Учебно-методический комплекс дисциплины "Коммуникативная культура специалиста".
рабочая программа по теме

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисциплины.

Разработка и использование УМК по коммуникативной культуре специалиста нацелены на решение следующих задач:

1.            Повышение качества подготовки студентов путём системно-методического обеспечения учебного процесса по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

2.            Отражение в содержании дисциплины современных достижений культуры, науки и других сфер общественной практики, непосредственно связанных с  учебной дисциплиной.

3.            Рациональное распределение учебного времени по разделам и видам учебных занятий.

4.            Планирование и организация самостоятельной работы студентов с учётом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов.

5.            Определение учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для её освоения.

6.            Разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

В учебно-методическом комплексе нашли отражение планы лекционных занятий, семинаров, лабораторная работа по лингвистическим словарям, комплекты орфоэпических минимумов, грамматический минимум, имеющие общую цель: дать студентам теоретическую базу курса и научить их применять полученные знания и навыки в собственной речевой практике, а также опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, логичности, уместности, целесообразности, богатства и разнообразия. Изучение материала сопровождается работой с презентациями, выполнением заданий, в том числе творческого характера,  упражнений и тестов, проведением мини-дискуссий и  защиты рефератов. Особое внимание уделено практике речи, в связи с чем многие вопросы лекционного курса носят дискуссионный характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umkd_po_kommun_kult_080114.docx148.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработчики:

Клеменчук С.В.

Идентификационный номер:

Контрольный экземпляр находится в филиале ДВФУ в г. Дальнегорске

Лист  из

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала

_______________ Шереметинский О.А.

«______» __________________2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям

Форма подготовки (очная)

курс   2  семестр   4  

лекции  16  (час.)

практические занятия   20 час.

семинарские занятия       час.

лабораторные работы __час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки   36  (час.)

самостоятельная работа  4 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет    4  семестр

экзамен       семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержденными Минобразованием России 23.04.2002 г.), образовательного стандарта ДВФУ

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании

Совета филиала        «        »        20        г.

Составитель: преподаватель Клеменчук С.В.


СОДЕРЖАНИЕ

1 АННОТАЦИЯ        

2 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ        

3 КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ        

4 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ        

5 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        

6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

7 ГЛОССАРИЙ        


АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисциплины.

Разработка и использование УМК по коммуникативной культуре специалиста нацелены на решение следующих задач:

  1. Повышение качества подготовки студентов путём системно-методического обеспечения учебного процесса по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
  2. Отражение в содержании дисциплины современных достижений культуры, науки и других сфер общественной практики, непосредственно связанных с  учебной дисциплиной.
  3. Рациональное распределение учебного времени по разделам и видам учебных занятий.
  4. Планирование и организация самостоятельной работы студентов с учётом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов.
  5. Определение учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для её освоения.
  6. Разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

В учебно-методическом комплексе нашли отражение планы лекционных занятий, семинаров, лабораторная работа по лингвистическим словарям, комплекты орфоэпических минимумов, грамматический минимум, имеющие общую цель: дать студентам теоретическую базу курса и научить их применять полученные знания и навыки в собственной речевой практике, а также опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, логичности, уместности, целесообразности, богатства и разнообразия. Изучение материала сопровождается работой с презентациями, выполнением заданий, в том числе творческого характера,  упражнений и тестов, проведением мини-дискуссий и  защиты рефератов. Особое внимание уделено практике речи, в связи с чем многие вопросы лекционного курса носят дискуссионный характер.


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала

_______________ Шереметинский О.А.

«______» __________________2011 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям

Форма подготовки (очная)

курс   2  семестр   4  

лекции  16  (час.)

практические занятия   20 час.

семинарские занятия       час.

лабораторные работы __час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки   36  (час.)

самостоятельная работа  4 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет    4  семестр

экзамен       семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержденными Минобразованием России 23.04.2002 г.), образовательного стандарта ДВФУ

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании

Совета филиала        «        »        20        г.

Составитель: преподаватель Клеменчук С.В.


УДК 170

ББК 87.7

К 48

Клеменчук, С.В.

К 48     Коммуникативная культура специалиста: программа учебной дисциплины / С.В. Клеменчук;  филиал ДВФУ. – Дальнегорск, 2011.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  (далее – СПО):

080114  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) очной формы обучения на базе основного (общего) и среднего (полного) общего образования.

Данная программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Организация-разработчик:

Дальневосточный  Федеральный  университет

Филиал ДВФУ в г. Дальнегорске

Разработчик:

Клеменчук С.В.,  преподаватель

Программа рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № _______ от «___» __________ 201_ г.

УДК170

ББК 87.7

© Филиал ДВФУ, РИО, 2011

© Клеменчук С.В.


1   Паспорт программы учебной дисциплины «Коммуникативная культура специалиста»

1.1  Область применения учебной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

1.2  Место  дисциплины  в  структуре  основной  профессиональной образовательной  программы

Дисциплина «Коммуникативная культура специалиста» входит в общеобразовательный цикл дисциплин государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.3  Цели  и  задачи  дисциплины  –  требования  к  результатам    освоения  дисциплины

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • овладение лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в сфере профессионального и бытового общения;
  • освоение знаний о нормах современного русского языка как средства  общения, основах культуры речи, функциональных стилях и жанрах  литературного языка;
  • овладение умениями моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; опознавать, анализировать и классифицировать  языковые факты с точки зрения нормативности, уместности, понятности и точности;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.  

В  результате  освоения  учебной  дисциплины  обучающийся должен

знать

  • теоретическую сторону курса и терминологический аппарат дисциплины;
  • особенности и слагаемые профессионального и бытового общения;
  • нормы и качества современного русского языка;
  • отличительные особенности функциональных типов и стилей речи;

уметь

  • свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации;
  • создавать тексты различных смысловых типов (описание, повествование, рассуждение), используя возможности родного языка и соблюдая качества хорошей речи (точность, разнообразие, уместность и др.).

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Объем максимальной учебной нагрузки при изучении данной дисциплины для обучающегося составляет 40 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов; самостоятельной работы обучающегося – 4 часа.

2  Структура и содержание учебной дисциплины

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лекции

16

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

домашние задания

4

Форма итоговой аттестации  –  дифференцированный зачет   

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины 
«
Коммуникативная культура специалиста»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала,
лабораторных  и практических занятий,
самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1   Коммуникативная и лингвистическая компетенция в профессиональном и бытовом общении

10

Тема 1.1  

Культура и этика общения

Содержание  учебного  материала

Общение. Его слагаемые и виды. Специфика делового общения. Характеристика типов делового общения (переговоры, беседа, пресс-конференция, деловой разговор по телефону). Выбор стиля общения. Управление общением. Этика общения в профессиональной среде.

2

1

Тема 1.2  

Особенности речевой деятельности

Содержание учебного материала

Речь как способ коммуникации. Соотношение понятий язык и речь. Речевое поведение. Типы речевых ситуаций (официальные и неофициальные, контактные и дистантные, общение индивидуальное, межличностное и групповое). Коммуникативная грамотность специалиста. Причины коммуникативных неудач.

2

1

Тема 1.3  

Практика речевого воздействия

Содержание учебного материала

Виды речевого воздействия (вербальное и невербальное), коммуникативная позиция говорящего, типы речевого воздействия (доказывание, убеждение, внушение, приказ, просьба, принуждение и др.), их использование в профессиональном общении. Национальные особенности делового общения.

2

2


Тема 1.4  

Языковые и речевые нормы. Предупреждение недочетов и ошибок  в речи специалиста

Содержание учебного материала

Понятие языковых норм; норма в ее отношении к личности говорящего; колебания и варианты в пределах нормы (профессиональный вариант); лексика ограниченного употребления: отношение к норме; речевые правила и типичные ошибки. Методика предупреждения ошибок и недочетов в речи специалиста.

Нормативные словари.

2

2

Самостоятельная работа

Домашнее задание по теме «Предупреждение речевых ошибок».

2

Раздел 2   Основы культуры речи

8

Тема 2.1  

Основные коммуникативные качества речи

Содержание учебного материала

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности.

Богатство и разнообразие словаря говорящего, чистота речи, ясность, понятность речи, точность речи. Правильность как центральное понятие культуры речи; литературный язык – основа культуры речи; приемы толкования терминов и специальных слов.

2

2

Тема 2.2

Культура спора

Содержание учебного материала

Классификация спора, предмет спора и позиции полемистов. Структура и виды доказательств, способы доказательства, полемические приемы и уловки; искусство отвечать на вопросы, виды ответов. Дискуссии на темы: «Речь – это своеобразный паспорт человека»; «Язык – это путь цивилизации и культуры».

2

2

Тема 2.3  

Лингвистические словари и справочники

Практические занятия

Работа со словарями.

4

3

Раздел 3   Функциональные стили и типы речи

2

Тема 3.1   Функциональные стили речи

Практические занятия

Общее понятие функционального стиля и жанра речи, основные типы функциональных стилей, характерные черты стилей; значение функциональных стилей, требования к умениям в деловом стиле речи, понятие стилистических норм, их нарушение; жанры функциональных стилей, правила написания аннотации, реферата, рецензии, требования к составлению конспекта.

2

2

Раздел 4   Современный язык. Речь и личность говорящего

20

Тема 4.1  

Состав современного русского национального языка

Содержание учебного материала

Социолингвистика как наука. Направления социолингвистики. Состав современного русского языка: литературный язык, просторечие, жаргон, диалект. Тематические группы лексики. Профессиональная и специальная лексика. Нейтральная, книжная и разговорная лексика в русском языке.

2

1

Тема 4.2  

Изменения

современного русского языка

Содержание учебного материала

Тенденции развития современного русского языка, причины изменений в языке. Язык и письмо. Иноязычная лексика в русском языке, использование иностранных слов в речи. Современное русское правописание: орфография и пунктуация.

2

1

Тема 4.3

Нормы современной орфографии и пунктуации

Практические занятия

Работа на электронном тренажере «Базовый русский».

4

3

Тема 4.4

Характеристика публичной речи

Практические занятия

Условия публичности, устная и письменная речь в их соотношении, массовая коммуникация, имидж говорящего, условия эффективного слушания.

Характеристики положительного имиджа.

2

1

Самостоятельная работа

Домашнее задание по теме «План публичного выступления».

2

Тема 4.5  

Подготовка публичной речи.  Выступающий  и  аудитория

Практические занятия

Требования к публичной речи. Этапы подготовки публичной речи, виды речи в зависимости от целевой установки, контакт с аудиторией, форма преподнесения материала, индивидуальные речевые типы выступающих (рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский и лирический типы). Выступление перед аудиторией с информационной (убеждающей) речью. Анализ выступлений.

6

2

Тема 4.6  

Специфика общения  в
Интернете

Практические занятия

Способы общения в Интернете: чат, форум, электронная почта. Правила общения. Достоинства и недостатки общения в Интернете  в отличие от традиционного общения в реальной жизни.

Типы интернет-пользователей. Феномен интернет-зависимости.

Образование и информационная культура.

2

2

Всего

40


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 –  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3  Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация программы требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета и средства обучения:

  • посадочные места по количеству обучающихся (столы двухместные, стулья);
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы; с подключением к сети Internet и средствами вывода звуковой информации; принтер;
  • учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы);
  • мультимедиапроектор.

4   Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка уровня освоения учебной дисциплины с применением рейтинговой системы осуществляется преподавателем:

  • в ходе бесед, фронтальных опросов и дискуссий;
  • при подготовке учащимися конспектов по заданным вопросам;
  • в процессе проведения практических занятий (выполнение заданий по лингвистическим словарям и справочникам, работа на электронном тренажере);
  • при выполнении обучающимися индивидуальных домашних и аудиторных заданий.

Результаты обучения  

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

знать

  • особенности и слагаемые профессионального и бытового общения;

  • беседа, упражнения, анализ конкретных ситуаций;
  • нормы современного русского языка, качества хорошей речи, связь языка и истории;
  • тестирование, упражнения;
  • особенности функциональных типов и стилей речи;
  • домашние задания, анализ текстов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, культура речи, литературный язык, профессиональный жаргон, просторечие, норма литературного языка;
  • самостоятельная работа, тер-минологический диктант, анализ текстов;
  • нормы речевого поведения в официально-деловой и учебно-научной сферах общения;
  • беседа, дискуссии;
  • технологию подготовки публичной речи, приемы воздействия на аудиторию, нормы поведения в споре;
  • устные опросы, анализ публичных выступлений;
  • стилистические ресурсы современного русского языка, виды ошибок и речевых недочетов;
  • работа со словарями, тестирование, домашние задания (упражнения);

уметь

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности;

  • практические работы, собеседование;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной и деловой сферах общения;
  • практические работы, домашнее задание, анализ текстов;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при  обсуждении дискуссионных проблем;
  • беседа, анализ конкретных ситуаций;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;
  • работа с источниками, практические работы;
  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
  • беседа, дискуссии на заданные темы.

Разработчик         

  Филиал ДВФУ          преподаватель                Клеменчук С.В.         ___________

  (место работы)           (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

Рекомендовано к изданию научно-методической комиссией филиала ДВФУ

Председатель  НМК  _______________    «____» _______________ 2011 г.    

Эксперты

_____________________    __________________       ________________________

       (место работы)                        (занимаемая должность)                   (инициалы, фамилия)

_____________________    __________________       ________________________

       (место работы)                        (занимаемая должность)                   (инициалы, фамилия)

 


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста»

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям

Форма подготовки (очная)

г. Дальнегорск

2011


Тема 1.1 Культура и этика общения

  1. Общение – среда обитания человека; функции общения. Междисциплинарный характер изучения общения.
  2. Виды общения (характеристика):
  1. деловое и бытовое общения;
  2. межличностное и массовое;
  3. межперсональное и ролевое;
  4. доверительное и конфликтное;
  5. инструментальное и целевое.
  1. Стиль общения. Императивный, манипулятивный и диалогический типы общения.
  2. Этика общения в профессиональной среде:
  1. особенности деловой коммуникации;
  2. коммуникативный аспект общения в профессиональной среде;
  3. коммуникативные барьеры;
  4. кодекс профессиональной этики сотрудников организации.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое общение, каковы его функции?
  2. Какие виды общения Вы знаете?
  3. Что такое стиль общения?
  4. В чём особенности деловой коммуникации?
  5. Как преодолевать барьеры в общении?

Тема 1.2 Особенности речевой деятельности

  1. Речь как способ коммуникации. Язык и речь в их  соотношении. Функции языка. Социальный характер речевой деятельности.
  1. Высказывание как коммуникативная единица. Этапы речевой деятельности.
  2. Виды речевой деятельности (характеристика):
  1. написание (письмо);
  2. чтение;
  3. говорение;
  4. слушание.
  1. Коммуникативное пространство обучающихся. Типы речевых ситуаций (официальные и неофициальные; контактные и дистантные; общение индивидуальное, межличностное, групповое).
  2. Коммуникативная грамотность специалиста. Личные выступления, презентации, работа с обратной связью и ответы на неприятные вопросы как развитие коммуникативной грамотности.
  3. Причины коммуникативных неудач.
  4. Условия эффективной речевой коммуникации.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое язык, речь?
  2. Что такое речевая деятельность, каковы её этапы?
  3. Что такое слушание как процесс?
  4. В чём заключается коммуникативная грамотность специалиста?

Тема 1.3 Практика речевого воздействия

  1. Виды речевого воздействия (вербальное и невербальное).
  2. Коммуникативная позиция говорящего, виды речевого воздействия на собеседника (доказывание, внушение, убеждение, уговаривание, принуждение и др.).
  3. Практика речевого общения в профессиональном общении.
  4. Национальная специфика делового общения.

Вопросы для самопроверки.

  1. Какие виды речевого воздействия на собеседника существуют?
  2. В чём заключается национальная специфика делового общения?
  3. Какие коммуникативные позиции говорящего Вы знаете?

Тема 1.4 Языковые и речевые нормы. Предупреждение недочётов и ошибок в речи специалиста

  1. Языковая норма и отклонение от неё.
  2. Характеристика речевых ошибок и их предупреждение:
  1. несоответствие высказывания теме;
  2. нарушение достоверности высказывания;
  3. нарушение последовательности высказывания.
  1. Речевые недочеты:
  1. неточность словоупотребления;
  2. нарушение лексической сочетаемости слов;
  3. ошибки в употреблении фразеологизмов;
  4. нарушение стилевого единства текста;
  5. нарушение благозвучия.
  1. Орфографические и пунктуационные ошибки.
  2. Грамматические ошибки:
  1. словообразовательные ошибки;
  2. морфологические ошибки;
  3. синтаксические ошибки.
  1. Предупреждение речевых недочетов и грамматических ошибок. Роль лингвистических словарей и справочников в предупреждении речевых ошибок.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое норма литературного языка?
  2. С чем могут быть связаны ошибки в речи человека?
  3. Какие типы речевых ошибок вам знакомы?
  4. Какова роль лингвистических словарей и справочников в деле предупреждения ошибок в речи специалиста?
  5. В чём суть самообразования по культуре речи?

Тема 2.1  Основные  коммуникативные качества речи

  1. Богатство и разнообразие словаря говорящего.
  2. Чистота речи. Понятие речи. Понятие «слова-сорняки».
  3. Яркость, образность, выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка (метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, оксюморон, литота, гипербола и др.).
  4. Точность – необходимое качество речи.
  5. Правильность – центральное понятие культуры речи.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что мы понимаем под богатством речи?
  2. Что такое точность речи?
  3. От чего зависит образность речи?
  4. Как связаны понятия «правильность речи» и «норма языка»?

Тема 2.2  Культура спора

1.  Классификация спора, предмет спора и позиции полемистов.

2.  Структура и виды доказательств, полемические приёмы и уловки.

3.  Искусство отвечать на вопросы, виды вопросов и ответов.

4.  История спора в отечественной науке.

5. Правила организации дискуссии (дискуссия в группе на тему: «Язык человека − своеобразный паспорт человека»).

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое спор?
  2. Какие классификации спора Вы знаете?
  3. Что такое доказательство, какова структура доказательства?
  4. В чём состоит искусство отвечать на вопросы?
  5. Какие правила организации дискуссии Вы можете сформулировать?

Тема 4.1 Состав современного русского национального языка

  1. Социолингвистика как наука. Объект социолингвистики. Аксиомы социолингвистики, задачи и перспективы развития науки о языке человеческого общества. Представители социолингвистики (Б. Ларин, В. Жирмунский, Д. Лихачев и др.). Методы социолингвистики.
  2. Состав современного русского национального языка:
  1. литературный язык – высшая и образцовая форма русского национального языка (признаки литературного языка; понятие нормы);
  2. диалект (лингвистическое и функциональное понимание  диалекта);
  3. просторечие (проблема термина; носители просторечия; характеристика лексических и морфологических единиц просторечия);
  4. жаргон (социолект). Виды жаргонов: компьютерный сленг, молодежный сленг, уголовный жаргон и др. словари жаргонов.
  1. Тематические группы лексики. Лексика ограниченной сферы употребления (профессионализмы, специальные слова, диалектизмы и др.) и неограниченной сферы употребления.
  2. Нейтральная, книжная и разговорная лексика в русском языке. Стилистические пометы в словарях русского языка.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что изучает наука социолингвистика?
  2. Какие методы социолингвистики Вы можете назвать?
  3. Что такое литературный язык, диалект, жаргон?
  4. Какие группы лексики по происхождению, сфере употребления и стилистической окраске Вы знаете?

Тема 4.2 Изменения современного русского языка

  1. Тенденции развития современного русского языка,  причины изменений в языке.
  2. Язык и письмо. Реформы русской орфографии.
  3. Современное русское правописание: орфография и пунктуация. Словари и справочники по орфографии и пунктуации.
  4. Иноязычная лексика в русском языке:
  1. причины проникновения иноязычных слов в русскую речь;
  2. типы заимствований;
  3. фонетические, графические и морфологические особенности иноязычных слов;
  4. речевые ошибки, связанные с неправильным использованием иноязычных слов.
  1. Словари иностранных слов в русском языке.
  2. Изменения норм современного русского языка.

Вопросы для самопроверки.

  1. Каковы тенденции развития современного русского языка?
  2. Что Вы знаете о реформах русской орфографии?
  3. Какие словари и справочники по русской орфографии и пунктуации вы знаете?
  4. Какую лексику называют иноязычной?
  5. В чём состоят фонетические, графические и морфологические особенности иноязычных слов?
  6. С чем связаны изменения норм современного русского языка?
  7. Что следует понимать под культурой речи специалиста?


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста»

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Форма подготовки (очная)

г. Дальнегорск

2011


Вопросы речевой анкеты

  1. Какие темы Вы любите обсуждать:

личные; бытовые; общественные; научные; философские; культурологические; практические.

  1. Вы обычно:

настойчиво ставите эти темы; ждёте подходящего случая; легко переходите на них; охотно поддерживаете затрагивающую беседу.

  1. Вам свойственно обсуждать эти темы:

абстрактно (с общих позиций); применительно к себе; собственному опыту.

  1. Какие темы Вам неинтересны?  (Перечислить).
  2. Если подобная тема кем-то ставится, то Вы:

прекращаете разговор; переводите его на другое; отмалчиваетесь; нехотя поддерживаете.

  1. Вам присущи:

любовь к фатам; ссылки на источник используемой Вами информации; апелляции к авторитетам.

  1. Вы сторонник:

конкретных (практически действенных); информационных (познавательных); личностных (отношения людей),  разговоров?

Ваше «Я» видно в разговоре, любой разговор приоткрывает Вас собеседнику?

да; нет.

  1. Вы предпочитаете:

чтобы разговор касался вещей, продуманных Вами; лучше, чтобы он возбуждал мысль; нейтрально.

  1. Ваш «козырь» в диалогах:

эрудиция; неожиданность ассоциаций; оригинальность точки зрения; умение обобщать, систематизировать материал; непредвзятость; определённость позиций; умение вести свою линию; способность приблизить обсуждаемое интересам собеседника; умение осознать и выразить обычно ускользающие впечатления, ощущения; активность; энтузиазм; эмоциональная заразительность.

  1. Как это же оценивается Вашими близкими?  (Написать).
  2. Ваше речевое кредо:

шутливая болтовня о пустяках; словесная перепалка; серьёзные «интеллектуальные» разговоры; выяснение отношений; рассказ о новостях, текущей жизни, эмоциональных переживаниях; спор; регулирование практических отношений.

  1. Вы:

многословны; лаконичны; нейтрально.

  1. Вам свойственно:

разбрасываться; нагромождать информацию; перескакивать с одного на другое; последовательность; логичность.

  1. Вам случается:

терять нить разговора; вязнуть в деталях; затрудняться в выражении мыслей; искать слово. Как часто и в каких ситуациях преимущественно?  (Описать).

  1. Всегда ли Ваша речь естественна и стилистически адекватна, если нет, то в каких ситуациях?
  2. Какими из перечисленных речевых жанров Вы владеете? К которым из них имеете вкус, почему?

а) письменно-научная речь;

б) деловая письменная речь;

в) письменная художественная речь (если не пишете стихов, вспомните школьные сочинения на вольную тему);

г) эпистолярный жанр;

д) официальные публичные выступления (доклад, отчёт, лекция);

е) дискуссия (научная, деловая, по общественным вопросам), выступление в  прениях, семинар;

ж) официальный (научный, деловой, административный и т.п.) диалог с начальством,  с подчинёнными, учениками, с коллегами;

з) короткие деловые встречи, визиты, телефонные переговоры;

и) непринуждённый неофициальный полилог (напр., больш. застолье);

к) публичный монолог в непринуждённой обстановке (рассказ, тост, поздравление);

л) непринуждённый дружеский диалог;

м) случайные ситуативные разговоры в транспорте, магазине и т.п.:

владею; предпочитаю; затрудняюсь.

  1. Оптимальные для Вас условия речевого общения?
  2. Считаете ли Вы себя:

хорошим оратором, мастером слова; «на уровне»; косноязычным.

  1. Вы порой замечаете, что:

говорите красиво; нашли предельно точные и выразительные слова; отмечаете за собой неуместную цветистость речи; пустословие; невыразительность.

  1. Свойственны ли Вам:

находчивость; метафоричность; острословие; балагурство.

  1. Какие упрёки вам приходилось слышать в адрес Вашей речи?
  2. Что бы Вам самим хотелось искоренить?
  3. Имеете ли Вы индивидуальный  стиль речи?

да; нет. Если да, то в чём он состоит, и как  Вы его оцениваете?

  1. Предположим, что Вам нужно сформировать представление о человеке, поближе с ним познакомиться. Какую из следующих альтернативных возможностей Вы бы предпочли:

завязать с ним разговор; совместно поработать над решением какой-либо задачи; присмотреться к его повседневному поведению; оказаться рядом в экстремальной ситуации.

  1. Вы:

а) доверяете словам;

б) не придаёте им большого значения;

в) беззаботно вступаете в увлекательные речевые игры;

г) проверяете слово делом: обычно; редко; никогда; в определённой ситуации (какой?);

д) отводите слову роль «маски» за которой не стоит пытаться разглядеть  человека.

  1. Считаете ли Вы, что, владея словом можно многого добиться?

Вы используете эту возможность; стремитесь использовать; не умеете использовать; отказываетесь от использования.

  1. Как Вы относитесь  к тому, что это же действует  в отношении к Вам самому:

идёте навстречу; учитываете; противодействуете; игнорируете; опасаетесь; равнодушны.

  1. Способны ли Вы, имея какую-то изначальную, скажем, практическую цель:

направлять разговор; или Вы легко отвлекаетесь, и цель ускользает;

Вы держите цель в уме, но не способны соответствующим образом повернуть разговор.  

  1. Согласитесь, что по большому счёту в основе Вашей речевой активности лежат глубокие личностные потребности. Это может быть:

а) стремление к правде, истине;

б) потребность в поддержке;

в) потребность быть опорой другому человеку;

г) эмоциональное сопереживание;

д) стремление оказывать влияние;

е) потребность самоутверждения;

ж) потребность облечь в слово и тем самым уяснить для себя текучие, ускользающие  мысли, переживания;

з) эстетическая потребность гармонизировать мир словом;

и) потребность выговориться, оттеснить острые переживания.

Постарайтесь проранжировать эти факторы по значимости.

  1. Вы:

активный собеседник; Вас приходится втягивать в беседу; нейтрально.

  1. Желая вставить реплику в общий разговор, Вы обычно:

ждёте, пока Вам предоставят слово;  ловите паузу; перебиваете говорящих; начинаете говорить вместе с другими.

  1. Упрёк «не перебивай»:

к Вам не относится; адресуется изредка; обычен.

  1. Как Вы относитесь к тому, что перебивают Вас:

Вежливо уступаете; обижаетесь и умолкаете; замолкаете и ищите первой возможности заговорить; не даёте себя перебить.

  1. Какую реакцию вызывают Ваши реплики в общем разговоре в кругу близких, давно знакомых Вам людей:

а) Вам легко уступают роль говорящего;

б) часто подхватывают предложенные Вами темы, аргументы, мнения:

да; нет; нейтрально;

в) Вас чаще: поддерживают; оспаривают;

г) по отношению к Вам обычно:

доброжелательны; нейтральны; агрессивны.

  1. Вы оказываетесь в центре общей беседы: да; нет; нейтрально.
  2. Вы способны скорректироваться, если видите, что Вас  не слушают, не понимают, оспаривают, уже давно все поняли и т.п.
  3. Вы считаете себя чутким собеседником, тонко чувствующим и понимающим  партнёра:    да, нет.
  4. Для Вас существенна разница, говорить ли со старым знакомым или с пусть даже доброжелательным и заинтересованным, но новым человеком?

  1. Ощущаете ли Вы разницу в том, как говорите с разными своими друзьями?   да; нет.
  1. Что располагает Вас к беседе:

близость интеллектуальных позиций; эмоциональный контакт; лёгкость обращения (взаимодействия) с человеком; неадекватность ситуации беседы.

  1. Что, напротив, затрудняет разговор:

несходство интеллектуальных позиций; отсутствие эмоционального контакта; сложность  общения (взаимодействия) с человеком; неадекватность ситуации, беседы.

  1. Ощущение, что Вас не понимают, возникает у Вас:

редко; иногда; часто; оно обычно для Вас; не возникает никогда.

  1. Вы:

умеете и любите слушать; Вам больше подходит роль говорящего.

  1. Вы обычно внимательный и благодарный слушатель:

на лекциях и докладах; на диспутах и совещаниях; в широких непринуждённых беседах; в диалоге.

  1. Какая характеристика в большей степени определяет обычный для Вас тон  (стиль) разговора:

вежливость; участливость; доброжелательность; учтивость; мягкость; напористость; официальность; деловитость; шутливость; независимость; несерьёзность.

  1. Как обозначить Вашу речевую роль?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа по теме «ТЕКСТ»

Упражнение 1 Продолжите следующие предложения

Текст – это …

Тема текста – это …

Основная мысль – это …

Предложения в тексте связываются …

Существуют три типа речи …

Упражнение 2  Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту

  1. Каков предмет?      (                      )
  2. Почему?      (                      )
  3. Что произошло?      (                      )

Упражнение 3  В  тексте перепутаны абзацы,  но  план  составлен верно. Восстановите текст

ПЛАН

  1. Род войск
  2. Специальные войска
  3. Предназначение войск связи
  4. Предназначение части и подразделений тыла

Сухопутные войска

А.   Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения войск и боевых частей.

Б.   Кроме родов войск, в состав СВ входят специальные войска: войска связи, части и подразделения тыла.

В.  Войска противовоздушной обороны СВ – род войск, предназначенных для поражения воздушного противника, прикрытия группировок войск, пунктов управления и объектов тыла.

Г.   Войска связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи и обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Упражнение 4  Распределите предложения так, чтобы получился связной текст (ответ запишите в виде перечисления номеров предложений).

№ 1

1. Благодаря им обрела научную форму идея о том, что растения и животные – порождение самой Вселенной. 2. Вплоть до 60-х годов ХХ века они продолжали считать космос машиной, лишённой творческих способностей. 3. И Природа, и Космос обладают творческой силой. 4. Однако сегодня стало очевидным, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: развитие всего космоса – бесконечный творческий процесс. 5. Правда, физики ещё долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. 6. Эту гипотезу выдвигали такие учёные, как Чарлз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес.

№ 2

1. А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. 2. Их значительно больше, чем растений. 3. На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных. 4. Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). 5. Таким образом, важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда. 6. Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц.

№ 3

1. Например, одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, что в природе встречается крайне редко и может быть объяснено только тем, что её огромные крылья покрыты фотонными кристаллами. 2. Обнаружено, что специфический блеск крыльев бабочек обусловлен фотонными кристаллами. 3. Одно из доказательств этого – опыт с капелькой спирта, попавшей на крыло бабочки, когда спирт меняет показатель преломления окружающей его среды. 4. Так, чешуйки крыльев бабочек, содержащие эти микроскопические структуры, действуют так же, как и специальная система зеркал в светодиодах. 5. Это, в свою очередь, приводит к изменению окраски крыла с синей на зелёную. 6. Окончательно фотонная природа цветных переливов крыльев бабочки была подтверждена при помощи электронного микроскопа.

Тематика практических занятий по дисциплине

Введение

В рамках программы «Коммуникативная культура специалиста» проводятся как лекционные, так и практические занятия. Изучение материала сопровождается выполнением упражнений, творческих заданий, тестов, которые должны способствовать закреплению полученных теоретических знаний.

Предлагаемые практические занятия направлены на повышение общего уровня речевой культуры будущих специалистов; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать факты языка и речи, оценивать их с точки зрения нормативности, целесообразности, логичности; формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык и культуру.

По окончании изучения курса студенты сдают зачет по вопросам, представленным в данной разработке.

Для подготовки к практическим занятиям и зачету рекомендуется использовать следующую литературу.

  1. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика русского языка / Ю.А. Бельчиков. – М. : Дрофа, 2010.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи : учебное пособие / И.Б. Голуб. – М. : Логос, 2005.
  3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. – М., 1991.
  4. Русский язык : учебник для студентов средних учебных заведений / Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева; под ред. Н.А. Герасименко. – 8-е изд., стер. – М. : Академия, 2009.

Тема 1.3   Практика речевого воздействия

План занятия

  1. Характеристика вербального и невербального способов воздействия. Функции сигналов в общении. Факторы речевого воздействия.
  2. Понятие коммуникативной позиции. Приемы, усиливающие коммуникативную позицию.
  3. Способы речевого воздействия на личность (доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение, просьба, приказ, принуждение). Понятие манипулирования.
  4. Понятие коммуникативной неудачи и самоубийство. Что такое коммуникативная грамотность? Речевой портрет современного специалиста.

Практическая часть (анализ ситуаций).

Литература

  1. Стернин И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин.  М., 2007.  С. 5-21.

Тема 1.4   Языковые и речевые нормы

План занятия

  1. Понятие нормы языка. Характеристика норм литературного языка.
  1. Орфоэпические нормы. Колебания в ударении.
  2. Лексические нормы.
  3. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические).
  4. Стилистические нормы.
  5. Орфографические нормы.
  6. Пунктуационные нормы.
  1. Лексика ограниченной сферы употребления (характеристика жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов, неологизмов, архаизмов, историзмов, варваризмов, экзотизмов).
  2. Стилистически сниженная лексика. Требования к лексике (точность, ясность, уместность). Функции лексики.
  3. Фонетические и орфоэпические трудности.
  4. Грамматические ошибки в речи.
  5. Склонение фамилий в русском языке.
  6. Склонение составных количественных числительных.
  7. Характеристика нормативных словарей.

Практическая часть (работа по предупреждению речевых ошибок).

Литература

  1. Далецкий Ч. Риторика / Ч. Далецкий.  М.,  2003.  С. 77-155.
  2. Введенская Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, Л.А. Павлова.  Ростов н/Д.,  2004.  С. 185-202.

Тема 2.1   Основные коммуникативные речевые речи

План занятия

  1. Характеристика основных качеств речи (правильность, точность, понятность, чистота, богатство, выразительность, логичность, уместность).
  2. Омонимы, синонимы, антонимы в устной речи.
  3. Разговорность стиля.
  4. Риторические фигуры в речи.
  5. Передача графических знаков в устной речи.
  6. Приемы толкования терминов и специальных слов.

Литература

  1. Далецкий Ч. Риторика / Ч. Далецкий.  М.,  2003.  С. 92-97.
  2. Стернин И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин.  М., 2007.  С. 78-84.

Тема 2.2   Культура спора

План занятия

  1. Характеристика понятия «спор». Классификация споров.
  2. Основные требования культуры спора.
  3. Поведение участников спора.
  4. Доказательство и аргументация в споре.
  5. Опровержение позиции оппонента.
  6. Классификация вопросов, виды ответов.
  7. Уловки в споре.

Практическая часть (дискуссия на тему «Речь – это своеобразный паспорт человека»).

Литература

  1. Введенская Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, Л.А. Павлова.  Ростов н/Д.,  2004.  С. 325-399.

Тема 3.2   Функциональные стили речи

План занятия

  1. Основные понятия раздела стилистика (стилистика, функциональный стиль, стилистические средства языка, стилистическая окраска, стилистическая сочетаемость, стилистические нормы).
  2. Основные типы стилей (книжный, разговорный, художественный). Характеристика стилей речи с позиций: цель, речевые особенности, набор языковых средств, речевые нормы.
  3. Характеристика стилистически окрашенных средств языка (эмоционально-экспрессивных, функциональных).
  4. Основные типы стилистических ошибок.
  5. Конспект, его виды; рецензия, аннотация.

Практическая часть (определение стилевой принадлежности текстов, характеристика языковых средств). Составление письменного рассказа на следующие темы в трех жанрово-стилистических вариантах: а) научное сообщение; б) деловое распоряжение; в) художественное описание «Вода», «Чай», «Экзамен».

Выполнение самостоятельной работы по теме, работа с тестом «Стилистика».

Вопросы к зачету

  1. Общение, его слагаемые и виды. Характеристика делового общения.
  2. Язык и речь в их соотношении. Типы речевых ситуаций. Коммуникативная грамотность специалиста.
  3. Виды речевого воздействия, их использование в профессиональном общении.
  4. Характеристика норм устной и письменной речи.
  5. Характеристика лексики русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления, стилистической окраски.
  6. Лингвистические словари и справочники.
  7. Характеристика основных коммуникативных качеств речи. Приемы толкования терминов и специальных слов.
  8. Классификация спора. Структура и виды доказательств.
  9. Понятие текста. Виды связи предложений в тексте; способы оформления связи высказываний.
  10. Понятие функционального стиля и жанра речи. Типы функциональных стилей. Характеристика научного стиля.
  11. Характеристика публицистического и делового стилей.
  12. Социолингвистика как наука. Характеристика литературного языка, просторечия, жаргона, диалекта.
  13. Иноязычная лексика в русском языке (причины проникновения, типы заимствований; фонетические, графические и морфологические особенности иноязычных слов).
  14. Орфография. Принципы русского письма. Орфограмма. Группы орфограмм-гласных, орфограмм-согласных.
  15. Устная и письменная речь в их соотношении. Структура устной речи (вступление, зачин, основная часть, заключение).
  16. Речевой имидж оратора. Речевое поведение говорящего. Условия эффективного слушания.
  17. Этапы подготовки публичной речи. Виды речи в зависимости от целевой установки.
  18. Виды информационных выступлений. Общие правила подготовки информационных выступлений. Публичные дискуссии и современное общество.
  19. Понятие о языковом паспорте. Языковой паспорт современного специалиста.
  20. Общение в Интернете. Правила общения. Достоинства и недостатки общения в Интернете в отличие от традиционного общения в реальной жизни.


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста»

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Форма подготовки (очная)

г. Дальнегорск

2011


Исправьте ошибки:

1. Ошибка на лексическую сочетаемость:

Сильный снегопад; сильная скорость; большая ссора; маленький ветер; маленький шрифт; создавать хорошее впечатление;  въехать в новую квартиру; что вы завтракали; в чём она была одета; с какого года рождения он; герой повести представляет из себя; по силе возможности; правая сторона костюма; левая сторона платья; делать горе другим нельзя; оплатите за проезд; по прибытию поезда; маленький шелест листьев; могу плавать; выполнить подвиг; делать пирог; крупно обидеть; сильная дружба.

2. Морфологические ошибки:

Пара сапогов, пара носок, пара погонов, несколько солдатов, компания гусаров, полк уланов; много монгол, много армяней, грузинов, осетинов; 10 грамм, 25 килограмм, 20 гектар, 10 амперов; нет делов; блюдцев, полотенцев, местов; 15 яблоков; по обоим сторонам, по обеим берегам; нет апельсин, мандарин, банан, помидор, абрикос, орех, рельс.

3. Составьте словосочетания  или предложения с  данными существительными, различающимися по  лексическому значению:

образы, образа; поясы, пояса; пропуски, пропуска; учители, учителя; зубы, зубья; корни, коренья; листы, листья; мужи, мужья; сыны, сыновья.

4. Исправьте синтаксические ошибки:

Относиться на запросы рабочих; беспокоиться за друга; это за то говорит...; писатель подробно описывает о жизни; нельзя не отметить о высокой активности; оплатить за проезд; уделять внимание на качество продукции; учиться на слесаря; учиться на фельдшера; выставка об успехах; заверения о готовности; равнодушие за судьбу; скупка вещей от населения; получить ответы по интересующим вопросам; показатели по использованию электроэнергии; соревнования по лучшей работе.

5. Исправьте стилистические ошибки:

Соревнования по бегу, по прибытию поезда, благодаря пожару; приехать к двадцатому декабрю; поздравить с девятым маем, поражаюсь вашему спокойствию, по линии усвоения учебного материала, в части подготовки кадров; это говорит за плохую дисциплину; соревнования по стрельбе; приехал с города; он выступал по линии критики; об этом он раскаивается; эта тема стоит ребром.

  1. Исправьте лексические ошибки:
  1. Заведующая библиотекой ведёт с читателями тесную связь.
  2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.
  3. Многие москвичи уделяют лыжному спорту свой досуг.
  4. Плохо обстоит вопрос и с закладкой нового сада.
  5. Черты футуризма, которые тогда ещё нёс Маяковский, проявились в этом произведении.

7. Объясните следующие написания:

Вовремя –      во время

Оттого –        от того

Итак –            и так

Тоже –           то же

Также –         так же.

На каждый случай приведите примеры.

  1. Исправьте морфологические ошибки:
  1. На конференции не присутствовали только сотрудники, находящиеся в отпуску.
  2. Посевные площади в районе составляют  4039 гектар.
  3. Необходимо перенести спортивную работу непосредственно в цехе промышленных предприятий.
  4. Отчёт об этой конференции был представлен лишь к первому октябрю.
  5. Фёдоров умышленно старался воздерживаться от коментарий относительно достоинства экспериментов.
  6. Мы купили много апельсин и мандарин.
  7. На поверхности рельс матово поблёскивали огоньки уходящего поезда.
  8. В чемодане лежало много чулков и носок.

9. Исправьте лексические ошибки.

  1. Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего.
  2. Сейчас мы зримо видим эти черты в молодом поколении.
  3. Мцыри хотел обрести волю и свободу.
  4. Они, эти молодые, юные парни, всё выдержали и не сдались.
  5. Только что здесь лил сильный, проливной дождь.
  6. Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.
  7. Незнакомые раньше девушки подружились между собой.

10. Поставьте ударение в словах:

приданое

квартал

агент

свекла

шофёр

щавель

алфавит

арест

изобретение

красивее

мастерски

кухонный

положил

предложил

медикаменты

каталог

некролог

километр

коклюш

документ

начал

понял

брала

собрала

начала

приняла

поняла

миллиметр

молодёжь

 Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

  • знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
  • умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
  • владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
  • владение стилем профессиональной речи;
  • умение определять цель и понимать ситуацию общения;
  • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
  • навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
  • умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
  • высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
  • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
  • знание этикета и четкость выполнения его правил.

  1. Дайте определения точности, логичности и выразительности речи.
  2. Перечислите нормы современного языка, дайте их определения.
  3. Что вы знаете о техническом стиле речи, опишите его.

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста»

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Форма подготовки (очная)

г. Дальнегорск

2011


Основная литература

  1. Крысин, Л.П. Современный русский язык / Л.П. Крысин. – М.: Академия, 2007.
  2. Кузнецова, Н.В.  Русский  язык  и  культура  речи:  учебник.  –  М.: ФОРУМ;  ИНФРА-М,  2006.
  3. Бельчиков, Ю.А. Практическая стилистика русского языка / Ю.А. Бельчиков. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Русский язык: учебник для студентов средних учебных заведений / Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.; под ред Н.А. Герасименко. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная

  1. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф.П. Сергеев. – Волгоград, 2002.
  2. Розенталь, Д.Э.  Большой справочник по русскому языку / Д.Э. Розенталь. – М.: Оникс, 2008.
  3. Вопросы культуры речи / под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Наука, 2007.
  4. Макарова, Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность за 20 дней. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  5. Клеменчук, С.В. Русский язык и культура речи: курс лекций. – Дальнегорск: ДИЭИ, 2009.
  6. Клеменчук, С.В. Характеристика речевых ошибок и их предупреждение: методическая разработка. – Дальнегорск: ДИЭИ, 2006.
  7. Клеменчук, С.В. Русский язык: сборник тестов / С.В. Клеменчук. – Дальнегорск: ДИЭИ, 2009.
  8. Симакова, Е.С. Русский язык. Выразительность русской речи / Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  9. Розенталь, Д.Э.  Большой справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и образование, 2008.
  10. Розенталь, Д.Э.  Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  11. Штудинер, М.А. Словарь образцового русского ударения. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  12. Универсальный справочник старшеклассника / под ред. А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.

Информационные ресурсы

  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.Грамота.РУ
  2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramma.ru
  3. Структурные элементы научного и технического письменного текста и их языковое оформление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc-style.ru
  4. Русские словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.slovari.ru

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. ДАЛЬНЕГОРСКЕ

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине «Коммуникативная культура специалиста»

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Форма подготовки (очная)

г. Дальнегорск

2011

Архаизмы  устарелые названия актуальных понятий, у которых есть другие, современные названия.

Высказывание – коммуникативная единица речи.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному.

Диалектизмы – характерные для территориальных диалектов языковые особенности, включаемые в литературную речь.

Жаргонизмы  слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-либо жаргону - социальной разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий, общественного положения.

Индуктивный метод изложения – изложение материала от частного к общему.

Интернационализмы  заимствованные русским языком слова, свойственные в том же значении многим другим, в том числе неродственным, языкам и созданные главным образом на основе греческих и латинских морфем: ассоциация, инерция, классификация.

Историзмы – слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления; ставшие неактуальными понятия: боярин, вече, опричник.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску: безвыходность, бессмертие, стимул, эффективный.

Компетенция коммуникативная – умение владеть развитием речевого акта, реагировать на ситуацию в соответствии с целями общения; знание норм общения.

Компетенция лингвистическая – знание языковых норм, владение функциональными стилями речи, осведомленность об источниках языковых норм, умение самостоятельно развивать навыки использования языка.

Компетенция поведенческая – знание этики и этикета, умение строить отношения с людьми в духе  терпимости и взаимного уважения.

Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимоотношение между выступающим и слушателями.

Концентрический метод – метод изложения материала вокруг главной проблемы.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные  средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Лексика – вся совокупность слов какого-либо языка, а также часть этих слов, употребляющихся в определённой сфере( лексика профессиональная, жаргонная и т.д.).

Лексикография – раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, рассматривающий в различных аспектах основную единицу языка - слово.

Лексические нормы – правила использования слов в речи.

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.

Межстилевая лексика – слова, не закреплённые за каким-либо стилем, свободно употребляющиеся во всех стилях.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов.

Многозначность – наличие у слова нескольких значений.

Морфологические нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.

Научная лексика – слова, характерные для научного стиля. Это общенаучные и узкоспециальные термины, а также слова, называющие отвлечённые понятия и не содержащие оценок.

Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящими.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека.

Оратор – тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром красноречия.

Орфоэпические нормы – произносительные нормы устной речи.

Официально- деловая лексика – слова и обороты, характерные для делового стиля в его разновидностях.

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Понятность речи – доступность, доходчивость речи для тех, кому она адресована.

Просторечная лексика – это область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы: мамаша, одёжа, одеколончик, больница,  болючий, издаля, намедни и т.д.

Профессионализмы  слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся, в отличие от терминов, полуофициальными названиями понятий данной профессии.

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.

Разговорная лексика  слова, имеющие несколько сниженную стилистическую окраску и характерные для разговорного языка, т. е. устной формы литературного языка.

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие.

Речевая деятельность – процесс, который складывается из деятельностных актов.

Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять.

Речевое событие – основная единица речевого общения, включающая словесную речь и условие, обстановку, в которой происходит общение.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, правила речевого поведения для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга. 

Синтаксические нормы – правила использования синтаксических конструкций.

Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стилистически окрашенная лексика – слова, характерные для того или иного функционального стиля.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

Текст – несколько предложений или абзацев, связанных в единое целое темой и основной мыслью.

Термины  слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки. Техники, сельского хозяйства, искусства.

Точность речи – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных лексических единиц.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социальной сфере общественно-речевой практики людей.

Чистота речи – незасорённость её внелитературными элементами, а также словами-«сорняками».

Языковая норма – принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и др. языковых средств.

Использованная литература:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший балл» Ростов н/Д. Феникс, 2002.
  2. Краткий справочник по современному русскому языку/ Л.Л.Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. Под ред. П. А. Леканта.-М.:Высш.шк.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методическое пособие по физической культуре для начальной школы

Учебно-методическое пособие по физической культуре подвижные игры в начальной школе...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Электронный учебно-методический комплект по физической культуре для учащихся 5-9 классов

Электронный учебно- методический комплект разработан Кравчук татьяной Михайловной, учителем физической культуры МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями к УМК. Материал представл...

Электронный учебно-методический комплект по физической культуре для 5-9 классов

Электронный учебно- методический комплект разработан Кравчук татьяной Михайловной, учителем физической культуры МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями к УМК. Материал представл...

Учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой учебной нагрузки

Статья "Учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой учебной нагрузки"...

Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Учебно-методическое обеспечение уроков  физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе...