа, тематические тесты по изученному блоку, мини-проекты

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях, проектах и др.

КИМ УМК:        Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс. Под ред.

Боголюбова Л.Н.

Дистанционные технологии обучения в наибольшей мере дают возможность контрольный срез знаний во время карантинных мероприятий.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание учебного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по        требованию        учителя.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  1. Не усвоил основное содержание материала; не делает выводов, обобщений.
  2. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  3. Не может ответить ни на один их поставленный вопрос.

Нормы оценки знаний

% выполнения

0-49

50-69

70-89

90-100

Отметка

«2»

«3»                        

«4»

«5»

                                                                                                                                                                                     

Приложение

Вариант I

1. Дайте определение термина «познание» (2 балла)

2. Какие суждения о познании являются верными? Отметьте верные суждения знаком «+», ошибочные – знаком «-». (2 балла за правильно выполненное задание)

Ответ

Суждение

К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

Для чувственного познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

3. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (2 балла за правильно выполненное задание)

Ответ

Этап познания

Форма

Чувственное

1) понятие

Рациональное

2) представление

3) восприятие

4) умозаключение

5) суждение

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Исходным элементом чувственного познания является ____ , возникающее в результате непосредственного ____ реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ____ . Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его ____ является результатом активной, опосредованной деятельности. После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ____ , что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ____ .

1) суждение; 2) восприятие; 3) потребность; 4) формирование; 5) умозаключение; 6) память; 7) воздействие; 8) ощущение; 9) представление.

Фамилия: _________________________ Класс: ________ Дата: __________ Баллы______

Самостоятельная работа по теме: «Теория познания»

Вариант II

1. Дайте определение термина «знание» (2 балла)

2. Какие суждения о познании являются верными? Отметьте верные суждения знаком «+», ошибочные – знаком «-». (2 балла за правильно выполненное задание)

твет

Суждение

Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Ощущения – это результат непосредственного воздействия объекта на органы чувств

В структуру познания входят цель, средства, результат.

И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов

Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

3. Установите соответствие между особенностями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (2 балла за правильно выполненное задание)

Ответ

Вид

Особенность

Житейское

1) теоретическое обобщение фактов

Научное

2) обогащение повседневного опыта

Художественное

3) стремление к достоверному, обоснованному знанию

4) образность отражения объективной реальности

5) опора на здравый смысл

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В процессе __ человек получает информацию об окружающем мире и о себе. Результаты изучения окружающего мира, полученные в ходе отражения, идеального воспроизведения __ реального мира, составляют знания. Они определяются__ общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует__ , которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Усилиями специалистов-учёных вырабатывается__ , сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __ знания.

1) обыденное знание; 2) потребности; 3) мышление; 4) истина; 5) прикладное; 6) гуманитарное; 7) научное знание; 8) объективные факты; 9) познавательная деятельность

Лист коррекции рабочих программ на 2022-2023 учебный год


Приложение

Учитель обществознания        

Название программы, класс Рабочая программа «Теория познания» 10 класс

№ Пр

ичина коррекции(курсовая подготовка: точные сроки, место обучения; и другое)

Даты        в планировании

Способы коррекции рабочей программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция А.Я. Хапсирокова по теории познания

Лекция А.Я. Хапсирокова по теории познания, прочитанная на историческом факультете МГОПУ им. М.А. Шолохова в 2003 году...

Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс

освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...

Ненаучное познание. Социальное познание.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля....

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс...

Теория по теме "Познание". Обществознание. 9-11 класс.

Теоретический материал по обществознанию, тема "Познание". Поможет при подготовке уроков как учителям, так и обучающимся при подготовке к ГИА....

Тесты по обществознанию для 10 класса - теория познания

Тесты по теории познания по обществознанию для 10 класса...

Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".

Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....