Классификация речевых нарушений.
консультация на тему

Самойлова Ольга Николаевна

Данная работа представляетс собой материал к практическому семинару для учителей - логопедов и врачей - неврологов, осуществляющих совместно лечебно-коррекционную деятельность в условиях реабилитационного центра. Целью семинара является повышение эффективности процесса реабилитации детей с ОВЗ путём совершенствования диагностиче ского этапа, а имменно определения структуры и выраженности речевых дефектов у пациентов.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassif._rech._narusheniy.doc52.5 КБ
Package icon klassif._rech._narusheniy.zip158.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для специалистов (врачей) реабилитационного центра.

Для эффективной коррекции требуется не только точно определить, какие компоненты речи нарушены, но и раскрыть механизмы, формы и виды речевых расстройств.

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе двух классификаций: психолого – педагогической и клинико – педагогической (слайд №1).  

При обследовании детей с сохранным интеллектом логопедами используется следующая симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация (слайд №2):

  • Фонетическое нарушение речи (ФНР).
  • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
  • Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня) и нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

Клинико-педагогическая классификация выделяет нарушения письменной и устной речи.

К нарушениям устной речи относятся (слайд №3):

  • дислалия; 
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • дисфония;
  • заикание;
  • брадилалия;
  • тахилалия. 

Все вышеперечисленные нарушения устной речи относятся к группе нарушений произносительной стороны речи. Кроме них, в нарушениях устной речи еще есть системные или полиморфные нарушения (слайд№4):

  • алалия;
  • афазия.

Нарушения письменной речи подразделяются на:

  • дислексию;
  • дисграфию.

Обе классификации нарушений речи отражают современное состояние теории логопедии. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга. Признаки, положенные в основание психолого-педагогической классификации, позволяют организовать групповые формы коррекционно-воспитательного процесса и логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.

Варианты пересечения двух классификаций рассматриваются на примере реальных случаев из практики специалистов реабилитационного центра (слайды №5, №6).

  • Нарушение темпа и ритма речи: 

— заикание,

— тахилалия,

— брадилалия,

— спотыкание (полтерн).

  • Фонетическое нарушение речи:

        — дислалия,

        — дизартрия или стертая дизартрия,

                                                            — нарушения голоса,

-     нарушение темпа и ритма речи,

                                                            — ринолалия.

  • Фонетико-фонематическое нарушение речи:

        — дислалия,

        — дизартрия или стертая дизартрия,

 — нарушения голоса,

-     нарушение темпа и ритма речи,

        — ринолалия.

  • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи:

        — выход из моторной (сенсорной) алалии,

        — по типу задержки речевого развития,

-     нарушение темпа и ритма речи,

        — невыясненного патогенеза.

  • Общее недоразвитие речи:

— моторная алалия,

— сенсорная алалия,

— сенсомоторная алалия,

— дизартрия или стертая дизартрия,

-    нарушения голоса,

-     нарушение темпа и ритма речи,

— ринолалия,

— невыясненного патогенеза.

Для детей с сохранным интеллектом в логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

1 класс 1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.

 1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.

2 класс 2 полугодие- 4 класс 1 полугодие -  Нарушения устной речи (если есть). Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды (по Р.И. Лалаевой)).

 4 класс 2 полугодие –  Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография».

Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения.

  • Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости.
  • Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
  • Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.

Дети с нарушениями слуха:

Дошкольный возраст:

 Примерные формулировки логопедических заключений:

 Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.

Школьный возраст:

 Примерные формулировки логопедических заключений:

 • Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.

 • Недостаточная сформированность средств языка (если есть). Нарушения процессов формирования чтения.

Использованные материалы:

  1. Методические рекомендации по постановке логопедического заключения учителями-логопедами.  Петрозаводск                        2012

Составители: Черкасова Н.И., учитель-дефектолог, заместитель директора ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; Бряткова А.В., учитель-логопед, ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; Суровцева Н.В., учитель-логопед ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования; Королевская М.Ю., учитель-логопед МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Петрозаводск.

 Консультант: Ершова О.А., зав. отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ РК ИПКРО

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
  2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.



Подписи к слайдам:

Симптомологическая (психолого-педагогическая) и клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
Подготовила материалСамойлова Ольга Николаевна.
Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
Фонетическое нарушение речи (ФНР). Нарушена фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). Кроме нарушений произносительной стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).При нормальном звукопроизношении и относительно сохранных фонематических процессах ограничен словарный запас, проявляются нарушения грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня) и нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). Нарушаются все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств.
Нарушения произносительной стороны речи:дислалия ринолалия дизартриядисфония (афония) заиканиебрадилалиятахилалия
Нарушения устной речи.
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба)
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами
отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологиче­ских изменений голосового аппарата
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
патологически замедленный темп речи
патологически ускоренный темп речи
Клинико-педагогическая классификация.
Системные или полиморфные нарушения речи:алалияафазиядислексия дисграфия
Нарушения устной речи.
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи.
частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, в аграмматизме
частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Пересечение классификаций.
нарушение темпа и ритма речи:
заикание
тахилалия
брадилалия
спотыкание (полтерн)
фонетическое нарушение речи:
дислалия
дизартрия
нарушения голоса
нарушение темпа и ритма речи
ринолалия
фонетико-фонематическое нарушение речи:
дислалия
дизартрия
нарушения голоса
ринолалия
нарушение темпа и ритма речи
Пересечение классификаций.
недоразвитие лексико-грамматического строя речи:
выход из моторной (сенсорной) алалии
по типу задержки речевого развития
нарушение темпа и ритма речи
невыясненного патогенеза
общее недоразвитие речи:
моторная алалия
сенсорная алалия
сенсо-моторная алалия
дизартрия или стертая дизартрия
нарушения голоса
нарушение темпа и ритма речи
ринолалия
невыясненного патогенеза
Пересечение классификаций.
дети до трёх лет:
задержка речевого развития +дизартрия;нарушение темпа и ритма речи;ринолалия; нарушения голоса
системное недоразвитие речи тяжелой, средней и лёгкой степени+дизартрия;нарушение темпа и ритма речи;ринолалия; нарушения голоса
дети с УО:
дети с ЗПР:
школьники с сохранным интеллектом:
дети с нарушениями слуха:
системное недоразвитие речи тяжелой, средней и лёгкой степени +дизартрия;нарушение темпа и ритма речи;ринолалия; нарушения голоса
ОНР, ЛГНР, ФНР, ФФНР, трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процессов формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия), +дислалия, дизартрия;нарушение темпа и ритма речи;ринолалия; нарушения голоса
недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха, трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процессов формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия)+дизартрия;нарушение темпа и ритма речи;ринолалия; нарушения голоса
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Презентация. Классификация речевых нарушений. Нарушения устной и письменной речи

Презентация Классификация речевых нарушений.Нарушения устной и письменной речи...

Методический материал для расширения профессиональной компетенции педагогов "Классификация речевых нарушений".

Реалии сегодняшнего времени таковы, что сурдопедагогу нужно быть профессионально разносторонним специалистом, "подкованным в различных областях дефектологии. В школу I и II вида приходят учащиеся VIII...

Классификации речевых нарушений

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отно...

Классификация речевых нарушений

Классификация речевых нарушений...