Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов
учебно-методический материал на тему

Гришанова Надежда Валерьевна

В настоящее время   проектная деятельность  стала неотъемлемой частью обучения. В материале кратко описана структура проекта, даны рекомндации по оформлению и защите исследовательских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гришанова Н.В., педагог дополнительного образования

МОАУ ДОД «ЦДТ»

Методические рекомендации по написанию,

оформлению и защите ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов. У Бернарда Шоу есть такое высказывание: "Единственный путь, ведущий к знаниям  - это деятельность". В нашем случае  проектная деятельность  стала сегодня неотъемлемой частью обучения.

Ученики нашей студии принимали участие в окружном этапе научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» пять раз. Я хотела бы кратко рассказать о требованиях окружных комиссий, о структуре проектов, акцентировать внимание на ошибках наиболее часто встречающиеся в работах.

На городском этапе конкурса наряду с исследовательскими допускаются и творческие проекты. На окружном этапе творческие работы и рефераты не рассматриваются. Автор должен пробовать себя непосредственно в качестве ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Первый этап работы – это выбор и формулировка темы исследования. Тема должна быть:

  • актуальной, понятной и конкретной.
  • заключать в себе вопрос, на который автор будет отвечать, или идею, которую автор будет доказывать.
  • интересной и важной для автора.

Например: Темы рефератов/для исследовательских работ:

 Леонардо да Винчи — художник и ученый/ Влияние деятельности ЛД на мировую науку и искусство.

 Экономные раскладки деталей одежды/ Анализ плотных раскладок деталей одежды с целью экономии материала

Название  исследовательской работы отражает тему ИССЛЕДОВАНИЯ.

Например: Анализ чего-то… Влияние чего-то на что-то… Исследование чего-то…

На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности педагог предлагает опорную схему. Схема стандартная.

  1. Титульный лист
  2. Аннотация
  3. Введение
  4. Основная часть (текст, чертежи, иллюстрации)
  5. Выводы
  6. Список литературы
  7. Содержание.

1. Титульный лист заполняется в соответствии с требованиями конкурса, прописанными в положении. При их отсутствии титульный лист заполняется стандартно: название конференции (мероприятия), направление и/или название работы, данные об авторе, данные о руководителе, год.

 2. Аннотация. Наиболее часто встречаются замечания по написанию аннотаций.
Неспособность правильно составлять аннотацию (резюме) своего проекта будет свидетельствовать об отсутствии у автора четких представлений о целях и путях реализации предлагаемого проекта.
Что такое авторская
аннотация к статье или проекту? Это краткая характеристика работы, содержащая только перечень основных вопросов. Это обобщение!!!!
При написании аннотаций мы руководствуемся рекомендациями Доктора педагогических наук Сысоева.  Он обращает внимание на следующие вопросы:

Лимит слов. При написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов (По положению: не более 50, 100, 200 или 400; Меньше можно, НО если требуется написать 400 слов – 50 писать нельзя – нечего сказать).

Временное единство. Аннотации к уже написанным статьям и исследованиям логичнее всего писать в прошедшем времени.

Структура. При написании аннотации необходимо придерживаться общепринятой структуры (Актуальность, Постановка проблемы, Пути решения проблемы, Результаты, Вывод) На каждый из разделов может отводиться по одному предложению. Поэтому четкость изложения мысли является ключевым при написании аннотации.

Простота в изложении. Язык аннотации должен быть простым и понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины. Для четкости выражения мысли следует использовать клише (стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний) «В работе рассмотрены… / При написании проекта изучены / В таблице представлены / проанализированы / обобщены / проверены …».

Отсутствие деталей. В аннотации необходимо избегать лишних деталей и конкретных цифр (конкретные результаты отражаются не в аннотации, а разделе «Выводы»)

Ключевые слова. Достаточно часто авторов просят выделить ключевые слова работы. Это делается для поисковых систем и классификации статей по темам. В интересах автора указать наибольшее количество ключевых слов (в рамках оговоренного лимита) для увеличения шансов нахождения статьи через поисковые системы.

3. Введение. Цель – ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса. Введение должно быть конкретное. Часто звучит замечание – много воды, не понятна суть проблемы….

Что включает  введение: необходимо определить объект и предмет исследования.

Объект — это процесс или явление взятое исследователем для изучения.

Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования.

Например, Если мы исследуем влияние каких-либо вредных факторов на зрение человека

Объект – человек, предмет – глаза человека

Исследуем особенности воображения семилетних детей

Объект – дети 7-ми летнего, предмет – воображение

Тема проекта Рейзиной Алины «Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению  русской народной культуры»

Объект – русская культура, предмет – средства приобщения к её изучению

Т.е предмет вытекает из объекта.

   Кроме того, во введении формулируется    постановка проблемы, актуальность исследования, цели и задачи исследования, какие вопросы рассмотрены в работе (индивидуально и зависит от темы исследования).

Т.к работа является исследовательской, необходимо указать какие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  применялись при работе над проектом.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это способы достижения цели ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ!!! Виды методов исследования хорошо и многократно описаны в интернете.

  1. Основная часть проекта – непосредственно сама исследовательская работа. У каждого она своя, в зависимости от темы, цели, задач…

Но здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты (частые замечания):

Ссылки: Ссылка это запись, которая используется для связи различных разделов документа.

Если используете прямое цитирование, необходимо соблюдать  точное соответствие источнику, без искажений и пропусков, изменяющих смысл, без изменения орфографии и пунктуации.  Цитата всегда вносится в текст в кавычках; обязательно указывается автор цитаты.

Например:

Именно знание истории А.Н.Томилин считает важным фактором: "Вряд ли человек может считать себя специалистом, не зная истории той отрасли, которой он занимается" [5, с.3].

В квадратных скобках указывается номер источника в списке используемой литературы и страница в источнике.
При использовании эпиграфа  необходимо указать автора. Кавычки и ссылки не ставятся.

Например:

Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Косвенное цитирование – пересказ  материалов из научных источников. При этом обязательны ссылки на источники и авторов

Например:

В монографии Ф.М.Пармона «Народный костюм: истоки дизайна», по мнению доктора искусствоведения, профессора А.Н.Лавреньтева, представлен уникальный материал для создания современных костюмов в народном стиле [3, с.1].

При этом также в квадратных скобках указываем, каким пунктом числится данный научный источник в списке л-ры, на какой странице данная цитата находится.

В случае прямого заимствования чужого авторского текста без ссылки на источник такое заимствование называется плагиатом и карается  Законом об интеллектуальной собственности и авторских правах.

В тексте необходимо делать ссылки на приложения. В проектах для научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» допускается не более 10 страниц печатного текста (указан шрифт, размер, интервал, отступы). Если не уложились, можно оформить приложение. В этом случае в тексте в круглых скобках дается ссылка

ТЕКСТ (Приложение1). ТЕКСТ

А в конце проекта, после списка используемой литературы и содержания прикладываются приложения. Количество и размер их в положении не регламентируются.

Ссылки на иллюстрации также даются в круглых скобках:

Например:  ТЕКСТ (Илл.I). ТЕКСТ

Иллюстрации нумеруются римскими цифрами. Не более 10 по положению.

В основной части: Раскрываем тему, выполняем цель, решаем задачи… И (ВАЖНО) используем все заявленные во введении методы исследования.

Выводы. (Часто звучит замечание: Написали целую страницу, я должен найти и выявить суть). Кратко формулируются основные результаты работы в виде УТВЕРЖДЕНИЯ, а не перечисления того, что было сделано. Выводы должны быть краткими, точными, 2-3 пункта.  Если работе было найдено практическое применение – доказать, подтвердить. Если только планируется – рассказать.

  1. Далее оформляется список литературы в соответствии с ГОСТом.

         Правила для оформления списка л-ры:

1)  В алфавитном порядке по фамилии автора, т.е. сначала указывается фамилия, потом инициалы;

2) Последовательность: Имя автора, название книги, город издания (сокращаются только города МОСКВА, С-ПБ),:, название издательства, год издания.

3) После года издания знаки препинания не ставятся. После последнего пункта – ТОЧКА.

6. Содержание – перечисление пунктов проекта.

7. Приложения – текст, рисунки, графики, чертежи, размер и количество приложений не регламентируется.

Для защиты необходимо подготовить доклад (регламент 10 мин.), в котором раскрывается содержание рассматриваемой темы, формулируются выводы о проделанной работе. Должны соблюдаться последовательные переходы от пункта к пункту. Доклад сопровождается логичной слайдовой презентацией. Необходимо потренироваться, чтобы соблюсти лимит времени, данный на защиту
Автор должен быть готов ответить на дополнительные вопросы
, пояснить и уметь доказать свою точку зрения на разработанную проблему.

Критерием оценки исследовательской работы являются самостоятельность и степень разработанности темы, а также умение пользоваться литературой, обоснованность выводов, правильность оформления работы и грамотная защита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

Данное пособие создано в помощь учащимся при написании научно-исследовательской работы. В данном пособии описаны современные требования к оформлению написания работы и тезисов. Методичка подскажет уча...

Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовых работ

В процессе обучения в колледже  студент выполняет несколько курсовых работ.Курсовая работа – это серьезное комплексное, объемное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студ...

Методические рекомендации по написанию и оформлению исследовательской работы

Данные рекомендации разработаны на основе общепринятых норм оформления исследовательских работ. Они помогут учащимся и педагогам подготовить и правильно оформить работу для представления на конкурс....

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе

В работе представлены методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ  по литературе. Разработка включает в себя приложение, представляющее вариант творческого исслед...

Методические рекомендации по написанию и защите рефератов по учебной дисциплине "Менеджмент"

Методические рекомендации представляют собой совокупность учебно-методических материалов для подготовки рефератов по дисциплине "Менеджмент" и созданий презентаций по защите рефератов...

Презентация к методическим рекомендациям по написанию исследовательских проектов

Презентация логично сопровождает  доклад "Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов....