Методические рекомендации по написанию и оформлению исследовательской работы
учебно-методический материал на тему

Иванова Марина Геннадьевна

Данные рекомендации разработаны на основе общепринятых норм оформления исследовательских работ. Они помогут учащимся и педагогам подготовить и правильно оформить работу для представления на конкурс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Зеленогорский дом детского творчества Курортного района Санкт-Петербурга

Рекомендации по написанию и оформлению исследовательских и творческих работ (разработаны в соответствии с новыми требованиями Городского дворца творчества юных методистом ГБОУ ДОД ДДТ Ивановой Мариной Геннадьевной).

1 этап.

Выбор темы:

- тема не должна быть слишком общей, глобальной;

- при выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе (в тематическом каталоге библиотек);

- исследование начать с вопроса, на который автор хотел бы получить ответ, опирающийся на фактический материал, выстроенный строго логически, являющийся итогом работы.

Чтение литературы по выбранной теме:

- необходимо различать научную, научно-популярную и литературу псевдонаучного характера;

- литература может быть не только прямо относящаяся к вашему вопросу, но и косвенная;

- необходимо, читая литературу, сразу же составлять библиографические карточки, где указываются автор, название, место и год издания, издательство, страницы, данные, о которых прочитал в данном издании;

-использовать специальные словари терминов;

- проанализировать прочитанное, установить четкие хронологические рамки, в виде тезисов сформулировать основные смысловые блоки.

2 этап.

Составление плана:

- план составляется по проблемному (изучение нескольких явлений и связей между ними) или хронологическому (от прошлого к настоящему) принципу, возможно сочетание обоих принципов;

- традиционным является следующий план:

Введение.

Основная часть (возможно деление на главы).

Заключение.

Список использованной литературы и других источников.

Приложение (по усмотрению автора).

Во введении обосновать актуальность темы, сформулировать основные вопросы,  которые необходимо раскрыть в работе, дать краткую характеристику использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней выбранной темы.

Основная часть достаточно полно раскрывает все пункты плана, логически и последовательно излагая материал, каждую главу рекомендуется заканчивать кратким выводом.

В заключении обобщается изложенный материал, формулируются  общие выводы, итог поиска, оценка результата своего труда, предположения о дальнейшей деятельности.

Во всей работе, особенно во введении и заключении присутствует личное отношение автора к раскрываемым вопросам.

3 этап.

Написание работы:

- излагать материал в работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания литературных источников;

- работа пишется грамотным литературным языком, сокращения слов в тексте не допускается;

- все страницы пронумерованы арабскими цифрами, исключая титульный лист;

- в начале работы дается оглавление с указанием страниц;

- работа пишется  в формате А4, заполненном с одной стороны;

- обязательна электронная версия работы.

4 этап.

Оформление цитат и ссылок:

- библиографические ссылки употребляются: при цитировании; при заимствовании положений, статистических данных, таблиц, иллюстраций;

- при цитировании знаки препинания расставляются в соответствии с правилами русского языка;

 Виды библиографических ссылок:

внутритекстовые (непосредственно в строке после текста);

подстрочные (сноски внизу страницы);

затекстовые (ссылки в конце главы или текста);

- в ссылке указывается фамилия автора, название и год выхода работы, страница, с которой взята информация;

- отсылка к списку литературы (указывается порядковый номер издания в общем списке, страница).

5 этап.

Составление списка использованной литературы и источников:

- общий список использованных источников и литературы должен включать не менее 5-10 работ, расположенных в алфавитном порядке авторов или заглавий, в том случае, если перед ними фамилии авторов не указаны;

- в список вносятся те работы, которые непосредственно использованы в работе;

 Для книг указываются: фамилия и.о. автора, заглавие, место, издательство, год, страницы.

Примеры: Вильчковский С.Н. Царское Село/ С.Н. Вильчковский. – СПб.: Титул,1992.-

 276 с.

Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, с Васильевским островом, Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою. – СПб.: Гоппе и Корнфельд, 1867. – 987 с.

 Для статьи из сборника указываются: фамилия и.о. автора, заглавие// заглавие сборника, место, год, страницы.

Пример: Барбинова Г.В. Деревянные двери и ворота Санкт-Петербурга// Четвертые открытые слушанья «Института Петербурга»: ежегодная конференция по проблемам петербурговедения. – СПб., 1997.- С. 18-27.

Пример для статьи из энциклопедии: Берташ А.В. Горностаев А.М./ А.В. Берташ, Б.М. Кириков// Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия в 3 т. – СПб, 2003.- Т.2, кн. 2 – С. 163-165.

Для статьи из журнала: фамилия и.о., заглавие// заглавие журнала, год, номер, страницы.

Пример: Прошин Г.Г.  Символы Санкт-Петербурга// Наука и религия.- 1994. - №2. – С. 10-14; №4. – С. 10-13.

Для статьи из газеты: фамилия и.о., заглавие// заглавие газеты, год, число и месяц, страницы.

Пример: Карохин Л. По проспектам Месмахера// Вечерний Ленинград. – 1991. – 14 марта. – С. 4.

Пример для электронных ресурсов: Авиаторы Второй мировой: [сайт] / Харин В.В. – 2003. – URL: http: // www. Allaces. Ru / (дата обращения 17.03.2009).

6 этап.

Содержание и оформление приложений:

- в приложения включается материал, нарушающий восприятие основного текста (заимствованные или составленные автором самостоятельно таблицы, схемы, графики, словари терминов, фотографии, рисунки);

- страницы приложения продолжают сквозную нумерацию страниц;

- приложение должно иметь пояснительную подпись с обозначением изображенных лиц, исторического события (с указанием места и даты) или памятника культуры (с указанием авторства, местонахождения и времени создания);

- приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения («Составлено по…», «ксерокопировано с …», «перефотографировано с …» и т.д.);

- произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.

Образец титульного листа.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №…

Курортного района Санкт-Петербурга

Районный конкурс исследовательских работ

Название конкурса

Название работы

Работу выполнил учащийся … класса

Фамилия, имя, отчество.

Руководитель: Фамилия, имя, отчество,

Должность, место работы.

Контактный телефон:

Электронный адрес

Санкт-Петербург, го


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине "Экономика отрасли".

В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по экономике отрасли, тематика курсовых работ и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курс...

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе

В работе представлены методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ  по литературе. Разработка включает в себя приложение, представляющее вариант творческого исслед...

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов

В настоящее время   проектная деятельность  стала неотъемлемой частью обучения. В материале кратко описана структура проекта, даны рекомндации по оформлению и защите исследовательских р...

Методические рекомендации для учащихся по проведению исследовательской работы

К элементам исследовательской деятельности относятся:1. Методы исследования.2. Наличный экспериментальный материал.3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.Научно-исследовательская деятельно...

Методические рекомендации по написанию школьного реферата, проектной работы

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.Для многих педагогов сегодня уже стали привычным...